Кому нужно объединение Молдовы и Приднестровья? "Холодная война" на Днестре. Политический заключенный объявил голодовку. Концепция национальной политики вступила в силу. Московская патриархия открывает в Европе церкви для граждан Молдовы. Министр обороны Молдовы отметил Рождество в Ираке.

Кому нужно объединение Молдовы и Приднестровья?

На эту тему размышлял "Днестровский курьер" ("ДК"), который полагает, что этот вопрос стал особенно актуален после скандальной истории вокруг "плана Козака".

Лидеры Приднестровья уже не раз заявляли о желании как можно дальше дистанцироваться от Молдовы, пишет приднестровская газета. Нет ни одной причины, по которой Приднестровье хотело бы в Молдову, зато есть множество доводов против сближения с ней. Это и война, воспоминания о которой все еще свежи у приднестровцев, и тяжелое экономическое положение Молдовы, и традиционно сильные пророссийские настроения приднестровцев, и наличие у значительной части приднестровцев российских паспортов, и тяготение населения правобережной Молдовы к объединению с Румынией, и проблема русского языка в нынешней Молдове. Итак, ответ очевиден - в ПМР объединение с Молдовой не нужно никому, заключает "ДК".

В Молдове, как считает обозреватель газеты, найти силы, которым нужно объединение, также нелегко. Коммунисты во главе с президентом Молдовы Владимиром Ворониным выиграли последние выборы отчасти благодаря полному провалу предыдущих властей и катастрофическому обнищанию населения, отчасти благодаря обещанию решить проблему русского языка и улучшить отношения с Россией. Ничего из обещанного ими выполнено не было, и рассчитывать на успех на следующих выборах они могут лишь при отсутствии сильных конкурентов, играющих на той же части электорального поля. Но после объединения на политической арене федеративной Молдовы появится еще один фактор - приднестровский, откровенно пророссийский, который, в отличие от коммунистов, будет реально, а не на словах, добиваться политического сближения с Россией, чем оторвет от коммунистического электората весьма жирный кусок. При таком раскладе коммунисты могут вообще оказаться вне парламента и на периферии общественной жизни, что, понятно, не прибавляет В. Воронину оптимизма и желания объединяться. А вот при сохранении нынешних отношений с Приднестровьем коммунисты легко выиграют и следующие выборы, благо их избирателям деваться некуда - на другом конце политического спектра прорумынски настроенные националисты, которые в принципе не признают проблему русского языка (они даже молдавский язык не признают) и мечтают лишь о слиянии с Румынией.

Но, возможно, именно националистам будет выгодно образование федеративной Молдовы? Нет, для них это тоже катастрофа, поскольку объединение практически похоронит их идею-фикс о Великой Румынии, убежден "Днестровский курьер". Ведь автономные образования Гагаузия и Приднестровье могут заблокировать любое движение в данном направлении. Так что Приднестровье не нужно им ни в каком виде, даже в составе унитарной Молдовы, Приднестровье для них - российский якорь. Все остальные политические силы Молдовы, помимо перечисленных двух, совершенно эфемерны и не пользуются никаким влиянием.

Для Украины сохранение нынешнего status quo очень удобно, ведь это дает ей рычаг воздействия на Россию и Молдову, считает "ДК". Вспомним, как активизируются украинские политики при каждом охлаждении отношений между Россией и Приднестровьем или между Приднестровьем и Молдовой. Миротворческое участие позволяет Украине иметь определенный политический вес в мире. Кроме того, потенциально Украина может и присоединить к себе Приднестровье - такие предположения периодически звучат с обеих сторон. В случае же образования федеративной Молдовы Украина теряет все вышеописанные возможности и перспективы, не приобретая ничего взамен.

Президент Румынии Ион Илиеску не раз заявлял, что "все эти выдумки с молдавским языком и молдавской нацией извращают историческую, культурную и социальную реальность и не имеют ничего общего с защитой национальной и лингвистической идентичности населения". Его мысли совершенно созвучны мыслям молдавских националистов. Поэтому для Румынии, стремящейся к поглощению Молдовы, объединение Молдовы с ПМР крайне нежелательно, так как это практически блокирует ее планы. Таким образом, даже по оговоркам Иона Илиеску отчетливо видно, что Румыния категорически против федеративной Молдовы, полагает обозреватель газеты.

Одним конфликтом в Европе меньше - это для Европы благо. Кажется, все верно. Но ведь конфликт-то уже не военный, а вялотекущий, это не Косово, где стреляют, здесь все давно культурно и прилично. Его и конфликтом-то его по большому счету не назовешь, баски в Испании или корсиканцы во Франции волнуют Европу куда больше, чем нищая европейская провинция с советским прошлым и туманным будущим. Как полагает "Днестровский курьер", мнение Запада о Приднестровье очень тенденциозно - но это вообще характерно для западного отношения к русским как к европейским варварам (столь же негативно подается информация лишь о сербах), а потому, в общем, естественно. Самое распространенное западное представление: "В Приднестровье правит этническая русская мафия, которая продает оружие бен Ладену, палестинцам и прочим террористам". Опровергать эту глупость практически бесполезно, опровержения лишь усиливают подозрения против "коварной русской мафии" - вспомним хотя бы, что говорили западные СМИ о недавней ситуации вокруг Калининграда, сложившейся после вступления Польши и Литвы в ЕС. Почти один в один: в Европу из Калининграда хлынет преступность, русская мафия, болезни, СПИД и т.д. Над простой мыслью, почему же все это не хлынуло в Польшу и Литву до их вступления в ЕС, европейские политики не задумываются, ибо это грозит поколебать всю их систему представлений о мире. Так что надеяться на то, что Россия или ПМР смогут примерным поведением заслужить любовь ЕС, право, не стоит.

Допустим, что на этом фоне Молдова и ПМР объединились. Захочет ли ЕС включить в свой состав федеративную Молдову пока непонятно, зато Румыния уже стоит в списке на членство в ЕС на 2010 год. Учитывая тягу националистов Молдовы к Румынии, поглощение последней Молдовы весьма вероятно. Да и кроме националистов очень многие в Молдове захотят не столько в Румынию, сколько в ЕС. Таким образом, добившись "воссоединения Молдовы" ЕС в 2010 году, кроме собственно Румынии, с большой долей вероятности получит Молдову и Приднестровье вместе со всеми их проблемами - и реальными, и вымышленными. О реальных проблемах и, в частности, о перспективе нового вооруженного конфликта в "объединенной Молдове" большинство европейских политиков просто не знают. Но призрак "русской мафии" внутри ЕС - что может быть кошмарнее для них, откровенных русо- и сербофобов, что тщательно скрывается в открытых разговорах, но отлично видно по безразличному отношению к притеснениям русских в Прибалтике и геноциду сербов в Косово, замечает "ДК".

ЕС может поддержать - и поддержит - только европейский проект объединения, с полной деславянизацией региона, подобной вытеснению сербов по косовскому сценарию. Доказательством такой позиции и стало резкое неприятие Меморандума Козака в ОБСЕ, которое, похоже, и подвигло Воронина на его знаменитый демарш. Но это пока лишь мечты. А при сохранении нынешнего населения Приднестровья Европа будет скорее против объединения, чем за. Нынешнее status quo устраивает также и их, заключает газета.

США, как "истинно демократической" стране, есть дело до любой точки мира, где имеются нефть, газ, алмазы, бананы или хотя бы выгодное стратегическое положение. Но в Молдове и ПМР нет нефти, газа, алмазов, а их стратегическое положение спорно, американские и НАТОвские военные базы при желании можно легко разместить в Румынии, на Украине и т.п. По большому счету, американцам все равно, что будет с этими далекими, загадочными и бедными территориями, будут ли они объединяться или нет. В любом случае, они ничего полезного для себя не получат, зато в случае объединения потеряют лишний повод напоминать российскому руководству о нарушении Стамбульских договоренностей. Так что и американцев, в принципе, устраивает нынешнее положение вещей, отмечает "Днестровский курьер".

Последние инициативы России по урегулированию конфликта вроде бы говорят о том, что Кремль заинтересован в объединении ПМР и Молдовы. Но единственным выигрышем России может в этом случае стать примерная отметка за поведение, выставленная ей ЕС в связи с выполнением Стамбульских договоренностей. Причем получение даже этого выигрыша представляется спорным, а ценность его очень сомнительной. Россию упрекают за Чечню, за Грузию, за внутренние тарифы на энергоносители, за Ходорковского и т.д. Одним пунктом меньше или больше - что это изменит? А вот что Россия выиграет, пойдя на сознательный отказ от поддержки объединения Молдовы и ПМР, задает вопрос газета.

Во всем мире, как на Западе, так и в России, Приднестровье воспринимается как российский анклав, принадлежащий Молдове (по аналогии с ситуацией вокруг Косова и Албании). Это весьма устойчивое мнение, которое Россия может повернуть в свою пользу, превратив его в инструмент присоединения к себе Приднестровья. Что этому мешает? Юридические проблемы? Но доказать, что Приднестровье никогда не принадлежало Молдове, по крайней мере независимой Молдове, вне состава СССР, сможет любой начинающий юрист; тем же косоварам будет гораздо сложнее обосновать свое будущее присоединение к Албании. Так что же мешает России заявить свои права на Приднестровье? Ничего! Конечно, будет грандиозный шум в мире, Европа и США начнут метать гром и молнии в сторону "наглого имперского агрессора". Но на волне этого шума можно провести референдум о присоединении к России, где в присутствии международных наблюдателей минимум 90% населения проголосует "за". И здесь западникам крыть будет нечем, демократия - дело святое (пусть и чисто формальна эта святость, но кто же из них в открытую признает, что король давно уже голый), при спорном юридическом толковании аргумент народного волеизъявления будет решающим. А присоединение ПМР к России очень отрезвляюще подействует на власти некоторых сопредельных с Россией очень гордых и независимых государств, пишет "ДК".

Кратковременное охлаждение с Западом, который в конце концов все равно смирится с данностью, - вот и вся цена России за присоединение Приднестровья. Молдове, чтобы та не слишком сильно возмущалась, можно бросить кость в виде низких тарифов на газ - а можно, напротив, эту кость ей демонстративно показать - и не бросать, если Кишинев вздумает возмущаться очень уж громко. Выигрыш же России при таком варианте будет огромен. Прежде всего, она, впервые за многие годы, проявит твердость и ясно обозначит свою готовность решительно отстаивать свои интересы и свое влияние, если не во всем мире, то хотя бы в пределах СНГ. Российское государство поднимет свой авторитет и в глазах собственного народа, и в глазах российских диаспор, а это, в свою очередь, укрепит государственность России, ее влияние - и в СНГ, и в мире. Правители, которые норовят и пользоваться российскими благами и поплевывать при каждом удобном случае в сторону Москвы, получат урок, который запомнят надолго, и будут вынуждены скорректировать свою позицию по отношению к русскоязычному населению и русскому языку, чтобы приднестровский вариант не повторился в будущем уже на их территориях. Приднестровье же станет воротами России на юге Европы, подобно тому, как Калининградская область является ее воротами на севере, отмечается в статье.

На политическом мировом поле нет серьезных игроков, которые бы действительно, по-настоящему, хотели объединения Молдовы и ПМР. Большинство сторон устраивает либо нынешнее состояние, либо юридическое оформление уже фактически свершившегося "развода". А значит, никаких "карибских" вариантов не может быть в принципе, и руководству России надо лишь набраться политического мужества и решить этот вопрос раз и навсегда, подобрав все выигрыши, которые сами идут в руки, пишет в заключение "Днестровский курьер".

"Холодная война" на Днестре

Приднестровье продолжает настаивать на выводе из Бендер подразделений молдавской полиции и учреждений регистрации актов гражданского состояния, несмотря на категорическое несогласие с этим требованием молдавской стороны. Ожидалось, что окончательное решение по этому вопросу будет принято на заседании Объединенной контрольной комиссии 6 января. Однако, на заседании приднестровская сторона еще более ужесточила свою позицию. Приднестровская делегация в ОКК выступила сразу с двумя обращениями - к руководству Министерства реинтеграции Молдовы и представителям стран-посредников в переговорном процессе.

"Известно, что молдавская сторона лихорадочно ищет любой повод для разрушения миротворческого механизма, изменения формата миротворческой операции, ввода в Зону безопасности "голубых касок" под эгидой ОБСЕ, - отмечается, в частности, в первом обращении. - Приднестровская делегация в ОКК официально предупреждает, что такой шаг будет однозначно расценен жителями Приднестровья как иностранная военная интервенция со всеми вытекающими последствиями".

В заявлении подчеркивается, что публикация в правительственной прессе обращения министра реитеграции Молдовы с резкой критикой решения бендерского горсовета о выводе из города компетентных органов, подчиненных Молдове, до рассмотрения данного вопроса на ОКК свидетельствует, что этот демарш - очередное звено в развязанной с осени 2001 года в СМИ Молдовы кампании лжи и клеветы на Приднестровскую Молдавскую Республику. "Оно полностью вписывается в программу тотальной дезинформации как населения Молдовы, так и всего международного сообщества о Приднестровье".

"Министр реинтеграции умышленно неверно расценивает меры городских органов самоуправления как направленные на "серьезное обострение обстановки в городе с повышенным режимом безопасности". Все как раз наоборот! Предложения местных органов власти конструктивны и направлены исключительно на упорядочение деятельности полиции и милиции в этой Зоне. Более того, передислокация контингента полиции, формально входящего в состав Объединенной оперативно-следственной группы полиции и милиции (ООСГМП), ликвидирует серьезнейшую опасность повторного её использования в качестве детонатора вооруженного конфликта. А оснований для такого опасения более чем достаточно. Подтвердит это и непредвзятый анализ реальной истории этой проблемы, основанной не на лживых домыслах, а на документах, фактах и событиях, зафиксированных в материалах ОКК, заявлениях сторон, докладах ОВК, актах военных наблюдателей СМС, обращениях местных органов власти, государственных и общественных организаций, жителей города".

Соглашением "О мирном урегулировании вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова" от 21 июля 1992 года "город Бендеры в силу особой сложности обстановки" был объявлен районом с повышенным режимом безопасности, который обеспечивается воинскими контингентами сторон, и "где ОКК обеспечивает поддержание правопорядка во взаимодействии с подразделениями полиции и милиции ограниченного состава. ОКК своими решениями создала Объединенную оперативно-следственную группу полиции и милиции (ООСГМП) и дислоцировала в городе оперативную группу и парашютно-десантный полк Российской Федерации.

В переданном обращении приднестровская сторона напомнила молдавскому руководству, что осенью 1992 года вооруженный отряд полиции особого назначения заблокировал дорогу в микрорайон Бендер Варница и под угрозой применения оружия воспрепятствовал размещению там миротворческого батальона РФ. "ОПОН МВД Молдовы провел тогда самую серьезную вооруженную провокацию за всю историю миротворческой операции в Зоне с повышенным режимом безопасности, - отмечается в обращении. - В особом мнении по этому опаснейшему вооруженному инциденту (протокол заседания ОКК № 49 от 11.12.92.) делегация РМ пыталась оправдаться тем, что "... местная власть и население Варницы запротестовали по поводу пребывания воинского контингента на территории села...". В последующем, без какого-либо уведомления ОКК, решением правительства Молдовы часть города Бендеры, а именно микрорайон Варница, была включена в состав Ново-Аненского района РМ. Это не только не соответствовало сути Соглашения от 21 июля 1992 года и противоречило здравому смыслу, но и явилось очередной политической провокацией, которая привела лишь к обострению ситуации, осложнению административно-хозяйственной деятельности и отношений администраций города и микрорайона, негативно отразилась на жизни и быте простых жителей".

"После прекращения боевых действий, несмотря на зловещую роль полиции в трагических событиях 1992 года, органы местного самоуправления Бендер все же с пониманием отнеслись к решению ОКК о создании совместного правоохранительного органа полиции и милиции при военном коменданте города и оказывали ему содействие, - подчеркивается в обращении. - По мере стабилизации обстановки стало очевидным, что совместная деятельность в такой форме утрачивает свою актуальность". "К тому времени произошли серьезные изменения в сторону улучшения обстановки, что позволило значительно сократить военный контингент миротворческих сил России, вывести из военной комендатуры комендантскую роту, заменив её малочисленной группой оперативного реагирования. В самом городе закончилось формирование городского отдела милиции, который постепенно стал выполнять работу по борьбе с преступностью и правонарушениями в Бендерах в полном объеме".

Приднестровская сторона утверждает, что в комендатуре подразделение полиции все чаще стало использоваться молдавской стороной для осуществления деятельности, далекой от целей и задач миротворческой операции. "В этой связи нарастало недовольство жителей, которые уже 26 марта 1995 года в подавляющем большинстве высказались в ходе опроса во время выборов в местные органы власти за вывод данного подразделения полиции из Бендер. Приднестровская делегация также многократно обращала внимание ОКК на дестабилизирующую роль полиции в г. Бендеры, так как её сотрудники все чаще оказывались причиной конфликтных ситуаций, а некоторые из них были привлечены к уголовной ответственности за совершенные уголовные преступления". Как отмечается в "Обращении к делегациям сторон в ОКК о необходимости расформирования Объединенной оперативно-следственной группы и передислокации входящего в её состав контингента полиции в микрорайон Варница" от 10 декабря 2002 года, "за прошедшее с момента образования ООСГМП время, ОКК на более чем 100 заседаниях обсуждала вопросы, связанные с неблагополучной ситуацией в области взаимодействия в г. Бендеры формирований полиции и милиции. Сотрудники полиции неоднократно чинили препятствия оперативно-розыскной деятельности городского отдела милиции, скрывали от сотрудников милиции сведения о совершенных преступлениях, укрывали уголовников, незаконно задерживали, арестовывали и похищали приднестровских военнослужащих и пограничников, бывших ополченцев и участников обороны города, угрожали жителям "наведением конституционного порядка", унижали, оскорбляли и избивали задержанных. Правоохранительными органами ПМР неоднократно выявлялась причастность сотрудников полиции к незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, к контрабанде и ряду других тяжких преступлений".

"Дальнейшее пребывание полиции в центре города потенциально опасно, и поэтому компромиссное предложение органов местного самоуправления об её передислокации в микрорайон Варница является наиболее конструктивным", отмечается в обращении. По мнению приднестровской делегации в ОКК, это позволит полностью упорядочить деятельность полиции и милиции в Зоне с повышенным режимом безопасности. Приднестровская делегация призвала Объединенную контрольную комиссию, представителей Украины и ОБСЕ в ней, представителей стран-гарантов в переговорном процессе, руководителей Молдовы и Приднестровья, МВД РМ и МВД ПМР, органы местного самоуправления Бендеры и Варницы принять все меры по скорейшему урегулированию вопроса о функционировании полиции и милиции в Зоне с повышенным режимом безопасности на основе неукоснительного соблюдения ими принципа территориальности.

В ответ на заявление представителей России, Украины и ОБСЕ о том, что они "не поддерживают односторонние действия, которые могут негативно сказаться на урегулировании приднестровской проблемы или обусловить повышение напряженности в регионе", приднестровская сторона заявила в переданном им обращении: "Сейчас совершенно ясно, что деятельность созданной по решению ОКК на начальной стадии миротворческой операции Объединенной оперативно-следственной группы милиции и полиции (ООСГМП) должна была носить временный характер и прекратиться после создания городского отдела милиции. Действительно, около двух лет ООСГМП в основном выполняла возложенные на неё функции, однако в дальнейшем прекратила совместную деятельность и, фактически, самоликвидировалась. С 1994 года основная работа по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью осуществляется городским отделом милиции. Что же касается полицейского контингента ООСГМП, то... о конкретных фактах провокационной и преступной деятельности полицейских этой группы приднестровская сторона многократно информировала ОКК и руководство России, Молдовы, а также ОБСЕ. К большому сожалению, должной оценки и адекватной реакции с их стороны так и не последовало. Как не последовало никакого ответа и на Обращение делегации Приднестровья в ОКК к Президентам России, Украины, Молдовы, Приднестровья и Миссии ОБСЕ от 12 марта 2002 года о возникновении угроз миру и безопасности в зоне проведения миротворческой операции и о возрастании опасности принятия военно-политическим руководством Молдовы ошибочных решений, чреватых самыми непредсказуемыми негативными последствиями".

Представители Приднестровья в ОКК назвали решение горсовета Бендер о прекращении деятельности на территории города подразделения полиции МВД РМ логической и закономерной реакцией органа местного самоуправления на злостное игнорирование многочисленных обращений депутатов, администрации, общественных организаций и жителей города в ОКК по вопросу ООСГМП. "Мы тоже не поддерживаем односторонних действий во вред делу мира в Зоне безопасности", подчеркивается в обращении к послам России, Украины и ОБСЕ.

Разработанный приднестровской стороной компромиссный вариант решения вопроса предусматривает передислокацию полицейского контингента ООСГМП на территорию микрорайона Варница и, таким образом, исключение возможности повторного использования полиции в качестве источника эскалации напряженности и детонатора нового вооруженного конфликта; организации дальнейшего взаимодействия полиции и милиции в Зоне с повышенным режимом безопасности по принципу территориальности, что предполагает всю полноту ответственности милиции за обеспечение правопорядка и борьбу с преступностью на территории Бендерского городского совета, а полиции - на территории примэрии (мэрии) городского микрорайона, а ныне - села Варница. В обращении отмечается, что "предлагаемый приднестровской делегацией в ОКК компромиссный вариант в течение длительного времени игнорируется молдавской стороной под надуманным предлогом, якобы, его несоответствия Соглашению от 21 июля 1992 года. Это абсолютно неверно, так как Соглашением не оговаривалось ни существование ООСГМП, ни место её дислокации. Еще одной уловкой молдавской делегации в ОКК является утверждение, что вопрос передислокации ООСГМП не входит в компетенцию ОКК. Как следует из протокольных решений ОКК, ООСГМП была образована по решению ОКК и место её размещения при военной комендатуре МС РФ также было определено ОКК. Поэтому мы справедливо считаем, что ОКК не имеет права и дальше игнорировать мнение органов местного самоуправления и обязана принять решение, которое продиктовано существующими реалиями".

Приднестровская сторона в ОКК обратилась к представителям стран-гарантов с просьбой использовать все имеющиеся возможности для принятия предлагаемого компромиссного варианта. "По нашему мнению, - отмечается в обращении, - это не только позволит полностью исключить применение силы и угрозы использования полиции в качестве перманентного дестабилизирующего фактора, но и создаст условия для эффективного взаимодействия полиции и милиции в работе по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью по принципу территориальности в Зоне с повышенным режимом безопасности".

Корреспондент МОЛДПРЕС обратился к комиссару полиции Бендер подполковнику полиции Борису Бидяку с вопросом о причине негативного отношения городских властей к полиции. "Основная причина одна - неразрешенность политических разногласий", - ответил Бидяк. "Попытки руководства так называемой ПМР вытеснить подразделения полиции РМ из города являются нарушением Соглашения по мирному урегулированию 1992 года. И цель этих попыток - создание конфликтной ситуации, дестабилизация обстановки, и, следовательно, возможность удержаться у власти еще какое-то время. Хочу обратить внимание на следующий факт: те, кто принимал решение о выводе полиции РМ из Бендер и постоянно акцентирует внимание руководителей городских служб на "необходимости выполнения этого решения в кратчайшие сроки", являются гражданами Молдовы. В частности, это заместители главы госадминистрации города Бендер Владимир Савчук и Светлана Горбенко. Не могу понять, почему бы правительству республики показательно не лишить кого-либо из них гражданства Молдовы за антигосударственную деятельность. Сам глава государственной администрации города Бендер Александр Посудневский в 1987 году привлекался к уголовной ответственности по статьям УК МССР 161 ч.2 (спекуляция) и 149 ч. 2 (мошенничество). Так что он мошенник! Номер уголовного дела 87 050 164 от 22.04.1987. А 18 января 1988 года дело было направлено в суд с обвинительным заключением. Однако, так как архив суда находится в распоряжении приднестровских властей, на наш официальный запрос о решении по данному делу ответа получено не было. Таким образом, действия А. Посудневского, который на каждом совещании с руководством города требует принятия решительных мер для вывода полиции РМ с территории города, имеют не только политическую подоплеку, но должны рассматриваться как желание отомстить и напакостить".

Политический заключенный объявил голодовку

Андрей Иванцок, один из трех политических заключенных из "группы Илашку", которые по сей день содержатся в тюрьме в Приднестровье, объявил голодовку. Об этом корреспонденту БАСА-пресс сообщила через неделю после начала акции протеста жена заключенного. Евдокия Иванцок, которой в октябре было отказано в праве видеться с мужем, узнала об отчаянном протесте Андрея Иванцока из источников, раскрыть которые отказалась по соображениям безопасности.

Андрей Иванцок протестует против бесчеловечных ограничений, введенных администрацией тюрьмы после визита в Приднестровье в марте прошлого года группы судей Европейского суда по правам человека, которые провели расследование в связи с иском членов "группы Илашку" против Республики Молдова и Российской Федерации, передает агентство. "Мой муж объявил голодовку после того, как администрация тюрьмы отказалась передать ему мясо, сахар, яблоки, а также теплую шапку из посылки, которую я собрала ему 25 декабря. Как правило, такие посылки разрешалось передавать каждый месяц, так как администрация тюрьмы не обеспечивает заключенных даже самым необходимым. Андрей отказался принять то, что осталось от посылки. Сейчас он полностью изолирован, и никто не имеет возможности видеться или разговаривать с ним", - сказала Евдокия Иванцок. Она обратилась с отчаянным посланием, в котором призвала президента Республики Молдова Владимира Воронина, молдавское правительство и парламент, миссию ОБСЕ в Кишиневе и международные организации "сделать все возможное и невозможное" для того, чтобы убедить Тирасполь дать добро на осмотр ее мужа врачом-специалистом. Евдокия Иванцок призывает также добиться скорейшего освобождения ее мужа.

В связи с критической ситуацией, в которой находится, по словам его жены, Андрей Иванцок, Христианско-демократическая народная партия Молдовы (ХДНП) также выступила с обращением, в котором призвала президента Воронина, посла России в Республике Молдова Юрия Зубакова, главу миссии ОБСЕ Уильяма Хилла и представителя Генерального секретаря Совета Европы Владимира Филипова принять все необходимые меры для незамедлительного улучшения положения Иванцока. ХДНП считает необходимым в срочном порядке направить группу врачей из Кишинева, а также добиться разрешения Тирасполя на свидание Андрея Иванцока с женой и членами семьи.

Андрей Иванцок вместе с Александром Лешко и Тудором Петровым-Попа в 1993 году были приговорены к лишению свободы на срок от 12 до 15 лет, напоминает БАСА-пресс. Тогда же Илие Илашку, руководитель группы, которую тираспольская администрация обвинила в совершении террористических актов на территории Приднестровья, был приговорен к смертной казни. Под давлением международной общественности и при благоприятном повороте в переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем Илашку был помилован и освобожден в мае 2001 года. Представители международных организаций неоднократно оспаривали легитимность решения приднестровского правосудия в отношении членов "группы Илашку". В 1999 году Илие Илашку внес в Европейский суд по правам человека иск против Республики Молдова и России, в котором оспорил правомерность вынесенного ему приговора. Аналогичные жалобы подали через уполномоченных лиц и Александру Лешко, Андрей Иванцок и Тудор Петров-Попа. Истцы заявили, что их лишили права на справедливый суд и оспорили легитимность своего заключения, бесчеловечное к ним отношение в тюрьме, а также лишение права на частную и семейную жизнь. Они обвинили молдавское правительство в невыполнении своих обязательств, в принятии "полумер и неправильных решений", а российское правительство - "в военном и административном вмешательстве на территории Приднестровья". Отвечая на вопрос Илие Илашку, который стал тем временем румынским сенатором, о судьбе остальных членов "группы Илашку", молдавский министр иностранных дел Николае Дудэу в июне прошлого года на заседании Парламентской ассамблее Совета Европы заявил, что Кишинев делает все для урегулирования приднестровского конфликта, а также для освобождения Александра Лешко, Тудора Петрова-Попы и Андрея Иванцока.

Концепция национальной политики вступила в силу

В первые дни января вступила в силу Концепции национальной политики, принятая парламентом Республики Молдова 19 декабря 2003 года. Она была предложена президентом Молдовы Владимиром Ворониным и получила поддержку со стороны правящей Партии коммунистов и большинства лидеров национальных меньшинств, но оспорена парламентской оппозицией. Заключительный вариант концепции вызвал недовольство отдельных лидеров этнических меньшинств, которые добивались для русского языка как минимум статуса официального, передает БАСА-пресс.

В документе подтвержден статус русского языка как "языка межэтнического общения" с уточнением, что этот язык "применяется также в различных областях жизнедеятельности государства и общества". Согласно концепции, "на территории автономного территориального образования Гагаузия статус официальных языков закреплен за "гагаузским, молдавским и русским языками".

Противники концепции указали на ряд уязвимых, с их точки зрения, пунктов документа, одним из которых является "нейтрализация в соответствии с законодательством о правах человека и требованиями Конституции непрекращающихся попыток демолдовенизации, отрицания существования молдавской нации и молдавской государственности, дискредитации молдавской истории, игнорирования этнонима "молдаване" и глоттонима "молдавский язык", информирует БАСА-пресс. Независимый депутат Михай Петраке предложил исключить этот пункт, который, по его мнению, дает возможность для злоупотреблений. Он подчеркнул, что большинство задач и целей, заявленных в концепции, можно достичь на основании существующих законов, и для этого нет необходимости в разработке новых законодательных рамок. Его аргументы, как и замечания фракции Христианско-демократической народной партии, были отклонены депутатами от правящей партии.

Лидер парламентской фракции коммунистов Виктор Степанюк был одним из наиболее активных проводников концепции, в которой, в частности, впервые документально закреплено понятие "румынское национальное меньшинство", к которому относятся молдавские граждане, считающие себя румынами. В своих выступлениях Степанюк заявлял, что за годы, прошедшие после провозглашения независимости, в Республике Молдова отмечено небывалое в истории явление ущемления и дискриминации государствообразующей нации.

В своей речи на заключительном заседании осенне-зимней сессии парламента президент Владимир Воронин назвал противников Концепции национальной политики противниками многонационального государства и гражданского согласия, напоминает агентство.

Московская патриархия открывает в Европе церкви для граждан Молдовы

С согласия Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (Московской патриархии канонически подчиняется Митрополия Молдовы) в Италии открыты две, а в Португалии - одна православная церковь для граждан Молдовы. Ответственный за связи с прессой в Молдавской митрополии Октавиан Мошин отметил в беседе с корреспондентом "ИНФОТАГ", что трое священников, которые проводят службу в этих церквях, также из Молдовы.

Открытие церквей стало возможным благодаря переговорам молдавских священнослужителей с епископами католической церкви соответствующих населенных пунктов. К примеру, одна из двух православных церквей, открытых в Италии, действует в бывшем здании католической церкви, передает агентство. Представители руководства Молдавской митрополии считают удачной идею открытия церквей за рубежом. На службу в открытых церквях приходит до 30-40 верующих из Молдовы.

В интервью телеканалу "PRO-TV-Chisinau" митрополит Кишиневский и Всея Молдовы Владимир сообщил, что подобные церкви в ближайшее время будут открыты в Испании и Франции. Митрополит считает, что некоторые православные Молдовы становятся членами религиозных сект не по убеждению, а "в силу того, что их прельщают предлагаемые материальные блага". По его мнению, эти люди вернутся в лоно изначальной веры после того, как условия жизни в Молдове улучшатся.

Министр обороны Молдовы отметил Рождество в Ираке

Министр обороны Республики Молдова Виктор Гайчук отпраздновал Рождество с молдавскими военнослужащими, откомандированными в Ирак. Отбывший в эту страну 6 декабря министр повез с собой подарки от Минобороны Молдовы, а также посылки, письма и фотографии от родственников военнослужащих. Как отмечается в сообщении для прессы пресс-службы Министерства обороны, в Ираке Гайчук встретится с ответственными руководителями Командования союзнических войск и ознакомится с условиями работы и быта молдавских военнослужащих.

В настоящий момент в Ираке находится 41 молдавский военнослужащий, передает БАСА-пресс. Они задействованы в операциях по сопровождению гуманитарных грузов для местного населения, а также в охране контрольно-наблюдательных пунктов. Молдавский контингент отбыл в Ирак в сентябре 2003 года в ответ на поступившее ранее предложение со стороны правительства США. После соответствующей акклиматизации молдавский контингент был подключен к международным операциям гуманитарного постконфликтного характера в районе городе Самарра (150 километров к северу от Багдада). Вначале контингент насчитывал 42 военнослужащих, но в ноябре один из них, старшина Вячеслав Липчиу, был ранен в ногу в перестрелке, когда группа попала в засаду. Впоследствии Липчиу был награжден медалью "Pentru vitejie" (За храбрость) - за проявленные доблесть, мужество и самопожертвование при исполнении воинского долга.