Внешняя политика: "В один не очень прекрасный день РМ, как сказочная старуха, может оказаться у разбитого корыта". Политика: "Юбилей полета Юрия Гагарина в космос - это праздник русских". Приднестровское урегулирование: "Федеративная тема всплывает теперь уже перед либерально-демократическим Кишиневом". Молдавия - Украина: "Молдавия просто отдает свою землю чужой стране и ничего не получает взамен".

Внешняя политика: "В один не очень прекрасный день РМ, как сказочная старуха может оказаться у разбитого корыта"

Всю уходящую неделю представители высшей молдавской власти провели за рубежом, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Внутренняя политика почти остановилась. Активизация на внешнеполитическом поле происходит на фоне продолжающегося в Молдавии уже два года политического кризиса. В Молдавии нет законно избранного президента, и, соответственно, легитимность молдавской власти под вопросом. Под вопросом и эффективность зарубежных турне ее руководителей, которые в связи с существующим кризисом власти и отсутствием стабильности не в состоянии принять на себя ни одно обязательство, что может вызывать только раздражение у внешних партнеров, которые ценят свое время и не склонны тратить его на праздный обмен мнениями.

Премьер-министр Владимир Филат обсуждал в Париже вопрос разрешения приднестровской проблемы - последнего европейского неразрешенного конфликта, который европейцы, в том числе и Франция, готовы помочь разрешить, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Однако для разрешения конфликта и восстановления целостности страны опять же нужна стабильность и предсказуемость хотя бы на срок одного мандата в четыре года, чего господин Филат гарантировать не может. То же самое и в отношении контактов с французскими инвесторами, на встречу с которыми Владимир Филат привез большую группу молдавских бизнесменов. Предсказуемость и стабильность - главные условия для прихода в страну иностранного капитала, тем более в условиях мирового экономического кризиса. Однако и тут молдавский премьер не может предложить эти минимально необходимые условия французским инвесторам.

Переговоры о перспективе членства Молдавии в ЕС также нуждаются в гарантии стабильности. В это время и. о. президента Молдавии и спикер парламента Мариан Лупу находился в Брюсселе, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Там молдавский спикер дал совместное телеинтервью с председателем Европейского парламента Ежи Бузеком. По версии Мариана Лупу, Молдавия может потерять поддержку ЕС в случае, если президент снова не будет избран и придется опять проводить досрочные выборы. Вместе с тем Ежи Бузек поправил Мариана Лупу, отметив, что Молдавия потеряет поддержку ЕС и в случае попытки решить конституционный кризис неконституционными методами. При этом досрочные выборы, пусть и третьи за последние два года, являются вполне конституционным способом выхода из тупика. В то время как попытка их избежать любой ценой воспринимается в Европейском союзе как отход от демократии.

Как напоминают представители Европейского союза, ЕС - это в первую очередь правила и процедуры, любой отход от которых или их "творческое толкование" вызывает отторжение в Брюсселе, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Последние действия лидеров молдавской правящей коалиции вызывают недоверие западных партнеров, так как представляют собой скорее имитацию демократических процедур, чем реальные шаги для выхода из кризиса. Тем не менее Молдавия, пока не ставшая "историей успеха" Евросоюза в программе "Восточного партнерства", чего очень хотелось бы самому ЕС, по-прежнему сохраняет за собой звание единственной страны в регионе, где демократический процесс не прерывался путчами или революциями. Сейчас Молдавия, однако, рискует потерять и это свое преимущество, так как идет уже пятый месяц после досрочных выборов, а президент страны так и не избран.

В то же время представители правящей коалиции в Молдавии обратились в Конституционный суд для очередного толкования статей конституции, которые регламентируют процедуру избрания президента. И которые за последние годы уже обросли прецедентами, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Однако попытка сделать "ход Конституционным судом" лишь уводит от европейского подхода к разрешению конфликта и проблемы существующего в обществе разделения.

Европейский же подход основывается на консенсусе. И в этом смысле, скажем, предложение коммунистов об избрании непартийного президента дает основание для такого консенсуса. Как бы кто ни относился к коммунистам, получив на последних парламентских выборах около 40% голосов, они представляют интересы значительной части населения, в том числе значительной части русскоязычного меньшинства, игнорирование интересов которого противоречит антидискриминационному духу европейского подхода. Нахождение консенсуса необходимо, если Молдавия намерена двигаться в европейском направлении, особенно если учесть, что в партиях альянса "За европейскую интеграцию" не представлены целые сегменты молдавского населения.

В создавшейся ситуации европейские контакты молдавских руководителей показали, что позиция коммунистов относительно разрешения кризиса более выигрышная, так как они сумели продемонстрировать гибкость и готовность решать проблему, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Достаточную степень гибкости для нахождения консенсуса показали и демократы, чей лидер Мариан Лупу заявил, что не будет настаивать на своей кандидатуре в президенты, несмотря на то, что он уже начал вживаться в роль президента страны. В то же время движимый стремлением к еще большей власти лидер Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Владимир Филат вместо того, чтобы искать совместное решение внутри альянса и идти с совместной позицией на переговоры с коммунистами, пошел на сепаратные переговоры с лидером Партии коммунистов (ПКРМ) Владимиром Ворониным. Альянс либерал-демократов с ПКРМ, на возможность которого указывают источники в обеих партиях, серьезно ударил бы по рейтингу Владимира Филата. Ранее коммунисты похожим образом "задушили в объятиях" лидера Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Юрия Рошку. Теперь они пытаются сыграть на слабостях и амбициях Владимира Филата, партия которого, сделав заявку на лидерство в демократических преобразованиях, рискует в погоне за властью переродиться в "ПКРМ-2", встав на путь не демонтажа, а сохранения и укрепления вертикали власти, построенной коммунистами.

И этот процесс не может не вызывать опасений у европейцев, ранее сделавших ставку на реформистский потенциал Владимира Филата, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По мнению политолога Оазу Нантоя, проевропейские лозунги официального Кишинева слабо соответствуют уровню политической культуры на территории Молдавии. Эксперт отмечает, что сразу после последних парламентских выборов 28 ноября 2010 года высокопоставленные представители Брюсселя один за другим призывали все парламентские партии начать переговоры с целью преодолеть политический кризис. Прошло почти пять месяцев, а воз и ныне там. Представители ЕС на встречах с молдавскими руководителями и сегодня продолжают призывать к тому же самому, "а мы как были "молдаванами", так "молдаванами" и остаемся", подвел итог господин Нантой.

Пока Молдавия регулярно признается в любви Единой Европе, радуется каждому похлопыванию по плечу от европейских партнеров, ожидая, что вот-вот и настанет оно - светлое европейское будущее, на Востоке происходят серьезные интеграционные процессы, пишет "Кишиневский обозреватель". Официальный Кишинев о них, конечно, знает, но делает вид, что ничего особенного не видит. А зря. Потому что в один не очень прекрасный день РМ, как сказочная старуха, может оказаться у разбитого корыта. С одной стороны - постоянно отодвигаемые европейские перспективы, периодически подпитываемые небольшими финансовыми вливаниями от ЕС и обещаниями "вот выполните и перевыполните очередной интеграционный план, тогда может быть...". С другой - глухой железный занавес в образе Таможенного союза (ТС) и единого экономического пространства (ЕЭП) бывших братских республик со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде единых таможенных тарифов, единого жесткого администрирования на границах и специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Год назад, выступая на конференции "Россия и СНГ - на пути глобализации", первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов прямым текстом заявил: Россия не будет распространять льготы Таможенного союза РФ, Казахстана и Белоруссии на все страны СНГ, не присоединившиеся к данному образованию, продолжает "Кишиневский обозреватель". Те, кто не готов к более глубокой интеграции, в торгово-экономических отношениях будет проходить на общих основаниях, несмотря на все былые заслуги. "Сейчас Молдавия, Украина, Узбекистан и другие партнеры по СНГ настаивают на том, чтобы свободная торговля существовала между нашими государствами или внутри СНГ без изъятий. Но тогда встает вопрос, а зачем формировать Таможенный союз?" - заявил первый вице-премьер РФ. Ничего личного - сплошная экономическая целесообразность и защита внутренних интересов.

Молдавские власти пока не оценивают возможные риски от неучастия РМ в восточных интеграционных процессах (во всяком случае, публично), пишет "Кишиневский обозреватель". А они будут, и сможет ли их переварить молдавская экономика - вопрос более чем интересный. Пока единственная реакция официального Кишинева на создание восточного Таможенного союза и Единого экономического пространства выглядит так: Молдавия категорически не намерена в этом участвовать. Эту позицию полгода назад на пресс-конференции озвучил министр экономики Валерий Лазэр. Кишинев пугает, что следующим этапом развития Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана станет создание наднациональных структур, а это уже не что иное, как политическая интеграция, на что РМ пойти не готова.

Министр экономики, конечно же, прав, продолжает "Кишиневский обозреватель". Интеграция на то и интеграция, что предполагает все новые и новые элементы сближения. И нынешний Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана - это не что иное, как прообраз будущего "Восточного Евросоюза". Реинкарнация СССР, если хотите. И именно это пугает официальный Кишинев. Пока Республике Молдова, пусть и неуклюже, удается лавировать и даже выдавать имеющиеся торговые преференции с Востоком и Западом за фишку, способную привлечь потенциальных инвесторов. Но рано или поздно Кишиневу придется выбирать.

Если Украина все-таки решится на Таможенный союз, для Молдавии наступят по-настоящему черные времена, пишет "Кишиневский обозреватель". Первые экономические "звоночки" для РМ уже прозвучали - когда две недели назад разразился винный скандал с Белоруссией. Скандал удалось замять, белорусская сторона отменила принятое ранее решение, запрещающее временно выдавать регистрационные документы на вина, виноматериалы и коньяки, произведенные в Молдавии и Грузии. Но факт остается фактом - таможенные договоренности между Россией, Белоруссией и Казахстаном постепенно вступают в силу, правила экспортно-импортной игры ужесточаются. И два главных рынка, поглощающих львиную долю молдавского алкоголя, начинают медленно, но верно закрываться для молдавских товаров, подводит итог издание.

Политика: "Юбилей полета Юрия Гагарина в космос - это "праздник русских"

С интервалом в несколько дней в прессе появились три новости: Молдавия согласилась взять у Японии грант на поддержку малого и среднего бизнеса; парламент отказался отмечать на государственном уровне 50-летие первого полета человека в космос; министр юстиции Александру Тэнасе покидает свои посты в правительстве и партии, мотивируя это тем, что "так, как можно - он не хочет, а так, как он хочет - нельзя", пишет "Панорама". Эти сообщения - хороший повод порассуждать о "принципах и ценностях", о которых так любят говорить молдавские политики.

То, что основное занятие молдавских властей на международной арене - попрошайничество, давно никого не удивляет, продолжает "Панорама". Но случай с японским грантом - из ряда вон выходящий. Каждый день мы видим ужасные телевизионные картинки из Японии, пострадавшей от землетрясения, цунами и аварии на атомной электростанции. Видим, как сами японцы и люди со всего мира помогают пострадавшим. И как же низко нужно было пасть в своей привычке клянчить деньги у всех зарубежных доноров, или, как сейчас модно говорить, "партнеров по развитию", чтобы в этих условиях взять у Японии очередной грант! Конечно, Япония страна богатая, а Молдавия бедная, для Японии, в отличие от Молдавии, пара миллионов долларов - это мелочь. Но вот тут-то как раз и надо было проявить свои принципы и ценности. Нужно было отказаться от этого гранта. Поблагодарить японскую сторону и отложить получение денег до лучших времен. Это было бы честно, благородно и просто по-человечески правильно.

Отношение молдавских властей к юбилею полета Юрия Гагарина в космос тоже может вызвать только отвращение, пишет "Панорама". Отказ отметить эту дату на государственном уровне под тем предлогом, что это "праздник русских" и что в Кишиневе есть улица Гагарина, свидетельствует об историческом беспамятстве правящих в Молдавии "европейцев" и об их примитивной русофобии. Можно не сомневаться, что если бы первым космонавтом был американец, то эту дату отметили бы в Кишиневе с большой помпой. А если бы это был румын, то день его полета в космос вообще был бы объявлен национальным праздником Молдавии.

Двойная отставка Тэнасе, хотя внешне она и выглядит более важным событием, чем истории с японским грантом и советским космонавтом, на самом деле, с точки зрения политических "принципов и ценностей", гораздо более банальна, продолжает "Панорама". Разочаровался человек - ну и что? Не он первый, не он последний. Не надо было очаровываться, не пришлось бы и разочаровываться. Все политические партии в Молдавии построены по принципу SRL или мафиозного клана. Один, два или три "денежных мешка" имеют решающее слово в партийных делах. Любому несогласному они всегда могут сказать: "Создай свою партию, плати за все, и делай, что и как хочешь!". Это не значит, что эти "мешки" - плохие люди. Они могут быть замечательными людьми, но они не могут изменить эту систему до тех пор, пока у партий не появятся альтернативные источники финансирования, например из государственного бюджета. Если в устав какой-нибудь молдавской партии вдруг включат пункт о том, что ее лидер автоматически уходит в отставку в случае, скажем, поражения на выборах или каких-то коррупционных скандалов, это будет выглядеть очень странно для нашей действительности. Нет таких партий. Не доросли еще, подводит итог издание.

На прошлой неделе депутаты все же заслушали доклады силовых и правоохранительных ведомств о расследовании причин и следствий произошедшего 7 апреля 2009 года, пишут "Молдавские ведомости". Но похоже, настоящая правда об апреле никому на самом деле не была нужна. Просто местные выборы на носу. И тут любой повод хорош. И "апрельскую карту" каждая сторона разыгрывала по-своему. Без блефа, конечно, не обошлось...

7 апреля не было государственного переворота. Такой вывод следовал из всех представленных 14 апреля докладов, продолжают "Молдавские ведомости". В остальном докладчики сами себе и друг другу противоречили. Это были, мол, "спонтанные выступления молодежи", которая собралась, чтобы "выразить возмущение по поводу фальсификации выборов". Замдиректора СИБ Валентин Дедю описал, как зарождались события. Из его рассказа никак не вытанцовывались "спонтанность" и неподготовленность молодежных масс. "Восстановление событий апреля 2009-го указывает, что на уровне службы было известно о существовании негативного потенциала в отношении власти в обществе и риска превращения этой силы в критическую дестабилизирующую массу. Было известно, что критическая масса представляла в основном молодежь... Социальные группы порталов Одноклассники, Фейсбук, Твиттер в этот период собрали десятки тысяч приверженцев, - зачитывал доклад Дедю. - Расследования указывают, что идея организации протестных мер, а также недовольства результатами голосования была выдвинута вечером 5 апреля 2009 года. Призывы к протестным действиям распространялись с 18.00, предпочтительно через интернет и мобильную телефонию".

Между тем раскритикованная парламентская комиссия, которую прозвали "комиссией Нагачевского" (сформирована 20 октября 2009 года), признавала возможность сценария госпереворота, пишут "Молдавские ведомости". Она помимо всего прочего дала следующее задание правоохранительным органам: "Расследовать дополнительно факт водружения румынского флага на здание президентуры, в том числе на основе материалов, находящихся в распоряжении Комиссии. Выяснить обстоятельства и выявить лиц, которые подняли румынский флаг, поскольку этот факт считался и считается неоспоримым доказательством попытки государственного переворота и причастности Румынии к событиям апреля 2009 года". Теперь прокуратура заявляет: те, кто водружал флаг на президентуре, действовали "спонтанно". Просто вот так вздумалось им, а тут и флаг под руки попался - пошли и водрузили. Ну их и привлекли к ответственности по админкодексу к штрафу.

Важно, что официально на всех уровнях подтверждено: мирные манифестации превратились в погромы и поджог зданий президентуры и парламента из-за провокаторов, продолжают "Молдавские ведомости". При этом господин Зубко явно получал удовольствие, уходя от вопросов депутатов. У него была веская причина: значительная часть присутствующих в зале законодателей проходит по упомянутому делу в качестве свидетелей, одни уже были допрошены прокуратурой, а другая часть еще должна быть допрошена. А закон предписывает, что данные следствия до его окончания разглашаться не могут, особенно перед процессуальными лицами. Так и получилось. Генеральный прокурор сообщил: провокаторы идентифицируются в ходе длящегося до сих пор уголовного расследования по делу о 7 апреля 2009 года. Технического оснащения для этого у Молдавии нет, поэтому Генпрокуратура обратилась за помощью к США и Австрии. А это дело долгое. Но возмущаться тут не надо. Вон - в аналогичных случаях в других странах дела так же расследуются годами. Например, в Азербайджане вновь возбуждено и продолжается расследование по беспорядкам 1988 года в Сумгаите.

Глава МВД Алексей Ройбу озвучил цифру активных участников и провокаторов - 291 человек, все они были выявлены полицией, пишут "Молдавские ведомости". Замдиректора СИБ Дедю заметил, что его ведомством были идентифицированы 66 человек, о чем была направлена информационная записка в Генпрокуратуру. Вообще, в прокуратуру из СИБ "отправились" 16 дисков с информацией. Но это, по-видимому, не помогло прокурорам. Поэтому теперь создана совместная следственная группа. Кроме того, депутаты назвали странным, что в парламент пришел не директор СИБ - Георгий Михай, а его зам. Имя Валентина Дедю упоминается в связи с пропажей неких документов из СИБ несколько лет назад. Нынешний депутат Артур Решетников, в прошлом директор СИБ, завил, что "не желает даже вопросы задавать предателю родины".

Также речь шла о кибератаке, сопровождавшей апрельские события, продолжают "Молдавские ведомости". Она была предпринята 8 и 10 апреля 2009 года. Неизвестные злоумышленники, предположительно, хотели заблокировать деятельность всех официальных государственных сайтов с территории Румынии. Но идентификация источника была практически невозможна, заявил Валентин Дедю. Об этом СИБ сообщил Генпрокуратуре почему-то спустя месяц - только 5 мая. А Генпрокуратура обратилась с просьбой о юридической помощи к компетентным органам Румынии уже лишь в 2010 году. И 11 мая 2010 года оттуда ответили, что выяснить источник невозможно "из-за истечения периода времени, в который хранится востребованная информация". Странно это как-то все, не правда ли?

Внешнего вмешательства во время массовых беспорядков 7 апреля не было, это доказанный факт, - заявили как Валентин Дедю, так и Валерий Зубко, пишут "Молдавские ведомости". "Версия относительно вовлечения внешнего фактора, выдвинутая 7 апреля 2009 года, на чем определенные политические силы настаивают сегодня, необоснованна и даже противоречива", - заявил в своем докладе замдиректора СИБ. И тут же сообщил: зафиксировано участие некоторых национал-христианских и националистических организаций типа "Новые правые" и что сам же СИБ высылал из страны нескольких иностранцев и дипломатических лиц. А Валерий Зубко сказал: сербский и грузинский следы в апрельских событиях не найдены, а вот версии, касающиеся участия легионеров из Румынии, Украины и с левого берега Днестра проверяются. То есть совершенно исключать иностранное влияние нельзя?! "Было установлено, что после обеда 6 апреля группа из 10 активистов Национал-христианского движения посетила здания Либеральной партии, ЛДПМ и ДПМ, чтобы узнать их позицию относительно манифестаций, намеченных на 18.00", - сообщил далее господин Дедю. Но все это - происки коммунистов, уверен замдиректора СИБ: "Организованные визиты лидеров национал-христианского движения преследовали цель подготовки обвинения лидеров оппозиционных партий". И то, что провокаторы были одеты в одежду с унионистской символикой - тоже маскировка.

В итоге же стороны остались при своих позициях, продолжают "Молдавские ведомости". Позиция коммунистов такова: организаторами апрельских событий являются лидеры АЕИ. Манифестации 6 и 7 апреля проводились под предлогом фальсификаций на выборах. Для этого нынешний премьер "зафрахтовал" площадь Великого Национального Собрания чуть ли не за неделю до выборов. Позиция правящего альянса: все случившееся два года назад спровоцировали коммунисты. И хорошо, что молодежь у нас такая сознательная, что не захотела мириться с тоталитарным режимом. Встала на защиту демократии. А поджоги парламента и президентуры, хулиганство, мародерство и воровство - так что ж, лес рубят, щепки летят.

Приднестровское урегулирование: "Федеративная тема всплывает теперь уже перед либерально-демократическим Кишиневом"

На прошлой неделе Игорь Смирнов направил Владу Филату приглашение посетить с официальным визитом Приднестровье, пишет "НИКА-пресс". Не сам, а через вторые руки передал послание своему министру иностранных дел Ястребчаку, а тот, будучи на очередной заграничной встрече в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), вручил документ министру иностранных дел и европейской интеграции Лянкэ (документ был вручен вице-премьеру по вопросам "реинтеграции" Евгению Карпову - прим. ИА REGNUM). Лет десять-двенадцать назад жест Смирнова был бы расценен едва ли не как смирение тамошней элиты и готовность начать с Кишиневом диалог о разграничении полномочий в условиях единого государственного пространства. Тогда никто бы и не заметил этого "с официальным визитом". Сейчас дураков нет ни на правом, ни на левом берегах. Самый неискушенный в тонкостях урегулирования и в дипломатических словесных выкрутасах о "механизмах", "прецедентах", "уважении государственных интересов, но с учетом сложившихся реалий", понял все и сразу. Ага, если Филат примет приглашение Смирнова и появится в Приднестровье, то косвенно признает ПМР, если не примет, то даст повод Смирнову говорить о нежелании официального... И так далее.

Ждали действий и слов от Филата, продолжает "НИКА-пресс". Он отреагировал быстро. Молдавские СМИ сообщили: "Филат встретится с лидером тираспольской администрации только в случае начала официального диалога в формате "5+2" и с четкой повесткой дня...". Казалось, молдавский премьер вышел красиво из приготовленной для него в Тирасполе каверзы: официальный характер встречи будет определять не только Смирнов, но и переговорная "семерка", готовая, в принципе, хоть завтра покончить с пятилетним неформальным (в нашем случае позорным) режимом своей работы. Филат также дал понять, что неофициальные встречи со Смирновым под гул футбольных болельщиков на тираспольском стадионе "Шериф", устроенные исключительно стараниями Кремля или Смоленской площади (кто там у них командует приднестровским вопросом?), его больше не интригуют и вряд ли будут интересовать в ближайшем или в отдаленном будущем. Здесь бы премьеру, удачно закрывшему тему, и остановиться. Так нет же. Вообще, иной раз представляется, что весь приднестровский конфликт состоит из мелких, незначительных с виду деталей, которые, соединившись и образовав жгучую смесь из словесной перепалки, дремучей ненависти, берущей начало из далеких дней и личных комплексов политиков-неудачников, непонимания текущего момента, ошибочных оценок общественно-политического потенциала обоих берегов Днестра, превратился сегодня в неразрешимую проблему.

...Филат не остановился и сказал: "Я езжу в приднестровский регион, как к себе домой, а к себе домой я не езжу официально". Ему, пока об условиях урегулирования идут на верхах европейской политики скрытые и сложные консультации, будут долго колоть глаза этим "к себе домой" и очень неосторожным намеком, дескать, когда захочу, тогда и приеду из Кишинева и прямо в "приднестровский регион", пишет "НИКА-пресс. На правом берегу, надо думать, такая демонстрация политической воли Филата многим понравилась. На левом берегу тоже. Вечный двигатель по имени приднестровская проблема еще способен снабжать энергией многих кишиневских и тираспольских политиков. В премьерском замечании о "приднестровском доме" послышалось похожее и что-то недавнее. Еще один признак всеобщего и упорного топтания на месте. Девятый год пошел с тех пор, как тогдашний президент Молдавии Воронин говорил о том, о чем сейчас сказал Филат, а кажется, все случилось вчера. Жизнь в конфликте, как и в тюрьме, течет уныло, но зато быстро.

Все повторяется и не по первому кругу, продолжает "НИКА-пресс". Тирасполь, не без стараний Москвы, в который раз дает понять, что Кишиневу надо бы отказаться от закона 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM), и намекает на неисчерпанные (федеративные) возможности документа - "Меморандума Козака". Кишинев продолжает неофициально нервничать от слова "федерация", но кроме того, что территориально маленькая Молдавия не может быть федеративной, иных аргументов не приводит. Спорам этим больше пятнадцати лет. Молдавскому упорству в отстаивании национального достоинства и нацеленному на борьбу с "приднестровизацией Молдавии" стоило бы позавидовать, если бы не одно "но". Проект ОБСЕ от 2002 года, предусматривающий урегулирование через федерализацию РМ, был окончательно принят официальным Кишиневом и политическим классом страны только после заявления посла США в РМ о том, что "Госдеп восхищен проектом". В Кишиневе без удовольствия вспоминают скандал вокруг "Меморандума Козака", а если и вспоминают, то только в связи с настойчивостью и политической волей, позволившей остановить Путина, собравшегося в Кишинев для подписания документа. А вот о проекте ОБСЕ здесь вообще не вспоминают - стыдно.

Сейчас, похоже, федеративная тема всплывает теперь уже перед либерально-демократическим Кишиневом, пишет "НИКА-пресс". Эксперты, участвовавшие в недавнем кишиневском форуме "ЕС-РМ", во время неформальных встреч на правом берегу не раз произносили слово "федерация" и пытались понять перспективы его вживляемости в сознание молдавского бомонда. Одна из реакций на федеративные мотивы выглядит так: и Россия, и Запад вместе с США, говоря о федерализации Молдавии, несомненно, подразумевают каждый свое, а Молдавия не подразумевает ничего, что в условиях отсутствия у властей РМ своего проекта урегулирования ставит страну в унизительное положение.

Отсутствие молдавского проекта - самая скучная страница в урегулировании приднестровского вопроса, продолжает "НИКА-пресс". Лишь однажды Воронин ее развеял заявлением, что коммунистические власти имеют 16 (шестнадцать) вариантов проекта и еще типа посмотрят, какой из них предложить для обсуждения. На деле - не было ни одного (за двадцать-то лет), какой-то пакетный подход к проблеме, будто бы предлагаемый Кишиневом, до сих пор остается тайной, что в условиях текущей молдавской политики, когда все и всегда продается, т.е. безнадежно протекает, дает основания для сомнений - а есть ли он, этот проект. Свежее предложение немецких чиновников в адрес Кишинева и Тирасполя посетить страну и более внимательно ознакомиться с системами управления и самоуправления ФРГ будто бы дает сторонам конфликта шансы начать все сначала. Сюда следует отнести такое же свежее по времени, но застарелое, судя по обстановке на обоих берегах, напоминание о статусе Аландских остров в составе Финляндии - он, такой, мог бы подойти Приднестровью и успокоить всех участников переговоров (единственная губерния в Финляндии, обладающая внутренним самоуправлением, имеющая свое гражданство, свой парламент, свое правительство...). И это все у нас было. Давным-давно. Тщательно отобранные представители сторон выезжали за пределы своих территорий, оглядывали сытые и спокойные европейские земли, тщательно конспектировали лекции местных знатоков и умельцев в деле госустройства, после обильных и дармовых застолий на глазах у хозяев становились щедрыми на объятья и обещания сделать свою Родину маленькой Швейцарией (Германией, Швецией, Италией, Голландией... - это кто какие названия запомнит), но разъезжались восвояси и почему-то потом еще сильнее ненавидели друг друга. Обычно трудно объяснимая ненависть случается от зависти и сильной скуки, подводит итог издание.

Член парламентской фракции от Партии коммунистов, бывший министр реинтеграции РМ Василий Шова считает, что необходимость создания специальной комиссии высшего законодательного органа по приднестровской проблематике назрела давно, а текущие события на обоих берегах уже делают эту задачу все актуальней, пишет в другом материале "НИКА-пресс". Как отметил депутат, его предложение о назначении закрытых слушаний в стенах парламента, посвященных инциденту 2 марта в Зоне безопасности, имело цель не только выработать общую оценку события, но и подключить законодателей к процессу урегулирования. "Есть такие вопросы жизнедеятельности высших государственных органов РМ, - сказал Шова, - которые следует решать без учета узкопартийных интересов и без оглядки на идеологические противоречия представленных в парламенте сил; к таким вопросам, прежде всего, относится весь круг задач по реинтеграции страны". Он затруднился ответить, по каким причинам его предложение не было услышано парламентским руководством и не заинтересовало депутатов от правящей коалиции, но посчитал необходимым напомнить, что рано или поздно и в связи с объявленными целями по европейской интеграции Молдавии депутатам придется заняться указанной проблемой. Спроси сейчас у любого депутата того, еще не сгоревшего парламента, что-нибудь о "приднестровском предложении" Шовы, - вам ответят: это тот министр Шова, которого мы не раз во время правления коммунистов пытались пригласить с отчетом о работе его ведомства, это тот великий кишиневский переговорщик, который на пару с Ткачуком ездил по москвам шептаться о планах урегулирования, а мы из прессы далеких государств узнавали о каких-то пакетных подходах и секретах "челночной дипломатии", это тот, который...! И он нас смеет упрекать в недальновидности?

К Шове, а вернее сказать, к Воронину (он лично курировал приднестровскую тематику и никого лишних и чужих к ней не допускал) упреков со стороны "либеральных демократов" накопилось много, пишет "НИКА-пресс". И поделом. Однако Шова прав в одном напоминании: перспективы европейской интеграции Молдавии в Брюсселе и Вашингтоне тесно увязывают с решением приднестровской проблемы (Молдавия без Приднестровья Евросоюзу неинтересна), и, следовательно, лучше начать парламентскую работу и в этом направлении, чем потом спохватываться, суетиться и потому, как это часто случается с кишиневскими объединителями-реинтеграторами, творить глупости.

Прав бывший министр в своем напоминании об отсутствии разногласий у главных политических противников по отношению к принципам реинтеграции, чему есть документальное подтверждение - закон 2005 года, единогласно принятый депутатами, большинство из которых представлено в ныне действующем парламенте, продолжает "НИКА-пресс". Казалось бы, что еще нужно, что мешает совместной работе! А вот что. Традиционные грехи молдавских политиков - жадность, зависть, отсутствие чувства ответственности за государственное дело, переходящее в тупость, лень и страх за личную судьбу. Набор этих качеств точно именуется жгучим словом "жлобство". А жлоба обычно бьют, стараясь превратить в сколь-нибудь приемлемого для жизни в обществе субъекта, либо он, безнаказанный, наглеет и жиреет до конца жизни. Наше жлобство на "приднестровском направлении" - жлобство странное. Нас и бьют, и еще Бог знает что с нами делают (молдаван не использовал в своих естественных потребностях только ленивый, сказал один кишиневский знаток внутреннего молдавского мира), но мы и жиреем. Такое жлобство точно на века.

Не будет никакой такой парламентской комиссии по приднестровскому урегулированию, и никаких парламентских слушаний по этому поводу не будет, пишет "НИКА-пресс". А будет бардак, периодически разбавляемый случаями в Зоне безопасности и путаными рассказами о неустанной "неформальной работе" формата "5+2". Собственно, ничего страшного не происходит, наоборот все привычно и без сюрпризов. Двадцать лет так живем и еще поживем столько же и так же. Моисей, вон, сколько водил своих евреев, чтобы... Одно только должно смущать торопливых евроинтеграторов: значит, ровно столько же придется ждать Молдавии возможности хотя бы "ассоциированно прижаться" к теплому боку Евросоюза, подводит итог агентство.

Молдавия - Украина: "Молдавия просто отдает свою землю чужой стране и ничего не получает взамен"

Вслед за Паланкой Молдавия отдала и территорию земли под днестровской ГАЭС-2, пишет "Пульс". На днях орган исполнительной власти направил органу законодательному некий документ - расписку по сути. Именуется сей бумаготворческий продукт "протоколом", и содержание его предельно простое: Молдавия, дескать, кое-чего отдаёт соседней Украине. Так, пустяки - без малого 15 гектаров территории на севере страны близ Наславчи и то, что на этих гектарах находится, а также - опять же по сути - "сливает" жителей окрестных сёл и вообще всех приднестровских, закладывая вполне явную, с коротким запалом, мину под сам "Днестр седой".

Официально в той бумаге - в смысле, в "протоколе" - написано следующее (ст. 2): "каждая из сторон признает право собственности другой стороны на объекты, которые расположены на её территории и по состоянию на 1 декабря 1990 года находились в подчинении другой стороны и в ведении министерств союзно-республиканского подчинения". Весомо. Но в заблуждение это нас уже не вводит, продолжает "Пульс". После дипломатического триумфа "молдавской стороны" в переговорах по земле в Паланке соответствующие протоколы мы уже читать меж строк умеем. Уже трудно нас провести, к примеру, такой частью, как "каждая из сторон признаёт право собственности другой стороны". Много ли признала Украина за нами в последние полтора года, и чего такого приобрела суверенная Молдавия, сдав свою - безоговорочно - землю под якобы украинским шоссе у Паланки, попутно по сути утратив в несколько раз больше земли за злополучным шоссе (По договору с Украиной от 1999 года об обмене территориями Молдавия получила от Киева участок берега на Дунае для строительства Джурджулештского порта, а земельный участок в районе села Паланка не передала Украине до сих пор. В ноябре 2010 года, после года безуспешных переговоров, украинские власти демонтировали на молдавско-украинской государственной границе пограничные знаки N0608 и N0609, расположенные на украинской стороне близ села Паланка, однако, вмешательства еврокомиссара по вопросам расширения и политики соседства Штефана Фюле оказалось достаточно, чтобы Киев тут же отказался от попыток силового решения вопроса - прим. ИА REGNUM)? Это вопросы риторические, хотя и не пустые, хотя и требующие ответа, но заведомо ответом подкреплены не будут. С Паланкой на нас - молдавском обществе - отработали схему, проверили воздействие на нас и нашу реакцию на соответствующий раздражитель. Прошло. Теперь речь зашла о днестровской ГАЭС-2 (на 15 га раздвинувшейся на нашу территорию, которую мы теперь отдаём). Тоже, наверное, пройдёт. Мы - привитые уже - стерпим?

О передаче земли под упомянутой ГАЭС молдавское общество узнало, как и в случае с Паланкой, из украинской прессы, пишет "Пульс". Вообще данная пропаланкская ассоциация неслучайна. И именно "украинская пресса" в этой ассоциативной связи играет существенную роль. Как и тогда, в частности, конкретика соответствующих переговоров, в Молдавии стала известна только благодаря либо неуемной рапортовитости украинских СМИ, либо труднопреодолимому желанию ряда украинских деятелей поскорее в зачёт себе занести достижения на молдавско-украинской дипломатической ниве. Помнится, даже парламент молдавский о соответствующих переговорах узнал из масс-медиа соседнего государства вначале. Теперь из иностранной же прессы нам стало известно, что, дескать, молдавское правительство достигло "с руководством Украины соглашения, согласно которому, Молдавия передаст Украине в аренду два земельных участка общей площадью 14,4 га, расположенных на территории республики, для обеспечения функционирования Днестровского гидроэнергетического комплекса".

Примечательно, что даже спустя несколько дней о "достигнутом соглашении" знали лишь оппозиционные депутаты, парламентарии, представляющие правящий альянс, делали большие глаза, и по степени бестолковости их комментариев по этому поводу можно было судить об уровне их непросвещенности в том, что у нас, точнее, у правительства, в отношениях с Украиной происходит, продолжает "Пульс". К примеру, Вячеслав Ионицэ, глава парламентской комиссии по экономике, мало того, что признался в собственной неосведомлённости, но и совершенно определённо заявил, что подобными вопросами правительство не должно отвлекать парламент от творчества (законодательного, разумеется). Такими вопросами, сказал депутат, парламент не занимается - ну, общественные организации разве что могут это пообсуждать...

Упомянутые общественные организации действительно оказались куда компетентнее и осведомлённее мажоритарно-мажорных депутатов, пишет "Пульс". На руках у них, в частности, оказался даже проект того самого соглашения. Прелюбопытный документ, из которого можно узнать, к примеру, что 9,4 га молдавской земли (может, кто помнит ещё - не самой бесплодной в мире) "подлежат затоплению вследствие поднятия уровня буферного водохранилища после введения в эксплуатацию трёх гидроагрегатов первого пускового комплекса днестровской ГАЭС". Ещё там о том, что украинская сторона "имеет право строить гидротехнические и другие сооружения, а также сети, необходимые для эксплуатации днестровской ГАЭС". А ещё о том, что "эксплуатация и обслуживание водохранилищ, сооружений и оборудования буферного гидроузла днестровской ГАЭС на упомянутых в этом соглашении земельных участках осуществляется украинской стороной" - то есть молдаване подойти к этим участкам не смогут и близко.

Но это не всё ещё, и главное не здесь, продолжает "Пульс". По словам бывшего министра экологии, депутата парламента Виолетты Ивановой, в данном вопросе Молдавия проигрывает дважды: кроме экологического ущерба, неминуем и ущерб экономический. "Дело в том, что предусмотренная земля, согласно соглашению, выделяется "в возмездное пользование", - говорит специалист. - Однако не понятно, в чём заключается эта "возмездность". Но уже утверждено, что на первом этапе 14,7 га земли выдаются под строительство, то есть расположение гидроэнергетического узла и само водохранилище". При этом само водохранилище объёмом около 400 млн куб. м и высотой в 150 м - объект повышенного риска. В случае затопления уйдут под воду не просто большие площади, а целые сёла: Наславча, Унгры, Ленкэуцы, Вережены, Окницкого района. Характерно, что в данном соглашении ни словом не обмолвились (украинцы, а молдаване промолчали) об условиях в случае возмещения ущерба - кто будет возмещать ущерб, и что надо делать для того, чтобы минимизировать вообще возможный ущерб или разрыв дамбы. Получается, что если молдавским властям это неинтересно, то почему это должно быть интересно кому-то ещё.

Река Днестр сегодня - главный источник водоснабжения для страны, а для муниципия Кишинёва - без малого на 100%, пишет "Пульс". А теперь представьте, что из-за перепадов давления на водохранилище, ежесуточно где-то порядка 4 млн кубов будет забираться из Днестра. При сбрасывании воды разница в температуре достигает порядка 10 градусов в минус. "Ни о каком нересте рыбы и рыбных запасах при таких условиях и речи быть не может, - говорит Иванова. - Согласно заключению АН, где-то порядка 25 видов рыбы просто исчезнут. К тому же на Днестре уже появляется процесс цветения, а это грозит вообще в ближайшем будущем потерей реки". Обо всех этих угрозах сегодня говорят и украинские экологи. Однако в Молдавии перед тем, как подписывать какие-то соглашения, раньше было принято проводить экспертизы, оценки и т. д. Во всяком случае заранее просчитать все "за" и "против" вполне прагматично. Только почему-то не в данном случае. По сути, нынешняя власть просто отдает своё чужой стране... и ничего не получает взамен? Во всяком случае на уровне соглашения официально выходит именно так - ничего, кроме проблем.

Днестровская ГАЭС ещё в 70-е годы прошлого тысячелетия задумывалась как одна из крупнейших в мире станций, продолжает "Пульс". Тогда вообще немало проектов возникало из стремления покорить и первенствовать. Если покорять, то беспощадно, если первыми быть, то хоть трава не расти. Сверхдержавный комплекс - ничего не поделаешь. Популярный в то время тренд. Правда спохватились вовремя и хода проекту не дали, хотя желание его реализовать время от времени кое у кого возникало. Поворотный рецидив случился с пробуждением на Украине самостийной самостоятельности - чё это не построить чё-то грандиозное! Даже денег вроде выпросили у одной из наднациональных финансовых структур. Тогда, к счастью, битва осталась за экологами, но в то время, правда, на стороне "противника" не играло собственное правительство. Сейчас молдавские власти - в одной команде с украинскими, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Строительство Днестровского комплексного гидроузла, расположенного в Черновицкой области Украины, но занимающего и часть территории Окницкого района Молдавии в районе села Наславча, началось еще в 1983 году. Впоследствии строительство было заморожено. После распада СССР украинская сторона возобновила возведение объекта, и к июлю 2009 года готовность гидротехнических сооружений Днестровской ГАЭС оценивалась в 98%. С конца 2009 года 1-й гидроагрегат станции официально введен в эксплуатацию. Тогдашний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявляла, что уже через несколько лет Днестровская гидроэлектростанция сможет работать на полную мощность, обеспечивая "надежную энергетическую независимость государства". При этом факт эксплуатации Киевом для строительства и функционирования украинской ГАЭС части территории Молдавии до сих пор остается частью комплекса нерешенных приграничных проблем между Украиной и Молдавией.