Юрий Баранчик: Москва показывает Лукашенко, что он ещё может уйти красиво
В одной из недавних публикаций ИА REGNUM на белорусскую тематику было высказано предположение, что последние действия белорусских властей в адрес Москвы не останутся без последствий, и что официальному Минску следует ожидать сюрпризов накануне поездки в Астану.
Собственно говоря, так и случилось: 4 июля телекомпании НТВ и "Россия сегодня" нанесли два очень серьезных системных информационных удара по имиджу белорусского президента, идущего на свой четвертый президентский срок, которые, как показал анализ прессы, были достаточно живо подхвачены российскими печатными и электронными СМИ. Официальной реакции белорусской стороны до сих пор нет. Может, наконец-то догадались, что, как гласит популярная реклама, иногда "лучше жевать, чем говорить". Тем более, что воскресные откровения российских телеканалов на тезис о "болтовне" со стороны России смахивают меньше всего.
С содержательным посылом передачи НТВ, одного из основных медиа-активов "Газпрома", все, в принципе, понятно - десятки миллионов россиян и жителей тех стран, которые имели возможность смотреть данную передачу, теперь заполнили некоторые достаточно непростые пробелы по белорусской теме. Точно также после воскресных передач в прайм-тайм стало ясно, что основной тезис экспертов официального Минска об очередной элегантной победе в "газовой войне" критики просто не выдерживает: до сих пор Москва войну еще даже не начинала. Тем не менее, вопросы остаются: почему информационный залп был сделан накануне встречи таможенной тройки в Астане, и почему это произошло после того, как Александр Лукашенко накануне на параде в Минске объявил о том, что Беларусь подписала Таможенный кодекс. Представляется, что в рассмотрении этих вопросов можно выделить информационную и политическую составляющие.
Информационная составляющая
Во-первых, напомним, что достаточно внятный и уже не завуалированный дипломатическим этикетом призыв к официальному Минску не создавать проблем прозвучал со стороны Дмитрия Медведева 25 июня, когда он находился c официальным визитом в США, в ходе видеоконференции с главой "Газпома" Алексеем Миллером. Не дошло. После этого последовал еще один совет - не заниматься рассылкой спама, т.е. не выносить обсуждение некоторых вопросов межгосударственного уровня на базарную площадь. Не помогло - обвинили в "болтовне". Проявленная официальным Минском "политическая глухота" и тотальное игнорирование предупреждений российского руководства, к сожалению, вывело белорусскую проблематику в России совершенно на другой уровень рассмотрения - теперь Россия, не обращая больше внимания на "реплики" официального Минска, будет публично обсуждать те вопросы, которые она посчитает нужным.
Как показала ситуация с НТВ и "Россией сегодня", официальный Минск даже после Саакашвили, Ющенко и Бакиева еще не понял, что нынешнее российское руководство в совершенно определенных случаях считает только до двух. Интересно, поняла ли теперь белорусская власть, что дальнейшая публичная дискуссия больше не в компетенции российского президента, что сейчас этими вопросами стали заниматься другие, доброжелательные, с тонкой душевной организацией люди? Пустячок только теперь один обнаруживается - кому теперь будет жаловаться официальный Минск на тот информационный вал со стороны российских печатных и электронных СМИ, который сегодня так затребован белорусским избирателем? После газеты "Правда" остается только в "Спортлото"...
Во-вторых, представляется, что в России решили напомнить белорусскому лидеру о некоторых проблемах, которые при желании могут быть вытащены на свет. Особую пикантность этому факту придает начавшаяся в Беларуси президентская кампания. Этот "тонкий намек" говорит, что необходимо, как минимум, очень аккуратно подбирать и правильно употреблять слова, говоря о российским руководстве и о том, что оно делает. То, что Дмитрий Медведев этому - нормам русского языка - уделяет особое внимание, показывает не только проводимое им качественное различие между "репликами" и тем, что "высекается в граните", но и его комментарий некоторым фразам, прозвучавшим в докладе губернатора Приморского края Сергея Дарькина в ходе совещания по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
В преддверие выборов белорусская власть, конечно, может пойти на полный запрет российских печатных и электронных СМИ в республике: намек на возможность и желательность данного шага содержится в сегодняшней статье спикера верхней палаты белорусского парламента Анатолия Рубинова в рупоре президентской администрации "Советской Белоруссии". Но это только вызовет еще более жесткие действия со стороны Москвы по защите свободы слова в братском государстве, к тому же, связанном с Россией союзным договором. С другой стороны, как показывает пробный опыт обхода белорусской цензуры российскими электронными СМИ (передача Михаила Леонтьева "Однако", вставленная в вечерний новостной выпуск на Первом канале), иного пути, кроме как тотального запрета российских электронных и печатных СМИ, у официального Минска нет. Кто знает, когда и в каком вечернем новостном выпуске ОРТ, РТР или НТВ может быть показана встреча одного из российских руководителей с одним из начинающих или известных белорусских политиков или с одним из бывших высших республиканских чиновников? Но этот шаг официального Минска будет означать, что конфронтация с уровня личных отношений между руководством двух стран перейдет на уровень межгосударственных. А это уже совсем другой расклад - пошлина на поставляемый в республику газ с 1 января 2011 года может стать вполне реальной, как и другие шаги российского руководства, несмотря на подписанный с участием Беларуси Таможенный кодекс.
Запрет на российские СМИ на территории республики будет означать не только то, что официальный Минск расписался в собственном бессилии найти общий язык с Москвой, но и то, что он боится того, что граждане республики будут иметь доступ к правдивой информации о реальном состоянии дел в стране и о происходящих в ней процессах. Кроме того, зная менталитет нашего народа, можно предположить, что реализация данной меры будет способствовать не только резкой поляризации и радикализации общественных настроений накануне президентских выборов. Народ решит, что раз власть запрещает что-то, значит, она этого боится, в результате снова на полную катушку заработает "сарафанное радио", которому доверия будет в сотни раз больше, чем любым официальным сообщениям.
В-третьих, то, что кризис взаимопонимания между Москвой и официальным Минском достиг своего пика, говорит тот факт, что Москва решила не мелочиться и сразу выйти на серьезную аргументационную площадку. Если официальный Минск считает, что его злостно оклеветали - пусть подает в суд, а не отделывается статьями в "СБ". А если не подает? Кстати, что это будет значить? Очевидно, что больше пустых и бессодержательных визитов в Москву быть не может - после телепубликации таких, пусть даже очень спорных, версий некоторых событий из недавней белорусской истории, уже сама российская общественность может высказать российскому президенту свои претензии относительно того, с кем он встречается.
Так же очевидно и следующее - если официальный Минск решит в своем духе продолжить публичную полемику с руководством России, продолжение последует незамедлительно. Ведь и ежику понятно, что свой фильм НТВ снимало не за один день (после последовавших 3 июля обвинений белорусской стороны в "болтовне") и не за неделю (после белорусских реплик на заявления Дмитрия Медведева от 25 июня). Но если это так, то тогда вполне можно допустить, что в загашнике российских телекомпаний могут быть и другие фильмы или интервью, которые камня на камне не оставят от и так уже достаточно сильно подмоченной репутации белорусского лидера. И тогда уже речь будет идти не только о добровольном и элегантном снятии своей кандидатуры с выборов.
Понятно, что этот жесткий сценарий будет реализован только в очень плохом для официального Минска варианте развития событий. Пока элегантный уход из большой политики еще возможен. Лукашенко еще может договориться с Москвой о неком красивом, устраивающем обе высокие договаривающиеся стороны сценарии (даже дающем гарантии безопасности), позволяющем белорусскому лидеру сохранить лицо и уйти на заслуженный покой. А это право первый белорусский президент заслужил - все-таки шестнадцать лет во главе государства - не каждый такое выдержит.
Политическая составляющая
Кроме информационной составляющей, передачи на НТВ и "России сегодня" имеют и серьезную политическую составляющую. О чем здесь идет речь. Официальному Минску пора уже задуматься: последние информационные залпы - вещи достаточно серьезные, ими так просто не кидаются. Это уже совсем иной уровень полемики - что-то заставило Кремль перейти от приколов на белорусскую тему в "Прожекторперисхилтон" и подобных передачах к жесткому видеоряду и тексту. Это уже совсем не смешно.
Ужесточение тональности очевидно. Значит, цель информационной кампании - не Таможенный союз, тем более, что как уже ранее неоднократно писалось, у официального Минска просто вариантов не было не подписывать Таможенный кодекс - он должен был быть подписан в любом случае, т.к. иначе Россия закрывала бы свою границу для белорусской товарной массы и через два-три месяца экономика республики была бы на грани дефолта. В воскресенье вечером российские телеканалы стреляли не по участию Беларуси в Таможенном союзе, Москва эту тему уже давно проехала, когда подписала Таможенный кодекс на двоих с Казахстаном. На мой взгляд, мишень была более крупная.
Приведу одну аналогию. Совсем недавно весь мир стал свидетелем отставки с поста президента Германии Хорста Келлера за одну-единственную реплику о том, что войска Германии в Афганистане защищают не только демократию, но и немецкие торгово-экономические интересы. Чтобы не бросать тень на кресло президента и на всю политическую систему Германии, он тут же ушел в отставку. Кто бы что ни говорил, но аналогичная ситуация начинает возникать и у белорусского президента - тень от подобного рода обвинений ложится как на пост президента, так и на всю политическую систему страны. Та же Москва (или, например, Москва, Брюссель и Вашингтон) теперь вполне может заявить о том, что итоги выборов в Беларуси, на которых будет баллотироваться Александр Лукашенко, в адрес которого высказаны подобного рода обвинения, не будут легитимными.
Все вышеизложенное в применении к избирательному процессу означает следующее: а) чиновники, силовики, политическая и деловая элита республики получили четкий и однозначный сигнал о том, что в ходе предстоящих в республике президентских выборов Москва будет занимать не пассивную, как ранее, а достаточно активную позицию; б) сегодня только Москва в состоянии обеспечить спокойное и без ненужных эксцессов проведение президентских выборов в республике и передачу власти.
Кроме того, сюжет НТВ имеет и еще одну составляющую - Москва не только напоминает об имеющихся очень серьезных белорусских проблемах, но и предупреждает. Предупреждение заключается в том, что такое не должно повториться. Как можно толковать этот посыл Кремля? Возможно, как последнее наглядное предупреждение, без "болтовни". А возможно это означает, что у Москвы уже есть свой пока неизвестный широким массам белорусских трудящихся кандидат, в отношении которого она посылает официальному Минску достаточно четкий и однозначный сигнал - не дай Бог.
- МИД РФ: если ВСУ ударят вглубь России, ответ будет адекватным и ощутимым
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- На Украине у снесённого памятника оставили надпись «Пушкин вечен, а вы нет»
- Полковника ВСУ Дзямана внесли в реестр террористов
- Фестиваль «Дни короткометражного кино» представил конкурсную программу