Доктор экономических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета (Бишкек), ведущий эксперт Бишкекского филиала Института стран СНГ Аза Мигранян рассказывает ИА REGNUM Новости об экономических итогах Киргизии за прошедшие после нового государственного переворота три месяца.

ИА REGNUM: Аза Ашотовна, дайте, пожалуйста, общую характеристику, происходящих в экономике Киргизии явлений.

Три месяца постреволюционной Киргизии можно охарактеризовать как время глубочайшего спада экономических показателей на всех уровнях и по всем параметрам. Обусловлено это, во-первых, непомерно возросшими политическими рисками, которые полностью нивелируют все потуги бизнеса хоть как-то раскачать существующий уровень развития бизнес-среды, тех секторов экономики, которые еще способны самовоспроизводиться и самовосстанавливаться. Поэтому ситуация пока не имеет каких-то границ падения и характеризуется полной неопределенностью до тех пор, пока не определена политическая ситуация. Причем данные риски прогрессируют. Это первый и основной фон экономического функционирования всей системы республики.

Вторым фактором, определяющим существование национальной экономики, являются условия бизнес-среды, то есть правовое регулирование, а точнее правоприменительная практика, которая воцарилась в республике не на основании существующих и действующих законов, а на основании непредсказуемых, противоречащих действующему законодательству и порой сложно объяснимых декретов временного правительства. На данный момент правоприменительный механизм смещен до уровня ситуационного управления - это даже не ручное управление регулирования экономики, это ситуативная модель, которая направлена на решение точечных, кратковременных, сиюминутных проблем, возникающих на пути продвижения к определенным целям нынешнего правительства.

Третья самая большая проблема, которая характеризует экономику страны, - это отсутствие хоть какой-нибудь внятной экономической концепции, о которой можно говорить, от которой можно отталкиваться и выстраивать определенную линию поведения. Эти три составляющие, накладываясь друг на друга, формируют очень высокий уровень рисков и неопределенности ведения бизнеса, и тем более экономического развития - как для госсектора, так и для частного бизнеса. Это основные макрофакторы, которые характеризуют нынешнее состояние нестабильности, стагнации, а чаще всего - падения экономических показателей на микро- и макроуровне.

ИА REGNUM: В мае и июне представители Временного правительства говорили о том, что смогут удержать уровень роста ВВП на прошлогодней отметке. Чуть позже появились первые негативные прогнозы. Как на самом деле повлияли последние события на уровень ВВП?

Общий уровень ВВП страны, по последним признаниям членов киргизского правительства, имеет тенденцию к снижению. Это обусловлено многими параметрами:

Во-первых: слабость самой национальной экономической системы до апрельских событий, глубокие кризисные явления в большинстве отраслей - сельском хозяйстве, электроэнергетике, организации природопользования и имеющиеися скудные ресурсы и, конечно, система управления в целом.

Во-вторых: изменение политического режима, условий функционирования ранее обозначенных макрофакторов.

В-третьих: внешний фактор, который оказывает влияние, - это, в первую очередь, снижение импортно-экспортных операций и снижение деловой активности на национальном рынке, обусловленное именно снижением импорта и реэкспорта в страны СНГ, в частности, в страны Таможенного союза.

ИА REGNUM: Насколько значительно это снижение?

Снижение внешнеторговой деятельности по данным делового совета КР составило около 50% от прежнего уровня объемов торговли. По многим показателям, экспорт снижается довольно быстрыми темпами. На сегодняшний день уже около 25% экспортных, реэкспортных операций приостановлены. Скорее всего, к концу года объем реэкспортных операций сократится еще. Также надо отметить экспортную политику Таможенного союза по отношению к третьим странам. В частности, самый болезненный для Киргизии вопрос - тарифы по экспортным пошлинам на ГСМ, которые оказывают очень сильное влияние, болезненно отражаются на всех секторах киргизской экономики и будут оказывать прямое влияние на темпы инфляции (цены на бензин в среднем выросли на 7-8 сомов за литр, т. е. темп роста составляет около 10-16% за три месяца). Сюда же можно отнести факторы сокращения валютной выручки - как следствие сокращения реэкспортных операций. Это приводит к резкому снижению курса национальной валюты и к уменьшению национальных резервов у Нацбанка. В июне 2010 года объем интервенций Национального банка Кыргызстана на внутреннем валютном рынке (цель - удержание курса сома на приемлемой высоте) достиг почти $24 миллионов.

ИА REGNUM: Как повлияли столкновения в Оше и Джалал Абаде на экономическую ситуацию в стране?

События на юге существенно пошатнули экономическое равновесие, нарушили имеющуюся, пусть слаборазвитую, но все функционирующую систему воспроизводства, привели к стагнации экономику юга и страны в целом. Более того, беспорядки и массовые погромы породили массу проблем, связанных с необходимостью восстановления разрушенной инфраструктуры, жилищного фонда, различных средств производства, в том числе восстановления производственных и торгово-посреднических связей, которые сейчас приостановлены и разрушены. Доля южных регионов в ВВП страны составляет около 25%. Снижение темпов реального роста сферы услуг в Оше после разрушительного июньского конфликта ожидается на уровне 48,9%, промышленности и сельского хозяйства - около 5,5% и 18,6% соответственно.

ИА REGNUM: Зарплаты и отпускные в июне киргизским учителям были выплачены за счет российского кредита. Способна ли сама Киргизия платить по счетам?

В Киргизии возникла ситуация, при которой расходная часть финансовых статей бюджета увеличивается в разы (объем их постоянно уточняется), при этом сокращается доходная часть, особенно за счет сокращения налогооблагаемой базы, которая обеспечивает поступление денежных средств в казну. В результате республике угрожает встреча с финансовым кризисом даже не к концу года, а чуть раньше. В этом случае бюджет не будет покрывать даже первоочередные потребности в расходах - социальные, защищенные статьи, статьи, связанные с необходимостью финансирования силовых структур, что очень не желательно с точки зрения той политической и конфликтной межнациональной ситуации, которая имеется на юге.

Если переходить на конкретные отрасли, то можно сказать следующее. Электроэнергетика на сегодняшний день остается в состоянии хронического кризиса, изношенность ее основных фондов, по некоторым оценкам, колеблется от 80 до 90%. Дефицит бюджета энергосистемы Кыргызстана на 2010 год составляет 1,52 миллиарда сомов (около $33 млн.). Соответственно, никаких инвестиционных вливаний за летний период, которые позволили бы существенно изменить, переломить ситуацию, не осуществляется, равно как и во все другие отрасли.

Сельское хозяйство - южный регион понес огромные потери в связи с июньскими событиями, плюс посевная кампании была выполнена не до конца. Соответственно, к осени возможно возникновение ситуации, при которой придется рассматривать проблемы обеспечения продовольственной безопасности по ряду продуктов питания. Неблагоприятна обстановка и у стран-соседей из-за климатических факторов, что также будет усложнять ситуацию.

В промышленности ситуация имеет общую тенденцию к ухудшению. Наиболее дееспособные отрасли - легкая промышленность, пищевая и перерабатывающая промышленность - пока вяло держатся на плаву, темпы производства продукции намного снижены. Возможно, есть перспективы у пищепереработки, легкая промышленность в виде швейпрома будет нуждаться в поддержке, чтобы переориентироваться на поставки для стран Таможенного союза, но уже продукции киргизского производства, а не реэкспорта из Китая или другой страны.

Строительство - остается более или менее перспективной частью экономики страны. Но при этом больше половины финансирования строительства будет осуществляться за счет государственных вложений и за счет международных доноров, особенно той части, которая пойдет на восстановление юга. Поэтому в данной отрасли возможно оживление.

Что касается машиностроения и других отраслей промышленности, то здесь ситуация стабильно плохая, без видимых показателей для улучшения. Необходимы достаточно серьезные инвестиционные вливания, которые позволили бы каким-то образом их реанимировать.

ИА REGNUM: О каких цифрах идет речь?

Цифры, равные стоимости активов каждой из отраслей, которые имеются на сегодняшний день. Это достаточно большие суммы. Хотя бы на примере ТЭЦ - 300 миллионов долларов необходимо только на восстановление и модернизацию основных фондов. Стоимость инвестиций будет примерно равна стоимости активов. В общем, речь идет об очень больших суммах. Необходимо добавить, что эти инвестиции не могут даже теоретически поступить одновременно. Есть отрасли, в которых дела обстоят лучше, есть - в которых хуже. Поэтому необходим очень четкий скорректированный план инвестиционного вливания и саморазвития, которое могло бы позволить поэтапно развивать отрасли. Причем говорить о том, что инвестиционные вливания возможны, даже теоретически, сразу во все отрасли экономики, не приходится, так как это невероятно ни для одной страны, а тем более для страны, которую раздирает политическая нестабильность.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете прошедшую недавно в Бишкеке конференцию международных доноров и ее итоги?

Конференция доноров, проведенная 27 июля текущего года, в целом дала положительные результаты, которые сводятся к согласию основных международных финансово-кредитных организаций (МВФ, АБРР и т.п.) с заявленной суммой текущих финансовых потребностей страны и необходимостью их финансирования. Однако конкретных сумм и источников финансирования международным донорским сообществом еще не заявлено (за исключением АБРР, который инвестирует $40 млн., Казахстана и России, оказывающих гуманитарную помощь в виде поставок материальных ресурсов: ГСМ, стройматериалы, селекционные семена и т.п. и предоставляющих донорские гранты и льготные кредиты). Запрашиваемая правительством КР сумма инвестиционных и донорских вливаний у международного сообщества составляет $1.160 млн. Эта сумма сопоставима со среднегодовым объемом государственного бюджета страны.

При самом оптимистичном раскладе для экономики Киргизии, конечно же, возможен выход из этой ситуации при очень четкой, взвешенной, сбалансированной внешней политике и четких экономических ориентирах правительства и руководства страны, и конечно же, соответствующем внешнем финансировании. Для этого, как минимум, необходимо выработать концепцию экономического развития, в которой должна быть избрана одна или несколько отраслей наиболее дееспособных, способных развиваться самостоятельно, приносить доход и, таким образом, по цепочке родственных и взаимозависимых отраслей подтягивать другие отрасли через рыночный механизм. Это достаточно долгий процесс, но его можно и необходимо инициировать в ближайшем будущем, потому что чем больше длится падение, тем сложнее восстановление экономики.

ИА REGNUM: Какая есть отрасль или ряд отраслей, которые могут выступить в роли "локомотивов"?

Как ни странно, электроэнергетика, сельское хозяйство вкупе с плодоовощной и перерабатывающей отраслей, частично легкая промышленность, которые будут взаимодополнять друг друга. Строительство - это абсолютно внутренняя обслуживающая отрасль, которая не будет существенно влиять на формирование конкурентоспособности национальной экономики. Ее можно использовать как механизм временного трудоустройства населения, что позволит снизить уровень безработицы и снять социальную напряженность.

ИА REGNUM: Киргизия за всю историю независимости находилась уже в таком кризисном положении? Или это в первый раз?

Для республики характерны парадоксальные ситуации. Все 20 лет независимости экономика страны находилась в кризисной ситуации различной степени тяжести. То есть в некоторых случаях кризис в глобальном формате удавалось сгладить и оставить определенные проблемы, но корни этих проблем очень глубоки. Отсюда такая лихорадящая форма существования кризиса: то утихает, то вспыхивает вновь. Причин этому очень много, и в корне первой причины кроется, скорее всего, национальная система формирования экономики, которая была заложена еще при СССР. Например, треть бюджета республики формировалась из дотаций централизованного бюджета Союза. Когда в 1991 году Киргизия стала самостоятельной, эта недостающая часть плавно перетекла на донорское финансирование различных финансовых структур и международных организаций. Это финансовая сторона вопроса. Что касается структуры экономики, то с начала суверенитета экономика республики поменяла три формы - в 1991 году Киргизия была индустриально-аграрной страной, т.е. преобладало промышленное производство. К 1995-1996 годам, после первой волны распада межхозяйственных связей, республика перешла на стадию аграрно-индустриальной страны. В 2000-м республика стала аграрной страной. С точки зрения конкурентоспособности деградация очевидна. С этой позиции вполне обоснованно говорить, что экономика республики никогда не отличалась особым здоровьем, и утверждать, что сегодня падение обусловлено только политической ситуацией, невозможно. Внешние факторы лишь ускорили те процессы, которые протекали медленно. Сейчас необходимо набирать такой же быстрый темп восстановления, который позволит остановить спад. Это задача-минимум. Задача максимум - не просто остановить спад, а начать расширенное воспроизводство, тогда начнут увеличиваться темпы роста экономики и ее отраслей.

Ещё один важный момент - за весь период функционирования суверенной Киргизии её национальная система не подвергалась какой-либо коренной модернизации, не улучшались технологии, будь то технология производства или технология управления, не обновлялись основные фонды, техническая, материальная базы экономической системы республики сильно устарели.

Исключение составляет, например, молочное производство, которое получило хороший виток развития в начале 2000-х годов, когда стали создаваться совместные предприятия. В переработке плодоовощной продукции также используются современные технологии, так как стали создаваться совместные предприятия с европейскими, западными компаниями. Таким образом, точечное развитие происходило. Что касается других преимуществ республики и ее экономической системы, то можно назвать достаточно демократичную, свободную бизнес-среду, благоприятный инвестиционный климат, развитый малый и средний бизнес и возможности, то есть то, что называется свободой предпринимательства. Но в нынешних условиях роста политических и коммерческих рисков наличия перечисленных преимуществ недостаточно для развития ни на макроуровне, ни на микроуровне.

Считалось, что в Киргизии достаточно развитыми были банковская среда и финансовый сектор, но выявилось, что структура финансового сектора довольно однобокая. Когда ресурсы сконцентрированы и монополизированы в руках одной банковской единицы, растет уровень финансовых рисков в том случае, когда у банка форс-мажорные обстоятельства. Как это случилось, например, с одним из системообразующих банков Киргизии - АзияУниверсалБанком. На сегодняшний день банковская система серьезно пострадала, но при этом удалось сохранить активы тех банков, которые не подверглись национализации и внешнему управлению, хотя, естественно, общий фон финансовых операций и активность финансовой деятельности низки. С апреля уровень депозитной базы в стране сократился на 30%, выросли ставки по кредитам до 28%. В республике имеются две крупные фондовые биржи, которые набирали неплохие темпы по продажам активов и обмену и движению ценными бумагами, что стимулировало бизнес-активность. В конце 2009 года показатели были лучшими из всех предыдущих периодов, но, конечно, в результате возникновения тех коммерческих рисков, о которых было упомянуто, и здесь имеется спад темпов развития, хотя некоторые формы торгов продолжаются. Это вялотекущий процесс.

ИА REGNUM: Насколько вероятно объявление страны банкротом?

Учитывая нынешнюю политическую ситуацию, неустойчивость, объявление страны банкротом невозможно и недопустимо. Это вызовет абсолютный коллапс той хрупкой политической инфраструктуры, которая сейчас формируется, и поэтому даже такая мысль недопустима, это будет равносильно самоубийству.

ИА REGNUM: Что нужно сделать, чтобы не допустить негативного варианта развития событий?

Необходимы реструктуризация долгов, внешнее заимствование краткосрочного характера, обязательно льготное, вплоть до донорской помощи и вливаний, особенно для помощи южным регионам. Что касается инвестиций, необходимых для развития экономики, то здесь, наоборот, нужна политика открытого партнерства, признание своих проблем, готовность сотрудничать на паритетных конкурентно-равных условиях с инвесторами с учетом их интересов и, конечно же, интересов собственной страны. При этом, чтобы добиться таких паритетных возможностей, необходимо честное и совершенно открытое представление проектов инвесторам. На мой взгляд, наиболее реализуемым инвестиционным проектом для любой из отраслей может стать межгосударственное корпорирование, когда происходят инвестиционные вливания и создаются партнерские организации по смешанной форме, в виде совместных предприятий, концернов, холдингов и т.п., т.е. по принципу совместной собственности между различными странами, либо их представителями из числа крупного и среднего бизнеса. Партнерские отношения между бизнесом могут быть прямыми, либо через посредничество и гарантию государства.

В любом случае, необходимо начинать активное движение сейчас, независимо от результатов выборов, от того, что будет происходить в перспективе, потому что спасать надо то, что еще возможно спасти. Принцип "разрушить до основания и начать заново" слишком чреват, в республике не столь много ресурсов, которые позволили бы действовать необдуманно. Поэтому необходимо очень бережно относиться к тем ресурсам, которые имеются. Инвестиционные вливания должны быть во всех направлениях. Поэтому нужна максимальная открытость, максимальная договороспособность на всех уровнях, и по вертикали, и по горизонтали: между бизнесом и государством, между бизнесом и внешними партнерами, между государством и внешними союзниками, друзьями, просто соседями. Только в этом случае возможно достижение каких-то прорывных идей.

Малое инвестирование какого-то отдельного предприятия может дать точечный эффект, но в условиях нестабильной экономической ситуации этот эффект может быть нивелирован теми же темпами инфляции и политическими и коммерческими рисками.

ИА REGNUM: Назовите некоторые цифры, например размер бюджета, падение ВВП?

Бюджет на 2010 год спланирован еще прежним правительством в размере около 65 миллиардов сомов. На сегодняшний день озвучена сумма дефицита около 20 миллиардов. Прогнозы такие, что бюджетный дефицит может составить до 50%. При этом будут охвачены даже защищенные статьи, то есть по ним невозможно будет осуществлять платежи. Это нанесет удар, в первую очередь, по наименее защищенным слоям населения. В результате мы придем к той же социальной нестабильности и недовольству, которые были до апрельской революции. Что касается падения ВВП - на сегодняшний день, по разным данным, оно равняется от 2% до 6-8%. Точных цифр пока не опубликовано. Объем внутреннего товарооборота в Кыргызстане за первое полугодие 2010 года снизился на 9,3% по сравнению с показателями прошлого года и составил 60 миллиардов 740 миллионов 200 тысяч сомов.