Интервью председателя Правительства Чувашии Наталии Партасовой ИА REGNUM.

- Наталия Юрьевна, с нового года произошли изменения в налоговом законодательстве и межбюджетных отношениях центра и регионов. Как в этой связи изменилась картина собираемости налогов в Чувашии? Оправдались ли прогнозы относительно полного возмещения выпадающих доходов?

-Вы правы, действительно с 1 января 2004 года отменен налог с продаж, зачислявшийся в региональные бюджеты. В целях компенсации выпадающих доходов федеральный центр увеличил региональную ставку налога на прибыль с 17 до 19 %, уменьшив соответствующую федеральную ставку. При формировании бюджета на 2004 год, была проведена тщательная оценка прогнозных показателей как по выпадающим, так и по планируемым доходам. И результаты I квартала, хоть и предварительные, оправдали наши прогнозы. Всего мобилизовано 789,1 млн. руб., что на 126,9 млн. руб. или 19,2% больше соответствующего периода 2003 года. При этом по всем основным налогам достигнут рост поступлений.

По налогу на прибыль бюджетное назначение обеспечено на 101,8%. В результате мер налогового администрирования недоимка по налогу снизилась и по состоянию на 01.03.2004 г. составила лишь 4,9 млн. руб.

На 42,8% увеличилось поступление налога на доходы физических лиц. Размер средней заработной платы увеличился на 28 процентов и составляет прогнозно около 4 тыс. руб. Президент Чувашской Республики Н.Федоров поставил задачу по увеличению динамики роста доходов населения, об этом шел разговор на расширенном заседании Правительства Чувашии в марте этого года.

Пока не достигнут прогнозируемый объем поступления по акцизам на пиво - бюджетное назначение обеспечено на 93,5%, не учитывая запуск в эксплуатацию новых технологий по производству элитных сортов пива на Новочебоксарском филиале ОАО "САН Интербрю" с апреля т.г.; мы ожидаем не только восполнения, но и перевыполнения доходов.

Один из существенных видов доходов республиканского бюджета - акцизы на алкогольную продукцию. Рост обеспечен только за счет изменения нормативов отчислений, а по объему производства на наших отраслевых предприятиях произошло снижение на 8,8%. Сказывается недостаточная маркетинговая стратегия, потеря рынка сбыта. Данная тема является предметом контроля со стороны Кабинета Министров Чувашской Республики.

В прошлом году в I квартале были проблемы по акцизам на ГСМ. В 2004 году изменен порядок их зачисления в бюджеты субъектов, что позволило более точно отрегулировать рынок продаж ГСМ. Республика от этого только выиграла. Хотя I квартал не является показателем, впереди еще 9 месяцев, тем не менее, можно судить о качественном планировании, которое позволяет нам выполнить свои обязательства по расходным статьям в полном объеме. Дефицит средств мы закрыли за счет заемных ресурсов, это все соответствует Закону о бюджете и нашей долговой политике.

-Минувший год ошеломил данными УМНС РФ по ЧР, когда в результате декларационной компании выяснилось, что в Чувашии гораздо больше миллионеров (тех, чей доход составил до 10 миллионов рублей), чем в Москве. Чем вы объясняете такое явление? Каковы прогнозы относительно миллионеров 2003 года?

-Возможно, это была чья-то первоапрельская шутка. Здесь явно какая-то ошибка: с Москвой Чувашии по числу богатых людей никак не сравниться, в Москве их, разумеется, больше. Думаю, у вас не вполне точная, ошибочная информация: Москва, в которой вращается значительная доля российских денег, ценных бумаг, иностранных твердых валют, перевесит по числу реальных - реальных, подчеркиваю! - миллионеров не только любой другой субъект федерации, но и все остальные регионы, вместе взятые. Сами понимаете, в Москве только мультимиллионеров в десятки, если не в сотни раз больше.

В соответствии с информацией, представленной УМНС Российской Федерации по Чувашской Республике, по состоянию на 1 января 2004 года принято от физических лиц 39,9 тыс. деклараций о доходах. Из них 34 физических лица имеют общий облагаемый доход, превышающих 1 млн. рублей, что на 9 человек больше, чем в 2001 году.

Но, поскольку мне уже не первый раз журналисты задают такой вопрос, то я не исключаю, что, возможно, официальная картина действительно выглядит так, как вы говорите. Потому что миллионеры Чувашии свои доходы не скрывают и честно указывают их в декларациях. Они у нас привыкли работать в "прозрачном" режиме. Как, кстати, и Правительство республики. Если оценивать ваш вопрос по фрейдистской методике, то ход ваших мыслей мне нравится. Значит, журналисты ждут от Чувашии уже не просто высоких темпов роста, а финансово-экономического чуда.

-В связи со складывающейся хорошей конъюнктурой - нефтяной и внешнеэкономической - заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст" взял на себя смелость прогнозировать увеличение зарплаты бюджетников в 4 квартале 2004 года, примерно на 20-25%. Какие средства должна предусмотреть Чувашия в этой связи для региональных бюджетников? Сможет ли регион справиться без помощи федерального центра?

-Как известно, после того, как В. Путин стал Президентом, в стране был введен порядок: если какая - либо управленческая структура берет на себя инициативу осуществить надбавки, льготы определенным слоям населения, то она же должна представить точный расчет, за счет каких источников эти надбавки и льготы будут осуществлены.

Годовой уровень инфляции в 2003 году оказался 12%, а в 2004 году она реально может оказаться еще ниже. Думаю, у такого грамотного финансиста, как Михаил Задорнов, должны быть очень веские основания для прогноза о росте бюджетных зарплат, превышающем темп инфляции. Что - то он знает, чего не знаем мы с вами. Некоторые СМИ сообщают о том, что Госдума России планирует в течение года утвердить законопроект об обязательной приватизации жилья и повышении налога на недвижимость. Налоги с владельцев жилья возрастут, следовательно, придется увеличить и их доходы. Но это - лишь версия.

На мой взгляд, прогноз Задорнова основывается на ожиданиях, что премьеру Михаилу Фрадкову удастся осуществить более высокие темпы роста ВВП. Сделать то, что не удалось экс-премьеру Михаилу Касьянову. Во всяком случае, именно такая задача ставится перед новым Правительством страны.

Что касается второй части вашего вопроса - справится ли Чувашия с повышением зарплат без федерального центра - то сейчас он уже не столь актуален. Повторю: современная стратегия центра - сконцентрировать в федеральном бюджете максимум налоговых поступлений и обеспечить их равномерное распределение по регионам. Обязательная финансовая зависимость республик, областей, краев, округов от центра является частью новой стратегии.

Россия прошла через этап "финансовой самостоятельности", когда одни регионы имели возможность за счет собственных ресурсов обеспечивать выплаты бюджетникам, а другие - не могли или же не хотели этого делать, в результате где-то бюджетники не испытывали материальных затруднений, а где-то - бедствовали, нищенствовали. Что объективно создавало неравенство территорий и способствовало росту сепаратистских настроений у богатых "доноров". Новая стратегия, напротив, сплачивает страну, потому она целесообразна, рациональна и правильна.

-Чувашия стала одним из пяти пилотных регионов, где проходит эксперимент по реформированию государственной службы. Красноярский край уже рапортует о создании новой системы мотивации и оценки чиновников в двух пилотных департаментах (ЖКХ и культуры), эффективность которых будут оценивать граждане. Что происходит в Чувашии?

-В Чувашии, как и в других пилотных регионах, в целях разработки и апробации методических рекомендаций по применению новых подходов к организации государственной службы, в 2003 году была исследована деятельность участников эксперимента. В эксперименте участвовали Министерство культуры и по делам национальностей ЧР, Министерство здравоохранения ЧР, а также Управление культуры, по делам молодежи, физкультуры и спорта администрации Чебоксарского района.

В ходе исследования проведен функциональный анализ их деятельности и обобщены его результаты. Разработаны предложения по устранению дублирования, излишних и фиктивных функций, по включению в положения об органах и их структурных подразделениях необходимых, но не оформленных нормативных функций. Подготовлены предложения по увязке оплаты труда и премирования государственных служащих с результативностью их работы. Установлены показатели, характеризующие успешность движения организации к достижению ее целей.

В 2004 году будет осуществлено тиражирование отдельных фрагментов проведенного эксперимента на остальные органы исполнительной власти Чувашской Республики.

-Во многих регионах, в том числе Чувашии, управление коммунальной инфраструктурой передается новой организации - ОАО "Российские коммунальные системы". Как происходит этот процесс в республике, известной образцовым состоянием коммунального хозяйства, и каковы его особенности в этой связи?

-Вывод об образцовом состоянии коммунального хозяйства Чувашской Республики несколько преувеличен. Справедливо, что республику не сотрясают крупные аварии систем энерго- и водоснабжения, которым подвергаются ежегодно те или иные регионы России. Но это связано только с качественной эксплуатацией объектов ЖКХ предприятиями коммунального хозяйства. Хотя мы обеспечиваем надежное предоставление населению коммунальных услуг, жилищно-коммунальное хозяйство республики находится в сложном положении.

На сегодняшний день износ действующих котельных составляет 57%, тепловых сетей - 58%, водопроводных сетей - 75%. Банкротами являются МУП "Шумерлинские тепловые сети", ПО ЖКХ Цивильского района, "Марпосадское ПО ЖКХ". Бюджетных инвестиций для полного восстановления систем жизнеобеспечения - недостаточно. Необходимо привлечение внебюджетных инвестиций в их модернизацию.

Что касается заданного вопроса: при реформе большой энергетики важно обеспечить согласованное взаимодействие с нею местной энергетики. Тем не менее, в Чувашской Республике не предполагается передача в аренду муниципальных предприятий коммунальной энергетики в ОАО "РКС".

Ведутся переговоры о реализации нескольких проектов по привлечению финансовых ресурсов под реконструкцию коммунальной инфраструктуры. Поскольку ряд муниципальных предприятий коммунальной энергетики находится в неудовлетворительном финансово-экономическом, техническом состоянии - например, Марпосадские, Шумерлинские, Вурнарские тепловые сети - ощущается необходимость в том, чтобы оптимизировать структуру предприятий и систему управления в отрасли.

Цель взаимодействия с ОАО "Российские коммунальные системы" - повысить эффективность управления объектами коммунального хозяйства, обеспечить их техническое и технологическое перевооружение на качественно новом уровне. Задача сформулирована и решается.