Владимир Горюнов: Выборы президента Южной Осетии: на честных выборах победа Бибилова невозможна
До президентских выборов в Южной Осетии остается всего неделя, но и сейчас мы можем только предполагать, кто выйдет во второй тур (что одним дело вряд ли обойдется - соображение достаточно очевидное).
Судя по динамике развития ситуации и социологическим опросам разного рода, весьма вероятно, что на "втором кругу" сойдутся председатель Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций Георгий Кабисов и, возможно, объединенный кандидат от "непримиримой оппозиции", бывший министр образования Алла Джиоева или активно проталкиваемый некоторыми чиновниками администрации президента РФ в качестве "кандидата Москвы" министр по чрезвычайным ситуациям Анатолий Бибилов. Впрочем, если директора цхинвальского хлебокомбината Вадима Цховребова не заставят снять кандидатуру в пользу того же Бибилова, возможен (хотя менее вероятен) и его выход во второй тур. Однако туда вряд ли попадет первый заммэра Цхинвала Алан Котаев или кто бы то ни было еще из оставшихся двенадцати кандидатов в президенты Южной Осетии.
После отказа от участия в президентских выборах "политических тяжеловесов" - креатуры действующего президента Эдуарда Кокойты Генерального прокурора РЮО Таймураза Хугаева и находящегося в оппозиции к Кокойты посла Южной Осетии в Москве Дмитрия Медоева, а также отказа ЦИК в регистрации из-за отсутствия ценза оседлости Дзамболата Тедеева, югоосетинскому избирателю предстоит нелегкий выбор. Ни один из семнадцати кандидатов не пользуется поддержкой преобладающей части электората, не является харизматичной фигурой и не может рассчитывать на победу в первом туре при условии честных выборов. Таким образом, на первый план выходит задача обеспечения прозрачности финальной стадии кампании и подсчета голосов. Как мы помним, в противном случае обычно реализуется сценарий "оранжевых революций", то есть банального государственного переворота, "раскрашенного" в разные политические цвета.
Георгий Кабисов - специалист по системам связи, кавалер высшего боевого ордена РЮО "Уацамонга", типичный "цхинвальский парень" - представляет интересы широкого фронта умеренной оппозиции. Он старается не давать невыполнимых обещаний и не опускается до огульной критики президента Кокойты, рейтинг которого за последний год сильно упал. В то же время Кабисов критикует нынешнее руководство РЮО за низкие темпы восстановления республики и нецелевое расходование финансовых средств, отвечая тем самым общественным настроениям. Его активно поддерживает Осетинский народный фронт, в который вступили уже более семи тысяч жителей Южной Осетии, включая некоторые министерства, ведомства и целые села. Главной задачей Фронта является воссоединение РЮО с Россией. Эту цель, согласно любым соцопросам, разделяют около 90% жителей молодой республики. Снять Георгия Кабисова с выборов под надуманным предлогом не получилось, сам же он намерен идти до конца.
Алла Джиоева, воспитавшая несколько поколений цхинвальских школьников и имеющая собственный круг учеников и почитателей, несколько расширила его после того, как Дзамболат Тедеев призвал своих сторонников отдать ей свои голоса. Однако серьезным фактором против дальнейшего расширения ее электората являются четко прослеживающиеся связи "тедеевцев" с Тбилиси. Достаточно вспомнить бесконечные комментарии откровенно антироссийскому грузинскому пропагандистскому телеканалу "ПИК", раздававшиеся активистами тедеевского штаба в период противостояния с ЦИК и органами власти РЮО.
Вадим Цховребов, хотя и входил долгое время в "ближний круг" президента Кокойты, также пользуется определенной популярностью. Во время "пятидневной войны" он показал себя грамотным управленцем, организовавшим выпечку хлеба и развоз его по городу в условиях уличных боев и артобстрелов, а также умелым бойцом. Он обладает наиболее продуманной и взвешенной экономической программой. Судя по его словам и действиям, изначально Цховребов намеревался всерьез бороться за высший государственный пост. "Выдержит ли характер" - скоро увидим.
"Кандидат Москвы" Анатолий Бибилов не воспринимается основной массой населения как достойный претендент на президентский пост. Общественное мнение обвиняет его во внеочередном получении воинского звания (из майора Бибилов стал генерал-майором) за нападки на героя цхинвальского сопротивления генерала Анатолия Баранкевича. Кроме того, внешне и манерой держаться он совершенно не соответствует требованиям к главам государств, что бросается в глаза даже при первом взгляде на листовки и баннеры с его портретом. Популистские выступления Бибилова оставляют удручающее впечатление, в них практически полностью отсутствует конкретика.
Отчего же тогда некоторые чиновники президентской администрации РФ так упорствуют, навязывая эту фигуру, что сразу породило противодействие в осетинском обществе? Все "проходные" кандидаты в президенты стоят на пророссийских позициях. Кто бы из них не пришел к власти, взгляды Цхинвала на стратегическое партнерство с Россией и ее интересы на Кавказе не изменятся. Впрочем, некоторое время назад, в ходе предвыборной кампании в Абхазии один из околокремлевских "политологов", а вернее, политпиарщиков, проговорился: по мнению его руководства, "Москве" нужен "управляемый" президент. Вряд ли в отношении Южной Осетии "концепция изменилась". А вот чем управлять - совершенно понятно: финансовыми потоками. Ничем иным, кроме завязки на коррупционные схемы, зацикленность "Москвы" на кандидатуре Бибилова не объяснить. Однако социально-экономическое положение в республике, восстанавливаемой уже четвертый год, настолько тяжелое, что продлевать эту ситуацию хоть на какое-то время является просто преступлением.
Заметим, что все кандидаты в президенты признают наличие в РЮО масштабной коррупции и обещают решительно бороться с этим явлением, а также добиваться более разумного распределения получаемых из РФ финансовых средств. В случае своего избрания все намерены опираться в первую очередь на местные кадры, и лишь при отсутствии таковых приглашать специалистов из России.
Это объясняется крайним недовольством югоосетинского общества работой "челябинского варяга" Вадима Бровцева, с 2009 года возглавляющего правительство РЮО по представлению Минрегионразвития РФ. По общему мнению, Бровцев и приглашенные им специалисты не справляются с поставленными перед ними задачами. Ориентация на местные кадры в целом оправдана и вполне может быть реализована без ущерба для качества управления и даже с улучшением соответствующих показателей.
Те, кто стоят в Москве за Анатолием Бибиловым, всего этого, по-видимому, не знают или не желают знать. И совершенно напрасно, поскольку их упрямство, достойное лучшего применения, ведет к прямо противоположным результатам.
Во-первых, давить на осетин не следует. Выборы проходят не в России, и административный ресурс, на который у "кремлевцев" вся надежда, не сработает, поскольку его у них просто нет. На честных выборах, как мы уже говорили, победа Бибилова невозможна.
Во-вторых, за последние несколько месяцев официальная Москва уже и без того наворотила достаточно, чтобы в Цхинвале и Сухуме как минимум задумались, как на это реагировать. Упомянем хотя бы согласие России на появление на российско-осетинской и российско-абхазской границе каких-то непонятных иностранных аудиторов, которые, исполняя требование Тбилиси (!), будут контролировать трансграничный товаропоток. Наши осетинские и абхазские союзники справедливо видят в этом неявную попытку поставить под сомнение признание Россией независимости РЮО и Абхазии. Стоит ли удивляться, что в обоих обществах растет недоумение подобной позицией Москвы, а там далеко и до антироссийских настроений. Дожили - у ближайших, верных союзников! И эту ситуацию создает, увы, сама Россия. Вернее, ее отдельные чиновники - недалекого ума, и, что особенно странно, достаточного невысокого положения...
Владимир Горюнов - эксперт-аналитик Института национальной стратегии (Москва)
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Порошенко*: для окончания конфликта на Украине нужна «одна подпись»
- «Волонтёра года» выберут в Москве
- Рынок глэмпингов в России растёт ускоренными темпами
- МИД Британии обеспокоился судьбой взятого в плен под Курском наёмника