После провала саммита Медведев - Алиев - Саргсян в Казани, на котором конфликтующие стороны отказались рассматривать подготовленный сопредседателями Минской группы ОБСЕ проект мирного соглашения, американская дипломатия стала более откровенно раскрывать свои карты. Посол США в Азербайджане Метью Брайза выступил со специальным заявлением.

Прежде всего, он отметил значение, которое придавали страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ - саммиту в Казани. По словам Брайзы, "президент Обама звонил президентам Ильхаму Алиеву и Сержу Саргсяну за день до встречи в Казани", а президент Франции Николя Саркози "четко выразил свои надежды на встречу президентов Азербайджана и Армении в Казани".

Действительно - США, Россия и Франция призывали Баку и Ереван "завершить работу над "базовыми принципами" для разрешения конфликта, чтобы обеспечить основу для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта". Метью Брайза также отметил, что "альтернативы мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта нет". Однако сторонам в Казани не удалось достичь прорыва и осуществить расписанный сценарий. Более того, Москва в итоге дала понять, что может считать свою посредническую миссию по карабахскому урегулированию исчерпанной.

В данном случае просматривается два варианта действий: либо Москва пытается оказать давление на Баку и Ереван и продолжить в дальнейшем свою работу по этой сложнейшей международной проблеме, либо готовится передать свои посреднические услуги одной из стран-сопредседателей Минской группы. Такого исключать нельзя. Тем более что после саммита в Казани стала заметно активизироваться дипломатия США на этом направлении. Именно в таком контексте заявление Метью Брайзы представляет определенный политический интерес.

И еще потому, что в своем новом заявлении он достаточно четко определил принципиальные подходы США вообще к Азербайджану. Посол отметил, что "за последние несколько месяцев две страны прошли "через трудный период и смогли преодолеть не только негативную тенденцию", и что теперь "создана достаточно прочная база, которая позволит нам двигаться дальше". При этом Метью Брайза определил три общих стратегических интереса: в области безопасности, энергетики и внутренних реформ. Только при соблюдении этих условий, - "необязательно в определенном порядке", по словам Брайзы, - США и Азербайджан "могут достичь общих стратегических целей в широком смысле".

Раз Метью Брайза считает необязательным последовательность обозначенных проблем, мы начнем с проблемы внутренних реформ в Азербайджане. К тому же, как уже сообщило ИА REGNUM, президент Азербайджана Ильхам Алиев добивается официального приглашения в Вашингтон. Но этот визит, как дают понять в Вашингтоне, может состояться лишь в том случае, если власти Азербайджана предпримут ряд шагов в сфере демократии. Говоря иначе, Вашингтон посылает сигнал политическому классу Ильхама Алиева, что без шагов в сторону демократии его пребывания у власти будет проблематичным. Да и само желание Алиева совершить визит в США можно оценивать как попытку традиционно разыграть российскую карту.

Но Баку должен понимать, что по карабахскому урегулированию президент России Дмитрий Медведев выступал в Казани не с московских, а общих позиций, зафиксированных в заявлении сопредседателей МГ по Карабаху в Довиле. При этом отметим, что Россия, выстраивая с Азербайджаном партнерские отношения, никогда во главу угла не ставила проблемы демократизации режима, считая ее внутренним делом Азербайджана.

В качестве еще одного тезиса Метью Брайза обозначил "помощь Азербайджану защитить свою жизненно важную энергетическую инфраструктуру, и в сфере проведения военных учений и программ сотрудничества". Но кто конкретно угрожает Азербайджану войной, если вывести за скобки перебранку между военными ведомствами Баку и Еревана?

Не является ли это повторением того, что предприняли в конце 1918 года англичане, вводя свой экспедиционный корпус в Азербайджан? Если события будут в дальнейшем развиваться по такому сценарию, то, подобно представителям британского командования, США могут исполнить в Азербайджане на Приморском бульваре усилиями своего военного оркестра марш "Прощай большевизм" и заставить власти проводить политические реформы, обеспечивающие представительство в парламенте партий проживающих в Азербайджане национальных меньшинств.

По словам Брайзы, "США в течение многих лет работают с Азербайджаном и международными компаниями в сфере инвестиций в проект Баку-Тбилиси-Джейхан и в газопровод Баку-Тбилиси- Эрзурум, чтобы помочь обеспечить их безопасность".

Тут вновь напрашивается историческая параллель: англичане, покидая в конце 1919 года Азербайджан, подписали предварительно с московскими большевиками секретное соглашение о сохранении концессии западных нефтяных компаний на Каспии. Одним словом, американская дипломатия начинает интегрировать проблему карабахского урегулирования в контекст "большой политики", где Азербайджану будет не очень комфортно, как это было с представителями Азербайджана на Версальской конференции в 1919-1920-х годах.

Тогда независимость Азербайджана признавали де-факто, но не де-юре. Достаточно вспомнить итоги миссии Топчибашева в Париж. После развала СССР Баку сделал все для того, чтобы через свои энергоресурсы решить главную проблему - вернуть Карабах под свою юрисдикцию, и как можно дальше уйти от России. Теперь Вашингтон ему отвечает: "Сделайте так, чтобы у армян Карабаха появилось желание жить вместе с демократическим Азербайджаном". Так что президент России Дмитрий Медведев - в случае публичного отказа от участия в посреднической миссии в карабахском урегулировании - может серьезно подтолкнуть ход исторических событий в Закавказье. Так в начале 20-х годов прошлого века действовал - и безуспешно - Лев Троцкий.