"Шойгу в Красноярске".

("Красноярский рабочий", 29.03.05)

Вчера в Красноярск с рабочим визитом прибыл министр МЧС России Сергей Шойгу.

Вместе с губернатором он уже встретился с участниками проектов "Одарённые дети" и "Будущее выбираем мы", затем беседовал со студентами и преподавателями Красноярской государственной архитектурно-строительной академии и педагогического университета. Сегодня Сергей Шойгу проведёт в учебно-тренировочном центре под Железногорском заседание коллегии МЧС России по вопросам обеспечения пожарной безопасности населения.

"Особый статус".

("Красноярский рабочий", 29.03.05)

В Дудинке прошли встречи заместителя председателя Законодательного Собрания Анатолия Ромашова и группы краевых парламентариев с губернатором Таймыра Олегом Бударгиным и депутатами Думы автономного округа.

Обсуждался проект меморандума "Об основных положениях реализации особого статуса Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в составе нового субъекта Российской Федерации". Речь, в частности, шла о делегировании госполномочий края местным органам власти, об особых условиях социально-экономического развития северных территорий, о сохранении бюджетной обеспеченности Таймыра и Эвенкии не ниже уровня 2005 года, о защите прав коренных малочисленных народов Севера. В начале апреля проект меморандума будет рассмотрен на заседании совета законодателей Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов.

"О думах непраздных".

("Комок", 29.03.05, Юрий Негода)

Ловушка линейного расширения.

Мы имеем уникальный шанс предложить всей стране свое представление о справедливости. Грех не воспользоваться.

Когда Пермская область объединялась с Коми-Пермяцким автономным округом, даже в Москве это еще не воспринималось как начало длительного процесса с неизвестным результатом. Мол, попробуем, как это - укрупнять регионы. Если жители не будут возражать, опыт распространим. Вторым на очереди оказался Красноярский край, с его сложноподчиненными равно-составными автономными округами, по человеческой численности - ничтожными, по территории и запасам - огромными. Если же все получится и с Красноярским краем, тогда процесс будет поставлен на поток, и через несколько лет карта страны изменится кардинальным образом - вместо 89 субъектов будет двадцать-тридцать, и настроения внутри этих субъектов будут уже совсем другими. Интересно, Москва сама-то понимает, что затеяла?

Укрупняй и властвуй?

Представим себе на минуточку, какие амбиции могут быть у элит новых регионов. На сегодняшний день Москва диктует свою волю остальной России не потому, что там президент сидит, а потому, что там все деньги. Любой другой регион по сравнению с Москвой имеет копейки и живет на копейки, а богатый бедного не разумеет. И никто не удивляется визитам мэра Москвы Лужкова то в Крым, то на Алтай, все понимают - едет человек серьезный. При деньгах. Хотя по статусу равный нашему Петру Ивановичу. Представьте, Петр Иванович вдруг стал бы делать какие-то грозные заявления в адрес Украины. Или о мировом терроризме рассуждать. Достаточно нелепая картина. А очень скоро так может и не показаться.

Давайте рассуждать логически. Сегодня Красноярский край по инвестиционной привлекательности - седьмой из субъектов Федерации, и 57-й - по возможным рискам. А после объединения, когда он всю страну аккуратно раздвоит на запад и восток? Мультимодальный транспортный узел, который будет создан уже в ближайшем будущем на базе аэропорта "Емельяново", - это не маниловский мост, это реально необходимая перевалочная база. И не в российском только масштабе. Компания "Волга-Днепр", которая фактически стала инициатором создания хаба, - это игрок мирового класса, занимающий одно из первых мест на рынке мировых воздушных грузоперевозок. И это только воздушный мост. А что говорить о других коммуникациях? Это же не только автомобильные трассы федерального значения. Это, между прочим, и нефтепроводы. И газопроводы. И речные, и морские пути. И край в его обновленном варианте - не обойти. Никак. Так что смотаться в Крым московский мэр еще сможет беспрепятственно, а вот на Дальний Восток только через нас... Да и мэр-то тут ни при чем, для примера взят.

Логика центральной власти в деле укрупнения регионов, если исходить из соображений узкой выгоды, самоубийственная. Вспомните народные сказки про прутья из веника. Слабые и мелкие регионы легко ломать через колено. Попробуй, сломай регион, который определяет правила игры и маршруты путешествий. Замаешься. Но в деле объединения власть, что для нее весьма нетипично, не думает об узкой выгоде. Похоже, расчет тут на перспективу.

Закон по совести

Кстати, о переломах. Когда объединяли Пермский край, юристы шли в обозе. Внезапно возникшие правовые коллизии расхлебывают до сих пор. Одна из них - это необходимость ИЗБРАНИЯ губернатора нового субъекта Федерации, как то записано в Законе об объединении. Так уж случилось, что одни бумаги пришли в кремлевскую канцелярию раньше других. Много непонятного и с новым парламентом - должен ли он быть двухпалатным или двусоставным, один в области и один в округе? Причем там за решение этих чисто юридических проблем никто всерьез еще и не брался. Такое ощущение, что надеялись на то, что все как-нибудь само собой уладится.

Нам в этом смысле повезло несколько больше. Исторически сложилось, что юристы имеют большое влияние в Красноярском крае, в частности - в Законодательном Собрании. Для них грядущее объединение - бесценный профессиональный опыт, поскольку именно они должны будут - ПО ФАКТУ - писать новый Федеральный конституционный закон, рассчитанный не на один конкретный случай распаковывания субъектной "матрешки", а на весь процесс, который, как мы уже сказали, будет долгим.

Одна из очевидных проблем, оставленных нам пермяками, - новые принципы представительства регионов в Совете Федерации. Учитывая, что процессы слияния по всей стране займут достаточно много лет, так как в одночасье это не решается, получаем явную диспропорцию между новыми регионами - сильными, крупными, самодостаточными - и какой-нибудь депрессивной областью из зоны рискованного земледелия, где 95 процентов доходной части бюджета - это федеральные трансферты. Как в такой ситуации поступят законодатели? Оставить порядок формирования Совета Федерации в прежнем виде - означает отдать власть в верхней палате парламента голытьбе. В ущерб людям серьезным. Понятно, что никто с этим не согласится. Ввести пропорциональное представительство от регионов - это ближе к истине, но из чего будет рассчитываться пропорция? Из численности населения региона? Из его вклада в ВВП? И, если сегодня в Совет Федерации делегируют по одному человеку исполнительная и законодательная власти региона, то как будет при новом порядке? Возможно, Москве придется пойти на то, чтобы разрешить населению прямые выборы в Совет Федерации - это самый простой путь.

А как быть с национальными республиками? Смешно, но будущее Татарстана и Калмыкии может решиться 17 апреля в Красноярске, если главы трех регионов и парламентов примут решение, что в обновленной федерации все субъекты должны обладать равным статусом, то национальных республик, со всеми их привычными преференциями от Москвы, может и не стать. Это и многое другое еще предстоит решать, и это может и должно стать предметом торга между нашими юристами и Москвой.

Мы имеем уникальный шанс предложить всей стране свое представление о справедливости. Грех не воспользоваться.

Тем более что никто от объединения Красноярского края не пострадает, а выгоду получат все - та же Иркутская область, которая взяла было объединяться с Усть-Ордынским бурятским автономным округом, да что-то там не заладилось, и Читинская, у которой те же проблемы с Агинским округом, и Камчатка с замерзающей Корякией. Мы выступаем пионерами на пути укрупнения регионов, и наш успех станет успехом всей страны.

"Протест".

("Красноярский рабочий", 29.03.05)

Группа работников Енисейского ЦБК заявила протест против действий правоохранительных органов 23 марта.

Напомним, что в тот день группа вооружённых людей в масках и камуфляжной форме ворвалась в здание заводоуправления комбината и начала проводить обыск в служебных кабинетах. В своём обращении, адресованном президенту России, председателю Госдумы, руководителям края и правоохранительных органов, рабочие пишут: "Мы не знаем, как объяснить силовую акцию на комбинате... В нашем крае уже есть показательные примеры нескольких предприятий (биохимический завод, химкомбинат "Енисей", завод автоприцепов, завод "Красноярские волокна"), когда в результате передела собственности производство останавливалось, многомиллионные долги не выплачивались, а работники до сих пор не получили свои честно заработанные деньги. Неужели эта участь может постигнуть и нас, когда только-только поселилась надежда, что комбинат наконец-то поднимается с колен?".