Андрей Геращенко: История белорусского народа - не история польско-литовской шляхты
На церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам Белоруссии 7 февраля Александр Лукашенко отметил два выдающихся исследования - докторскую диссертацию заведующего кафедрой Брестского госуниверситета им. А.С.Пушкина Александра Вабищевича о борьбе белорусов за сохранение культурной самобытности под властью Польши (Речи Посполитой польской) в 1920-1930-е годы, а также работу доцента Белорусского госуниверситета Елены Сурковой о древнеславянских основах белорусского языка. При этом президент заявил: "К сожалению, такой связи с актуальными социальными проблемами не видно во многих общественных и гуманитарных исследованиях. Наши экономисты, социологи, политологи не смогли пока дать должную оценку тому уникальному феномену, который представляет собой современное белорусское общество".
"Гуманитарии не справляются с задачей серьезного научного сопровождения идеологии и работы с населением. Наши оппоненты, прежде всего, на Западе, используют все более изощренные политтехнологии, а ученые не в состоянии предложить эффективные методы противостояния им. Или, может быть, мы просто не знаем о таких методах. В научной среде не прекращаются попытки придать забвению славянские корни белорусского народа, растворить наше прошлое в истории как Польши, так и Литвы", - сказал президент Белоруссии, обращаясь к ученым.
Заявления Лукашенко отражают важную тенденцию: в какой-то момент президент Белоруссии сосредоточился на чисто экономической и политической ситуации в республике, не обратив должного внимания на те изменения, которые произошли в последние годы в сфере культуры и идеологии. Фраза белорусского президента о том, что в научной среде "не прекращаются попытки придать забвению славянские корни белорусского народа, растворить наше прошлое в истории как Польши, так и Литвы" является абсолютно правильной.
В заявлениях президента Лукашенко дана нелицеприятная оценка наших официозных гуманитариев, Академии наук, да и идеологической вертикали. Диагноз о польско-литовском крене абсолютно верен. Как верно и то, что все эти наши адепты "адраджэння" и "белорусизации", под марками которых и проводится отождествление белорусской истории с собственно польско-литовской, абсолютно недееспособны в том идеолого-культурологическом противостоянии, которое намечается сегодня между Русским миром, куда относится и Белоруссия (наряду с Украиной и Россией) - с одной стороны, а с другой - западно-либеральной северо-атлантической цивилизацией в лице США, Евросоюза и их сателлитов. Более того: во многом деятельность наших идеологов и гуманитариев построена так, что их скорее можно назвать "пятой колонной" той же Польши и Литвы, нежели отечественными учёными и патриотично настроенными чиновниками.
На поднятую президентом проблематику можно говорить долго. Например, во время визита патриарха Кирилла в Витебск в 2009 году ему было обещано установить в городе памятники православным святым - кривичской по происхождению княгине Ольге, которая основала Витебск, и князю Александру Невскому - символу борьбы с крестоносцами, в которой активно участвовали и кривичи-полочане. Эти два памятника были очень нужны городу, тем более в связи с регулярным проведением "Славянского базара" в Витебске бывает масса туристов из России, в том числе руководителей различного уровня, российских губернаторов, и два памятника, объединяющие русских и белорусов как нельзя больше способствовали бы росту авторитета нашей Республики в регионах России. Но та же Академия наук в духе "пятой колонны" начала активно мешать этому процессу под надуманными предлогами. В результате памятники так и не установлены, что больно ударило по престижу и Витебска, и Белоруссии в целом.
Подобная ситуация была и в Кобрине, где были протесты по поводу почитания имени Александра Суворова, хотя белорусские крестьяне в массе поддержали знаменитого полководца в его борьбе с поляками под предводительством Костюшко, потому что не хотели возвращения власти польских панов, не хотели повторения векового угнетения и того, что их, наших предков, эти паны не считали за людей, называя "хлопами" и "собачьей кровью" ("пся крэв"). Хотели и памятники Костюшко, Радзивиллу, Калиновскому установить и другим полякам, литовцам и отрекшейся от языка белорусов и веры местной шляхте. За какую Белоруссию они воевали? Тадеуш Костюшко хотел восстановить Речь Посполитую - государство, где наш народ угнетали сотни лет, мучили, убивали. Викентий Константин Калиновский мечтал о новом формате Великого княжества литовского с властью тех же ополяченных и окатоличившихся магнатов. Вся его разница с Костюшко в том, что он хотел относительной независимости от Варшавы, а белорусы так бы и остались угнетаемым народом.
В 2011 году Белоруссия переживала кризис, социально-экономические проблемы не потеряли своей остроты и в 2012 году. А что нам предлагают? Совет министров Белоруссии утвердил государственную программу "Замки Беларуси" на 2012-2018 годы. Особо поражает историческая безграмотность официального комментария к постановлению, в котором отмечается, что "на территории Беларуси в разные времена существовало не менее 150 замков" и "отдельные постройки, принадлежавшие белорусским магнатам, были обновлены и использовались в качестве резиденций". При реализации госпрограммы планируется реализовать мероприятия по сохранению, консервации, реставрации, приспособлению замков в существующей планировочной системе населенных пунктов. На 38 объектах будут осуществлены реставрационно-обновительные работы, их приспособление и экспонирование данных объектов, 5 памятников археологии будут подвержены музеефикации. В местах расположения 19 бывших сооружений, относящихся к памятникам археологии, будет осуществлено "благоустройство их территорий с выявлением местонахождения замковых сооружений в системе планировки".
Начнём с того, что никаких "белорусских магнатов" не было в помине - была польско-литовская шляхта, в своей массе католическая и окатоличившаяся. Эти замки - памятники иноплеменному владычеству над белорусами. Тем более, что в них собираются проводить шляхетские балы, будут врать молодёжи о том, что эта панская культура - наша народная. А ведь наши предки-белорусы гнули спину на этих панов, их били кнутами, травили собаками. Об этом-то почему не рассказывают? Да и есть ли деньги на восстановление этих дворцов? Конечно, если платить людям в этих регионах копейки, то найдутся, но спросили ли у самих белорусов, нужны ли им эти траты именно сейчас? Может, в первую очередь в этих регионах нужны заводы, техническое перевооружение, новые производства?
Да и подходы к реставрации какие-то странные. Мне, например, непонятно, почему не восстановить замок в Новогрудке - он является одним из наиболее значимых, а предполагается лишь законсервировать уцелевшие руины. Не хватает компетенции установить, как он выглядел? Давайте пригласим учёных из-за рубежа, попросим их помощи, если собственная Академия наук так беспомощна. И так по другим вопросам: устанавливаются памятники польской и литовской шляхте, литовским князьям. А где памятники туровским, пинским, минским князьям долитовского периода? Почему нас всё время возвращают к нашему польско-литовскому периоду, когда нас угнетали? Или это специально делается? А где наш долитовский русский период? Ведь сейчас будем отмечать 1150 лет нашей государственности, восходящей к периоду Киевской Руси и древнему русскому Полоцкому княжеству. Вот наша история, наша свобода, которую потом отняли на долгие годы, и которая вернулась лишь после освобождения белорусских земель от польско-литовской неволи в конце XVIII - начале XIX веков. А у нас как об этом говорят? Недавно я посмотрел по государственному телевидению очередную передачу из цикла "Путешествие с дилетантом" о Парафьяново Докшицкого района Витебской области. Такого потока русофобии и ненависти к России не услышишь, наверное, и во Львове. Нам это нужно, если мы строим Союзное государство и Евразийский Союз? Народу это точно не нужно. А вот "пятой колонне", видимо, очень нужно, чтобы ссорить нас с Россией, чтобы сорвать интеграционные процессы, посеять ненависть в сердцах белорусов по отношению к нашим соседям.
Не думаю, что авторы этой передачи и сторонники польско-литовской линии вообще "не справляются с задачей серьезного научного сопровождения идеологии и работы с населением", как это сказал президент Лукашенко - они очень даже справляются, только не в интересах белорусского государства, а в интересах той же Польши, Евросоюза. Конечно, есть люди, которые в состоянии решить те задачи, о которых говорит белорусский президент - вернуть общерусские, общеславянские корни в белорусскую идеологию и историю, сбалансировать культурную политику, ответить на вызовы недругов из-за рубежа. Но их последние годы выгоняли с работы, притесняли, всячески шельмовали сторонники "растворения в Польше и Литве". Меня самого выгнали с работы по требованию прозападной "Нашей Нивы" за то, что я сказал о единстве русских, белорусов и украинцев - то есть за то, о чём сейчас говорит президент, да и всегда говорил. Выгнали и многих других преподавателей, общественников.
Поэтому кадровый вопрос назрел давно - без привлечения сторонников славянского и русского единства те проблемы, о которых говорил Лукашенко, не решить. Но для этого надо внимательно посмотреть, нужно ли и дальше бездумно финансировать всех этих "навуковцев", которые долгие годы проводят польско-литовскую линию, получая неплохие зарплаты в той же Академии наук и других учреждениях, а также грантовую поддержку польских и иных зарубежных организаций. Также пора определяться и с идеологической вертикалью: или она служит размежеванию с Россией и всячески поддерживает сторонников польско-литовской культуры, или мы возвращаемся к нашим историческим корням Полоцкого, Минского, Туровского и других княжеств, наводим порядок и в нашей культуре, и в истории, и, соответственно, в головах нашей молодёжи.
Половина "навуковцев", получая официально государственную зарплату, твердит студентам о том, что литовская Погоня и бело-красно-белый флаг (вариант красно-белого польского, который так и называют острословы - полторы Польши) - наши официальные символы. Стоит ли тогда удивляться, что наша молодёжь после этого идёт на площади громить госучереждения? Понятно, что закрытие финансирования многочисленной псевдонаучной культурной прослойки вызовет массу нареканий, однако странно, что духовные и идейные наследники польско-литовской шляхты, столетиями угнетавшей белорусов, в лице современных "адраджэнцаў" продолжают сидеть на шее этих же белорусов и за их деньги прививают им культуру их бывших панов, ни во что не ставивших наших трудолюбивых белорусских крестьян. Думаю, что здесь всё ясно, и Александр Лукашенко просто должен принять разумное и давно назревшее решение - разобраться и с финансированием псевдонауки, и с теми людьми, кто там работает, и кто прикрывает их деятельность во властных коридорах.