Сегодня, 12 января, международная правовая организация Human Rights Watch обнародовала свой Всемирный доклад за 2007 год. ИА REGNUM публикует часть доклада, где говорится об Азербайджане, без изменений:

На момент подготовки настоящего доклада десятки правительственных чиновников, оппозиционных политиков и других лиц, арестованных в ноябре 2005 г. по делу о попытке государственного переворота, оставались в предварительном заключении, ожидая суда; осуждены были только несколько человек. Нерешенными оставались проблемы пыток в полиции, условий содержания под стражей и арестов по политическим мотивам. Ситуация со свободой СМИ ухудшилась: в отношении журналистов имели место случаи насилия и арестов, с подачи должностных лиц возбуждались многочисленные дела о защите чести и достоинства. Многие субъекты международного сообщества публично критиковали правительство Азербайджана за неудовлетворительную ситуацию с правами человека.

1. Аресты по политическим мотивам

Накануне ноябрьских парламентских выборов 2005 г. по обвинению в подготовке государственного переворота были арестованы десятки высокопоставленных чиновников, предпринимателей и оппозиционных политиков. По прошествии более года почти все они по-прежнему содержались в предварительном заключении.

Многие жаловались на серьезные проблемы со здоровьем, возникшие или усугубившиеся из-за условий содержания. В сентябре зампред оппозиционной Демократической партии Азербайджана Натик Эфендиев был осужден на пять лет за незаконное хранение оружия, после того как с него было снято обвинение в подготовке государственного переворота. Бывший министр экономического развития Фархад Алиев обжаловал свой арест, длительное содержание под стражей и другие допущенные в отношении него нарушения в Европейском суде по правам человека.

В числе арестованных были трое активистов молодежной организации "Ени фикир", которых обвинили в подготовке переворота на деньги армянских спецслужб (руководитель группы Руслан Баширли и его заместители Рамин Тагиев и Саид Нури). Суд начался 31 марта и в течение нескольких недель проходил в закрытом режиме якобы в интересах национальной безопасности и защиты свидетелей. Впоследствии слушания продолжились в открытом режиме, однако факты указывают на то, что в целом процесс не соответствовал международным стандартам справедливого суда. На слушаниях Баширли заявил, что его били и предлагали деньги, чтобы получить признательные показания. 12 июля все трое подсудимых были признаны виновными в попытке насильственного свержения правительства. Баширли получил семь лет лишения свободы, Тагиев - четыре года, Нури - пять лет условно из-за серьезных проблем со здоровьем. 28 сентября Апелляционный суд сократил Тагиеву срок на год.

20 декабря 2005 г. в Биласуварском районе по делу о наркотиках был арестован активист оппозиции Гадир Мусаев. На ноябрьских парламентских выборах он был членом избирательной комиссии и отказался подписывать итоговые протоколы, заявив, что они фальсифицированы. Мусаев получил семь лет лишения свободы.

2. Пытки и негуманное обращение

Пытки в Азербайджане были по-прежнему широко распространены, в то время как власти отказывались признавать наличие этой проблемы. В мае начался суд над тремя подростками из села близ Баку. В марте 2005 г. они подвергались жестоким побоям и другим пыткам со стороны сотрудников полиции и следователей. Главным доказательством вины подсудимых были их собственные полученные под давлением признания и изобличающие показания друг на друга об участии в убийстве, которое, как они утверждали, они не совершали. Эффективное расследование этих и других заявлений о нарушениях власти проводить не стали.

В 2006 г. отмечено по меньшей мере два случая смерти задержанных в предварительном заключении: Намика Мамедова (3 апреля) и Расима Алишева (25 июля). Какие-либо сведения о расследованиях по этим фактам отсутствуют. Неправительственные организации продолжали получать сообщения о пытках, особенно в полицейских изоляторах. Осужденные к лишению свободы жаловались на побои, неудовлетворительное питание, проблемы с медицинской помощью, отсутствие информации и возможностей заниматься содержательной деятельностью. В гобустанской тюрьме десятки человек, отбывавших пожизненный срок, объявили голодовку, протестуя против суровых условий; сообщалось о трех самоубийствах в этом учреждении.

3. Свобода СМИ

Журналисты, в особенности связанные с оппозиционными изданиями, сталкивались с насилием и уголовным преследованием. В марте корреспондент независимой газеты "Азадлыг" Фикрет Гусейнли подвергся нападению неизвестных лиц: он был жестоко избит и получил удар ножом. В мае нападению неизвестных подвергся главный редактор оппозиционной газеты "Бизим йол" и зампред ПНФА Бахаддин Газиев, от которого требовали прекратить критику правительства. В июле с притеснениями и угрозами со стороны полиции и должностных лиц столкнулся корреспондент "Айна-Зеркало" и Института освещения войны и мира Идрак Аббасов, у которого изъяли ноутбук и магнитофон, когда он готовил материал о сносе домов в бакинском районе Бинагеди.

23 июня известный журналист и сатирик из газеты "Азадлыг" Мирза Сакит Захидов был задержан по сомнительному делу о наркотиках. Как представляется, это преследовало цель прекратить выход его колонок в газете и наказать его за критические стихи о президенте Ильхаме Алиеве и коррупции во власти. В октябре Захидов получил три года лишения свободы. В отношении по меньшей мере шести журналистов и редакторов, а также ряда изданий с подачи должностных лиц возбуждались уголовные дела о клевете и гражданские иски о защите чести и достоинства. По меньшей мере трое редакторов по делам о клевете и оскорблении чести и достоинства должностного лица были приговорены к лишению свободы. 1 октября был приостановлен выход трех крупных изданий, главный редактор которых Эйнулла Фатуллаев незадолго до этого был осужден за клевету в связи с публикацией статей, в которых говорилось о финансовых связях министра внутренних дел Рамиля Усубова с Гаджи Мамедовым - бывшим высокопоставленным сотрудником МВД, оказавшимся под судом за организацию преступной группы. Двое осужденных за клевету редакторов попали под президентскую амнистию, объявленную в конце октября. Гаджи Мамедов 25 июля сознался в убийстве главного редактора "Монитора" Эльмара Гусейнова в 2005 г., хотя он и не проходил подозреваемым по этому делу. Мамедов заявил, что заказчиком убийства был Фархад Алиев. Последний, в свою очередь, утверждал, что все это является частью фабрикуемого против него политически мотивированного дела.

По мнению экспертов, общественный телеканал, начавший вещание в августе 2005 г. в соответствии с рекомендациями Совета Европы, практически не отличался от проправительственных и мог быть ликвидирован в случае слишком явной критики властей. В июне относительно независимый телеканал ANS столкнулся с арестами нескольких сотрудников и налоговой проверкой. Как представляется, это преследовало цель повлиять на редакционную политику. В ноябре из общего арендованного здания по решению суда были выдворены офисы ПНФА и связанных с ней газет "Азадлыг" и "Бизим йол"; из того же здания выселили независимое информагентство "Туран". Помимо этого, Национальный совет по телерадиовещанию отказал в продлении лицензии телеканалу ANS - последнему оставшемуся в Азербайджане независимому каналу.

5. Правозащитники

После июньской поездки в США известных активистов Рены и Мурада Сададдиновых, в ходе которой они рассказывали о проблемах прав человека в Азербайджане, была развернута кампания по их дискредитации. Два человека, известные своими связями с властями, публично обвинили правозащитников в том, что они за взятки включали тех или иных лиц в списки политзаключенных, и пытались утверждать, что это подтверждено экспертами Совета Европы. Как говорят сами Сададдиновы, к тому моменту они уже больше трех лет не составляли таких списков, тем более с включением в них фамилий за взятки.

6. Ключевые международные игроки

9 мая Азербайджан был избран во вновь созданный Совет ООН по правам человека и обязался тесно сотрудничать с тематическими механизмами, содействовать прозрачности и участию НПО и гражданского общества в работе ООН, а также поддерживать периодическое рассмотрение ситуации с правами человека во всех странах вне зависимости от их членства в Совете. В январе Парламентская ассамблея Совета Европы поставила под вопрос полномочия азербайджанской делегации в связи с нарушениями в ходе ноябрьских парламентских выборов 2005 г. В итоге полномочия были подтверждены, однако ПАСЕ при этом выдвинула список первоочередных реформ. В мартовском докладе о правах военнослужащих ПАСЕ признала серьезными проблемами неуставные отношения и условия службы солдат-срочников в Азербайджане, а также отметила нарушения права на отказ от военной службы по убеждениям.

В апреле президент Ильхам Алиев встречался в Вашингтоне с президентом Джорджем Бушем для обсуждения вопросов энергетической безопасности и борьбы с терроризмом. 14 июля американское посольство в Баку выступило с публичным заявлением о нарушении права на равную защиту со стороны закона и принципа презумпции невиновности в ходе суда над активистами "Ени фикир". Посольство также выражало обеспокоенность в связи с насилием и давлением в отношении журналистов.

Евросоюз согласовал с Баку План действий в рамках Политики европейского соседства, призванный служить рамочной основой отношений с ЕС на пятилетний период. В плане изложены шаги, которые Баку предстоит предпринять в таких областях, как законность, демократизация, развитие экономики и предпринимательства, торговля, энергетика, урегулирование внутренних конфликтов. 28 сентября Комиссия ЕС и Совет Европы призвали азербайджанское правительство реформировать тюремную систему. ОБСЕ направляла своих наблюдателей на повторные выборы в 10 округах, где результаты ноябрьских парламентских выборов 2005 г. были аннулированы из-за подтасовок. Наблюдатели отметили улучшение по ряду направлений, в том числе в части регистрации кандидатов, свободы агитации и участия местных наблюдателей; при этом они зафиксировали и факты вмешательства со стороны местных властей. В июле бакинский офис ОБСЕ заявил о несоответствии суда над активистами "Ени фикир" международным стандартам законности. Представитель по свободе СМИ выражал озабоченность в связи с использованием против журналистов дел о защите чести и достоинства.