ИА REGNUM уделяет исключительное внимание событиям на Кавказе, искреннее желая оперативно и достоверно освещать сложнейшие политические процессы в этом важном для России регионе. В центре внимания руководства редакции в Москве и Закавказской шеф-редакции ИА REGNUM находится и ситуация в Абхазии. В частности, главный редактор REGNUM Модест Колеров, чтобы непосредственно ознакомиться с ситуацией в странах Южного Кавказа, а также позицией руководителей признанных и непризнанных государств региона, неоднократно посещал Баку и Ереван, Сухум и Степанакерт, где имел встречи с представителями местных властей. В связи с этим Закавказская шеф-редакция обратилась к нему с просьбой прокомментировать причины и следствия напряженности в Абхазии, постараться ответить на ряд вопросов, непосредственно касающихся процесса выборов президента непризнанной республики, роли России в этом процессе, а также возможного сценария развития событий.

Чем Вы объясните ситуацию, которая сложилась в эти дни в Абхазии и чем чревато затягивание кризиса?

У кризиса в Абхазии немало субъективных, но более всего - объективные причины. Главная из них - неизбежная сложность перехода от продиктованной военными и политическими обстоятельствами политической монополии к плюрализму и конкурентной демократии. Например, Грузия так и не преодолела монополизма как главной характеристики власти любого действующего лидера страны. Монополизм присущ почти всем политическим режимам на Кавказе и полагать, что смена лидера в каждом из кавказских государств обойдется без кризиса - утопия. Любая бывшая власть, помня о том, в какие жесткие условия она сама ставила оппозицию, неизбежно будет опасаться той же судьбы. "Партии власти" здесь небезосновательно опасаются того, что - при смене режима вся машина политического монополизма обратится против них самих.

Кроме того, бросается в глаза и слабая правовая и техническая подготовленность Абхазии к проведению столь ответственных, исторических для нее выборов. Но ведь задачи правовой и технической подготовки республики к выборам - и есть первейшие правовые и технические задачи парламента и правительства, той самой "партии власти", того самого "административного ресурса", который теперь так резко критикует ход выборов.

К субъективным же факторам кризиса можно отнести то, что "партия власти" явно переоценила свои возможности прямо победить на выборах, а оппозиция недооценила необходимость заблаговременной политической, правовой и инфраструктурной подготовки к смене власти. Сейчас, не имея очевидной для всех победы и явно не имея общественного большинства, "партия власти" жестко мобилизует государственные институты и последний ресурс легитимности Ардзинба. Беда в том, что, видя дефицит общественной поддержки у Хаджимба, государственные институты дают сбой. А оппозиция, ощущая если не свое электоральное большинство, так, во всяком случае, протестное большинство, - то большинство, что НЕ пошло за Хаджимбой, - испытывает искушение "додавить" государство силой общественного мнения.

Неспособность противостоящих сил отказаться от противопоставления общества и государственных институтов, вернуть общественную активность в стабильные правовые рамки - главный фактор затягивания кризиса. А продолжающийся политический кризис имеет все шансы стать государственным кризисом Абхазии как целого, и плохо, что лидеры противостоящих сторон готовы играть этим.

Каковы Ваши прогнозы на дальнейшее развитие событий?

Хаджимба должен понять, что подчинить себе электоральное большинство, которое отказало ему в доверии - гораздо труднее, чем реализовать административный ресурс официального лидера "партии власти" на выборах. Если ему не удалось явно и очевидно победить на выборах, то ему тем более не удастся подчинить себе большинство. Однако по количеству набранных им голосов он стал и остается одним из национальных лидеров. И именно поэтому он должен перестать вести себя как вождь партии или клана, он просто обязан осознать свою общенациональную, государственную, а не партийную ответственность. И предпринять не конфликтные шаги, не меры гражданского или даже просто политического конфликта, а шаги к согласию с тем обществом, той страной, которой он хочет управлять и доверия которой он должен добиваться.

В значительной степени это относится и к Сергею Багапш, хотя его электоральный результат очевидно лучше. Он должен также признать, что именно недостаточно аккуратно использованный им "голос улицы" во многом спровоцировал на уличные действия его противника - и тем самым увеличил риск гражданского конфликта. Многое в случившемся относится и к ответственности Сергея Шамба. Я даже полагаю, что именно участие Шамба в выборах, именно его электорат, его голоса, которые без его участия распределились бы между главными кандидатами, сделали возможным настоящий кризис. Если бы Шамба не принял участия в выборах, результаты Багапша и Хаджимбы были бы более очевидными и послевыборное противостояние в обществе менее острым. Шамба также должен осознать свою ответственность за ситуацию.

Одним словом, ситуация в руках лидеров - гражданский конфликт может погубить Абхазию как де-факто независимое государство.

Каким Вам видится формула выхода из затянувшегося выборного марафона?

Сейчас, когда принято решение о повторных выборах, всем очевидно, что сама процедура и история принятия такого решения в значительной степени подрывает его легитимность. Политические противники сами подорвали легитимность государственных институтов и им трудно и самим признать, и других убедить в полной правовой чистоте решения о повторных выборах. Думаю, что со стороны Сергея Багапш согласие на повторные выборы было бы приемлемым, хотя и максимальным компромиссом. Но, в свою очередь, "партия власти" по главе с Раулем Хаджимба могла бы в качестве компромисса обеспечить полное, прозрачное, демократическое, учитывающее законные интересы оппозиции, обновление государственных институтов, которые контролируют и проводят выборы. И здесь огромна, незаменима роль парламента Абхазии во главе с Нугзаром Ашуба. Итак, формула такова: либо признать итоги состоявшихся выборов, либо провести новые выборы - но только с новым, демократическим ЦИК и Верховным Судом, ибо иное в любом случае поставит под сомнение легитимность этих новых выборов и просто лишит их смысла.

Разделяете ли Вы ту точку зрения, что неприкрытое вмешательство российских политических кругов в предвыборные события в Абхазии стало медвежьей услугой для ставленника властей Рауля Хаджимба и сыграло на руку кандидату от оппозиции Сергею Багапш? Неужели Кремль просчитался или все-таки здесь четко представляли настоящий потенциал каждого из кандидатов?

Россия имеет в Абхазии свои законные национальные интересы, в первую очередь, определяемые этнической близостью народов Абхазии народам России, массовым числом российских граждан, постоянно проживающих в Абхазии, категорической необходимостью исключить развитие новой войны на своих границах, вблизи с крайне уязвимым и важным российским Югом, недружественной политикой новых властей Грузии в отношении России.

Россия оказала максимальную политическую поддержку Раулю Хаджимба, хотя очевидно, что эта поддержка оказывалась не ему лично и не его политическим сторонникам, а всему народу Абхазии и, особенно, российским гражданам в Абхазии. Речь идет и о встрече Путина с Хаджимба, и о решении вопросов гражданства, и о пенсионном обеспечении, и о работе железной дороги, и о межрегиональном сотрудничестве Абхазии с Краснодарским краем. Имея в виду непризнанность Абхазии как независимого государства, Россия оказывает ей и её руководству во многом максимально возможную поддержку - даже ценой того, что эта поддержка постоянно находится в центре критического внимания противников России и стоит ей серьезных издержек. Как использовал Хаджимба эту поддержку? Оценил ли он её? Не поставил ли он знак равенства в отношении России между собой и Абхазией?

На эти вопросы существует много ответов - и большинство из них не в пользу Хаджимба. Боюсь, что Хаджимба злоупотребляет доверием России, а Багапш недостаточно учитывает его. Повторюсь: политика России в отношении Абхазии продиктована интересами, а не личностями. И если кто-то подумал иначе, то вряд ли Россию следует упрекать в "медвежьей услуге". Хотя в России, наверное, могли бы и с большей определенностью показать, что Россия не может становиться заложником личных амбиций даже своего союзника, клановых интересов даже дружественных политических сил. Уверен, что "разбор полетов" по Абхазии в России уже идет и еще предстоит. Багапш тоже, несомненно, сделает выводы из всего этого. От выводов абхазских политических лидеров, от их способности разрешить кризис зависит и их личная судьба, и отношение к ним в России.

Как Вы думаете, действительно ли Грузия может получить карт-бланш в случае избрания Багапш на пост президента Абхазии?

Нет.

Налажен ли контакт российских кругов с этим деятелем, который реально может возглавить Абхазию?

Конечно. С самого начала его деловой и политической карьеры.

Какой интерес представляет Абхазия для России в глобальном плане и готова ли Москва к активной защите своих интересов в этом регионе в случае грузинского вторжения?

Абхазия играет одну из ключевых ролей в российской политике на Кавказе. Можно даже сказать, что стабильность Абхазии - один из факторов выживания России на Кавказе. Поэтому возможное грузинское вторжение в Абхазию встретит разнообразное противодействие.