Относительное большинство экспертов полагает, что у либеральных сил в России есть будущее. Такой вывод можно сделать по итогам экспертного опроса "Перспективы либерализма в России: кто виноват и что делать?" проводившегося специалистами Центра медиаисследований Университета истории культур по заказу Центра Витте в первой декаде сентября.

В опросе приняли участие 23 эксперта: президент Института национальной стратегии Станислав Белковский, президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов, политолог Александр Кынев, президент ИИЦ "Панорама" Владимир Прибыловский, вице-президент Российской ассоциации политической науки Ростислав Туровский, заместитель главного редактора журнала The New Times Илья Барабанов, редактор отдела политики ИА "Росбалт" Иван Преображенский, директор "Полит.Ру" Олег Попов, директор Института национальной стратегии Михаил Карев, директор информационного агентства "Новый регион" Сергей Комаров, эксперт фонда "Либеральная миссия" Максим Артемьев, координатор Общественной коалиции в защиту Москвы Елена Ткач и другие.

Анкеты, предложенные экспертам, содержали семь вопросов, посвященных актуальным проблемам либерализма в России. Отвечая на большинство из них, респонденты имели возможность выбрать один из предложенных вариантов ответов или сформулировать собственный. Также эксперты могли при желании прокомментировать свои ответы. По 17% опрошенных экспертов дали категоричные и взаимоисключающие ответы на вопрос "Есть или нет в России перспективы у либеральных политических сил", высказав твердое "Да" или твердое "Нет". Еще 39% респондентов считают, что либерализм в России, скорее всего, имеет политические перспективы, тогда как 26% усомнились в этом. Таким образом, относительное большинство экспертов (56% протии 44%) полагают, что политическое будущее у либеральных сил все же есть.

Это связано, по мнению оптимистически настроенной части респондентов, с тем, что в последние годы в стране появилась социальная база либерализма - вырос "средний класс", у которого формируется запрос на защиту своей собственности и прав от посягательств коррумпированной бюрократии. Россия, как подчеркивали опрошенные, достаточно европейская страна, чтобы либеральные ценности в ней рано или поздно вернули себе тот уровень поддержки, который был у них в начале 90-х годов. Однако нынешняя политическая конфигурация, согласно мнению экспертов, не позволяет надеяться, что ренессанс либерализма наступит в России слишком быстро.

Относительно того, чего не хватает российским либералам для завоевания популярности у населения страны (вопрос предполагал несколько вариантов ответа), большинство экспертов назвали дефицит новых лидеров со свежими идеями и отсутствие содержательной программы, ориентированной на нужды россиян. Оба этих ответа получили по 57% голосов респондентов, тогда как другие варианты набрали заметно меньшее число сторонников. Так, например, в том, что либералам не хватает оппозиционности и независимости от власти убеждены 22% экспертов, 17% полагает, что либералы нуждаются большей поддержке первых лиц государства, а об отсутствии необходимого финансирования упомянули всего двое экспертов (9% от общего числа опрошенных).

Как считают эксперты, нынешние лидеры либерального движения являются в основном политиками ельцинского призыва, растерявшими свою популярность многие годы назад и сейчас вызывающими у населения лишь стойкое отторжение. Неспособность договориться между собой и выработать единую позицию по текущей повестке, постоянные конфликты с соратниками по либеральному лагерю, интриги и скандалы, а также закулисные игры с Кремлем, лишь усугубляют общую неприглядную картину. Такие лидеры, по мнению экспертов, не то, что не готовы предложить новых серьезных идей и конструктивных программ развития страны, но и элементарно не могут критически оценивать самих себя и свои действия.

Основную ответственность за дискредитацию либерального дискурса в России (предполагалось не более трех вариантов ответа) эксперты возложили на Анатолия Чубайса (65%), Егора Гайдара (52%) и Бориса Немцова (22%). По 13% голосов получили Михаил Прохоров и Константин Боровой, еще столько же респондентов решили, что ответственных искать не стоит. По 2 голоса (около 9%) досталось Валерии Новодворской, Григорию Явлинскому, Алексею Кудрину, Ирине Хакамаде и Сергею Кириенко. Среди предложенных самими экспертами политических фигур лидируют Борис Ельцин и Владимир Путин - каждый из них набрал по 2 голоса (9%).

Среди комментариев преобладали мнения, что основной урон либеральному дискурсу в сознании россиян был нанесен, прежде всего, непрофессиональными и антисоциальными "реформами", грабительской приватизацией и залоговыми аукционами. Окончательная же дискредитация либерализма произошла тогда, когда избиратели осознали, что авторы и проводники этих "реформ" не собираются не только исправлять свои ошибки, но и элементарно извиниться за тяжелейшие последствия собственных экспериментов.

Отвечая на вопрос, с какой из персон у участников анкетирования ассоциируются достижения либеральной идеологии и практики в России, определить таковую не смогли 39% опрошенных. Из предложенных кандидатур 87% респондентов назвали реформаторов-практиков, активно вовлеченных в госуправление в 1990-х и 2000-х годах: Гайдара (35%), Чубайса (30%) и Кудрина (22%). Интересно, что два первых персонажа одновременно выступили в глазах экспертов и главными виновниками дескредитации либеральной идеологии в России, однако, как видно из результатов опроса, им приписываются и заметные достижения в ее продвижении. Между тем, еще один лидер "антирейтинга либералов" - Борис Немцов, также имеющий продолжительный опыт работы в органах исполнительной власти, в качестве драйвера либерализма в России был упомянут всего одним экспертом (4%), а экс-премьер Кириенко вообще не набрал голосов.

Согласно результатам опроса 35% экспертов не видят на сегодняшний момент политической партии, способной принести реальную пользу в деле продвижения либеральных ценностей и реформ в России. Из существующих партий наиболее перспективными были названы "Правое дело" (22%) и "Яблоко" (17%). Примечательно, что оппозиционная "Партия Народной Свободы" ("ПАРНАС") и ее главный оппонент - "Единая Россия" - набрали одинаковое количество голосов респондентов - по два голоса, что соответствует 9% на каждую из партий. Еще двое экспертов (9%) в рамках самостоятельно предложенных вариантов назвали потенциально успешной ныне пока не существующую партию национал-либерализма, которая совмещала бы в своей идеологии умеренно-националистические и либеральные принципы.

Выражая свое мнение о том, что в наибольшей степени мешает продолжению институциональных реформ российской экономики, 35% опрошенных указали на отсутствие четкого видения стратегии реформ среди элиты, а 22% - на отсутствие политической воли у руководства страны. То есть, больше половины экспертов считает, что опрос на дальнейшие реформы отсутствуют в среде самой правящей элиты, которую, по-видимому, устраивает существующее положение вещей. Примечательно, что лишь 4% респондентов полагает, что запрос на продолжение институциональных реформ отсутствует в обществе. Столько же (4%) экспертам уверено, что реформам вообще ничего не мешает.

На вопрос "Возможны ли либеральные экономические реформы без политической либерализации?" относительное большинство экспертов (43% против 39%) ответило утвердительно. По мнению этой части респондентов экономические и политические реформы лежат в разных плоскостях социальных отношений и могут реализовываться вне привязки друг к другу. В обоснование своего мнения некоторые из опрошенных лиц приводили в пример опыт Испании, Чили, Турции, Сингапура или Южной Кореи, где эффективные экономические реформы в свое время были проведены без расширения свобод в сфере политического жизнеустройства. Таким образом, экспертами был фактически поставлен под сомнение постулат современных радикал-либералов о политической либерализации как непременном условии либеральных реформ в экономике, делают вывод авторы исследования.