Политика: «Мы голосовали „за Европу“, а получили дерьмо». Геополитика: «Многие захотят погреть руки на украинском пожаре, установив контроль над „бесхозными“ территориями».

Политика: «Мы голосовали „за Европу“, а получили дерьмо»

До недавнего времени, пока нам не явили очередной перформанс молдавского политического абсурда под названием «правящий альянс парламентского меньшинства», медийное пространство буквально наводняли причитания, различные по жанру и объему, на тему «как же так, после выборов 30 ноября прошло столько времени, а эти всё еще не договорились», пишет «Панорама». Потом, когда эти «как бы договорились» и когда началась возня вокруг кандидатуры будущего премьера — Лянкэ, не Лянкэ, кинуть, не кинуть, в итоге кинули, вытащив из рукава Габурича, — причитания и вовсе приняли характер, близкий к отчаянью: ну почему так происходит? Мы голосовали «за Европу», а в итоге оказалось избранным такое дерьмо?

Существующий сегодня в Республике Молдова политический режим представляет собой образец олигархии, продолжает «Панорама». Не углубляясь в политологические определения, выделим несколько базовых характеристик такого режима: власть сосредоточена у ограниченного круга лиц и обслуживает их личные и групповые (клановые) интересы, а никак не интересы широких масс граждан; смычка политической и экономической власти в одних руках; так называемые олигархи либо сами являются членами правительства, либо оказывают решающее влияние на его формирование и принятие им решений в своих интересах. Как видим, эти характеристики во многом соответствуют политической картине современной Молдавии.

Опять же, не углубляясь в историю, отметим, что первые кирпичики в фундамент молдавской олигархии были заложены еще в период президентства лидера ПКРМ Воронина, когда он не просто выстроил пресловутую «вертикаль власти» (которую очень быстро назвали «вертикалью беспредела»), но стал приспосабливать её для обслуживания интересов собственного семейства, пишет «Панорама». Тогда же укоренилась практика заказного уголовного преследования политических оппонентов режима. В 2009 году, когда власть поменялась, лидеры партий АЕИ (конкретно Филат и Плахотнюк; последний успешно усвоил азы олигархического правления, обслуживая до этого интересы воронинского клана) не только не демонтировали олигархию, но содействовали её укреплению.

В итоге к выборам 30 ноября 2014 года режим подошёл во всеоружии, что и продемонстрировал во всей красе, продолжает «Панорама». При олигархии выборы не решают проблему власти, поскольку их исход заранее предопределён. Как бы ни ухищрялись в креативе оппоненты режима, что бы ни предпринимали — результат выборов будет не в их пользу. Общенациональных выборов — точно не в их пользу, а местных или региональных — скорее всего. В ближайшем будущем мы получим возможность в этом вновь убедиться.

У нас народ уж как-то очень прикипел к мысли, что в процессе выборов можно что-то поменять, пишет «Панорама». Мы и жить стали как бы в замкнутом пространстве бесконечного электорального цикла — от выборов до выборов, ничего больше людей не интересует. Строго очерченный диапазон идиотизма. Можно поменять, да не везде. В Республике Молдова сегодня нельзя, на время от этой мысли придётся откипеть. Таков будет первый методологически корректный вывод.

Второй вывод касается связи молдавского олигархического режима с идеей европейской интеграции, продолжает «Панорама». Её сторонники могут сколько угодно пыхтеть и с этим не соглашаться, но связь здесь самая прямая. Само собой, данная прослойка молдавского общества хотела и всё еще хочет совсем не олигархию, а демократию. Её представители искренне и всегда выступали, как они полагали, только за всё хорошее и против всего плохого. Но, как говорят в таких случаях, благими намерениями вымощена дорога в ад. Именно они стали тем «человеческим материалом», используя который строители молдавской олигархии и сделали своё чёрное дело. Весь этот легион сдвинутых по еврофазе экспертов, журналистов, лидеров неправительственных организаций и просто непуганых еврооптимистов — все они и стали «кирпичиками» для режима. И неважно, что они при этом думали (если думали) и к чему стремились. Кирпич, он что в Африке кирпич, что в Европе, ему зачем думать? А «цементом» послужила поддержка олигархов со стороны США и ЕС.

Вот уж где не должно быть иллюзий, так это в данном вопросе, пишет «Панорама». Начиная с 2009 года, Запад под видом «финансовой помощи» Республике Молдова ежегодно в различных формах (льготные кредиты, гранты, иные программы финансирования) закачивал режиму сотни миллионов главным образом евро на решение всяких, по видимости, благовидных задач. Нужно быть совсем наивными, чтобы полагать, что люди в Вашингтоне, Брюсселе, Берлине, от которых зависит выделение этих средств, не были в курсе, что значительная их часть будет потрачена не по назначению, а тем или иным способом разворована столпами режима.

Воровство западных денег заложено в стратегию современной колонизации, в частности, постсоветского пространства, продолжает «Панорама». Хотя почему современной? Просто в прежние века колонизаторы цепляли на крючок туземных вождей какими-нибудь бусами или огненной водой. А сейчас функцию крючка выполняют кредиты или гранты, которые жадным вождям позволяют украсть. Само собой, истинными хозяевами денег всё фиксируется и отслеживается, включая счета в офшорах, принадлежащие вождям, и суммы, на этих счетах оседающие.

Стратегия, надо признать, эффективная, потому что автохтонные олигархи становятся подконтрольны западным центрам принятия решений, в первую очередь американским, пишет «Панорама». Олигархический режим, таким образом, по определению является режимом колониальным. Причём заокеанские боссы требуют от него совсем немногого — придерживаться правильной геополитической ориентации. Сделал молдавский олигархический режим правильный выбор, подписав в прошлом году Соглашение об ассоциации РМ с ЕС, — ему и простили откровенно сфальсифицированные выборы 30 ноября. И впредь будут прощать, можно не сомневаться.

Надежды еврооптимистов на то, что Запад вынудит молдавских олигархов установить демократию у себя дома (не виртуально, а реально бороться с коррупцией, навести порядок в судебной системе и т.д. и т.п.) — очередной мыльный пузырь, продолжает «Панорама». Убеждать олигархов (не на словах, слов хватает, а на деле) бороться с коррупцией в Молдавии — всё равно что уговаривать их сделать самим себе харакири. А заодно и самому Западу лишиться инструмента удерживания нашей страны в статусе полуколонии. Да и, вообще, демократия вещь непредсказуемая, а потому опасная. Вон, на её родине, в Греции, недавно случилось торжество демократии — и, сразу же, сколько новых проблем Берлину с Брюсселем добавилось.

В реальности западный истеблишмент своим собственным народам не доверяет, а чтобы доверить право самому решать свою судьбу какому-то молдавскому народу — полноте, что за вздор! — пишет «Панорама». Ему доверишь — он, того и гляди, бросится в объятия к какому-нибудь Путину. Нет уж, лучше иметь дело с коррумпированной русофобской элитой, которую вполне устраивает олигархия. Она же, элита, за такой режим голосует. А что среди этой элиты в Кишинёве встречаются чудики, которые считают, что евроинтеграция это и есть путь к демократии, — да пусть себе считают. В Европе или Америке тоже можно встретить своих неадекватов, в том числе среди европарламентариев, конгрессменов, даже лордов, которые также в это искренне верят. Но такие, которые чудики, ничего не решают — ни там, у них, ни здесь, у нас.

И народное восстание против олигархии ведь не устроишь, продолжает «Панорама». Все эти бархатные революции, они в современном мире только при условии поддержки со стороны Соединённых Штатов могут увенчаться успехом. А последних, как мы убедились, молдавская олигархия вполне устраивает. Получается замкнутый круг.

Тогда в чём смысл выборов, в которых — вопреки всему сказанному — участвовать надо? — пишет «Панорама». Какова цель такого участия? Если не тешить себя иллюзиями и смотреть на вещи трезво, её можно определить следующим образом: скрупулёзная и методичная фиксация всех многочисленных случаев свинства со стороны властей в период как самой предвыборной кампании, так и в день выборов. Получится объёмный доклад, на многие сотни страниц, этакая большая куча дерьма, но оппозиции брезговать не надо, от неё требуется соблюсти абсолютную чистоту эксперимента. С тем, чтобы, после того, как США и ЕС признают очередные выборы «в целом» честными и справедливыми, вывалить эту кучу пред «честные очи» послов, комиссаров, всевозможных высоких и специальных представителей зарубежья — пусть нюхают.

Не следует стесняться тыкать их носом — потому что без их потворства эта зловонная куча нечистот не появилась бы, продолжает «Панорама». Международная практика свидетельствует: рано или поздно рафинированным западным цивилизаторам надоедает иметь дело со смердящими от коррупции и лжи автохтонными вождями, и тогда первые от вторых брезгливо отворачиваются. Забывают о двойных стандартах и лишают их своей поддержки, без которой все эти вороватые олигархи очень быстро сдуваются. Приблизить этот исторический момент молдавской оппозиции вполне по силам. А вот после него можно будет и о демократических выборах поговорить, подводит итог издание.

На прошлой неделе Молдавию посетила делегация Вышеградской группы на уровне замминистров иностранных дел, пишет NewsMaker. В своих выступлениях европейские гости по традиции высказались в поддержку евроинтеграции Молдавии. Но в ходе неофициального общения дипломаты признались, что устали от написанных словно «под копирку» обещаний молдавских чиновников проводить реформы и бороться с коррупцией. Европейцы также недовольны высокомерием и пассивностью Кишинева в переговорах с Тирасполем.

В Кишиневе дипломаты стран Вышеградской четверки (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) провели встречи со спикером Адрианом Канду, премьером Кириллом Габуричем, вице-премьером Виктором Осиповым и замглавы МИД Юлианом Грозой, продолжает NewsMaker. Среди обсуждавшихся тем — европейская повестка Молдавии, включая подготовку к майскому саммиту «Восточного партнерства» в Риге, программа реформ нового правительства РМ, а также урегулирование на Днестре.

В ходе встреч молдавские чиновники в один голос убеждали европейских дипломатов в твердости европейского курса страны, пишет NewsMaker. Кирилл Габурич в очередной раз заявил, что приоритетами правительства являются внедрение соглашения об ассоциации, борьба с коррупцией, реформа правосудия, обеспечение финансовой стабильности и экономический рост. Адриан Канду заверил, что в Кишиневе намерены «качественно внедрять реформы» и ждут от ЕС финансовой поддержки по принципу «большее для большего» (more for more). «Хотим подтверждения европейских устремлений Республики Молдова на саммите в Риге и представления ясной позиции относительно европейской перспективы Молдавии», — отметил, в свою очередь, Юлиан Гроза.

На пресс-конференции по итогам состоявшихся переговоров европейские дипломаты по традиции высказались в поддержку евроинтеграции Молдавии и пообещали ей помощь в проведении реформ в таких сферах, как юстиция, борьба с коррупцией, инвестиционный климат и энергетическая безопасность, продолжает NewsMaker. По словам гостей, именно от достижений в этих областях будут зависеть итоги рижского саммита «Восточного партнерства» для Молдавии. При этом каждый из дипломатов упомянул о важности борьбы с коррупцией.

Вместе с тем из заявлений дипломатов явно следовало, что Кишиневу необходимо поторопиться с внедрением реформ, причем не на словах, а на деле, пишет NewsMaker. Замглавы МИД Чехии Иво Шрамек отметил, что Молдавия «вступает в решающую стадию процесса европейской интеграции», и что его результаты будут зависеть от того, насколько быстро будут действовать молдавские власти. «Мы находимся в ожидании выполнения планов, касающихся реформ. Время играет существенную роль. Осталось еще три месяца до саммита „Восточного партнерства“ в Риге. Важно приехать туда с конкретными результатами», — сказал замглавы МИД Польши Конрад Павлик.

О том, что ЕС находится «в ожидании результатов», обмолвился и венгерский дипломат Иштван Микола, продолжает NewsMaker. А замминистра иностранных дел Словакии Петер Бурян прямо сказал, что от практического успеха молдавских властей в реформировании страны будет зависеть и объем финансирования со стороны ЕС, и предоставление европейской перспективы, на которую так рассчитывает Кишинев. «Процесс [внедрения реформ] должен быть ускорен и сконцентрирован. Мы уверены, что достигнутые вашей страной успехи поспособствуют получению результатов на рижском саммите», — добавил Бурян.

В неофициальных дискуссиях гости высказывались жестче, пишет NewsMaker. Один из участвовавших в переговорах европейских дипломатов посетовал в беседе с NM, что молдавские официальные лица повторяют на встречах один и тот же текст. «Мы начнем имплементацию соглашения об ассоциации, мы будем бороться с коррупцией и так далее. Как будто им в одном месте писали эти заявления под копирку», — сказал он. По словам собеседника, громких слов уже недостаточно. «Даже если законы перепишут, везде напишут словосочетание „план действий“ — этого тоже не будет достаточно. Принимать хорошие законы еще не значит выполнять их. Но именно выполнения мы ждем», — отметил дипломат.

Еще одной важной темой состоявшихся дискуссий стало приднестровское урегулирование, продолжает NewsMaker. Как выяснил NM, в четверг, 5 марта, делегация Вышеградской четверки побывала и на левом берегу Днестра, где провела неофициальные дискуссии с приднестровским лидером Евгением Шевчуком и главой МИД Ниной Штански. Встреча состоялась на заводе KVINT, где гости заодно продегустировали местную продукцию. Ни приднестровские, ни молдавские официальные сайты о поездке не сообщили. Один из членов делегации сказал NM, что в Тирасполе у дипломатов состоялся «хороший обмен мнениями». «Все отметили, что приднестровские коллеги изменили свою риторику. Она стала более дружелюбной», — отметил дипломат.

Другой участник встречи сказал, что ее смысл был в том, чтобы выслушать приднестровскую сторону, понять, почему забуксовали переговоры в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина — страны-гаранты, ОБСЕ — посредник, Евросоюз и США — наблюдатели — прим. ИА REGNUM), и выяснить, можно ли чем-то помочь, пишет NewsMaker. По его словам, в ЕС ждут от Кишинева диалога с Приднестровьем. Он напомнил, что, в соответствии с соглашением о создании зоны свободной торговли между ЕС и Молдавией, для Приднестровья с 2016 года перестанут действовать торговые преференции, что, по сути, сделает невозможной торговлю региона со странами ЕС. «Надо решать эту проблему, потому что преференции продлены не будут, это исключено. У нас есть ощущение, что Кишинев пассивен, потому что ему хочется, чтобы Тирасполь на коленях к нему приполз. Так нельзя. Нельзя унижать сторону, с которой ты хочешь о чем-то договориться», — заключил дипломатический источник.

На прошлой неделе внешние партнеры (главы дипломатических миссий стран ЕС и США, представители Всемирного банка, делегации ЕС в Молдавии и ряда других международных организаций) передали премьер-министру Кириллу Габуричу «Информационные записки со стороны партнеров по развитию», пишет Noi. 83-страничную пошаговую инструкцию, что и как должно сделать новое правительство в краткосрочный период (первые 100 дней работы) и среднесрочной перспективе (12 и более месяцев).

Эксперты говорят, что данный документ — фактический ультиматум молдавским властям, продолжает Noi. Но внешние партнеры имеют на это полное право: они щедро кредитовали официальный Кишинев и теперь требуют отчитаться за потраченные деньги и выполнить то, к чему в Кишиневе, присвоив средства, по обыкновению подошли формально, по сути, имитировав реформы.

Теперь правительство Кирилла Габурича оказалось в крайне неприятной ситуации, пишет Noi. С одной стороны, внешние партнеры тонко, но ясно дали понять: от выполнения положений «Информационных записок» будут зависеть дальнейшие отношения доноров с властями РМ. И, прежде всего, финансовые. С другой стороны, многие пункты данного документа категорически неприемлемы как для молдавского олигархата, стоящего за «техническим» правительством, так и для большей части населения.

Партнеры по развитию дали молдавским властям 100 дней на проведение расследования по трем проблемным банкам (власти Молдавии расследуют вывод за рубеж из ряда банков страны в ноябре 2014 года около 1 млрд. евро — прим. ИА REGNUM) и привлечение к ответственности лиц, виновных в финансовом кризисе, продолжает Noi. «В трех банках (Banca de Economii, Unibank и Banca Sociala), — говорится в „Информационных записках“, — в конце прошлого года было введено специальное управление из-за крупных и непрозрачных сделок, как между собой, так и с иностранными компаниями. Эти транзакции ставят под вопрос целостность балансов и подвергают банковский сектор существенным рискам ликвидности». И хотя наличие нарушений было очевидно еще в конце 2013 года, до ноября 2014 года, отмечается в документе, власти не предприняли никаких действий.

Далее партнеры по развитию обращают внимание на ослабление надзорных полномочий Национального банка (НБМ) и Национальной комиссии по финансовому рынку (НКФР), пишет Noi. Как следствие, «недостатки в системе регистрации акций способствовали „рейдерским атакам“, когда акции передавались обманным путем другим владельцам. Это привело к концентрации около 3/4 активов банковского сектора под контролем небольшой группы лиц».

Внешние партнеры требуют, чтобы в течение ближайших 100 дней официальный Кишинев: 1) просветил общественность о реальном ущербе, причиненном государству по делу Banca de economii (BEM), Unibank и Banca Sociala; 2) привлек к ответственности виновных лиц; 3) сохранил все компьютерные данные и регистры Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank; 4) привлек к аудиту проблемных банков международную компанию из «большой аудиторской четверки» (Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young или KPMG); 5) усилил контрольно-надзорные функции НБМ и НКФР; 6) установил, что гарантии Национального банка не распространяются на межбанковское кредитование. А в среднесрочной перспективе правительству рекомендовано разработать план действий на случай системного финансового кризиса. (Noi)

Эксперты считают, что властям придется подчиниться этим требованиям доноров, продолжает Noi. Частично. Например, считают в экспертном сообществе, вся вина по «делу BEM» может быть возложена на предпринимателя Илана Шора, который к тому времени уже покинет страну и будет объявлен в розыск (Илан Шор — бывший глава административного совета Banca de Economii; ему также приписывают контроль и над другими «проблемными банками» — Banca Sociala и Unibank — прим. ИА REGNUM). Еще одним демонстративно-показательным шагом может стать громкая отставка руководства Национального банка. В частности — президента НБМ Дорина Дрэгуцану, которого специальная следственная комиссия парламента по ситуации в финансово-банковском секторе обвинит в попустительстве. Другие высокопоставленные чиновники (особенно из правящих партий), вовлеченные в «дело BEM», по мнению экспертов, к ответственности привлечены так и не будут.

Правительство Кирилла Габурича также обязано провести очередной административно-территориальный передел — ликвидировать районы и часть сельских мэрий и образовать более крупные административные единицы, пишет Noi. То есть перейти к уездной системе, которая уже существовала в Молдавии в конце 90-х гг.: с 1999 года и до февраля 2003 года РМ была разделена сначала на 9, а потом — 10 уездов. Нынешняя местная публичная власть, указывают внешние партнеры, «чрезмерно фрагментирована». «Небольшой размер населенных пунктов (в 30% из них проживает менее 1,5 тыс. человек) при низком экономическом потенциале, негативно влияет на институциональные, финансовые и управленческие возможности местной публичной власти», — отмечается в «Информационных записках».

В течение 100 дней правительству Габурича рекомендовано разработать и утвердить новую, «оптимальную» для республики административно-территориальную структуру страны, продолжает Noi. А в течение ближайшего года — провести административно-территориальную реформу, разработав специальную «дорожную карту» с разграничением прав собственности между центром и регионами, и финансовой децентрализацией для каждой образуемой административно-территориальной единицы.

Политические аналитики говорят, что в этом отношении требования кредиторов полностью совпадают с интересами правящих партий, пишет Noi. ДПМ и ЛДПМ наверняка воспользуются данной рекомендацией партнеров по развитию для того, чтобы перенести дату всеобщих местных выборов — или на осень 2015 года, или на весну, или лето 2016 года. Объяснив этот шаг необходимостью довести административно-территориальный передел страны до ума.

Следующий пункт — пенсионная реформа, продолжает Noi. «Если в 1999 году расходы на выплату пенсий составляли 4,4% ВВП, то в 2013 году этот показатель достиг 8%. Рост пенсионных выплат привел к образованию дыры в бюджете социального страхования. Количество налогоплательщиков сокращается, а число пенсионеров растет. Если в 2002 году на 100 застрахованных лиц приходился 41 пенсионер, то в 2012 году данный показатель составил 100 к 78», — говорится в «Информационных записках».

Ничего нового правительству партнеры по развитию в этом плане не открыли, пишет Noi. Демографы давно говорят, что население РМ стремительно стареет: коэффициент старения (это доля лиц в возрасте 60 лет и старше на 100 жителей) сейчас составляет 15%. А по демографическим стандартам показатель в 12% и выше уже квалифицируется как демографическая старость. По официальным прогнозам, при сохранении нынешних демографических и миграционных тенденций (а либерализация визового режима с Евросоюзом, как и ожидалось, подстегнула миграционный процесс), к 2050 году уже треть населения РМ будет старше 60 лет.

По данным Национальной кассы социального страхования, с 2009 года ежегодно число плательщиков взносов соцстраха сокращается примерно на 50 тыс., продолжает Noi. В итоге бюджет социального страхования не выдерживает возросшей нагрузки: еще совсем недавно профицитный, в последние годы он стал дефицитным хроником. Пока его спасают трансферты из госбюджета, но с каждым годом потребность в них возрастает. Внешние партнеры предлагают решить эту проблему просто, жестко и быстро — разморозить пенсионную реформу и увеличить возраст выхода на пенсию. Сначала для женщин, потом для всего населения РМ.

Молдавская пенсионная реформа была запущена еще в 1998 году, когда был принят Закон о пенсиях государственного социального страхования, пишет Noi. С 1999 года в Молдавии стал повышаться возраст выхода на пенсию и, соответственно, трудовой стаж. Если до этого мужчины выходили на пенсию в 60 лет, а женщины в 55, то с 1 января 1999 года пенсионный возраст стал ежегодно увеличиваться на 6 месяцев и к 2008 году должен был составить 65 лет у мужчин и 60 у женщин. За три года действия реформы (1999-2002) число пенсионеров в Молдавии сократилось на 30 тыс. человек. Однако в 2002 году власти решили заморозить такую непопулярную меру, как повышение возраста выхода на пенсию. Он был остановлен на уровне 2002 года: 57 лет для женщин и 62 года для мужчин, и в таком виде сохраняется до сих пор. И вот теперь внешние партнеры требуют от правительства в течение года (!) уравнять пенсионный возраст для женщин и мужчин на уровне 62 лет. А в последующем поднять планку выхода на пенсию и для мужчин, и для женщин до 65 лет. По данным статистики, мужчины в РМ в среднем живут 64 года, а женщины — 72. Так что многие работающие граждане рискуют просто не дожить до пенсии.

В «Информационных записках со стороны партнеров по развитию» также говорится о сокращении специальных и привилегированных пенсий; установлении единого для всех режима пенсионных выплат; подписании двусторонних соглашений о социальной защите со странами, куда в основном едут молдавские трудовые мигранты (кстати, еще одна большая проблема для бюджета соцстрахования, куда гастарбайтеры взносы не перечисляют, но пенсию оформляют на Родине), продолжает Noi. И ничего не говорится о внедрении евростандартов в молдавской системе пенсионных выплат. А согласно конвенции №102 Международной организации труда (МОТ) о минимальных стандартах социального обеспечения и Европейскому кодексу социального обеспечения 1964 года, пенсия должна составлять не менее 40% от средней зарплаты при стаже застрахованного в 30 лет. В Республике Молдова этот показатель (он называется коэффициентом замещения) составляет 28-29%.

Еще один пункт — борьба с коррупцией, пишет Noi. «Техническое» правительство Кирилла Габурича объявило борьбу с коррупцией своей первоочередной целью. Но в программе деятельности Кабмина на эту тему по большей части — одни общие фразы: разработка очередной Национальной стратегии, более четкое разграничение функций антикоррупционных органов (НЦБК, Антикоррупционной прокуратуры, Национальной антикоррупционной комиссии и т.д.), пересмотр Уголовно-процессуального кодекса, пересмотр механизма иммунитета для высокопоставленных лиц «в рамках уголовного расследования» и т.д.

Партнеры по развитию требуют от официального Кишинева конкретных антикоррупционных шагов, потому что «в Молдавии коррупция приобрела характер эпидемии и системы, укоренилась во всех государственных институтах и включает захват ключевых институтов с целью создания выгоды частным интересам», продолжает Noi. Требования внешних партнеров: 1) высокопоставленные чиновники, обвиняемые в коррупции, должны предстать перед судом; 2) чтобы избежать коррумпированности судей, в том числе по таким делам, «следует усилить полномочия генпрокурора в расследовании коррупционных дел в отношении судейских работников»; 3) новый закон о реформе прокуратуры должен пройти экспертизу Венецианской комиссии, и только потом его следует внедрить на практике; 4) судебная система должна подвергаться тщательному надзору со стороны Высшего совета магистратуры и гражданского общества; 5) аудиозапись судебных заседаний должна стать обязательной (судьи, уклоняющиеся от данной обязанности, должны привлекаться к дисциплинарной ответственности); 6) с депутатов следует снять иммунитет от уголовного преследования; 7) все решения финансового характера должны приниматься публично.

Партнеры по развитию также требуют от официального Кишинева в срочном порядке разработать и принять Закон о бюджете на 2015 год, основанный на «консервативном макроэкономическом сценарии», пишет Noi. Гармонизировать акцизы в соответствии с директивами Евросоюза. Пересмотреть процесс налогового администрирования и разработать новый Налоговый кодекс. Приступить к обсуждению новой программы сотрудничества с МВФ. Образовать рабочую группу по реформе судебной системы и обеспечить открытость ее заседаний. Провести реформу Конституционного суда. Продвигать участие карабинеров из РМ, то есть полицейской структуры, в международных миссиях (!).

Также требуется до 31 декабря 2015 года разработать механизм внедрения соглашения о зоне свободной торговли с ЕС для приднестровского региона, продолжает Noi. Обозначить ясную позицию по будущему специальному статусу непризнанной ПМР с ясным разграничением полномочий. Разработать 5-летний план действий по реинтеграции Левобережья (под «приднестровским регионом» и «Левобережьем» в Кишиневе подразумевают Приднестровскую Молдавскую Республику, которая никогда не являлась частью «Республики Молдова» и, следовательно, не может в нее «реинтегрироваться»; приднестровские власти также ранее неоднократно заявляли, что соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли Молдавии с ЕС не учитывает интересы ПМР, и присоединяться к нему Приднестровье не намерено — прим. ИА REGNUM).

Кроме того, предлагается пересмотреть процедуру и методологию установления тарифов Нацагентством по регулированию в энергетике, пишет Noi. Либерализовать режим импорта семян, рассады, удобрений и пестицидов, и аннулировать требования по обязательной регистрации и тестированию. Наконец-то, четко и ясно разграничить полномочия министерства регионального развития и строительства и министерства окружающей среды в части разработки, финансирования и внедрения программ водоснабжения населенных пунктов страны — всего 83 страницы анализа текущей ситуации с рекомендациями и требованиями внешних партнеров, подводит итог издание.

Геополитика: «Многие захотят погреть руки на украинском пожаре, установив контроль над „бесхозными“ территориями»

Молдавия сегодня выглядит, как уменьшенная копия Украины накануне Евромайдана, пишут «Молдавские ведомости». Политическая нестабильность в Молдавии продолжается уже пять лет. Нынешнее миноритарное правительство неустойчиво. Фигурой Габурича олигархи легко пожертвуют. В стране сохраняются межнациональные, межрегиональные и геополитические противоречия. Часть общества ориентируется на Евразийский союз, другая — на ЕС. В миниатюре мы повторяем ситуацию с Украиной до начала военных действий.

Умная власть стремится контролировать ситуацию, смягчать и гасить противоречия, продолжают «Молдавские ведомости». Безумная — доводит до того, что произошло на Украине. Постоянная головная боль общества — неразумные действия властей и как следствие — падение их авторитета. В кризисные моменты важно, чтобы власть сплачивала общество… Когда партиями владеют олигархи, можно констатировать тотальное падение авторитета власти: президента, правительства, парламента и всех партий. Если раньше все смеялись над тем, что у президента Тимофти рейтинг доверия 1-2 процента, то теперь к таким цифрам приближаются рейтинги большинства политиков. Более или менее приличный он у Лянкэ. И у Додона, в связи с поддержкой России. Но в целом — катастрофа.

Фактор Приднестровья ещё больше усложняет общую картину, пишут «Молдавские ведомости». Между тем действия правящей в РМ группировки наводят на мысль о том, что официальный Кишинёв не понимает или не осознает в полной мере вызовы, которые могут быть связаны с кризисом на Украине. Речь идёт об открытой поддержке Майдана, фактическом присоединении к санкциям, антироссийской риторике, призыве отменить нейтральный статус Молдавии и т.п.

На Украине просматриваются два сценария развития: плохой и очень плохой, продолжают «Молдавские ведомости». Плохой — это вялотекущая война: боевые действия, передышка, отвод войск, возобновление боёв. Стороны рано или поздно выдыхаются, затем садятся за стол переговоров на неопределенное время. Это вариант «приднестровизации» конфликта на Донбассе. Действует второе перемирие. Если удастся его продлить, если соглашения «Минск-2» будут выполняться, тогда конфликт перейдёт в замороженное состояние и станут возможными переговоры о статусе мятежных регионов в составе Украины. Переговоры в Минске создали для этого хорошую базу. Оптимизма добавляет то, что в установлении мира на Украине проявили заинтересованность Германия и Франция. Иначе бы Меркель и Олланд не поехали бы в Москву, а затем и в Минск. Война на Украине сильно напугала европейцев. Они явно не ожидали таких масштабов и ожесточения. Позиция США — это отдельная тема. Но европейцы не ожидали, что ситуация зайдёт так далеко. Они рассчитывали, что в результате переворота Украина полностью попадёт под влияние Запада. А получилось по-другому. Порошенко нужно выдержать давление своих радикалов и обеспечить выполнение соглашений. Ополченцам — сдержать эмоции и амбиции. При таком сценарии можно было бы рассчитывать на то, что кризис на Украине нашу страну не затронет.

Самый плохой сценарий — это продолжение военных действий, углубление кризиса, очередной Майдан, свержение Порошенко, приход к власти крайне правых, война всех против всех и распад государства, пишут «Молдавские ведомости». При таком варианте плохо будет всем соседям Украины — России, Молдавии и странам ЕС. И тогда возможна дестабилизация обстановки вокруг Приднестровья и внутри региона. При радикальном развитии событий на Украине у кого-то в Кишинёве могут возникнуть иллюзии, что под шумок можно будет силовым путём решить проблему территориальной целостности Молдавии — при помощи украинских радикалов прервать процесс пусть и затянувшегося, но все же мирного урегулирования конфликта. Но это будет означать прямое столкновение с Россией, потому что там находятся миротворческий контингент и ограниченная группа войск РФ по соглашению от 1992 года, под которым стоит подпись и официальных представителей Кишинёва. Некоторые горячие головы время от времени говорят и о Гагаузии как о потенциально «сепаратистском регионе». Если наши крайне правые будут развивать эту тему и бросаться тяжкими обвинениями, то ситуация может обостриться.

Наиболее серьёзная угроза — вовлечение Молдавии в зону конфликта на Украине в связи с её возможной дезинтеграцией, продолжают «Молдавские ведомости». В случае негативного сценария многие захотят погреть руки на этом пожаре, установив контроль над «бесхозными» территориями. Ситуация может напомнить 1917-1918 годы, когда распалась Российская империя. На обоих берегах Прута (т.е. в Румынии и в «Республике Молдова» — ИА REGNUM) найдутся желающие отметить приближающееся столетие этой даты не шествиями и салютами, а действиями, направленными на объединение (в декабре 1917 года Румыния, воспользовавшись революцией в России, оккупировала российскую Бессарабию — ИА REGNUM). А ведь последнее пятилетие государственность Молдавии заметно ослабла. Ещё одной угрозой РМ может стать необдуманное сближение с НАТО и размещение военных объектов блока. Западники могут воспользоваться ситуацией на Украине, чтобы подчинить окончательно Молдавию и сделать из неё плацдарм влияния.

Как Молдавии обезопаситься? — продолжают «Молдавские ведомости». Адекватное и прагматичное руководство страны в столь грозную пору было бы наилучшим гарантом. Нужны немедленные меры стабилизации ситуации в экономике, политике и в межнациональных отношениях. Пока же мы видим всё совершенно противоположное: банковские махинации, тотальная коррупция, взлёты и падения курса валют, содержание под стражей невинных людей — политзаключённых, нагнетание истерии по мере приближения выборов в Гагаузии.

Разумная власть предпринимала бы действия для примирения людей, выступающих за интеграцию в ЕС и в ЕАЭС, пишут «Молдавские ведомости». Но правящая группировка твердит только о «европейском выборе» и не хочет видеть того, что более половины населения — за интеграцию в Евразийский союз. Граждане Молдавии могут рассчитывать только на себя. Что можно конкретно сделать? Голосовать на выборах с учётом опыта. В Гагаузии — выбрать башкана, который не будет игрушкой в руках олигархов, а станет заботиться о жителях. На местных выборах — голосовать за партии и лидеров с достойной репутацией, которые могут достойно противостоять вызовам истории, подводит итог издание.

«Не убий» — гласит шестая заповедь, пишет Timpul. Никто не должен убивать, независимо от религии, этнической принадлежности, социального положения и так далее. Тяжело смотреть, как один народ, считающий себя православно-христианским, все больше подпитывается ненавистью и желанием убивать. Русский народ, народ, который нам очень дорог. И очень жаль видеть, как большая часть этого народа погрязла в ненависти и хочет видеть только войну во всем мире.

То, что происходит в сегодняшней России, напоминает Германию 1930-х, продолжает Timpul. Культ личности, культ избранного народа и верховной расы, страх и ненависть перед всем другим и чужим, насилие, продвигаемое всеми медиаканалами, чувство враждебности по отношению к остальному человечеству — все это напоминает другого лидера, так любимого своим народом, — Адольфа Гитлера. У Путина слишком много власти, и он слишком долго руководит этой страной, поэтому теперь он способен на все, и что самое ужасное — его поддерживает большинство жителей России.

Русские больше не отслеживают реальность за пеленой ненависти, они готовы воевать со всем миром: с американцами, англичанами, немцами, украинцами, японцами, австралийцами… со всем земным шаром, пишет Timpul. Если 23 февраля кто-то смотрел российские каналы, было такое ощущение, что началась третья мировая, если читать российскую прессу — хочется схватиться за голову и забаррикадироваться где-нибудь.

Уровень ненависти и нетерпимости достиг пика, некоторые доходят до зверств — фотографируются на фоне ракет, на которых написано: «С любовью к Украине» (издание, к сожалению, не сопроводило свои утверждения ссылкой на соответствующие фото; зато широкое распространение в интернете получили фотографии и видеозаписи того, как украинские каратели пишут на используемых для обстрела населенных пунктов Новороссии ракетах системы «Ураган» лозунги «Сдохните, твари!» и «Слава Украине!» — прим. ИА REGNUM), либо приносят целые арсеналы оружия, чтобы продемонстрировать его детям в детском саду, продолжает Timpul. Представляете себе, кто вырастет из этих детей? И самое ужасное, что эта болезнь ненавистью поразила всех, от мала до велика. Один русскоязычный друг, комментируя фотографии с детьми в детском саду Санкт-Петербурга (на фотографиях детки — с ракетными установками, гранатами и пулеметами) сказал: «В США то же самое — дети с малолетства привыкают к оружию». Идиотская логика, которая позволяет допускать преступление, если другие тоже его допускают. Если бы мы жили в Мексике или Южной Америке, нас бы беспокоило то, что происходит в США. Но мы живем в Восточной Европе, и нас больше беспокоит то, что происходит с ближайшими соседями.

Человечество вынесло много уроков после Второй мировой войны и пытается выносить и по сей день, пишет Timpul. Русские же ничему не научились, и им кажется, что война для них и не заканчивалась. Может быть, настало время выключить телевизоры, братья русские, и перечитать Библию, или хотя бы десять заповедей?! Злость проела вас до костей, и грустно жить с этим чувством всю жизнь. Давно настало время сделать то, о чем говорил писатель Рэй Брэдбери: собрать все экскаваторы мира, выкопать огромную яму и похоронить в этой яме все войны, раз и навсегда. Но многим из нас это еще не нужно, потому что они все еще поклоняются войне, подводит итог издание.