Военный вестник. Урегулирование. Реакция на рекомендации Международной кризисной группы. Конституция Нагорного Карабаха. Перепись населения в Нагорном Карабахе. Степанакерт.

Военный вестник

Как сообщает бакинская "525-я газета", 18 октября армянские подразделения обстреляли азербайджанские позиции в районе села Чырахлы Агдамского района. Обстрел велся со стороны села Джавахирли того же района, из автоматов и пулеметов. Согласно газете, азербайджанская сторона открыла ответный огонь, потерь нет.

Бакинская газета "Эхо" обращает внимание на интервью начальника Главного штаба Вооруженных сил Армении, первого заместителя министра обороны Михаила Арутюняна агентству "Интерфакс", в котором он заявляет, что Армения заинтересована в закупках новейших образцов вооружения и проявляет интерес к военно-промышленному комплексу Белоруссии. "У Армении достаточно большая армия. Вопрос Нагорного Карабаха и армяно-азербайджанский конфликт до сих пор не урегулированы", - отметил Арутюнян. По его словам, он ознакомится с некоторыми видами вооружения белорусской армии, а также с образцами, которые находятся в разработке: "Мы изучаем вооружение, которое будем приобретать в Беларуси". Арутюнян добавил также, что армянские военные заинтересованы в подготовке на базе белорусских военных учебных заведений кадров для своей армии. "Это сообщение должно беспокоить не только нас, - заявил глава пресс-службы Минобороны АР Рамиз Меликов, - но и всю общественность Южного Кавказа и Европы. Официальный Ереван стремится к увеличению агрессивного захватнического потенциала". Газета приводит также мнение независимого азербайджанского военного эксперта Узеира Джафарова, согласно которому, Азербайджан отстает от Армении в закупках новейших видов вооружений и техники. "Налаживая связи с Минском, Ереван хочет держать под контролем те виды вооружений, которые собирается приобрести для себя в Беларуси наше государство. Поэтому в кратчайшие сроки мы должны пополнить свои арсеналы новейшими видами оружия, в том числе теми, которые выпускает ВПК Беларуси. Мы знаем, что у этой страны чрезвычайно развит ВПК, оставшийся в наследство от СССР. Армяне обеспокоены словами президента Алиева, что в ближайшие годы военный бюджет Азербайджана сравняется с госбюджетом Армении вообще". По мнению Джафарова, у Армении есть масса вооружений, "незаконно приобретенных у России и КНР".

США полностью исключают военный путь урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. Об этом, пишет электронная газета "Лрагир" ("Газета"), 20 октября в Баку заявил помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниэл Фрид. По его словам, на данном этапе существуют большие возможности для того, чтобы стороны пришли к согласию. "Для долгосрочного и справедливого мира лидеры конфликтующих государств должны выработать компромиссные пути. Вашингтон призывает Азербайджан и Армению к данному шагу", - заявил американский дипломат. Он также добавил, что в настоящее время США ведут активную работу с Арменией и Азербайджаном в направлении поиска решения урегулирования конфликта.

Евросоюз крайне негативно относится к любым заявлениям о силовом решении нагорно-карабахского конфликта. "Мы много раз заявляли, что мирные переговоры - это единственный путь решения нагорно-карабахского конфликта. Такие слова, как "война", должны категорично отвергаться", - заявила пресс-секретарь верховного комиссара Евросоюза по вопросам объединенной безопасности и внешней политики Кристина Галач. ("Де-Факто").

Урегулирование

"Отсутствие результатов на переговорах по Карабаху обесценивает дипломатические победы", так, согласно "Day.Az", охарактеризовал переговорный процесс по разрешению армяно-азербайджанского конфликта президент Азербайджана Ильхам Алиев на Форуме молодежи в Баку. "Сегодня мы уже можем говорить об определенных дипломатических успехах в процессе, так как в позициях международных организаций произошли определенные положительные изменения. Но если нет результата - нет смысла во всех этих победах", - подчеркнул Алиев. Президент отметил, что пока не исчерпаны возможности переговорного процесса, он будет продолжаться. "Однако наше терпение не безгранично. До каких пор ситуация будет оставаться такой?!" - заявил он. "Я абсолютно уверен, что если мы хотим вернуть наши земли на основе справедливого мира, мы должны оказывать большое внимание строительству армии", - сказал глава государства. Алиев отметил, что в будущем военный бюджет Азербайджана сравняется с общим бюджетом Армении и земли будут возвращены.

"Процесс нагорно-карабахского урегулирования движется в правильном направлении". Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) Стивен Манн в Ереване. По словам посредника, "несмотря на то, что президенты Армении и Азербайджана, а также главы МИД двух стран весьма жестко обозначили свои переговорные позиции, им удалось сузить круг имеющихся противоречий". Помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниэл Фрид, отвечая на вопрос о перспективах решения конфликта, сказал, что "нет ничего более опасного, чем прогнозировать возможные сроки завершения переговорного процесса". Касаясь визита в регион Южного Кавказа, Фрид заявил, что "мы в Вашингтоне пришли к мнению о том, что история в этой части света начинает ускоряться". По словам Фрида, визит в регион, в рамках которого они посетят также Грузию и Азербайджан, организован по поручению госсекретаря США Кондолизы Райс. Он отметил, что время для проведения визита обусловлено главным образом тем, что "реформистские силы и силы демократии в этом регионе становятся сильнее и активнее, но, к сожалению, в некоторых странах активизируются также и реакционные силы".

24-25 октября в Вашингтоне состоится встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ, на которой, при участии личного представителя действующего председателя ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Анджея Каспшика, будут обсуждаться итоги казанской встречи президентов Азербайджана и Армении, а также подготовлен план действий группы на ближайшие несколько месяцев. Об этом, сообщает агентство "Де-Факто", 20 октября на пресс-конференции в Баку сообщил сопредседатель Минской группы от США, главный советник и специальный представитель госсекретаря США по Нагорному Карабаху и Евразийским конфликтам Стивен Манн. Он назвал предстоящую встречу "традиционной", отметив, что на сегодняшний день у сопредседателей в Минской группе "нет нехватки в идеях и предложениях". Однако, по словам американского сопредседателя, стороны должны сохранять "конфиденциальность". "Подходы Армении и Азербайджана к переговорному процессу очень серьезны", - подчеркнул сопредседатель Минской группы, отметив при этом, "позиции сторон должны быть хорошо проанализированы".

На вопросы бакинского агентства "Тренд" ответил личный представитель действующего председателя ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Анджей Каспшик.

"В последние месяцы на линии армяно-азербайджанского соприкосновения участились случаи нарушения режима прекращения огня, в результате чего есть жертвы. Hе связано ли ухудшение ситуации в регионе конфликта с внутриполитической ситуацией в Армении и Азербайджане?

Я бы не связывал факты нарушения огня с внутриполитической ситуацией. Hа линии соприкосновения есть солдаты, которые сидят в разных точках, и они всегда бывают информированы о проведении мониторинга. В результате в целях безопасности членов мониторинговой группы солдаты делают все возможное, чтобы предотвратить стрельбу. Я думаю, что, независимо от всех недостатков, режим прекращения огня более или менее приживаем. Бывают даже случаи, когда солдаты засыпают на посту, а проснувшись и не осознавая ситуации, стреляют по своим же, принимая их за противника. Данные печальные факты, безусловно, вообще не должны иметь места. В то же время, полностью избежать жертв не удается.

Имеет ли смысл продолжение мониторингов на линии соприкосновения огня, если их действенность вызывает все больше вопросов?

Режим прекращения огня удерживается благодаря политической воле сторон. Неоднократно это было высказано президентом Азербайджана. То же говорил и глава армянского государства. Стороны заявляли, что есть желание вести переговоры и добиться решения нагорно-карабахского конфликта мирным путем. Именно поэтому ОБСЕ помогает правительствам двух стран влиять на командиров частей с тем, чтобы они на местах более активно занимались дисциплиной солдат. Благодаря нам командиры знают, что они под наблюдением. Конечно, нельзя говорить о контроле со стороны ОБСЕ, так как у нас нет таких полномочий, мы не министерство. Однако я думаю, что этот фактор способствует уменьшению напряженности, сокращению смертельных случаев. Если бы это не было таковым, то мониторинги проводились бы не так часто. По-моему, мониторинги все-таки помогают сохранению стабильности в регионе.

Как вы оцениваете необходимость участия главы азербайджанской общины Нагорного Карабаха Hизами Бахманова в переговорном процессе? Hе назрела ли необходимость инициации непосредственных встреч глав двух общин?

Есть согласие о том, что переговоры будут проходить в рамках так называемого "Пражского процесса". Hа основе переговоров глав МИД двух стран состоялись встречи президентов Азербайджана и Армении. Сначала в мае в Варшаве, затем в августе в Казани. Hа основе результатов данных встреч работали и работают сопредседатели Минской группы ОБСЕ, у которых есть мандат для того, чтобы участвовать в переговорах. Г-на Бахманова мы хорошо знаем, и могу сказать, что мы дружим. Каждый раз, когда сопредседатели приезжают в Баку, и не только сопредседатели, но и действующий председатель ОБСЕ, поднимается вопрос о необходимости встречи с Бахмановым. Что касается вовлечения главы азербайджанской общины Карабаха в переговорный процесс, то необходимо отметить, что на сегодняшний день у переговоров не тот формат. Придет время, когда и его (Бахманова) слово будет иметь значение в переговорном процессе. Косвенно оно имеет значение, так как он представляет беженцев, и президент Азербайджана считается с мнением беженцев. Что касается диалога между двумя общинами, то я всегда был сторонником диалога. Hадо встречаться и говорить для того, чтобы найти точки соприкосновения.

Вы принимали участие во многих встречах представителей Азербайджана и Армении. Можно ли говорить о каком-либо прогрессе, достигнутом в переговорном процессе?

Данный вопрос напрямую затрагивает мандат сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Есть просьба президентов двух стран о том, чтобы сохранять конфиденциальность переговорного процесса. Однако не будет ошибкой, если скажу, что мы все ощущаем, что есть очень серьезный подход. Интенсивность встреч была достаточно высокой. Сопредседатели также очень активно работают, что неоднократно подчеркивали и сами президенты. Я думаю, что в период избирательного процесса в Азербайджане руководство страны думает больше о других вопросах. Однако не думаю, что переговорный процесс временно замедлился. 24-25 октября в Вашингтоне состоится встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ. 5-6 декабря состоится также встреча глав МИД Азербайджана и Армении в рамках встречи министров стран ОБСЕ в Любляне, которая также имеет большое значение.

Международная кризисная группа (МКГ) подготовила сразу два отчета по вариантам разрешения нагорно-карабахского конфликта. Данные документы вызвали широкий резонанс в Азербайджане и Армении. Какое воздействие оказывают на переговорный процесс подобные инициативы?

Нагорно-карабахская проблема - это уже "устаревший конфликт", и его неурегулированность серьезно беспокоит многих людей в разных точках мира. Многие хотели бы, чтобы он разрешился в самом скором времени. Есть также организации, которые в этом заинтересованы. К примеру, условием для членства Азербайджана и Армении в Совете Европы стало обязательство о том, что данный конфликт необходимо решать только мирным путем. Иногда и ООH выступает по данному вопросу. Однако мандат на то, чтобы решать данный конфликт, есть только у Минской группы ОБСЕ. Безусловно, без желания сторон данного вопроса не решить. Что касается инициатив других международных организаций, в том числе и Международной кризисной группы, то их шаги могут кое-что приблизить, что-то показать. Hо, в конечном счете, это должно быть использовано сопредседателями Минской группы ОБСЕ.

Одной из актуальных тем азербайджанских и армянских СМИ в последнее время стало заявление российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова о том, что часть полномочий Минской группы может быть передана подкомитету ПАСЕ по Нагорному Карабаху. Каково ваше мнение по данному заявлению?

Я думаю, что пресса сильно искажает слова посла Мерзлякова. Hет никакого намерения о том, чтобы полномочия Минской группы ОБСЕ переходили в другие организации.

Как вы расцениваете инициативы Баку по включению в повестку 60-й сессии ООH вопроса об оккупированных территориях страны? Армения резко выступила против этого. Прозвучали заявления о негативности "распыления переговорных усилий на различные международные плоскости". Насколько верны данные суждения?

Как уже известно, Азербайджан инициировал обсуждение в ООH вопроса "О заселении оккупированных территорий", в результате чего ОБСЕ направила на данные территории оценочную группу. Данная группа законспектировала свои наблюдения и подготовила доклад. Иногда предпринимаются дополнительные меры в связи с обсуждением данного вопроса в других плоскостях. То же самое можно сказать и о Совете Европы. Однако и в ПАСЕ присутствовал факт вовлечения ОБСЕ в обсуждения по карабахскому вопросу. Hа последнем заседании подкомитета ПАСЕ по Карабаху сопредседатели достаточно подробно доложили Совету Европы о нынешнем состоянии переговорного процесса. Однако вновь подчеркиваю, что вся деятельность других организаций и групп лиц не имеет мандатного характера".

Согласно агентству "Day.Az", российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Юрий Мерзляков назвал ложью приписываемые ему сообщения азербайджанских СМИ о возможности передачи ПАСЕ части полномочий МГ ОБСЕ. "Я не говорил такого", - заявил российский сопредседатель. По его словам, соответствующая информация появилась после заседания специальной комиссии ПАСЕ по Нагорному Карабаху в Париже в сентябре. "Во время выступления на этом заседании я такого не говорил. Откуда взяли эту информацию азербайджанские журналисты, мне не понятно", - отметил Мерзляков.

"Day.Az" сообщает, что накануне визита в Баку американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Стивен Манн заявил, что в последнее время в переговорном процессе царит затишье. "Мы ожидаем, что переговоры по Нагорному Карабаху будут продолжены после парламентских выборов в Азербайджане и после референдума в Армении". Манн сказал также, что сопредседатели МГ наблюдают благоприятный климат в процессе переговоров: "Если обе стороны проявят больше творчества, то мы будет продвигаться вперед".

Газета "Айкакан жаманак" со ссылкой на достоверные источники сообщает, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ и президенты Армении и Азербайджана договорились с января 2006 года резко активизировать переговорный процесс. Согласно тем же источникам, сопредседатели МГ ОБСЕ поставили перед двумя президентами условие, согласно которому, документ об урегулировании нагорно-карабахского конфликта должен быть подписан в течение 2006 года. По некоторым сведениям, пишет газета, главы Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Ильхам Алиев согласились с этим. Газета пишет, что Кочаряну сопредседатели заявили, что дальнейшее оттягивание урегулирования вопроса может быть губительным для Армении, поскольку после запуска нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан соотношение сил резко изменится в пользу Азербайджана. Кроме того, после урегулирования конфликта станет реальным строительство большого газопровода Иран-Армения-Европа, что принесет Армении миллиардные прибыли и в некоторой степени станет противовесом нефтепроводу Баку-Джейхан. Источники газеты утверждают также, что после подписания мирного договора ожидается, что по разным каналам в Армению и Азербайджан поступит около 10 млрд долларов на нужды двух государств. Не забыло международное сообщество и о поощрении двух президентов лично. Им обещаны пожизненные гарантии безопасности, а также говорится о том, что после подписания договора оба президента станут лауреатами Нобелевской премии мира. Одновременно "Айкакан жаманак" отмечает, что, несмотря на то, что Ясир Арафат и Ицхак Рабин получили в 1994 году Нобелевскую премию за подписание соглашения об урегулировании арабо-израильского конфликта, конфликт по сей день не урегулирован, а Арафат и Рабин ушли не только из политики, но и из жизни.

Газета "Аравот" считает, что власти Армении и Азербайджана не хотят признать вслух, что урегулирование требует болезненных и существенных уступок от обеих сторон. "Не признают, поскольку это чревато для наших стран дестабилизацией. А если это так, то никакого урегулирования не будет, и вопрос заморозят. Никто (во всяком случае пока) не будет оказывать на нас давления с тем, чтобы проблема обязательно решилась либо в этом, либо в будущем году". В результате власти Армении и Азербайджана останутся на своих местах, что и является их главной целью. "Это нормально, если думать о краткосрочной перспективе - завтра или, возможно, через два года ничего страшного не произойдет. А что будет через десять лет, политиков-практиков не интересует".

Реакция на рекомендации Международной кризисной группы

Международная кризисная группа (МКГ) обнародовала новый доклад по нагорно-карабахскому конфликту, составленный по итогам изучения его причин, анализа процесса переговоров при посредничестве ОБСЕ и идентификации необходимых составляющих реалистичного мирного плана. Более ранний доклад "Крайсис Груп" от 14 сентября 2005 года исследовал взгляды армян и азербайджанцев на разрешение конфликта. "Обе стороны, по-видимому, близки к соглашению о ключевых принципах мирного договора", - заявляет Сабина Фрайзер, директор Кавказского проекта "Крайсис Груп". "Теперь важно, чтобы их правительства начали готовить свои народы к компромиссу". В сообщении МКГ для прессы говорится, что основные элементы предложенного пакета урегулирования включают: оставить основной вопрос о статусе Нагорного Карабаха открытым с тем, чтобы разрешить его позднее; вывод сил Нагорного Карабаха, поддерживаемых Арменией, из "оккупированных" районов Азербайджана вокруг него; отказ Азербайджана от использования силы с целью реинтеграции Нагорного Карабаха; размещение международных сил по поддержанию мира; возвращение перемещенных лиц; возобновление торговых и коммуникационных связей. "Окончательный статус Нагорного Карабаха должен быть определен посредством международно признанного референдума с участием всех карабахских армян и азербайджанцев после того, как будут осуществлены вышеуказанные шаги. До тех пор Нагорный Карабах останется частью Азербайджана, хотя на практике будет самоуправляемым и пользоваться международно признанным переходным статусом". ("Эхо").

Касаясь последних докладов Международной кризисной группы (МКГ) по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Стивен Манн заметил, что "подобные документы могут оказать положительное влияние на процесс урегулирования". "Позиция Вашингтона заключается в том, что основной платформой для обсуждения путей разрешения нагорно-карабахского конфликта должна оставаться Минская группы ОБСЕ, однако инициативы различных международных структур, и в частности МКГ, безусловно положительны", - подчеркнул Стивен Манн. ("Де-Факто").

В течение последнего месяца международные организации неоднократно выдвигали ряд предложений, касающихся армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха (НК). Однако, пишет бакинская "Зеркало", по мнению руководителя азербайджанской Организации освобождения Карабаха (ООК) Акифа Наги, все они носят проармянский характер и противоречат интересам азербайджанского народа. В подтверждение своего заключения Наги привел слова спецпредставителя ПА ОБСЕ Горана Ленмаркера, высказанные им в Ереване: "Он обратился к Азербайджану и Армении с призывом пойти на взаимные уступки, тем самым приравняв оккупанта и жертву оккупации. Кроме того, Ленмаркер посоветовал Азербайджану забыть о статусе Нагорного Карабаха в прошлом". Наги напомнил об инициативе неправительственной организация LINKS из Великобритании, которая выступила за участие НК в программе Евросоюза "Новое соседство", т.е. регион Азербайджана рассматривается в качестве субъекта международного права. Затронул он и положения доклада Международной кризисной группы (МКГ), которые касаются карабахского вопроса: "Эксперты МКГ называют сепаратистский режим Нагорного Карабаха "фактическим правительством" и предлагают властям Азербайджана вести переговоры с ними, а не с Ереваном, уводя тем самым Армению от ответственности за оккупацию наших районов. Они также выступают за проведение референдума о статусе НК, результаты которого легко прогнозируемы". Появление проармянских "инициатив" международных организаций в условиях жесткой борьбы властей и оппозиции за достижение победы на предстоящих парламентских выборах Наги назвал опасным симптомом. "Все должны знать, что карабахская тема важнее избирательной", - заметил председатель ООК.

Газета "Лрагир" обратилась к министру обороны РА Сержу Саркисяну с просьбой прокомментировать положение о наказании военных преступников, нашедшее место во втором докладе Международной кризисной группы, и разъяснить, кто должен решать, кто преступник, и кто его будет наказывать. "Мы никогда не принижали роль какой-либо международной структуры, в том числе и этого центра. Я считаю, что если кто-то во время войны совершает преступление, то он должен быть наказан. Второго мнения быть не может", - сказал министр, отметив при этом, что сказать, кто будет определять преступников, он не может. Саркисян согласился с мнением газеты о том, что вариант "Азербайджан будет наказывать армян, а Армения - азербайджанцев" может стать поводом для нового конфликта. Газета отмечает также, что и сама МКГ не предложила механизмов осуществления своего предложения.

Комментируя позицию официального Баку по отчетам и предложениям МКГ, спецпредставитель президента АР на переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Араз Азимов отметил, что организации, подобные МКГ, являются неофициальными структурами и что данные предложения не будут рассматриваться Азербайджаном на официальном уровне, пишет бакинская "Эхо". В то же время Азимов заметил, что в документе, обнародованном МКГ, содержится множество ошибок и недостатков, связанных с "недостаточной информативной обеспеченностью и непрофессионализмом экспертов". По мнению азербайджанского политолога Расима Агаева, "карабахский конфликт и проблема армяно-азербайджанских отношений достигли такого рубежа, что ни одно предложение, от кого бы оно ни поступало, не должно проходить мимо внимания госорганов Азербайджана. Корень карабахского конфликта лежит в живучести сепаратизма и в том, что им спекулируют внешние силы, когда им это нужно. В свое время это нужно было Горбачеву, потом России, теперь Западу, для того, чтобы укрепиться здесь и иметь еще один очаг христианско-мусульманского противостояния. Это рычаг давления. Поэтому ООН должна исходить из того, что никакие сепаратистские движения и идеи самоопределения не имеют права на жизнь в международно признанных странах".

Газета "Аравот" пишет, что предложения МКГ удостоились крайне негативных оценок со стороны властных кругов Армении, НК и Азербайджана, что, по мнению ее главного редактора Арама Абраамяна, может означать одно из двух: а) либо обсуждающийся сейчас в переговорном процессе вариант (так называемый "Пражский процесс") с точки зрения обеих сторон на десять голов выше предложений МКГ, б) либо "Пражский процесс" на десять голов хуже упомянутой резолюции. "В первом случае надо полагать, что министры иностранных дел Армении и Азербайджана ведут переговоры вокруг неизвестного проекта, который весьма далек от вышеупомянутой резолюции и каким-то чудом является одновременно и проармянским, и проазербайджанским. Но если есть проект, который совмещает вывод армянских сил с их размещением на том же месте, возвращение и невозвращение азербайджанцев в НКР, снятие и продолжение блокады, сохранение Карабаха в составе Азербайджана и международное признание статуса независимости НКР, иными словами если существует белый чернокожий, то нет никакой необходимости держать в секрете "Пражский процесс". Мамедъяров и Осканян (министры иностранных дел Азербайджана и Армении - прим. ИА REGNUM) могут с чистой совестью выйти к армянскому и азербайджанскому народам и заявить: "Дорогие соотечественники! Сопредседатели Минской группы ОБСЕ поровну раздают нам мед и масло. Давайте подпишем договор о мире и перевернем эту неприятную страницу истории". Во втором случае, продолжает редактор, можно предположить, что вариант, обсуждающийся в ходе переговоров, намного хуже программы МКГ. Поэтому стороны не склонны решать эту проблему и продолжают "Пражский процесс" в надежде, что противоположная сторона в какой-то момент скажет "нет" и тогда другая сторона будет выглядеть в глазах Запада "хорошистом", а та, которая сказала "нет", - enfant terrible.

На вопрос газеты "Айоц Ашхар" ответил директор Кавказского института СМИ, политолог Александр Искандарян.

"Как Вы думаете, предлагаемая МКГ модель урегулирования созвучна с вариантом, обсуждаемым в рамках "Пражского процесса", или, как утверждают некоторые, всего лишь частное мнение ее авторов?

Конечно, нельзя утверждать, что предлагаемая модель повторяет пакет предложений, рассматривающийся в рамках "Пражского процесса". Вместе с тем, эксперты МКГ не случайные люди, чтобы делать заявления, отвлеченные от реалий переговорного процесса. Это всего лишь говорит о том, что изменились не только акценты международных экспертов, не только тональность экспертных заключений, но и отношение международного сообщества, оценки политических кругов в отношении возможных решений, в отношении будущего статуса Карабаха. Очевидно, что карабахский конфликт все чаще и чаще стали отделять от остальных постсоветских конфликтов. Все чаще обсуждается идея референдума, и даже азербайджанская сторона начинает об этом говорить. Ясно, что доклад готовят люди, которые не представляют официальную точку зрения какого-либо государства и в той или иной мере свободны в представлении своих позиций. Но так же очевидно, что эти же люди не могли 5 или 7 лет назад подготовить такой доклад, который они подготовили сегодня. А сегодня Ленмаркер, другие европейские официальные лица в своих заявлениях и докладах могут поставить рядом Карабах и референдум по независимости. Конечно, это не гарантирует его проведение, но это один из механизмов решения конфликтов, и если о нем говорится, значит международное общественное мнение к нему готово. Более того, раскрою вам секрет: идея проведения нового референдума в Карабахе обсуждается не только международными экспертами и бывшими высокопоставленными дипломатами, но и, пока что в частных беседах, действующими влиятельными политиками. Мир меняется, и примеров передела границ множество: Эритрея, до нее - Бангладеш, который отсоединился от Пакистана. Югославия и Чехословакия, Косово, которое, судя по всему, пойдет этим путем, Южный Судан и другие. Конечно, можно понять европейских чиновников, которые весьма консервативны и осторожны в вопросах международного права. Но ведь и вопросы, связанные с международным правом не десять заповедей, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не меняться! Они всегда менялись, и процесс этот будет продолжаться. Просто это требует времени, терпения и скрупулезной работы, и та положительная тенденция, которая заметна в подходах Европы в карабахском вопросе, безусловно, находится в рамках этой логики". ("Айоц Ашхар")

На вопросы газеты "Лрагир" ответил секретарь Совета безопасности Нагорного Карабаха Карен Бабурян.

"Как оценивают власти Нагорного Карабаха второй доклад Международной кризисной группы?

Надо отметить, что второй доклад МКГ более уравновешен, чем первый. На первый взгляд кажется, что в нем содержатся здравые предложения. Однако в нем есть совершенно неприемлемый для нас пункт. Говоря о промежуточном статусе Карабаха, авторы доклада отмечают, что до окончательного решения вопроса статуса Карабах должен оставаться в составе Азербайджана, с условием фактической автономии. Я не понимаю, какую часть унитарного Азербайджана может составлять Карабах, который никогда не был в составе независимого Азербайджана? Создается впечатление, что европейские структуры и официальные лица являются поборниками национальной политики Сталина и горюют по развалу СССР. Есть в докладе и положительные пункты, но их реализация напрямую связана с вовлеченностью Карабаха в переговорный процесс.

Насколько представленные предложения совпадают с требованиями безопасности НК? Имею в виду вопрос территорий...

Освобожденные территории - это зона безопасности, которая была завоевана кровью и которая является одной из важнейших гарантий нашей безопасности. Вряд ли станут политические деятели всерьез обсуждать вопрос возвращения территорий, если взамен говорится лишь о призрачном статусе Карабаха. Вопросы территорий и беженцев могут обсуждаться только в ходе переговоров с Карабахом.

Можно ли предположить, что представленные предложения являются позицией международного сообщества?

Не исключаю. Карабахский вопрос - вопрос геополитический, и здесь сталкиваются интересы России и США, НАТО и Евросоюза. А истина в том, что в нашем регионе Карабах больше всех соответствует европейским стандартам. По-моему, Евросоюз должен использовать этот факт и превратить Карабах в мост, который соединит Европу с тем же Азербайджаном". ("Лрагир").

По мнению заведующего отделением международных отношений московского Института политики и военного анализа, специалиста по проблемам Кавказа Сергея Маркедонова, Международная кризисная группа писала свой доклад с позиций Баку, представляя конфликт как спор между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. "Мнения Карабаха словно не существует. Между тем, Армения и Карабах - не одно и то же. 1997 год - тому подтверждение. Президент Армении Левон Тер-Петросян выступил тогда за поэтапное урегулирование конфликта, но не нашел поддержки, в частности, в Карабахе. Армения и Карабах - это части армянского мира, но Карабах - это фронтир, политический радикал, более, может быть, националистический, жесткий, имеющий свои требования. Очень легко из Брюсселя рассуждать о территориях и безопасности. Но достаточно посмотреть в окошко из степанакертской квартиры, и вы увидите, каких шагов требует стратегическое положение Карабаха", - отметил Маркедонов. По мнению политолога, документ не рассматривает проблему кризиса доверия и конструирует урегулирование вокруг возвращения беженцев. "Опыт показывает, что такой подход приводит не к примирению, а к новому витку напряженности. Надо понимать, что беженцы - это люди, которые потеряли близких, имущество, видели войну и имеют большой заряд ненависти. Не надо привязывать урегулирование к гуманитарным последствиям. Это не должно стать несущей конструкцией. Кроме того, в докладе концентрируется внимание на беженцах-азербайджанцах. Между тем, речь должна идти о беженцах всех временных периодов конфликта. ОБСЕ как будто не хочет видеть беженцев, появившихся до распада Советского Союза и до начала активных боевых действий в 1992 году. А ведь тогда очень многие армяне оставили места своего проживания. Вряд ли сейчас кто-то сможет точно подсчитать, сколько и с какой стороны было беженцев". Маркедонов считает, что следует признать независимость Карабаха, правда, "при достижении определенной кондиции развития". "Если страна будет соответствовать принятым стандартам по критериям, скажем, многопартийности, гражданских свобод, отделению власти и собственности, то в течение 10-15 лет можно прийти к признанию. К сожалению, карабахская демократия - это этнодемократия". "Я не знаю, кто может быть гарантом безопасности, если не будет территорий. Это ведь не удовольствие для Карабаха - содержать такие территории, обеспечивать их обороноспособность, не осваивая их экономически. Это делается не для получения доходов. Если бы дело обстояло так, то тогда можно было бы упрекать Нагорный Карабах в оккупировании территорий. Что касается международных миротворцев, то Балканы показали неэффективность их действий". ("Кавказский узел").

Конституция Нагорного Карабаха

Как сообщает газета "Азг", руководитель аппарат президента НК Армен Залинян, в ходе своей пресс-конференции заявил, что Конституционная комиссия уже одобрила разработанный проект Конституции и в ближайшее время население ознакомится с сокращенным вариантом проекта через СМИ. По словам Залиняна, Конституция Нагорного Карабаха не имеет какой-либо модели, и ее надо привести в соответствие с реалиями, установившимися в стране. На вопрос, определена ли в концепции конституции историческая территория Карабаха, находящаяся под юрисдикцией НК, Залинян ответил утвердительно и сказал, что есть еще необходимость уточнения исторических названий. Планируется в ближайшем будущем организовать научную конференцию для того, чтобы научно уточнить и обосновать порой взаимоисключающие названия населенных пунктов, территориальных единиц, упомянутых и различных исторических источниках.

Глава управления информационной политики и печати МИД Азербайджана Таир Тагизаде, комментируя это сообщение бакинской газеты "Эхо", заявил, что практику прописывания в конституции территорий иногда используют государства федеративного типа, которые в своих конституциях указывают все свои субъекты. "Что касается Нагорного Карабаха, он не является ни федеративным, ни унитарным, ни государством вообще. НК не является субъектом международного права, в качестве государственного образования он не признан ни международными организациями, ни индивидуальными государствами. И, кстати, то же самое относится к Армении, также не признавшей независимость НКР". Готовящийся документ "совершенно не легитимен", заявил газете юрист-международник Эркин Гадиров. "Без политического соглашения об урегулировании конфликта юридической силы он не имеет. Какой-либо самопровозглашенный армянской частью населения Нагорного Карабаха статус не будет иметь международной легитимации. Потому что суверенные границы АР признаны международным сообществом, и принцип территориальной целостности государств в мире уважается".

Перепись населения в Нагорном Карабахе

Как сообщает агентство "А1+", 18 октября начата перепись населения Нагорного Карабаха. Первая перепись была проведена в Карабахе в 1926 году, и по ее результатам в автономной области проживало 125,3 тыс. человек - 111,7 тыс. армяне и 12,6 тыс. - азербайджанцы. Вторая перепись - в 1939 году: тогда было зарегистрировано 150,8 тыс. жителей (132,8 тыс. - армяне, 14,1 тыс. - азербайджанцы). По данным переписи 1959 года численность армян сократилась на 22,7 тыс., а азербайджанцев стало больше на 4. тыс. В 1970 году численность населения НКАО достигла 150 тыс. (121 тыс. - армяне, 27,2 - азербайджанцы). В 1979 году 123 тыс. из 152 составляли армяне, 37,3 - азербайджанцы. А в 1989 году в Карабахе проживало 189,1 тыс. человек, из коих 145,5 тыс. составляли армяне и 40,7 тыс. - азербайджанцы. На сегодня, согласно статистике, население Карабаха составляет 144,6 тыс. человек.

Как того и следовало ожидать, "сепаратисты" попытались придать мероприятию некий налет легитимности, иронизирует бакинская "Эхо". Здесь уже напоминают, что еще в 2002 году приняли соответствующий закон, определили, что отвечать за перепись будет статистическая служба непризнанной республики, создали структуры и подструктуры. Теперь Гукасян (президент Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) напоминает, что перепись населения носит для всех обязательный характер, и выражает надежду, что перепись населения ознаменует собой "еще один реальный шаг на пути к суверенитету и международному признанию Нагорного Карабаха". По мнению азербайджанских экспертов, нынешняя перепись населения представляет собой попытку зарегистрировать в качестве постоянных жителей Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов переселенцев из Армении и других стран, а также объявить часть переселенцев беженцами из Азербайджана, со всеми вытекающими отсюда последствиями. "Вопрос в другом - станут ли международные посредники, вовлеченные в процесс урегулирования, принимать во внимание результаты переписи, проведенной незаконными властями?"

Степанакерт

Степанакертская газета "Азат Арцах" опубликовала указ президент Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна о начале осеннего призыва в армию. В указе сказано: "Руководствуясь статьей 11 закона Нагорно-Карабахской Республики "Об обязательной воинской службе", постановляю: 1. В ноябре-декабре 2005 года провести осенний призыв на обязательную воинскую службу граждан мужского пола Нагорно-Карабахской Республики, которым до дня призыва исполнилось 18 лет, а также тех граждан, у которых истек срок полученной ранее отсрочки от обязательной воинской службы. 2. В ноябре-декабре 2005 года демобилизовать военнослужащих, прошедших в установленный законом срок обязательную воинскую службу. 3. Правительству Нагорно-Карабахской Республики в двухнедельный срок принять соответствующее постановление, обеспечивающее применение данного указа. 4. Данный указ вступает в силу с момента его подписания".

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян 20 октября подписал указ "О результатах обсуждения просьб о помиловании". Как сообщает ИА "Де-Факто", помилованы 8 человек. Еще 22 человека помилованы частично. 17 отказано в помиловании с учетом тяжести совершенных ими преступлений, прежних судимостей, а также того обстоятельства, что они отбыли лишь незначительную часть назначенного им срока наказания.

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян 17 октября принял членов экипажа парусника "Киликия". Приветствуя членов экипажа, Гукасян высоко оценил вклад армянских мореплавателей в дело возрождения традиций, представления миру Армении и Арцаха (историческое название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM), а также историко-культурного наследия армянского народа. Президент отметил, что "арцахцы с гордостью следят за парусником, на борту которого вместе с государственным флагом Армении развивается и флаг Нагорно-Карабахской Республики". Как сообщает агентство "АРКА", капитан парусника Карен Балаян в торжественной обстановке передал Аркадию Гукасяну государственные флаги НК, находившиеся на борту "Киликии" во время второго этапа плавания. В свою очередь президент передал капитану парусника два экземпляра флага НК, которые будут установлены на борту корабля в завершающей стадии плавания. Во время беседы армянские моряки ознакомили президента НК со своими дальнейшими планами. Во встрече принимал участие и премьер-министр НК Анушаван Даниелян. Агентство напоминает, что Клуб морских исследований "АЙАС" построил копию армянского киликийского торгового парусного корабля 13-го века, на котором в 2004 году началась экспедиция по средневековым торговым маршрутам вокруг Европы по Черному, Средиземному морям, Атлантическому океану. Судно было восстановлено по средневековым рукописям и миниатюрам и строилось с использованием средневековых технологий. В 2004 году "Киликия" посетила 23 порта в 12 странах Европы и Азии. Первый этап экспедиции завершился осенью 2004 года в Венеции.

Проблемы молодежи были рассмотрены на встрече председателя Национального Собрания Нагорного Карабаха Ашота Гуляна с генеральным секретарем международной организации "Христианский союз молодых людей" Йоханом Вильгельмом Элтвиком, прибывшим в Нагорный Карабах с ознакомительным визитом. Как сообщает ИА "Де-Факто", господин Элтвик выразил удовлетворение существующим в Нагорном Карабахе отношением к проблемам молодежи и, в частности, к местному отделению возглавляемой им организации. По его словам, с учетом данного обстоятельства "Христианский союз молодых людей" намерен реализовать новые программы, которые будут полезны Нагорному Карабаху. Отметив важность программ организации, Гулян сказал, что они играют благоприятную роль в повышении общественной активности арцахской молодежи, расширении и углублении ее связей со своими сверстниками за рубежом. Глава парламента приветствовал подобные программы и выразил готовность оказать содействие их реализации.

Строительство автомагистрали Север-Юг в Нагорном Карабахе планируется завершить в ближайшие два года. Общая протяженность дороги составляет 160,3 км. Как сообщила агентству "Ноян Тапан" исполнительный директор Общеармянского фонда "Айастан" Наира Мелкумян, к настоящему времени готов участок длиной 61,3 км, еще 72,3 км находятся в процессе строительства. Строительные работы ведутся на участках Цакури-Гадрут, Азох-Цакури, Степанакерт-Кармир Шука, Кичан-Дрмбон и Дрмбон-Мартакерт.

Крайне тяжелые санитарные условия волнуют жителей карабахского города Гадрута. Как сообщает "А1+", даже в центральных районах города неделями и месяцами не убирается мусор. В наихудшем состоянии находится центр Гадрута, который был отстроен концерном "MIKA LTD". Гадрутцы не забывают, что город в 1932 году пережил эпидемию чумы, однако ни санэпидстанция, ни руководство города, ни администрация района никак не реагируют на многочисленные тревожные заявления жителей города. Согласно агентству, в Гадруте стало обычным строительство частных загонов для скота в близком соседстве с жилыми домами. Но жалобы жителей в администрацию Гадрута остаются безответными потому, что чаще всего санитарные нормы нарушаются родными и близкими глав города. Главного антиэпидемиолога Гадрута госпожу Балаян - мать 2 несовершеннолетних детей - не интересует качество питьевой воды в городе. Некоторые жители уже обнаружили в воде червей, однако их происхождение чиновников района не беспокоит, сообщает агентство.

Продюсерская компания "АЗД", которая совместно с Всемирным банком и министерством юстиции Армении реализует один из наиболее успешных проектов армянского телеэфира - программу "Мое право", приостановила съемки цикла телесудов до сентября. В качестве продуктивного проведения летнего отпуска наиболее активная часть творческой группы известного ток-шоу занялась съемками туристического фильма о Нагорном Карабахе. Это первый фильм из запланированного цикла, основной этап съемок которого уже завершен. Как сообщил в беседе с газетой "Панорама" продюсер компании Айк Арутюнян, первый фильм будет о Нагорном Карабахе, его неповторимой природе и исторических памятниках. Следующим будет своеобразный видеогид "Туристическая Армения". Арутюнян уверен, что туризм, помимо прочего, нуждается в информационном обеспечении. Цель снимающегося фильма - представление за рубежом туристической привлекательности динамично развивающегося Арцаха, упрочение его туристического имиджа. Для обеспечения максимальной эффективности воздействия фильм выйдет с четырехъязычным треком на DVD и поступит в продажу в декабре 2005 года.