"На Николаевской сопке поднимется новая телевышка".

("Красноярский рабочий", 05.10.05, Сергей Павленко)

Губернатор края Александр Хлопонин и генеральный директор ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Геннадий Скляр вчера подписали соглашение о развитии сетей телевидения, радиовещания и связи в Красноярском крае.

Данное соглашение имеет для края огромное значение. По словам Александра Хлопонина, подписанный документ призван, во-первых, обеспечить население Красноярья доступной информацией современными способами. Во-вторых, давно назрел вопрос обеспечения безопасности населения, поскольку устаревшие системы передачи сигналов вредны для здоровья. Новый проект рассчитан на перспективу и предназначен для охвата ста процентов территории края теле- и радиосигналом.

По мнению Геннадия Скляра, российская тенденция - создание региональных теле- и радиосетей. Красноярский край - сорок шестой регион России, в котором ФГУП "РТРС" приступит к строительству масштабных коммуникационных сетей. Не первое в этом списке Красноярье, но и не последнее. Согласно подписанному документу предполагается дальнейшее развитие в крае сети приёмопередающих ретрансляторов для программ "Енисей-Регион" (по расчётам, за три года в развитие канала будет вложено 98 млн рублей), сети УКВ-FM цифрового радиовещания для приёма "Радио России" в сельской местности со вставками краевых новостей, формирование единого информационно-коммуникационного пространства на основе региональной спутниковой сети. До 2008 года в Красноярске на Николаевской сопке будет построена новая телевизионная башня, будет создан единый центр по организации коротковолновых связей в военное и мирное время, за чертой города планируется строительство нового передающего радиоцентра. Стороны рассчитывают, что реализация проекта привлечёт дополнительные инвестиции, в том числе в развитие сотовой связи и Интернета.

- У нас возводятся культовые храмы, - заметил Геннадий Скляр. - А почему бы не построить храм технологии?

ФГУП "РТРС" занимается возведением телевышек в городах-миллионерах, например в Калининграде, и эти объекты становятся центрами отдыха и туризма. В реализации проекта будут участвовать промышленные предприятия, например НПО ПМ имени М. Ф. Решетнёва в Железногорске, которому будут заказаны два спутника. Что касается старого телецентра, то вышка, создающая напряжённую электромагнитную обстановку, будет разгружена, и тогда можно вести речь о благоустройстве данного района Николаевки.

"Экономия, надёжность, безопасность".

("Красноярский рабочий", 05.10.05, Сергей Егоров)

1 октября состоялась государственная регистрация предприятий, выделенных в ходе реорганизации ОАО "Красноярскэнерго". Именно этому событию был посвящён брифинг, устроенный генеральным директором ОАО "Красноярскэнерго" Олегом Сальковым. Данная реорганизация, по словам Олега Ивановича, одной из задач ставила создание надёжного бесперебойного обеспечения потребителей электроэнергией. Он подчеркнул, что на рядовых потребителях реорганизация в ценовом плане никак не отразится, тарифы этого года останутся неизменными.

Красноярский край успешно прошёл один из ключевых этапов реформирования электроэнергетики - реорганизацию ОАО "Красноярскэнерго". В основу реструктуризации легло выделение компаний по видам осуществляемой ими деятельности - генерация теплоэлектроэнергии, её транспортировка и сбыт. Теперь в электроэнергетической отрасли Красноярского края функционируют четыре самостоятельные компании - ОАО "Красноярскэнерго", ОАО "Красноярская генерация", ОАО "Красноярскэнергосбыт", ОАО "Красноярские магистральные сети". В отдельное акционерное общество выделено ОАО "Тываэнерго-Холдинг", активом которого являются акции ОАО "Тываэнерго". Генеральным директором всех акционерных обществ был избран Олег Сальков.

Беспрецедентным проектом назвал Олег Иванович реорганизацию "Красноярскэнерго", которая проходит в рамках общего реформирования отрасли, проводимого РАО "ЕЭС России". Столь масштабной реформы ещё не случалось в современной России. Основные цели реформы - демонополизация отрасли, формирование на территории края субъектов будущего конкурентного рынка электроэнергии, повышение инвестиционной привлекательности предприятий электроэнергетики. В этом и заключается смысл реформирования - создание нескольких конкурирующих предприятий, привлечение средств новых инвесторов, обеспечение притока денег в отрасль. Это позволит провести обновление оборудования, ремонт теплосетей и в конечном счёте обеспечить надёжное и бесперебойное снабжение потребителей теплом и энергией.

Необходимым условием достижения этой цели является отделение потенциально конкурентных видов деятельности (генерация и сбыт) от естественномонопольных (транспортировка и распределение). Количество перепродавцов электроэнергии в процессе реформирования увеличится, конкурентные условия будут стимулировать их к повышению эффективности, оптимизации затрат на производство, передачу и распределение энергии, к снижению закупочных цен на неё. Преимущества получат те компании, чьи цены окажутся ниже. Таким образом, утверждает Олег Сальков, реформа позволит стабилизировать цены на электроэнергию для потребителей и снизить рост тарифов.

"Другие дороги ванкорской нефти".

("Красноярский рабочий", 05.10.05)

Президент ОАО "Роснефть" Сергей Богданчиков в рамках рабочего визита в Сахалинскую область затронул вопрос транспортировки нефти с Ванкорского месторождения.

По его словам, "Роснефть" склоняется к принятию решения о строительстве нефтепровода, соединяющего Ванкорскую группу месторождений в Красноярском крае с системой магистральных трубопроводов "Транснефти". Компания рассматривает следующий маршрут строительства: Ванкор - Кынское месторождение - Пурпе, где начинается одна из ниток "Транснефти". Его протяжённость составит 350 километров, мощность - до 18 миллионов тонн нефти в год. Именно такой объём сырья будет добываться на Ванкоре через 4-5 лет после начала эксплуатации. Первоначальный вариант Ванкор - Диксон, похоже, так и останется только проектом. Губернатор края Александр Хлопонин отметил: "Важно, чтобы нефтепровод начал строиться как можно быстрее. При варианте прохождения нефтепровода через систему "Транснефти" мы теряем несколько десятков рабочих мест, но приобретаем динамику и темп развития нефтегазовой отрасли края".

"Небесную империю делят по-братски".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 05.10.05, Алексей Зайцев)

Новое детище братьев Абрамовичей - авиационный альянс "AiRUnion" - активно развивается по двум направлениям: в сторону укрупнения и "в сторону от государства". При этом заботы о качественном обслуживании пассажиров вообще остаются где-то за бортом. Между тем, региональная и федеральная власти отнюдь не придерживаются позиций независимых наблюдателей. Напротив - способствуют усилению монополиста.

В СТОРОНУ УКРУПНЕНИЯ

Расширение альянса, похоже, -одна из главных задач Абрамовичей. Такие устремления вполне понятны: денег много не бывает, а дополнительный доход в результате монополизации существенной части рынка братьям обеспечен. До недавнего времени альянс объединял пять авиакомпаний: "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самару" и "Сибавиатранс". Но, судя по всему, на достигнутом Абрамовичи останавливаться не намерены.

В начале сентября подписано соглашение о вступлении в "AiRUnion" авиакомпании "Башкирские авиалинии". Ее финансовое положение оставляет желать лучшего: руководители аэропорта "Уфа" даже обращались в арбитражный суд, чтобы взыскать долги с авиаперевозчика. Однако братья-авиаторы не впервые "подбирают" предприятия, пребывающие на грани банкротства (в аналогичном положении находились "Домодедовские авиалинии"). Более того, представитель Минтранса Башкирии ранее заявлял о том, что руководство республики заинтересовано в банкротстве "Башкирских авиалиний", дабы создать на их базе новую авиакомпанию - на паритетных началах "с одним из крупных авиаперевозчиков".

Красноярские авиаторы не оставили надежду включить в свою "империю" и венгерскую компанию "Malev". Как известно, первая попытка купить венгерское предприятие не увенчалась успехом - результаты тендера были отменены. Однако - занятный факт: интересы Абрамовичей на международном уровне принялись лоббировать чиновники федерального правительства. Во время недавнего визита в Венгрию министр информационных технологий и связи Леонид Рейман жестко раскритиковал действия венгерских властей в отношении российского бизнеса, после чего получил обещание, что в ноябре приватизация "Malev" будет возобновлена и "Красноярские авиалинии" вновь примут участие в тендере.

"Империя Абрамовичей" раздвигает свои границы и на востоке. Планируется, что к концу года к "AiRUnion'' присоединятся "Сахалинские авиамаршруты". По информации "МК", переговорами о вступлении авиакомпании в альянс сейчас занят коммерческий директор "AiRUnion" Владимир Демидов.

В СТОРОНУ ОТ ПАССАЖИРОВ

Официальное обоснование необходимости альянса хорошо известно. Появляется, дескать, возможность согласовывать расписания полетов судов-членов "AiRUnion", организовывать удобные стыковки рейсов и т.д. Словом, все для блага пассажиров! Но практика показывает, что интересы клиентов остаются на заднем плане. С "высоким" сервисом регулярно сталкиваются как рядовые пассажиры, так и VIP-персоны. Пару месяцев назад проблемы при пользовании услугами "КрасЭйр" возникли у заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея Цыганова. А на днях столкнулся с очередным безобразием депутат Госдумы Валерий Зубов.

- То, что сейчас мы иногда летаем через Кемерово - это понятные издержки, так как идет ремонт взлетной полосы в аэропорту "Емельянове", - рассказывает Валерий Михайлович. - Но когда мы прилетели из Москвы в Кемерово, выяснилось, что для полета в Красноярск дали самолет, в котором на 12 мест меньше, чем необходимо.

12 человек остались в Кемерове. Мне было очень неприятно, хотя я и не попал в это число. Я представляю, сколько планов разрушено. А самое главное - никто не вышел к людям, не извинился, отмахнулись, и все. Также пришлось однажды из Испании лететь самолетом "КрасЭйр", и я видел возмущение пассажиров тем, как их обслуживали... Безусловно, сюда должны летать разные авиакомпании.

Эти бы слова да богу в уши. Но, видимо, Абрамовичи и люди, летающие самолетами "КрасЭйр", молятся разным богам. К сожалению, конкуренция в красноярском небе остается пока очевидной, но далекой от реальности необходимостью. За последние полгода авиакомпания "Сибирь" дважды пыталась организовать полеты по маршруту Москва - Красноярск и даже начинала продавать билеты, но оба раза новосибирцам не позволили разрушить монополию Абрамовичей. Федеральное агентство воздушного транспорта сначала рекомендовало выдать конкурирующей компании слоты, однако затем изменило свое решение. А губернатор Александр Хлопонин и вовсе заявил, что "Сибирь" "умышленно демпингует и сбивает цены". Чиновникам легко быть патриотами - они летают за бюджетный счет.

В СТОРОНУ ОТ ГОСУДАРСТВА

Ближайшие перспективы, вероятно, не сулят пассажирам ничего хорошего. "Монополия на небо" может усилиться не только за счет расширения альянса "AiRUnion", но и в результате создания на его базе единой частной авиакомпании. Эта задача Абрамовичей - ни для кого уже не секрет. По информации "МК", предварительная схема слияния членов альянса в одну компанию ограничивает долю государства в ней 32 % акций. Получается, государство лишится даже формального контроля над "КрасЭйр" и "Домодедовскими авиалиниями" (где в госсобственности находится 51 % и 50,04 % акций соответственно).

По мнению некоторых экспертов, созданию конкурентной среды может способствовать отделение аэропорта от авиакомпании. Решение об их совместном акционировании принималось еще в то время, когда губернатором был Валерий Зубов. - В тот момент, когда сохраняли аэропорт и авиакомпанию вместе, мы думали не столько о полете из Красноярска в Москву, сколько о том, сохранится ли возможность полетов в Кодинск, Богучаны, Туруханск, - вспоминает экс-глава Красноярья. - Нам надо было создать несколько тепличные условия для нашей авиакомпании, чтобы сохранить внутренние авиалинии. Сейчас эта проблема снята. Поэтому в интересах жителей края необходимо отделить аэропорт от авиакомпании.

Зубов - не первый, кто заявляет о такой необходимости. Но пока одни говорят, другие - делают. Процессом раздела аэропорта и авиакомпании сейчас занимаются сами Абрамовичи. В итоге порт должен отойти не от монополиста, а от государства. Имущество переводится в некое ООО "Эра", учрежденное теми же лицами, что и альянс "AiRUnion". Доля госсобственности в новой фирме имеется, но она так же далека от "контрольного пакета", как Абрамовичи - от забот об интересах пассажиров. В результате и аэропорт и авиакомпания могут уйти от государства к хозяевам альянса. А чем чревато появление на свет авиационного монстра, подвластного лишь Абрамовичам, думается, понятно всем.