Власть и оппозиция накануне парламентских выборов. Азербайджан спешно решает проблему политзаключенных. Коррупция. Обязательства перед Советом Европы. Министерство нацбезопасности рапортует о ликвидации ячейки "Аль-Каиды". Проблема Карабаха. Блеск и нищета азербайджанской экономики. Финансы.

Власть и оппозиция накануне парламентских выборов

Посол США в Азербайджане Рино Харниш, отвечая на вопрос о предвыборной ситуации в Азербайджане, сказал, что предстоящие в ноябре парламентские выборы будут иметь "важное значение" в истории Азербайджана. От этих выборов будет зависеть будущее страны. Американская сторона довела до руководства Азербайджана свою готовность оказать помощь для обеспечения справедливости выборов и реализовать конкретные программы в этой области. (ATV)

18 марта три ведущие оппозиционные партии Азербайджана - "Мусават", Народного фронта (ПHФА) и Демократическая (ДПА) - объявили о совместном участии на предстоящих в ноябре 2005 г. парламентских выборах, передает ИА "Туpан". Созданный ими предвыборный блок намерен выступить на выборах с единым списком кандидатов. Помимо кандидатов указанных партий, в этот список предполагается включить также представителей других политических сил, неправительственных организаций, СМИ и авторитетных лиц из числа беспартийных.

Как отметил генсек ДПА Акиф Шахбазов, основатели блока, учитывая горький опыт фальсификации всех предыдущих выборов в Азербайджане, решили консолидировать усилия с целью обеспечения демократичности выборов.

Как заявил глава ПHФА Али Керимли, блок создан с целью спасения народа "от коррумпированного и преступного режима". Hовосозданный блок будет не только добиваться проведения демократических выборов, но и собирается стать альтернативой нынешней власти.

Лидер "Мусават" Иса Гамбар, отвечая на вопрос о возможности бархатной революции в Азербайджане, сказал, что революция не является самоцелью, главное - добиться победы демократии. По словам Гамбара, демократические процессы в Азербайджане необратимы. Hа его взгляд, 2005 год станет началом демократических перемен в Азербайджане. "Сможем ли мы завершить этот процесс в 2005 году, или это дело будет оставлено на следующий год, будет зависеть от нас, активности граждан, искренности союзников, позиции международного сообщества", - сказал Гамбар. Гамбар опроверг приписываемые ему слова о том, что возможная революция в Азербайджане будет фиалковой. Для того, чтобы положить конец дискуссиям о цветах революций на постсоветском пространстве, Гамбар предложил отдать предпочтение оранжевому, принимаемому всеми как символ демократии.

Касаясь идеи объединения оппозиции, газета "Зеpкало" отмечает: "Сама по себе идея объединения не может не радовать. Но горький опыт предыдущих лет показал, что в ответственный для страны момент "монолитный" блок оппозиции разваливался, как карточный домик. Честно говоря, очень не хотелось бы, чтобы оппозиционная "тройка" оказалась в роли лебедя, рака да щуки из басни Крылова. И видеть, как в ноябре кто-то станет лебедем, кто-то - щукой, а кто-то, пардон, раком, было бы зрелищем не для слабонервных..."

Газета "Азадлыг" опубликовала статью под заголовком "Ильхам Алиев - враг прессы". В этой статье отмечено, что бывший глава агентства "Ассошиэйтед пресс" Лоу Боккард, говоря о тенденции удушения свободы слова в мире, упомянул и Азербайджан. Он особо отметил факт убийства главного редактора журнала "Монитор" Эльмара Гусейнова.

"Зеpкало" пишет о нынешнем состоянии оппозиции: "Гейдар Алиев создал систему государственного управления, в которой все замыкалось на нем и управлять которой мог лишь он. И неудивительно, что старое чиновничество начало противиться естественным изменениям, которые просто необратимо надвигаются на них, а если хотите, нависли над ними, как дамоклов меч.

После президентских выборов в Азербайджане сложилась качественно новая, а если быть более точным, "бескачественная" внутриполитическая ситуация. "Бескачественность" внутриполитической ситуации заключается в том, что, несмотря на существование де-факто полутора сотен формальных и неформальных партий разной идеологической направленности, было очень трудно определить, есть ли в стране оппозиция нынешней власти, а если есть, то где она.

Претендентов на эту роль предостаточно. Это и левые, в основном пророссийски настроенные силы, и исламисты различного толка. Однако претендовать на эту роль - одно, а реально выполнять в политической системе такую важную, необходимую функцию - совсем другое. Одним словом, "свято место" пока что "пусто".

Попытаемся разобраться в негативных последствиях отсутствия в стране системной оппозиции. Первое, системная оппозиция является чем-то вроде амортизационной подушки между оппозицией и властью. Как правило, протестная часть электората связывает реализацию своих надежд с дееспособной системной оппозицией. По сути, в любом государстве поведение, устремления протестной части электората контролируется посредством системной оппозиции. Подобное положение дел, даже в худшем варианте, например, при жестком внутриполитическом противостоянии, позволяет спрогнозировать развитие событий и хотя бы знать о том, кто с кем и о чем говорит.

Второе, как следствие вышеизложенного, то есть "разгрома" системной оппозиции, сегодня в Азербайджане протестный электорат, по сути, остался "бесхозным". А в этом кроется очень большая угроза. Дело в том, что при таком положении протестной части электората не с кем связывать реализацию своих планов, удовлетворение своих потребностей в рамках существующей политической ситуации. Утверждение о том, что власть может полностью удовлетворить потребности всего спектра народных масс, не выдерживает никакой критики.

Протестный электорат всегда должен иметь надежду на легитимную смену власти посредством тех или иных политических институтов и партий. Сегодня у нас в Азербайджане политические институты, позволяющие смену власти легитимным образом, как бы существуют. Однако нет политических партий, на которые может ориентироваться протестный электорат для реализации этой своей потребности.

При этом надо учесть, что протестный электорат не может долгое время находиться в "бесхозном" состоянии. Рано или поздно какая-либо политическая сила должна "овладеть" им. Конечно, если за короткое время возникает новая системная оппозиция, даже в лице левых, или же старая восстанавливает в обществе свои позиции, то это лучше всего. Тогда все возвращается, как говорится, "на круги своя". Однако при отсутствии в течение долгого времени системной оппозиции протестным электоратом рано или поздно должны "овладеть" политические или иные внесистемные силы, ведущие борьбу за власть, писал автор этих строк сразу после президентских выборов.

Это самое нежелательное, что сегодня может произойти. Ведь спрогнозировать поведение внесистемной оппозиции и подконтрольного ей протестного электората практически невозможно. С одной стороны, эти силы чаще всего действуют нелегально, а с другой - потерявший надежду на реализацию своих потребностей в рамках существующей системы протестный электорат способен воспринять самые крайние формы борьбы за власть как единственно возможные и справедливые.

Власти сами должны быть заинтересованы в ускорении процесса становления системной оппозиции, которая исчезла с политической арены..."

Политолог Хикмет Гаджизаде, комментируя заявление посла США в Азербайджане Рино Харниша о том, что будущее страны зависит от предстоящих парламентских выборов, отметил, что такие заявления звучали и ранее, однако все равно власти делали, что хотели. По его мнению, США должны выступить с конкретной позицией и потребовать вхождения в состав нового парламента известных оппозиционеров. ("Ени Мусават")

Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью итальянскому телеканалу "RAI news-24" сказал, что не верит в то, что Иран разрабатывает ядерное оружие, отметив, что для подобных утверждений необходимы веские доказательства. Газета "Ени Мусават", комментируя данное интервью, приходит к выводу, что заявление об отсутствии у Ирана ядерного оружия означает открытое противостояние с США.

Азербайджан спешно решает проблему политзаключенных

Находившийся в Баку докладчик ПАСЕ по политзаключенным Малкольм Брюс 16 марта заявил, Совет Европы (СЕ) не будет более терпеть затягивание решения проблемы политических заключенных. По словам Бpюса, за последние 6 месяцев какого-либо продвижения в вопросе политзаключенных нет и это очень беспокоит Совет Европы. Комитет ПАСЕ по правам человека и законодательству считает это неудовлетворительным. Брюс напомнил, что на январском заседании Комитета по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ было отмечено, что если этот вопрос в ближайшее время не будет решен, то отношения между СЕ и Азербайджаном будут пересмотрены. "Судьба этих отношений будет зависеть от итогов моего визита в Баку и тех шагов, которые предпримет руководство Азербайджана", - сказал Брюс. По его словам, СЕ не пойдет на то, чтобы были продлены сроки, отведенные для освобождения политзаключенных. "Эти сроки уже были продлены на шесть месяцев, и об этом однозначно было заявлено руководству Азербайджана", - подчеркнул Брюс. ("Эхо")

В то же время, как передает ИА "Туpан", Бpюс сказал, что часть политзаключенных из списка СЕ уже освобождена, и было бы неправильно говорить, что никаких шагов в этом вопросе предпринято не было. "Однако беспокоит появление новых политзаключенных, и об этом беспокойстве заявлено руководству страны", - сказал Брюс. "Если Азербайджан хочет провести свободные и справедливые выборы, то было бы правильным освободить лидеров оппозиции", - сказал докладчик. "Я обсудил этот вопрос с президентом Ильхамом Алиев и напомнил, что международные наблюдатели подтвердили необъективность и предвзятость судов по делу "узников октября". Президент не принял эту позицию. Однако он согласился, что оставление за решеткой части оппозиционных лидеров в период парламентских выборов было бы нежелательным, и вопрос должен быть решен", - сказал Брюс. Докладчик ПАСЕ отметил также, что право граждан на собрания не должно нарушаться. "Если это право нарушается, то могут чиниться препятствия и для политической деятельности", - отметил Брюс.

20 марта своим указом президент Азербайджана Ильхам Алиев помиловал 124 заключенных. Среди них - 50 политзаключенных, имена которых фигурируют в списках Совета Европы. Отпущены на свободу все до последнего "октябpята" - лица, арестованные после массовых беспорядков в Баку в связи с президентскими выборами в октябре 2003 года. Среди них - бывший премьер-министр Панах Гусейнов, генсек Демократической партии Саpдаp Джалаоглу, активисты партии "Мусават" Аpиф Гаджилы и Ибpагим Ибpагимли, главный редактор оппозиционной газеты "Ени Мусават" Рауф Аpифоглу, бывший парламентарий Игбал Агазаде и председатель Общества ветеранов Карабаха Этимад Асадов.

Также отпущен на свободу бывший министр обороны Рагим Газимов, на освобождении которого настаивал Совет Европы. Он был арестован летом 1993 года, но в октябре совершил побег из изолятора министерства национальной безопасности (МHБ) и до 1997 года скрывался в России, а потом был задержан и экстpадиpован в Баку. Он был приговорен к смертной казни, а после отмены высшей меры наказания - к пожизненному заключению. Был одним из основателей Народного фронта Азербайджана в 1989 году.

Также среди освобожденных - один из самых старых политзаключенных Фазиль Мухтаpов, который отсидел более 10 лет.

Коррупция

Комментируя ситуацию в области борьбы с коррупцией в Азербайджане, посол США в АР Рино Харниш констатировал, что, по данным международных организаций, показатели Азербайджана "очень плохие". Это большая проблема для Азербайджана, которая имеет и практические последствия. Так, одной из причин невключения Азербайджана в программу американской помощи "Вызовы тысячелетия" является отсутствие прозрачности в экономике, сказал посол. Вместе с тем Харниш заявил о готовности США оказать помощь в борьбе с коррупцией. Однако для этого представители правительства Азербайджана должны выдвинуть практические идеи по устранению коррупции в стране, пишет "525-я газета".

Согласно ежегодному отчету международной организации "Transрarency International", Азербайджан занимает 140 место (среди 146 стран) по уровню коррумпированности. Этот показатель свидетельствует о том, что в стране не произошло принципиальных позитивных изменений в сфере борьбы с коррупцией, и страна вновь оказалась среди самых коррумпированных государств мира. В отчете отмечено, что в 2004 году парламент страны принял новый закон о борьбе с коррупцией, который определяет ответственность госчиновников за коррупцию и субъекты коррупции. Несмотря на поддержку общественностью этого закона, данный документ не гарантирует предоставление госчиновниками данных о собственности и доходах. Многие эксперты расценивают поверхностное применение данного закона как защиту для госчиновников, занимающихся коррупцией. В апреле 2004 года была учреждена Комиссия по борьбе с коррупцией, которую возглавил глава президентской администрации Рамиз Мехтиев. Согласно отчету, в Азербайджане обвинения в коррупции использовались регионально-этническими группировками. Это особенно проявилось в период болезни главы государства Гейдара Алиева, а также до и после президентских выборов 2003 года. Кроме того, в адрес властей звучали многочисленные обвинения в монополизме, рэкете и контроле над государственным имуществом. В этой связи широко использовался скандал вокруг чешского бизнесмена Виктора Кожены, который открыто признал, что дал взятку в 83 млн. долларов госчиновникам в Азербайджане, обещавшим приватизировать Государственную нефтяную компанию страны. Кроме того, глава государства сам признавал, что в стране сохраняется контроль госчиновников над торговлей такими важными продуктами питания, как мука и хлеб. В отчете сказано также, что часто обвинения в коррупции политически мотивированы. Они организуются Рамизом Мехтиевым с целью манипуляций и оказания давления на неугодных лиц. В связи со вступлением в силу в январе 2005 года закона о борьбе с коррупцией многие наблюдатели в Азербайджане не выражают оптимизма по поводу стремления властей решать данную проблему. Сам факт того, что Комиссию по борьбе с коррупцией возглавляет глава президентской администрации, не убеждает в том, что эта структура будет честно выполнять свои функции. Hевключение в состав комиссии представителей СМИ и гражданского общества снижает доверие общества к этой структуре. Откладывание применения закона о коррупции на период после парламентских выборов свидетельствует, что власти не торопятся применять данный закон и намерены использовать его во внутриполитической борьбе. Что касается Комиссии по борьбе с коррупцией при генпрокуроре страны, то эта структура также зависит от исполнительной власти. В целом политика властей страны в области коррупции оценивается в докладе как стремление снять внутреннюю напряженность и смягчить негативный имидж страны на международной арене.

Известный азербайджанский политолог Заpдушт Ализаде, отвечая на вопрос "Зеpкала" о масштабах коррупции в Азербайджане, заявил: "Наши коррупционеры поработали на славу, очень интенсивно, и все же они не смогли перегнать Бангладеш, Гаити и другие страны, которые откинули нас с "призового" третьего аж на седьмое место. Команды коррупционеров этих стран поработали намного лучше, чем наша. Но нашим тоже надо отдать должное, они старались!" По мнению политолога, для борьбы с коррупцией в Азербайджане нет никаких реальных возможностей. "Для пресечения коррупционной деятельности необходимо пойти на ряд решительных шагов - децентрализовать управление, задействовать рыночные механизмы, обеспечить прозрачность в применении законов, чтобы граждане научились пользоваться ими для защиты своих законных прав. Без реализации этих мер страна обязательно погрязнет в болоте тотальной коррупции, что сегодня и происходит. А что касается принятой законодательной базы по борьбе с коррупцией, обеспечения независимости судей и так далее, то все это одна сплошная иллюзия. Таким образом наши власти пытаются обмануть демократический Запад, который требует реальной борьбы с коррупцией". Для ликвидации коррупции, по мнению З. Ализаде, в стране необходимы радикальные перемены. Во-первых, оппозиция должна меняться, прежде всего качественно. "Но для этого народ должен понять, что его грабят. Может быть, тогда мы станем свидетелями становления более действенной и честной оппозиции. Во-вторых, Западу надо перестать идти на поводу у своих якобы национальных, геополитических, но в то же время меркантильных интересов. Надо давить на правительство Азербайджана. А то мы, являясь членами Совета Европы, в отношении коррупции ведем себя не лучше таких стран, как Габон, Чад, Бирма, Берег Слоновой Кости", - заявил З. Ализаде.

Обязательства перед Советом Европы

В преддверии апрельской сессии ПАСЕ вопрос обязательств Азербайджана перед этой структурой вновь актуализируется. Член азербайджанской парламентской делегации в ПАСЕ и член Комиссии по помилованию Вагиф Самедоглу заявил, что Азербайджан либо должен выполнить все взятые на себя обязательства, либо выйти из состава СЕ и построить авторитарное государство. По его мнению, в президентском указе о помиловании будут имена участников событий 15-16 октября 2003 года. Если этого не случиться, то положение азербайджанской делегации будет очень сложным. Другой член делегации - Гюльтекин Гаджиева - также придерживается мнения, что Азербайджан до апреля должен выполнить взятые на себя обязательства: если в этом направлении не будут предприняты серьезные шаги, то азербайджанская делегация будет лишена права голоса. Оба депутата в числе обязательств упомянули и создание Общественного телевидения (ОТ). ("525-я газета")

15 марта парламент Азербайджана утвердил членов Совета вещания Общественного телевидения. В связи с этим "Зеpкало" пишет, что власти "хотели, как лучше, а сделали, как всегда. Наихудшие опасения скептиков по поводу того, что в Совете окажутся непрофессионалы и только сторонники властей, оправдываются". По мнению газеты, в Совет не попали многие профессионалы в области журналистики и люди с активной гражданской позицией. "Хотя в последнее время даже создавалось впечатление, что в связи с недавними событиями и предстоящими обсуждениями на сессии ПАСЕ хода выполнения Азербайджаном обязательств перед Советом Европы власти заинтересованы в ускоренном создании в избрании в его руководящий орган хотя бы относительно независимых людей. Напомним, что в своем недавнем выступлении в Милли меджлисе руководитель парламентской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов призвал своих коллег быть максимально осторожными и внимательными во время решения вопросов, связанных со средствами массовой информации, хотя бы в этом году, то есть накануне парламентских выборов. Он особо отметил, что в случае невыполнения обязательств перед СЕ, в том числе по созданию ОТ, Азербайджан ждут серьезные неприятности на предстоящей сессии ПАСЕ. А буквально на днях руководитель рабочей группы по разработке закона об Общественном телевидении Ризван Джабиев открыто заявил, что если Азербайджан не выполнит обязательство по созданию ОТ, то в отношении нашей страны со стороны ПАСЕ будут применены санкции.

Таким образом, мы в очередной раз пытаемся создать имитацию выполнения обязательств, взятых перед Советом Европы. Неужели кто-то думает, что мы еще живем "за железным занавесом" и всего этого никто не заметит.

А так выходит, что в любом случае на сессии ПАСЕ, где будет обсужден ход выполнения обязательств Азербайджаном, членам нашей парламентской делегации не удастся "отрапортовать" о создании ОТ. То есть все равно это обязательство будет считаться еще невыполненным. Зато докладчики ПАСЕ по Азербайджану уж точно проинформируют европарламентариев о "примерном" персональном составе Совета по вещанию.

Одним словом, мы в очередной раз повели себя по-страусиному. Но при этом опять же забыли, что вряд ли также по-страусиному поведут себя докладчики ПАСЕ по Азербайджану. Честно говоря, наблюдая за всем происходящим, невольно задаешься вопросом - а вообще, хотим ли мы что-то делать как лучше", пишет "Зеpкало".

Оппозиционная пресса выражает недовольство составом Совета по вещанию Общественного телевидения и заявляет, что таким образом парламент страны похоронил надежды на создание ОТ. ("Бакы хабар"). Один из кандидатов в Совет по вещанию - Зейнал Мамедли, считает, что власть создает очередное безликое ТВ. По его мнению, СЕ не согласится с созданием Общественного телевидения в таком виде. ("Ени Мусават")

Министерство нацбезопасности рапортует о ликвидации ячейки "Аль-Каиды"

В Суде по тяжким преступлениям завершено рассмотрение дела группы лиц, обвиняемых в подготовке терактов в Азербайджане. Как говорится в сообщении Центра общественных связей МНБ, шестеро граждан Азербайджана были признаны виновными в подготовке терактов, незаконном приобретении и хранении взрывчатых веществ и приговорены к лишению свободы на срок от 3 до 14 лет.

Лидером группы был Амираслан Искендеров, который в 2000-2003 годы выезжал в Афганистан, где наладил связи с террористическими группами. Он принимал участие в различных военных конфликтах и освоил навыки взрывника и изготовления отравляющих веществ. Вернувшись в Азербайджан, Искендеров стал планировать проведение терактов и с этой целью стал формировать группу сторонников, отбирая молодых людей среди представителей малочисленных народностей. В частности, группа Искендерова планировала подрывы зданий в местах работы и проживания иностранных граждан, а также государственных учреждений. Кроме того, Искендеров занимался вербовкой девушек с экстремистскими взглядами для использования их в качестве террористов-камикадзе. Члены группы Искендерова подготовили также обращение на имя правительства Азербайджана, в котором от имени организации "Аль-Каида Кавказ" выдвигался ультиматум законным властям.

В результате предпринятых мер у членов группы были обнаружены и изъяты тротиловые шашки, ручные гранаты, детонаторы, взрывчатые вещества и другие предметы. (ИА "АзеpТАдж")

Проблема Карабаха

В течение марта на армяно-азербайджанском фронте режим прекращения огня нарушался 35 раз. В результате с азербайджанской стороны было убито 9 военных и ранено 15. Публикуя эту информацию, "525-я газета" отмечает, что за время своей 13-летней посреднической миссии ОБСЕ так и ничего не добилась в разрешении карабахского конфликта.

17 марта на постоянный совет ОБСЕ был вынесен отчет, подготовленный миссией по изучению фактов незаконного заселения армянами "оккупированных территорий Азербайджана". Однако МИД Азербайджана не распространил официального сообщения по этому поводу. (ИА "АзеpТАдж")

Секретарь ОБСЕ по печати и информации Ричард Морфи заявил азербайджанскому телеканалу АТV, что по итогам обсуждения подготовленного миссией отчета постоянный совет ОБСЕ пришел к выводу, что ответственность за незаконное расселение армян на "оккупированных территориях Азербайджана" несет руководство Нагорного Карабаха (НК). "Миссия не считает, что расселение осуществляется в результате целенаправленной политики правительства Армении. По их мнению, отвечать за расселение должно в первую очередь руководство "НКР", - сказал Р. Морфи.

Заместитель министра иностранных дел Азербайджана, личный представитель президента по урегулированию карабахского конфликта Араз Азимов заявил, что заявление представителя ОБСЕ Ричарда Морфи об ответственности руководства НК за незаконное расселение армян на "оккупированной территории Азербайджана" служит политическим интересам. По словам А. Азимова, это заявление сделано по указке сопредседателей и не укладывается в логику: "Давайте посмотрим, где начинается и где кончается Нагорный Карабах, где начинается и где заканчивается Армения. Нагорный Карабах - территория Азербайджана. Однако Роберт Кочарян, возглавлявший там сепаратистов, ныне является президентом Армении, а живший там Серж Саркисян - министр обороны. Это показывает, что сепаратисты Нагорного Карабаха не действуют в отрыве от Армении. Любой их шаг прямо зависит от воли официального Еревана". ("525-я газета")

"Азербайджан высоко оценивает деятельность миссии по установлению фактов незаконного заселения армянами оккупированных территорий", - заявил 18 марта замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, комментируя доклад указанной миссии, представленный накануне на Постоянном совете ОБСЕ в Вене, пишет "Эхо". Азимов выразил признательность миссии за проделанную работу. Он указал, что армянская сторона препятствовала поездке миссии в некоторые места, объясняя это труднопроходимостью дорог и заминированием территорий. Тем не менее, миссия, по его словам, подтвердила многие факты, представленные ей азербайджанской стороной. "Факты, установленные миссией, близки к данным азербайджанской стороны", - сказал он. Так, по сведениям правительства Азербайджана, на "оккупированных" территориях расселено 20-23 тыс. человек. Миссия приводит цифру в 15-16 тыс. человек. По данным миссии, в Лачине проживают 8-12 тыс. человек, Кяльбаджаре - 1,5-2 тыс., Агдаме - 1 тыс., Зангилане - 1 тыс., Губадлы - 1,5 тыс., Физули - 10, Джебраиле - 100 человек. В некоторых местах армянская сторона приняла упредительные меры, и миссия обнаружила отремонтированные дома, где никого не оказалось.

"Азербайджан в целом достиг цели", - считает Азимов. Он напомнил, что, инициируя обсуждение данного вопроса на 59-й сессии Генассамблеи ООН, Азербайджан стремился привлечь внимание мирового сообщества к фактам заселения Арменией "оккупированных" территорий. Азимов обратил внимание на то, что доклад миссии был представлен в Постоянный совет ОБСЕ с сопроводительным письмом сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ). В этом послании содержится требование прекратить дальнейшее заселение "оккупированных" территорий. В нем также указывается: чем дольше это население будет там находится, тем больше оно будет оказывать негативное влияние на процесс мирного урегулирования. В письме сопредседателей содержится призыв к донорским организациям оказать помощь в возвращении расселенных на территории Азербайджана армян обратно в Армению.

Доклад миссии и рекомендации позволяют азербайджанской стороне обратиться в соответствующие агентства ООН с целью оказания помощи в их практической реализации. Это, по мнению Азимова, может стать темой нового проекта резолюции Генассамблеи ООН. На вопрос, будет ли Азербайджан добиваться повторного включения данной темы в повестку дня 59-й сессии Генассамблеи, Азимов сказал, что Баку будет настаивать на переходе этого вопроса в повестку дня 60-й сессии.

Согласно Азимову, ответственность Армении за заселение "оккупированных" территорий "очевидна" и в докладе есть косвенные доказательства этого.

Азербайджанская Организация освобождения Карабаха (ООК) и Комитет солдатских семей (КСС) 17 марта распространили совместное заявление в связи с интенсивным нарушением режима прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Нагорного Карабаха и участившимися случаями смерти азербайджанских военнослужащих на линии фронта. Как пишет "525-я газета", в заявлении говорится: "К сожалению, все эти события происходят перед глазами международных организаций и не вызывает у них никакой реакции. Личный представитель председателя ОБСЕ Анджей Каспршик довольствуется тем, что занимает неопределенную позицию, не хочет замечать нарушение режима прекращения огня армянами и то, что азербайджанская сторона продолжает нести потери". В заявлении подчеркивается, что Армения в очередной раз не обращает внимание на требования международных организаций и что эти действия еще раз подтверждают незаинтересованность Армении в мирном урегулировании конфликта, что Армения не хочет оставить свои агрессорские намерения и намерения расширить агрессию против Азербайджана. Находясь в твердом убеждении, что деятельность международных организаций и впредь не приведет к каким-либо результатам, ООК и КСС заявляют, что это создает условия для укрепления армянских агрессоров на азербайджанских землях и осуществления армянами еще более корыстных целей: "Против Армении-агрессора у нас не осталось другого пути, кроме силового... Мы можем освободить наши земли только силовым путем. Мы можем достичь результата, только лишь действуя по принципу "Сила против силы", "Кровь за кровь", "Смерть врагам"". Авторы заявления призывают всех граждан Азербайджана готовиться к войне.

Блеск и нищета азербайджанской экономики

18 марта премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде огласил в парламенте страны экономические показатели за прошедший 2004 год. "2004-ый год можно считать одним из самых успешных годов в последние десятилетие. Во всех сферах экономики был обеспечен большой рост", - заявил Расизаде перед парламентариями. ВВП вырос на 10,2% по сравнению с 2003 годом, а в ненефтяном секторе рост составил 13,9%. На долю частного сектора приходится 73,5% производства. Здесь рост составил более 33%. ВВП на душу населения превысил 1000 долларов. Впервые государственный бюджет был выполнен без дефицита. Доходы бюджета возросли на 24,6%. 56,4% бюджета было использовано на социальные нужды. На улучшение условий жизни беженцев было затрачено более 300 млрд. манатов, что на 13% больше, чем в 2003 году. Только за один год расходы на оборонные цели возросли более чем на 30%. Активы банков выросли на 58%. Их собственные капиталы возросли на 21%, а общие кредитные ресурсы выросли на 47%. Общая денежная масса увеличилась на 32%. А вклады населения в банках увеличились на 60%, "что свидетельствует об увеличении доверия к банковской системе", считает премьер. Валютные резервы Национального банка составляют 875 млн. долларов, что на 182 млн. долларов больше, чем на 1 января 2004 года. Общие валютные резервы с учетом запасов Нефтяного фонда составляют 1 млрд. 845 млн. долларов, то есть рост составил 22,3%. Таким образом, валютные запасы Азербайджана на 257 млн. долларов превышают его внешний долг. Это свидетельствует о росте экономической мощи Азербайджана. Расизаде отметил также динамичный рост инвестиций. В 2004 году из всех источников в экономику было направлено 5,4 млрд. долларов, рост составил 27,3%. Объем инвестиций на душу населения вырос с 490 долларов до 659 долларов. По уровню инвестиций на душу населения Азербайджан занимает первое место среди стран СНГ. В прошлом году наблюдался также динамичный рост во всех сферах производства, сообщил премьер. Так, рост промышленного производства составил 5,7%, а в ненефтяном секторе - 14,3%. В сельском хозяйстве рост составил 4,6%. Во всех других сферах - связь, транспорт, услуги и прочее - рост составил от 7% до 36%. Внешнеторговый оборот страны в прошлом году составил 7,1 млрд. долларов. Это на 39,5% больше, чем в 2003 году. Обеспечено положительное сальдо торгового баланса в 100 млн. долларов. Экспорт вырос на 1 млрд. долларов, доля ненефтяного сектора в нем выросла с 14% до 19%. Рост располагаемых денежных доходов составил 20%, став равным 28,6 триллиона манатов. Денежные доходы на душу населения выросли на 18,9%, превысив на 2,8% годовой уровень инфляции. Средняя заработная плата выросла на 26,2% и составила более 483 тысяч манатов. Пенсии и пособия выросли на 18,5%. За последние 10 лет минимальная зарплата выросла в 18 раз, составив в прошлом году 100 тысяч манатов, а с начала этого года - 125 тысяч манатов. Уровень бедности упал с 45% до 42%. Открыто было 167 тысяч рабочих мест, 85% из них приходится на долю регионов. Общая сумма кредитов составила 124 млн. долларов, большая часть из которых была направлена на развитие инфраструктуры, передает ИА "Тpенд".

Депутат от оппозиции Гуламгусейн Алибейли заявил, что не считает сбалансированной экономическую политику правительства. Промышленность частично развивается, но темпы развития сельского хозяйства и сферы обслуживания низкие. Кроме того, по мнению депутата, неправильно расходуются средства Нефтяного фонда. Так, в этот фонд поступило лишь 0,7% доходов от продажи нефти. Продолжается кризис в энергетической системе Азербайджана. Учитывая все это, правительство должно уйти в отставку, сказал депутат. ("Новое Время")

Финансы

За два месяца с начала 2005 года в экономику Азербайджана из всех источников финансирования инвестировано 3 338 млрд. манатов (1 долл. = 4870 манатов). Это на 5,2% больше, чем за аналогичный период 2004 года, сообщает ИА "Туpан". На долю иностранных инвестиций приходится 2607 млрд. манатов или 78,1%, а на долю внутренних инвестиций - 731 млрд. манатов или 21,9%. За отчетный период объем внутренних инвестиций по сравнению с соответствующим периодом 2004 года увеличился в два раза. Инвестиции в предприятия и организации негосударственного сектора составили 93,3%, а в предприятия и организации государственного сектора - 6,7% от всех вложений.

По оперативным данным министерства финансов Азербайджана, доходы госбюджета за январь-февраль 2005 года составили 1 225,4 млрд. манатов, что 6,6% ниже прогнозируемого уровня (1 312,6 млрд. манатов) и на 38,3% выше, чем за соответствующий период 2004 года. Расходы госбюджета составили 1 095,7 млрд. манатов, что на 56,3% больше по сравнению с показателем аналогичного периода 2004 года, но на 23,3% ниже прогноза (1 428,6 млрд. манатов). Профицит госбюджета составляет 129,7 млрд. манатов или около $26,6 млн., передает ИА "Тpенд".

"В 2005 году увеличения стоимости электроэнергии не будет, и этот вопрос не стоит на повестке дня. Действующие тарифы для населения за пользование электроэнергией сохранятся", - заявил 16 марта глава министерства экономического развития АР Фархад Алиев. ("Зеpкало")