ИА REGNUM представляет интервью с президентом Латвии Андрисом Берзиньшем. Краткие сведения из биографии: родился 10 декабря 1944 года в Нитауре. Сначала приобрёл специальность радиоинженера в политехническом институте, а 1988 году - окончил Латвийской государственный университет по специальности "планирование промышленности". С 1970 года - инженер, впоследствии - директор предприятия "Электрон". Состоял в КПСС. С 1988 года - заместитель министра бытовых услуг ЛССР. Возглавлял Совет народных депутатов и исполком Валмиерского района ЛССР. В 1990 году был избран в Верховный совет ЛССР, работал во фракции Народного фронта Латвии. 4 мая 1990 года голосовал за восстановление независимости. В 1993 году возглавил фонд приватизации при Банке Латвии. В 1993-2004 годах - президент АО Latvijas Unibanka. С декабря 2006 года по апрель 2009 года - председатель совета Latvenergo. В 2006-2010 годах на общественных началах работал президентом Торгово-промышленной палаты.

ИА REGNUM: Как вам кажется, продуктивна ли работа в стране с распущенным парламентом?

Если говорить о стране в целом, то на отражении в росте ВВП это пока не сказалось. За вторую четверть прирост составил 5,3 процента. Что же касается парламента, то некоторое торможение в политических вопросах наблюдается. Но и жизнь продолжается, несмотря ни на что. Завтра в парламенте 47 вопросов на рассмотрение и среди них важный закон по лесной промышленности. Так что парламент работает, и вопросы народного хозяйства решаются.

ИА REGNUM: Какие ваши политические убеждения? Либерал, консерватор?

Я не являюсь членом ни одной политической партии. Считаю себя центристом, без уклона вправо или влево. Сам я всегда очень взвешенно и с долей осторожности принимаю любые решения.

ИА REGNUM: Какие экономические решения нужно провести в стране в преддверие второй волны кризиса?

Что касается так называемой второй волны, то жизнь покажет, какой она будет и будет ли вообще. Ситуация пока неясная, но и не критическая. Полагаю, что первая волна, которая была довольна длинной, пройдена и уже есть хороший прирост.

Для самой Латвии важна стабильность в мире, особенно в Европе. Стабильность должна быть и в отношениях с нашими торговыми партнёрами. Считаю, что нужны ресурсы и для развития нашего народного хозяйства, так как до сих пор нет должного финансирования проектов со стороны коммерческих банков и правительства. Латвии нужен свой банк развития. Я беседовал и министром финансов, и с министром экономики, и с премьер-министром, и они обещали, что темпы создания такого банка ускорятся. Ведь чтобы увеличить экспорт, нужно увеличить и темпы финансирования.

ИА REGNUM: В какую сторону нужно идти Латвии в народном хозяйстве, какие отрасли развивать?

Все отрасли, пережившие кризис, показывают своим примером, что они понимают, как жить в такой экономике. Безусловно, им нужна помощь, ведь вместе с ними развивался бы и внутренний рынок, особенно теперь, когда такая нестабильность. Потому нельзя говорить об одной конкретной отрасли, а надо говорить о тех, кто пережил кризис. Всё же создаются маленькие предприятия, у которых будет рост в будущем. В роли президента я обязан помогать всем. И не моя задача выделять какую-то одну отрасль, поскольку для меня важны все.

ИА REGNUM: С кем из партнёров вы вели бы дела, как хозяйственник, в сфере экономики? Кого бы вы обозначили на Западе и Востоке как лучших партнёров для Латвии?

Могу сказать, из своего жизненного опыта, что Латвия - это мост между Западом и Востоком, Югом и Севером. Работая в банке, я не делил людей по странам, откуда они к нам приходили в качестве клиентов. У нас были и российские клиенты, такие как "Северстальлат". Банковский бизнес, конечно, это не управление государством, но сравнить с таким образом можно. Ведь если у людей был интерес и складывались хорошие человеческие отношения, то с ними я и работал.

Этот принцип виден и по нашим внешним торговым оборотам. Что касается примера наших соседей, то Литва - первая по уровню экспорта и импорта, Эстония с Россией делят второе место, следом идёт Германия. Нам важно, чтобы контакты развивались. Но в первую очередь нужен взаимный интерес. Во времена кризиса экономические связи ослабли. Однако страна встала на путь развития. А значит, нужно нарабатывать связи.

Во времена открытой экономики и глобализации у бизнеса нет границ. В наших магазинах представлен весь мир, а значит, и Латвия должна отвечать тем же. Наше географическое положение очень хорошее, поэтому нужно развивать транзит. С точки зрения философии, есть и извечный вопрос, кто правит миром - бизнес или государство, который актуален и для нашей маленькой страны, а не только для больших игроков.

ИА REGNUM: В случае распада еврозоны или грядущего падения евро, что нужно делать в стране, которая живёт с привязкой к евро?

Я лично считаю, что евро был, есть и будет. Валюта ослабла, хотя была 0,82 по отношению к доллару, а потом выросла до показателя 1,4. Следовательно, валюта свои позиции только укрепляет. В целом же падение будет стабилизировано и Латвия войдёт в еврозону.

Ситуация с внешним долгом у больших европейских стран рождает нестабильность еврозоны. И успешность еврозоны несколько зависит от поведения этих стран, хотя для меня сомнений в успехе мероприятия нет. Должен отметить, что это больше вопрос стабильности банковской системы.

Вопрос с евро как раз сейчас решается, и я вскоре встречусь с комиссаром по монетарным делам Олли Реном. Полагаю, что так у меня будет больше конкретной информации.

ИА REGNUM: Есть такое понятие "русский мир". Некоторые политические силы видят в нём угрозу, какое у вас отношение?

Для меня это что-то новое. Я столько лет прожил и проработал в Латвии, и ничего такого не наблюдаю в реальной жизни, скорее это какие-то политические установки. Лично для меня никакой угрозы не существует, а в преддверие выборов такие вопросы всегда поднимаются.

ИА REGNUM: То есть мнение Яниса Рейникса, представляющего Полицию Безопасности, и назвавшего русских Латвии "пятой колонной, вы не разделяете?

Нельзя сказать, что я могу проследить за всем. Но разница в политическом мышлении и реальной жизни всё же есть. Сам я так не думаю. Тем более: впереди выборы, перед которыми модно поднимать такие вопросы. Работая в парламенте, я ничего такого не слышал и не видел.

ИА REGNUM: Мэр Вентспилса влиятельный человек, многие вас сравнивают. Ждать ли нам сотрудничества в том или ином плане?

Я даже не знал, что меня сравнивают с Лембергсом, хотя мы начинали одинаково: председателями исполкомов. Однако я считаю сотрудничество между самоуправлениями важно для страны в целом. Недавно прошла встреча союза самоуправлений и ассоциации больших городов, куда были приглашены мэры девяти городов. Вентспилс тогда представлял заместитель Лембергса. Поднимались разные вопросы, в частности о фонде перераспределения средств. Также обсуждались сложные вопросы, связанные с социальной сферой и тогда мы решили проводить встречи с этими организациями на постоянной основе. После выборов придётся вернуться к утверждению бюджета и его консолидации, но вопросы самоуправлений считаю важными.

К примеру, развитие портов - это развитие самоуправлений. Я был в Лиепае, и там вопросов координации хоть отбавляй. Сейчас там темп жизни ускорился, и речь пошла о развитии железной дороги.

ИА REGNUM: Если бы парламент не был распущен, считаете ли вы, что через три года под руководством Домбровского правительство вышло бы на верный курс?

Уже прошло два месяца с начала моей работы. Я встречался с министрами и руководителями конкретных сфер. На мой взгляд, у них было видение того, как идти вперёд. Стабильность правительства зависит от парламента, а наработки были и можно было их продвигать. Курс был взят верный. Но им нужно было время, а времени у них не хватило.

ИА REGNUM: То есть решение о роспуске было популистским?

Ответить однозначно непросто, и сказать что-то мы сможем только через год-два. Как я и говорил, у депутатов были наработки, и сказать: дали бы они результат, - всё равно нельзя. Но потенциал был, и те, кто будут продолжать, уже придут к решению: углублять эти наработки или нет.

ИА REGNUM: Как вы расцениваете решение Урбановича о моратории на исторические вопросы? Ведь при возможности работы с партией "Единство" создастся сильная коалиция?

Касательно личностей и партий, мы сможем говорить после выборов. Это будет с моей стороны не корректно.

ИА REGNUM: Тогда как бы расценили такое качество для политика, как умение идти на компромисс?

Согласно теории политологии, вперёд двигают конфликты и умение вовлечённых в конфликты сторон идти на компромисс. Эта теория, которая работает на практике.