Федеральный еженедельник "Российские вести" публикует интервью о прошедших в Абхазии президентских выборах, их результатах, перспективах развития республики со специализирующимся на региональных проблемах политологом Амираном Лагвилава. Приводим его текст полностью:

Как Вы оцениваете победу Александра Анкваба на президентских выборах в Абхазии?

Для начала хотелось бы отметить, что прошедшие в Абхазии выборы ещё раз явили миру высокий уровень демократии в республике. Это очередная передача власти в республике демократическим способом в то время как в Грузии, куда Абхазию пытаются втолкнуть не признающие абхазские выборы НАТО, ЕС и другие институции, власть демократическим образом не передавалась ни разу. Поэтому, пока счет 3 -0 в пользу Абхазии.

Второе. Каждому времени - свой руководитель. На мой взгляд, победа Александра Анкваба - это прежде всего выбор народа, который не раз являл миру необычайный прагматизм и мудрость. Ведь сегодня у президента Анкваба много сложных и тяжелых задач, и работы предстоит очень много. Среди первоочередных я отмечу реформу государственного аппарата, ликвидацию существующих ныне дублирующих друг друга институтов власти. Необходимо, на мой взгляд, сократить госаппарат, сделать его более эффективным и прозрачным, и он, кстати, сам говорил об этом. Я думаю, что такой системный политик как Александр Анкваб, вне всякого сомнения, наведет в государстве нужный порядок. Хотя надо отметить, что Анквабу придётся нелегко. В первую очередь, ему будет необходима сплочённая команда профессионалов, независимых и честных, умеющих непросто слушать, но и слышать людей как он сам. Во внешней политике вряд ли что-то при Анквабе сильно изменится. Политика обеспечения независимости неизменна. Анкваб уже заявил, что Сухум готов к равноправному межгосударственному диалогу с Грузией, весь вопрос в том, готов ли Тбилиси к этому.

Что было бы, если бы победил Сергей Шамба или Рауль Хаджимба?

Победил тот, кто победил. Поэтому рассуждать на эту тему- неблагородное занятие. Одно знаю точно-внешнеполитический курс был бы неизменен - интеграция с Россией, открытый и равноправный диалог с Грузией. Что касается остального, то у обоих кандидатов были заслуживающие внимания программы. Уверен, что президент Анкваб воспользуется этим в интересах Абхазии.

Можно ли сказать, что избиратели, голосуя за одного из трёх кандидатов, все вместе выбирали курс на продолжение строительства суверенного государства?

Этот курс уже был выбран народом Абхазии на соответствующем референдуме ещё в 90-е годы.

На Ваш взгляд, какие первоочередные шаги сделает Анкваб?

Президент Анкваб, как опытный и системный политик, думаю, не будет предпринимать резких шагов. Я не думаю, что на следующий за инаугурацией день нас ожидает череда отставок. Хотя конечно, будет назначен премьер, и думаю, появятся новые интересные люди в правительстве. Для развития экономики Анквабу необходимо построить эффективный и прозрачно функционирующий госаппарат. Привлечь молодые креативные кадры, в том числе и из-за рубежа. При всем этом уверен что президент Анкваб не забудет и про социальную сферу, пенсионеров, медицинских работников, учителей, и т.д.

В выборный период много говорили о жесткости Анкваба, что вы думаете по этому поводу?

Хотя я и слышал много разговоров про авторитарный стиль работы Анкваба, я не думаю, что в условиях Абхазии он может иметь место. Это, на мой взгляд, лишь разговоры. К тому же не надо путать авторитаризм и верховенство закона. Поэтому я с большим оптимизмом смотрю на будущее Абхазии.

Говоря о региональных игроках, присутствуют ли у Турции интересы в Абхазии?

Безусловно у Турции есть свои интересы во всём Закавказье, да и не только там. Но и у Абхазии есть свои интересы в Турции. Там, как известно, проживает большая абхазская диаспора. В самой Абхазии проживает большое количество репатриантов из Турции, многие из них полностью интегрировались в наше общество. Когда в 90-е годы Абхазия переживала блокаду, в том числе со стороны России, перемещение грузов через границу поддерживалась республикой через Турцию.

При Анквабе турецкий вектор во внешней политике Абхазии может усилиться?

Не думаю, что благодаря Анквабу какой-то вектор может усилиться. Я, может, повторяюсь, но Абхазия не может быть изолирована. Сухум будет говорить с теми, кто готов на равноправной основе говорить с Сухумом.

Возможно ли взаимодействие Москвы и Анкары по вопросу признания независимости Абхазии?

Когда Абхазия провозгласила свою независимость, мало кто верил, что Россия когда-нибудь признает Абхазию. Однако как мы видим, жизнь течёт, и многое становится возможным. Это возможно. И кстати, я не исключаю в скором времени очередного витка признания Абхазии.

Соединённые Штаты не начнут ли рано или поздно переманивать Абхазию? В том числе через Турцию?

Абхазия слишком тесно связана с Россией. Это и экономика, и образование, и культура, и общая граница. Список можно продолжать бесконечно. Это выбор народа и переманить Абхазию вряд ли возможно.