Представители Латвийского профсоюза работников образования и науки на встречах с представителями правящей коалиции Сейма Латвии и министром образования и науки Роландом Броксом одержали своего рода победу. Зарплаты учителей, а точнее оплата, полагающиеся учителям за проверку тетрадей, дополнительные занятия и некоторые другие функции, сохранена. О том, как удалось отстоять зарплату учителям, а также о планах в области образования и науки рассказала председатель профсоюза Ингрида Микишко.

ИА REGNUM: Как удалось убедить чиновников все-таки не сокращать и без того небольшие учительские зарплаты

Мы своевременно узнали о том, что на 20% могут быть сокращена зарплата учителей, а точнее оплата, полагающиеся учителям за проверку тетрадей, дополнительные занятия и некоторые другие функции. Профсоюз незамедлительно начал действовать: призывал руководителей и председателей профсоюза учебных заведений, членов профсоюза посылать письма и созваниваться с руководителями правящей коалиции Сейма. В итоге мы добились встречи с руководителями правящих партий и министром образования и науки, напомнили им о том, что перед выборами они обещали не трогать зарплату учителей. Но, как вы знаете, консолидация не закончена, и правительству еще надо найти деньги. Поэтому мы будем внимательно следить за тем, чтобы правящая коалиция не нашла каких-нибудь других способов сократить целевую дотацию.

ИА REGNUM: Расскажите немного о том, что вообще на сегодняшний день происходит в области развития образования и науки в Латвии?

Во-первых, остро стоит вопрос о реорганизации школ. Поскольку в нашей стране действует программа "Деньги следуют за учеником", то одни школы, в которых большее количество учеников, имеют больше денег на выплаты зарплат учителям, соответственно, школы, с меньшим количеством учеников имеют меньше денег. В некоторых школах учеников так мало, что денег на выплаты зарплат не хватает, такие школы приходится реорганизовывать. Решение о реорганизации школ принимают местные самоуправления. В этом году до 1 марта самоуправления должны подать заявки на реорганизацию и предупредить коллективы тех школ, которые они собираются закрывать. Так, что до 1 марта мы не вмешиваемся, ожидаем решение самоуправлений.

Во-вторых, сейчас Латвия получает много денег из Европейских структурных фондов, которые идут на новые образовательные проекты. Например, сейчас идет реформа преобразования профессионального образования. Раньше в Латвии было много профтехучилищ, но из-за недостаточной материально-технической базы некоторые из них обучали уже устаревшим для современного трудового рынка профессиям. Теперь пересматриваются программы таких учебных заведений, разрабатывается методика повышения квалификации преподавателей. Реформа предусматривает создать 9 центров компетенции - так теперь будут называться училища. Это откроет новые возможности не только для выпускников школ, но и для тех, кто окончил школу уже давно, а теперь хочет получить новую, более востребованную, на данный момент, на рынке труда профессию.

Еще евроденьги идут на повышение квалификации учителей. Эта программа коснется школ с латышским языком обучения. Сейчас проводится проект о конкурентоспособности учителя в обстоятельствах оптимизации системы образования. В этом проекте у учителя есть возможность доказать качество своей работы. Учителя обобщают свой опыт, и качество их работы оценивается по принципу 5 степеней. Пока учителя получают стипендию за участие в этом проекте и обобщение своей работы. Мы надеемся, что эта система в будущем даст возможность дифференцировать зарплату учителя в зависимости от качества его работы.

ИА REGNUM: А как профсоюз относится к идее переведения всего обучения в школах на латышский язык? Ведь сейчас представители Visu Latvijai и ТБ/ДННЛ очень ратуют за подобные изменения...

Я думаю, что это может стать предметом для дискуссии. У нас в Латвии все-таки очень разные люди живут - не только латыши, но и русские, поляки, цыгане, эстонцы... Да, государственный язык у нас один - латышский, но я не думаю, что образование на других языках надо запретить совсем. Но с другой стороны не должно быть так, чтобы в школе меньшинств все предметы проходили только на русском языке, а в латышской школе - только на латышском. Здесь нужен очень эластичный подход. То же самое касается и ВУЗов. Если мы хотим быть конкурентоспособными, то надо обучать наших детей как можно большему количеству языков. Ведь, чем больше знает человек, тем он богаче! Поэтому, я считаю, что и в ВУЗах и даже в школах должны быть предметы на английском, немецком, или каких-то других языках.

ИА REGNUM: Тогда, может быть, в целях увеличения конкурентоспособности стоит не только в русских школах обучать на латышском языке, но и в латышских школах ввести такой предмет, как русский язык в обязательном порядке?

Если бы такое предложение прозвучало официально, я не была бы с ним полностью согласна. Дело в том, что у латышей и русских разный темперамент. Русские дети более мотивированы учиться, они шустрее, активнее. Я часто в общественном транспорте вижу школьников и слышу, о чем они говорят. Латышские ребята, в основном, о дискотеках, концертах, спектаклях, а русские - как ты сделал эту задачу, как выполнил это упражнение. В этом и видна мотивация. Конечно, хорошо было бы, если бы латышские школьники знали русский язык, ведь Россия - это наша восточная граница и контакты с нею так или иначе есть и будут.