Мэр Москвы Сергей Собянин собирается освободить столичные улицы и магистрали от пробок и поднять на новый уровень городскую транспортную инфраструктуру - такие намерения он высказал сразу после вступления в должность и поддерживает до сих пор. Одно из приоритетных направлений программы - строительство новых линий и станций метро в столице. Речь идет как минимум о строительстве 124 км подземки, однако "программа максимум" включает и 300 км новых линий метро (именно столько и составляет протяженность современного метрополитена). Для этого ежегодно необходимо строить около 15 км линий метро. Сергей Собянин также предложил перейти на поточное типовое проектирование при строительстве станций метро, так как это позволит строить больше и быстрее: к 2016 году планируется построить еще 90 км новых линий. Всего же московские власти решили построить 27 станций метрополитена до 2020 года. Насколько реалистичными представляются эти планы москвичам, сами горожане ответили в ходе соцопроса, проведенного журналом по недвижимости Метринфо.ру.

"Слышали ли вы, что одним из приоритетных направлений в планах Собянина является строительство метрополитена по типовому проекту?" - так звучал первый вопрос, который мы задали горожанам. "Нет, впервые об этом слышу", - ответили 60% респондентов; "да, слышал", - подтвердили 40% участников опроса.

План нового мэра - построить за 10 лет 27 типовых станций. Но не все согласны с таким решением. Некоторые эксперты считают, что необходимо продолжить строительство станций с индивидуальным архитектурным обликом, пусть и более медленно. Как считают опрошенные? "Нужно продолжать строить индивидуальные станции", считают 55% участников опроса; "лучше строить типовые станции", полагают 27% москвичей; "нужно строить и то, и другое", так высказались еще 13% респондентов; затруднились с ответом 5%. Приверженцы индивидуального строительства (55%) разделились на несколько групп. Самая многочисленная заявила, что метрополитен - достояние и украшение Москвы: "это своеобразный памятник архитектуры"; "оно создает красивый облик города даже под землей"; "разнообразие и красота - главный конек московского метро"; "метро - гордость города", и оригинальные станции необходимы "для сохранения статуса одного из самых красивых метро в мире". Сходное мнение высказали и участники другой группы, которые считают строительство красивых и необычных станции подземки "прекрасной традицией". Так что, по их мнению, "не стоит нарушать исторически сложившиеся традиции строительства метро". Еще один тезис - метро должно радовать глаз и поднимать пассажирам настроение. Респонденты отмечали, что "люди много времени проводят в метро, поэтому важна красота и индивидуальность"; "людям более приятно находиться в красивом метро", и индивидуальное строительство "придает станциям уникальность и шарм". Было также высказано мнение, что "быстро - не значит хорошо, а главное - надежность и красота".

Жители столицы, считающие, что лучше строить типовые станции (27%), уверены в том, что типовое строительство сократит возможные расходы: "это уменьшит затраты бюджета"; "не потребует излишних денежных затрат", "типовые станции дешевле". Другой аргумент, приведенный москвичами, - типовое строительство позволит прокладывать метро быстрее: "город растет, и темпы строительства должны быть высокими", "быстрое строительство позволит обеспечить потребность людей в станциях метро". Еще одно важное утверждение в данной группе, которое, по сути, вытекает из предыдущего - "если будет больше станций, то это разгрузит метро". Горожане, которые хотят видеть в столичной подземке и типовые, и индивидуальные станции метро (13%), также назвали несколько похожих причин. Одна из самых популярных - главное, чтобы станции просто строились, а уж какие они будут, не так уж и важно: это нужно "для сокращения транспортной нагрузки", и поэтому "вид не важен, главное обеспечить людей в станциях", "приоритетно качество и скорость постройки". Впрочем, москвичи уточнили, что именно они имеют в виду: "типовые станции нужны для окраин, а индивидуальные - для центра", то есть нужно умело совмещать выгоды и дань традициям. Исследователи также попросили москвичей оценить темпы строительства станций метрополитена за последние 10 "лужковских" лет". Большинство респондентов (42%) считает, что темпы строительства в Москве средние. Немного меньше (33%) сказали, что темпы - низкие. То, что метро в столице строится высокими темпами, заявили всего 11% участников опроса. Ответ "очень низкие" выбрали 9% респондентов, а 5% затруднились дать ответ.

Однако, судя по вниманию, которое сейчас уделяется метрополитену, тоже нынче сменившего своего руководителя, есть вероятность, что темпы строительства станций метро "при Собянине" даже вырастут. Поэтому москвичам была задан вопрос: реально ли выполнение плана Собянина по строительству 27 станций за 10 лет? 33% опрошенных считают, что выполнить план скорее нереально; 23% ответили, что это реально; 30% уверены, что данные планы скорее реальны, чем нет; 13% полагают, что это абсолютно нереально; 1% респондентов затруднился ответить. Таким образом, более половины (53%) респондентов считают, что "собянинские" планы по строительству метро реальны, а почти половина (46%) - что нет. Итак, резюмировали авторы исследования, если суммировать ответы горожан, то можно сделать вывод: москвичи хотели бы, чтобы метро строилось быстрее, но при этом не теряло своего статуса московской достопримечательности.

Кстати, при прежнем мэре Москвы Юрии Лужкове с 2001 по 2010 было построено 15 станций метрополитена глубокого залегания (плюс реконструированная "Воробьевы горы"), Бутовская ветка легкого метро (5 станций), ветка монорельса (6 станций), что не так уж и мало. При этом Лужков не имел такой демонстративной поддержки на федеральном уровне и не раз заявлял о том, что столица строит подземку практически на собственные деньги, между тем как в советские времена это было заботой "центра". Так что, скорее всего, собянинские проекты и можно реализовать, по крайней мере, близко к намеченному, но с учетом политической воли и при материальном обеспечении, полагают эксперты рынка недвижимости.