Крым - ахиллесова пята, которая делает Украину зависимой от России: экс-глава Совмина Крыма Анатолий Матвиенко
Анатолий Матвиенко, глава политической партии украинской республиканской партии "Собор", первый заместитель главы комитета Верховной рады Украины по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления (№12 в списке "Наша Украина" на выборах 2006 года), бывший глава Совета министров Крыма прокомментировал в интервью корреспонденту ИА REGNUM нынешнюю политическую ситуацию на Украине и в Крыму.
ИА REGNUM: Какой статус сегодня вашей политической силы? Ведь несколько раньше, помнится, были разговоры о расколе, возможном присоединении к Блоку Юлии Тимошенко и т.п.? Наша партия является субъектом блока "Наша Украина". И в этом контексте украинская республиканская партия "Собор" является парламентской политической силой, депутаты от которой входят во фракцию "Наша Украина". Мы сейчас находимся в состоянии договоренностей с народно-демократическими партиями (Украинская народная партия Юрия Костенко, Народный Рух Украины Бориса. Тарасюка, "Наша Украина") с намерением построить мощную правую политическую силу современного европейского типа. И потому мы создали движение "Украинская правица" ("Украинские правые" - прим. ИА REGNUM), которая является субъектом избирательной кампании, которая де-факто уже началась. Мы находимся в переговорном процессе с "Нашей Украиной" и "Народной самообороной" (Юрий Луценко) о возможности создания широкого мегаблока. После того, как свою работу, согласно договоренностям выполнит Верховная рада, то есть будет принят соответствующий пакет законов, и когда будут оглашено о начале кампании, думаю, тогда этот переговорный процесс активизируется. Но я не исключаю также нашего самостоятельного похода на выборы в рамках "Украинской правицы".
ИА REGNUM Вы не относите себя к команде Юлии Тимошенко?
Нет. Мы - пропрезидентская партия, пропрезидентская фракция, пропрезидентское движение. Мы не являемся лизоблюдами и прислужниками. Мы отвечаем перед обществом за то, чтоб президент был эффективным и сильным. Потому мы агитировали за Ющенко не потому, что он нам за это должен чего-то дать. Мы считаем, что Ющенко - это первый украинский президент.
ИА REGNUM? А как же предыдущие украинские президенты?
У нас еще не было украинского президента, который понимает, что Украина - это демократическое, европейское государство, с правом на самостоятельную политику.
ИА REGNUM: Если названные вами политические силы являются правыми, то каковой в этом плане является Блок Юлии Тимошенко?
Я считаю, что Блок Юлии Тимошенко является левоцентристской политической силой, которая сейчас пробует стать членом Социнтерна. Левая политическая сила - это сила социальных гарантий и их обеспечения. Правые политические силы больше ориентированы на обеспечение работы эффективной национальной экономики. Это не силы олигархического капитала, каковой являются "Регионы Украины".
ИА REGNUM: А разве "Наша Украина" не является партией олигархического капитала?
Я думаю, что не является. Там нет ничего подобного. А Третьяков, Порошенко - это средний бизнес. Может немного больше среднего, но я не считаю это олигархическим капиталом. А что, касается господина Тарасюка (руководителя государственного управления делами - прим. ИА REGNUM), то он не является членом "Нашей Украины" и совсем не влияет на принятие решений в этой организации. В "Нашей Украине" нет такого денежного мешка, который бы влиял на политику блока.
ИА REGNUM: А Балога?
Он не является в классическом понимании олигархом.
ИА REGNUM: А разве это не поздно - назначать выборы аж на 30 сентября?
Вас не поймешь: рано, поздно. Я думаю, что это достаточно разумный компромисс. Во-первых, мы не затягиваем избирательную кампанию далеко в осень. А во-вторых, лето является достаточно сложным периодом для проведения избирательной кампании.
ИА REGNUM: На сколько депутатских мандатов рассчитываете Вы в этом общем избирательном блоке правых?
В самой "Украинской правице" мы имеем сегодня 26%, а Украинская народная партия и Народный Рух Украины имеют по 37%. Исходя из этих цифр, мы и заявляем на свои претензии на места в мегаблоке. Что касается процента "правицы", то сегодня идут дискуссии о предоставлении нам от 20 до 30% мест. На какой цифре мы остановимся в результате проведения консультаций - покажет время. Наш блок правых рассчитывает получить более чем 100 депутатских мест в новой Верховной раде.
ИА REGNUM: Касаясь вашей крымской рабочей биографии, приходилось слышать такие оценки, что вас "выгнали из Крыма"?
Пусть придет тот, кто меня выгнал из Крыма, и я тогда посмотрю ему в глаза. Если говорить философски, то обстоятельства, которые сложились тогда, заставили меня подать в отставку с поста председателя Совета министров Крыма. Это было мое заявление, и никто меня не выгонял из Крыма.
ИА REGNUM: Крым все-таки отличается от других регионов Украины. В чем, по вашему мнению, его специфика?
Она очень сложная, исходя, в том числе из исторических аспектов, которые невозможно не учитывать. Крым, в первую очередь, многонациональный край. Здесь проживают коренные народы, которые переживают очень сложный период в своей истории. Речь идет о крымчаках и караимах. Не закончено обустройство крымских татар, которые вернулись на свою историческую родину. На этом фоне вызревает очень много спекуляций разных сторон, в том числе и со стороны крымских татар. Потому что это стало для многих бизнесом. После депортации крымских татар на их место приехали переселенцы в основном из России. Вы можете себе представить, каковой является психологическая настроенность людей, которые переехали в жилье, в котором еще теплая кровать... Психологическое давление на этих людей просто невероятное. Вот они и чувствуют себя угнетенными. Вывести их из этого состояния может только агрессия. Вот они, не одно поколение, живут в состоянии агрессии. Но сами они не виноваты. Ведь также являются в своем роде депортированными из, например, той же Ивановской области России. Виноваты политики и политика тех времен. Но такая атмосфера неприязни и агрессии, в отличие от других регионов страны, является существенным отличием Крыма. 58% этнических россиян живет в Крыму. А это подавляющее большинство населения полуострова. И нужно понимать, что провозглашение независимости Украины в 1991 году было для них актом своеобразного отрезания пуповины.
ИА REGNUM: В таком случае, какой должна быть политика Киева в отношении Крыма?
Политика должна быть другой. Крым должен иметь достаточно серьезные инвестиции, преференции и особенный статус. Крымская автономия - это единственная открытая экономическая зона, на которую я бы согласился. Потому что в таком случае будет реально воплощена в жизнь идея автономизации этого края. Но речь идет не о зоне для южного берега Крыма, а как раз для всего полуострова. Прежде всего, для этого нужно создать определенную инфраструктуру. Есть сейчас 78 государственных санаториев в Крыму. Нужно если не все, то хотя бы 30 из них, подобно "Криворожстали", продать и аккумулировать вырученные средства на специальном счете, с которого бы финансировались инфраструктурные проекты на полуострове. В Крыму должен быть самый высокий уровень жизни в сравнении с другими регионами страны как раз за счет функционирования свободной экономической зоны. Как только туда придут серьезные деньги, так сразу спадет любое противостояние. Сегодняшняя политика крайней бедности, в которой держат Крым, дает возможность спекулировать и таким образом разрывать Украину. Тем самым защищаются свои геополитические интересы, но не проукраинские, а других государств.
ИА REGNUM: А что делать с пророссийскими политическими силами в Крыму?
Никто и не скрывает, что это является способом давления на украинских политиков. присутствие там Москвы дает возможность давить на политику Украины. Они уже заявляют, что хотят остаться в Крыму и после 2017 года. То есть Крым - это та ахиллесова пята, которая делает Украину зависимой от России. Или, точнее, является одним из мощных факторов этого. Правильную ли политику проводит Россия? - Конечно, правильную. Вот если бы у нас была такая возможность делать зависимой Россию...
ИА REGNUM: А Кубань, например?..
А вы попробуйте!
ИА REGNUM: То есть Крым априори не поддается украинизации?
Я думаю, что Крым нужно не украинизировать, а поддавать украинству. Как только Крым возьмется за строительство Украины (согласно моим предложениям), и только таким образом мы можем его сделать активным, наша страна поднимется с колен.
ИА REGNUM А почему действующая крымская власть ничего не делает в этом направлении? Например, Совмин господина Плакиды?
Это должна быть политика центра. Если центр не в состоянии этого сделать, то Плакида не может генерировать идеи. А он их не генерирует, поскольку не является самостоятельным. Много вещей надо менять. В том числе в вопросах организации работы крымской власти. Ведь в чем ведь состоит проблема крымской власти? - Она в том, что в Крыму есть парламент, который в конечном итоге не имеет никаких полномочий. И есть Совет министров, который формируется этим парламентом, и который, к большому сожалению, очень тесно подчинен центру. Сегодня стоит посмотреть, какие полномочия надо отдать Крыму. И не надо этого бояться. Стоит как-то синхронизировать, увязать парламент и правительство Крыма в их совместной ответственности. Вплоть до того, что председатель Верховного совета Крыма должен также быть руководителем местного правительства, возглавив также исполнительную власть. И тогда снимается много проблем, в том числе противостояние (которое наблюдается сегодня) между председателем крымского парламента и руководителем Совмина.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России стартует марафон по отказу от курения
- Новейшая ракета «Орешник» успешно поразила объект ОПК на Украине
- Владимир Путин: «Ответ всегда будет» — 1002-й день спецоперации на Украине