Страсти Египетские, хотя и не сопоставимые с библейскими, когда жабы вперемешку с огнем сыпались с неба, сильно взволновали Европу. Еще бы - в случае смены египетской ориентации, помимо закрытия удобных зимних пляжей и неприятностей для Израиля, появляется угроза проходу танкеров через Суэцкий канал. А нефть - это главное мерило ценностей, в том числе и моральных. Поэтому долго ожидаемое белорусским обществом заседание министров иностранных дел ЕС не оправдало надежд противников диктатуры, и дало возможность облегченно вздохнуть Лукашенко и его окружению. Еще бы, отделались легким испугом: придётся какое-то время не потусоваться в Париже. При этом, дабы было с кем вести дальнейший торг - заключенные в обмен на всякие поблажки, оставили открытыми двери для министра иностранных дел Сергей Мартынова и первого вице-премьера Беларуси Владимира Семашко.

Кажется, перед началом Второй мировой войны Германия с Америкой кем-то так же бойко торговала. Так что "несжигание мостов", как заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон в своем интервью 31 января в деле умиротворения диктатора - это старая проверенная демократическая тактика. А вот действительно эффективные экономические санкции - слишком больно ударят по Белоруссии, после чего она, упаси Бог, может полностью оказаться в медвежьих лапах Кремля. Такое тоже было, когда некоторые американские корпорации на протяжении всей Второй мировой войны обеспечивали стратегическим сырьем Германию через третьи страны.

А столько у западно-ориентированных оппозиционеров было наивных надежд и ожиданий - Европа нам поможет, для них священны принципы свободы и демократии. Но Белоруссия интересна только как нефтяной офшор, из которого в Европу поступают дешевые нефтепродукты, получаемые из российской нефти по дотируемым ценам. Запад совершенно устраивает тот белорусский правитель, который обеспечивает работу этого офшора, и при этом не позволяет России полностью поглотить Белоруссию. А демократия - дело десятое, особенно если нет экстравагантных нарушений ее видимости. И поэтому еще задолго до президентских выборов всеми западными лидерами было однозначно заявлено, что Запад поддержит переизбрание Лукашенко. От него только и требовали, что стать немного цивильное. То есть не приписывать себе 80% голосов избирателей, и больше не прятать своих оппонентов в первую попавшуюся трясину.

И все должно было пройти по утвержденному сценарию - когда прозападная оппозиция хором в девять глоток выкрикивает пустые лозунги, а уверенный в себе Лукашенко элегантно, и, главное, демократично побеждает с результатом 65 - 70%. Оппозиция после этого поводила бы пару сотен своих сторонников хороводом вокруг Новогодней елки на Октябрьской площади, и разошлась бы по штаб-квартирам писать в центр отчеты.

Но сорвалось. Вечером в день выборов 19 декабря на улицы нежданно-негаданно вывалило аж 50 тысяч минчан с вопросом - Куда делись наши голоса?

Клоуны, которые исполняли роли кандидатов в президенты, с такой толпой хоровод вокруг елки организовать не сумели, и ничего лучшего не придумали, как пройтись до соседней площади. Нет бы пойти в сторону обелиска Победы, или к соседней резиденции президента, но толпа повалила на площадь, где Дом правительства, в котором размещался Центризбирком. Лукашенко решил, что Запад его подло обманул - сам, мол, уверял, что не будет устраивать ему цветную революцию, а втихаря подготовил бунт. И с перепугу Лукашенко отдал приказ всех отметелить, а потом чисто замести, чтобы ни живой души на площади не осталось. Как повод для начала мероприятий по уборке улиц, десяток шестерок побили "железом по стеклу" дверей Дома правительства.

Вот и вся история. А потом стали искать, и до сегодняшнего дня ищут того, кто устроил провокацию, и сорвал вхождение белорусского диктатора в цивилизованную семью европейской демократии. Сначала стали вешать всех собак на Москву. А потом, видя, что та не при делах, а только и знает, что играет в нефтяные трубы и газовые краники, и кроме пары случайных пацанов в тюрьме с российскими паспортами вещдоков на нее нет, стали опять пробовать договориться. Переговоры шли в прямом эфире (заявления всяких сенаторов, и ответные угрозы обиженного Лукашенко) примерно в таком ключе - ты отпустишь своих зеков, а мы не введем санкций, а только на полгодика закроем тебе въезд - нам ведь надо перед своей общественностью лицо сохранить. Белорусский режим так и поступил - переведена под домашний арест первая партия политических, а Евросоюз ограничился условными санкциями с временным ограничением въезда для полторы сотни высших чиновников.

Дело в том, что за полтора месяца после стихийного протеста в Минске, в мире стала вырисовываться новая тенденция, объясняющая срыв начала плавного дрейфа Белоруссии на Запад.

Вдруг произошло неожиданное падение авторитарного режима в Тунисе, который никому не мешал, кроме самих тунисцев. А потом грохнуло по другим таким же режимам, в основном сосредоточенным в Арабском мире. Ну а когда в Египте, в котором тридцать лет ничто не могло пошатнуть Мубарака, все вдруг привернулось, Западу открылась новая страшная реальность.

Интернет, который вышел из недр Пентагона, а потом поисковые системы, которые под контролем ЦРУ, затем всякие социальные сети в виде Живых Журналов, Фейсбуков и Твитеров, да еще подключенных к мобильным телефонам, создали глобальную мировую паутину. Уже все было запрограммировано под будущего глобального и всепроникающего супер-паука по имени "Большой Брат", с помощью которого можно управлять из одного центра всем человечеством.

Но часто оружие бывает обоюдоострым. И об этом забыли. Социальные сети дали возможность самоорганизации громадным сообществам в масштабах всей страны. И эти массы оказались неподконтрольны никаким подставным и раскрученным авторитетам. Начали работать законы толпы и стихийных выступлений, которые координируются непосредственно самими участниками. И никаких штабов - их просто нет, поэтому их невозможно вычислить и уничтожить. Штаб восстания размыт в многотысячной толпе. Из виртуального пространства вырвался джин, который, став неуправляемым, может уничтожить, прежде всего, своего западного хозяина.

Вот что произошло сначала в Минске в день выборов 19 декабря, а потом началось в Тунисе и покатилось по арабским странам. Поэтому заседание министров иностранных дел 31 января было посвящено прежде всего Египту, и только вскользь вопросу бережных санкций против белорусского режима, пострадавшего от американских информационных изобретений.

Чтобы не ушла на дно вся современная система мирового порядка сейчас начали срочно ставить заплатки на пробоины тонущего корабля. Первой среагировала компания Google.

После того, как власти Египта заблокировали доступ к интернету, участники акций протеста вдруг обнаружили, что появилась возможность сообщать о происходящем в Twitter с помощью звонков по телефону посредством нового сервиса Speak to Tweet. Телефоны в Египте только временно отключались - совсем без связи страна долго существовать не может.

Египетские активисты быстро оценили возможности Speak to Tweet, запущенного на днях совместными усилиями компаний Twitter, Google и SayNow (недавно купленной Google). Сейчас можно позвонить по специальным номерам и наговорить свой "твит", который будет отправлен в поток @speak2tweet. Номера телефонов, по которым следует звонить, находятся в США, Италии и Бахрейне. Надиктованные сообщения размещаются на сервисе микро-блогов Twitter под хэштегом #egypt. Теперь египтянам не требуется интернет-подключение, только телефонная связь, которая свяжет с операторами подконтрольными понятно кому. Они и будут направлять миллионные толпы египтян в нужном направлении.

Конечно, примитивно, и слишком все на поверхности, но пробоины можно затыкать всем подряд хоть подушками, лишь бы бурю пережить. Но можем и не пережить - слишком стремительно Джин стал носиться над планетой, и где пробьет борт завтра никому не ведомо. Быть может опять в Белоруссии, а может и в самой Америке - там тоже есть чем повозмущаться.

Вот тогда будет совсем весело.

Федор Пиляк, Белоруссия