Приватизация портовой инфраструктуры российского Дальнего Востока. Обзор
Крупные российские ФПГ всегда проявляли большой интерес к разного рода объектам портовой инфраструктуры. Покупка такого объекта дает возможность фактически самостоятельно контролировать тарифную политику на отдельные виды товаров в том или ином регионе. Не стал исключением и Дальний Восток - один из наиболее крупных регионов России по количеству портов. Только крупных транспортных предприятий здесь около 10. В их числе такие гиганты как Находкинский морской торговый порт, Владивостокский морской торговый порт и т.д.
Соответственно, при первой же возможности крупные российские корпорации вступили в борьбу за возможность приобретения этих портов.
Уже в мае 2001 г. группа МДМ стала владельцем 49,2% акций морского торгового порта Посьет, выкупив долю у Находкинского порта и мелких акционеров. Еще 29,6% акций до этого уже принадлежало компаниям "Лабрис" и "Ферротранс", портовым экспедиторам входящих в МДМ "Кузнецких ферросплавов". 10 июля на внеочередном собрании акционеров представители МДМ заняли пять из семи мест в совете директоров порта. Его гендиректором тогда же был избран руководитель "Лабриса" Роман Забелин, представляющий интересы МДМ. Сделка состоялась после того, как группа МДМ завершила предварительный анализ состояния угольных месторождений в Приморском крае и выразила намерение купить наиболее рентабельные из них. Легко объясним и интерес "Кузнецких ферросплавов" к Посьету - именно через этот порт идет основной поток кузнецкого ферросилиция в Азиатско-Тихоокеанском региона.
Достаточно активно действовала и "Северсталь". Почти весь 2001 г. "Северестальтранс" (ССТ - дочерняя компания "Северстали") скупал акции Восточного порта. В мае ССТ приобрела 35% акций "Восточного", находившихся в номинальном держании у ЗАО "Банк Кредит Свисс Ферст Бостон АО". Затем пришел черед акций трудового коллектива и менеджеров порта. В том числе около 2% акций было выкуплено у генерального директора Леонида Бочкова. Скупка порта была оформлена к лету 2001 года с отлагательным условием до получения разрешения Министерства по антимонопольной политике. В конце октября ССТ получила разрешение МАПа на консолидацию 60% акций порта "Восточного". Собрание акционеров ОАО "Восточный порт" было назначено на 21 января 2002 года. Тогда же было официально объявлено о новом владельце контрольного пакета акций. Вскоре после этого, в начале февраля 2002 г. в порту был открыт самый крупный в СНГ комплекс по перевалке минеральных удобрений. "Северстальтранс" планирует осуществить еще несколько крупных капиталоемких проектов. В порту должен заработать терминал по перевалке метанола - Восточный нефтехимический терминал. В течение этого года также будет построен комплекс по перевалке сжиженного газа. Общий объем инвестиций для реализации этих и других проектов составит в общей сложности от 100 млн до 150 млн долларов, из которых 20 млн долларов будет использовано уже в этом году.
Кроме того, ССТ также собиралось приобрести акции Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) и Находкинского. Однако планы ССТ изменило убийство гендиректора Восточного порта Леонида Бочкова. Отношение к компании в регионе резко ухудшилось.
Cобственным портом в Приморье обзавелся "Евразхолдинг" (контролирует (три крупнейших российских сталелитейных комбината - Нижнетагильский, Кузнецкий и Западно-Сибирский), скупивший около 60% акций ОАО "Находкинский морской торговый порт" (НМТП). Сумма сделки примерно 10 млн. долл., продавец - менеджмент НМТП во главе с гендиректором Гелием Мясниковым (по данным газеты "Московские новости"). Столь невысокая стоимость вызвана, скорее всего, именно изменением планов "Северстальтранс`а". Другая точка зрения состоит в том, что столь низкая цена была установлена в обмен на сохранение ключевых постов за нынешними менеджерами порта: нынешний гендиректор порта Гелий Мясников вполне устраивает "Евразхолдинг" и смену руководства новые собственники не планируют. Интересно, что первоначально "Евразхолдинг" рассчитывал приобрести 24,5%-ный пакет, сформированный инвестиционной компанией "Тайгер Секьюритиз" из акций иностранных и примкнувших к ним мелких акционеров НМТП, недовольных политикой, проводимой менеджментом порта.
Смена собственника стала возможна после того, как порту разрешили увеличить уставный капитал. 10 декабря 2001 года Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разрешила порту зарегистрировать эмиссию обыкновенных именных акций общей суммой 28,404 млн рублей, что позволило "размыть" блокирующий пакет. Для "Евразхолдинга" приобретение порта мотивировалось требованиями обезопасить собственное производство.
В феврале 2002 года впервые появилась информация о том, что Владивостокский порт может быть куплен Магнитогорским металлургическим комбинатом или "Евразхолдингом". "Северстальтранс" осталась в стороне от этой борьбы. Первоначально именно "Евразхолдинг" всерьез рассматривался в качестве одного из главных претендентов на Владивостокский морской торговый порт, но дальше переговоров с иностранными акционерами, интересы которых в ВМТП представляет инвестиционная компания "Тайгер Секьюритиз", дело так и не пошло. По некоторым данным, "Евразхолдинг" не смог предоставить финансового обеспечения сделки.
И уже в апреле 2002 Магнитогорский металлургический комбинат купил почти 26% акций Владивостокского порта у иностранных акционеров. Официально имя новых акционеров ОАО "Владивостокский морской торговый порт" было озвучено на годовом собрании акционеров 24 апреля.
Кроме того, в феврале 2002 состоялась еще одна крупная покупка. Инвесткомпания "Альянс Капитал" ("Приморнефтепродукт", Группа Альянс) приобрела 20% акций Находкинского нефтеналивного порта (остальные 80% распределены небольшими пакетами между более чем 70% акционеров). Продавцами акций выступили топ-менеджеры предприятия. Группа "Альянс" была не единственным претендентом на нефтеналивной порт. На это предприятие долго заглядывалась "Роснефть", осуществляющая свои операции в Приморье через дочернюю фирму "Находканефтепродукт". Причем именно "Роснефть" считалась наиболее вероятным покупателем, поскольку "Находканефтепродукт" и Находкинский нефтеналивной порт - предприятия одного технологического цикла. Сделка между группой "Альянс" и менеджерами нефтепорта, как считали в Находке, вряд ли могла бы состояться без молчаливого согласия приморского губернатора С.Дарькина, при котором владельцев сменили уже несколько крупнейших предприятий региона. Тем более что группа "Альянс" в прошлом году заключила с краевой администрацией весьма выгодное соглашение о сотрудничестве в области снабжения Приморья нефтепродуктами, обойдя не только "Роснефть", но и ЮКОС. В результате "Приморнефтепродукт" взял под контроль треть местного топливного рынка, а весьма льготные для краевой власти условия договора предопределили дальнейшую экспансию "Альянса" в Приморье.
Готовится к продаже и Ванинский морской торговый порт. Какой пакет акций будет выставлен на торги (сегодня государству принадлежит 55%), решится осенью, но, по предварительным данным, инвестор сможет претендовать не более чем на 35%. Наиболее вероятный претендент - холдинг "Русский алюминий". Кроме того, активно работает с акциями этого порта и "Северстальтранс".
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Над Красным морем истребитель США был ошибочно сбит американским крейсером
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Спасённые на Камчатке экипаж и пассажир Ан-2 рассказали об авиаинциденте