Валдайская речь Путина: отступление закончено
24 октября президент России Владимир Путин выступил с программной речью на Валдайском форуме в Сочи. То, что это была именно программная речь российского лидера, аналогичная его выступлению в Мюнхене в 2007 году, говорит уровень рассмотрения им мировой и региональной проблематики, уровень поставленных вопросов как перед экспертным сообществом, так и перед мировыми лидерами.
Напомню, что предыдущее, наиболее громкое внешнеполитическое послание странам Запада Владимир Путин сделал 10 февраля на Мюнхенской конференции по политике безопасности. Однако если в 2007 году в Мюнхене Путин больше жестко констатировал недовольство России складывающимися правилами игры без позитивной программы, то в 2014 году в Сочи президент России перешел от выражения «непонимания» складывающейся в мире ситуации к констатации невозможности дальнейшего сохранения нынешней конфигурации сил в мире и, главное, — действующих правил игры, которые по своему желанию может в любой момент поменять только один мировой игрок, и все должны это принимать как само собой разумеющееся.
По сути, 24 октября в Сочи Владимир Путин подвел черту под периодом холодной войны, которая со стороны Запада продолжалась и после распада блока СЭВ и СССР, и обозначил российский ультиматум Западу: либо мы договариваемся о новых правилах игры, либо Россия будет их устанавливать самостоятельно без оглядки на западных партнеров, в первую очередь США. О том, что именно так Россия теперь намерена говорить с Западом, лучше всего говорит и тема Валдайского клуба в этом году: «Мировой порядок: новые правила или игра без правил?».
«Что же нас ждёт, если мы предпочтём жить не по правилам, пусть строгим и неудобным, а вовсе без правил? А именно такой сценарий вполне реален, исключить его нельзя, учитывая накал обстановки в мире. Ряд прогнозов, наблюдая сегодняшние тенденции, уже можно сделать, и, к сожалению, они не оптимистичны. Если мы не создадим внятную систему взаимных обязательств и договорённостей, не выстроим механизмы разрешения кризисных ситуаций, признаки мировой анархии неизбежно будут нарастать.
Уже сегодня резко возросла вероятность целой череды острых конфликтов если не с прямым, то с косвенным участием крупных держав… Украина, о которой наверняка тоже много говорили и поговорим ещё, — один из примеров такого рода конфликтов, имеющих воздействие на общемировую расстановку сил, — и думаю, он далеко не последний» — довольно откровенно констатировал президент России.
Т.е. Россия не жалуется, не не понимает, а констатирует то, что нынешнее положение вещей ее больше не устраивает, и она готова как к формулированию новых правил игры, так и игре без правил, но при развитии событий по второму сценарию заранее просит потом больше никого не обижаться.
Таким образом, второй раз (первый раз в Милане) за последние десять дней Владимир Путин дал ответ тем оголтелым критикам его политики, кто обвинял его в сливе России и Новороссии. Запад перешел черту, и Путин принял историческое решение — Россия больше не собирается отступать. Тот отход с завоеванных кровью, слезами, болью и потом позиций по итогам Великой Отечественной войны, который происходил с момента распада Советского Союза последние двадцать с лишним лет, закончен. Мы остановились. И дальше — ни шагу назад, а только вперед.
Несмотря на все предпринимаемые последние двадцать с лишним лет Россией усилия по налаживанию взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с Западом, США и другие западные страны предпочли руководствоваться в международной политике исключительно правом сильного. Разгромлены и погружены в хаос экономики бывшей Югославии, Египта, Ливии, Ирака, Сирии.
«Холодная война закончилась. Но она не завершилась заключением „мира“, понятными и прозрачными договорённостями о соблюдении имеющихся или о создании новых правил и стандартов. Создалось впечатление, что так называемые победители в холодной войне решили дожать ситуацию, перекроить весь мир исключительно под себя, под свои интересы. И если сложившаяся система международных отношений, международного права, система сдержек и противовесов мешала достижению этой цели, то её тут же объявляли никчёмной, устаревшей и подлежащей немедленному сносу» — отметил Владимир Путин.
Напомню, что 18 марта в своем выступлении по поводу воссоединения Крыма с Россией Владимир Путин совершенно справедливо указал на тот факт, что Россия все последние годы искренне стремилась к диалогу со всеми зарубежными партнерами, в том числе и НАТО. Однако мнение России постоянно игнорировали, ее обманывали и ставили перед фактом. Так было с обещаниями не расширять НАТО на восток. Россию поставили перед фактом размещения системы ПРО США в Восточной Европе — на территории стран бывшего Варшавского договора, принятых в НАТО вопреки предыдущим обещаниям. Действительно, как отметил Путин, Россию постоянно пытаются «загнать в угол», реализуя в отношении нее так называемую политику сдерживания, которую Запад проводил в отношении ее не только на протяжении последних пятидесяти лет, но и на протяжении нескольких последних веков.
Исходя из этого, Россия больше не может и не будет руководствоваться мотивами налаживания диалога с Западом во имя непонятно каких ценностей. У нас есть свои ценности, своя история и своя идеология. И теперь наши базовые ценности будут определять наши дальнейшие действия. Вот что сказал Путин Западу.
Запад дальше может прыгать, скакать, угрожать, истерить, Россию это больше не волнует. Мы сделали свой выбор, и теперь будем его последовательно претворять в жизнь. Работы еще — непочатый край. Отступление закончилось. Теперь — только вперед. Это не значит, что мы будем теперь воевать с Западом. Нет. Это значит, что теперь мы будем руководствоваться своими национально-государственными интересами. А если за них надо будет воевать — значит, будем воевать.
- УВД ВГА установило личности лётчиков F-16, выполняющих задачи под Харьковом
- Кулеба заявил, что украинский конфликт невозможно было предотвратить
- Сыновей Успешной Миллиардерши задержали за драку со стрельбой в Химках
- Путин: «Мы готовы и к мирным переговорам» — 988-й день СВО на Украине
- СМИ рассказали о двух сценариях Киева по завершению военного конфликта