РФ закрыла границу для коммерческих грузов: как выживает Донбасс
Представители гуманитарных миссий в Донбассе рассказали ИА REGNUM о трудностях, возникающих при пересечении границы между Россией и Новороссией
Как известно, гуманитарные и коммерческие поставки через границу России и народных республик Донбасса сейчас сопряжены с определенными трудностями. Сами гуманитарщики рассказывают, что такие поставки действительно пытаются полностью упорядочить. Причем такая инициатива исходит как со стороны России, так и со стороны руководства республик Новороссии. Еще более сложным оказывается вопрос коммерческих грузов, в частности, из-за статуса республик, не получивших признания со стороны России. Корреспондент ИА REGNUM решил выяснить, действительно ли ситуация с грузами на границе оказалась неразрешимой.
«Да, действительно, гуманитарные грузы больше невозможно завозить от частных лиц. Необходимо, чтоб отправитель был юрлицом, желательно благотворительной организацией, и присутствовал получатель — общественная организация Донбасса. Тогда, с благословением МЧС и Минздрава (если есть лекарства), завезти можно», — сообщил глава попечительского совета фонда «Русское дело» Дмитрий Хаблюк.
Однако, здесь, по его словам, обнаруживаются определенные проблемы. «Многие благотворительные организации Новороссии имеют плохую репутацию, пытаются присвоить часть, а то и всю партию помощи. Жертвователи им не доверяют. Так что многие до сих пор ввозят гумпомощь контрабандой. Люди, которые помогают, хотят, чтоб помощь распределялась адресно или прямо в руки. Система госраспределения там налажена отвратительно», — отметил Хаблюк.
Из-за возникших препятствий, по его словам, не только уменьшилась адресность, но и снизился объем помощи, тогда как гуманитарная ситуация остается критичной. «В категории нуждающихся там сейчас находятся не только привычные нам социально незащищенные слои населения. Очень сильно страдает трудоспособное население, у которых либо разбомблены, либо закрылись их рабочие места. Денег нет, заработать фактически невозможно. Люди варят суп из капусты с одной сосиской на всех. Видел сам, как нашу одну курицу семья планировала на неделю на четырёх человек», — рассказал Дмитрий Хаблюк.
Он не видит никаких объективных предпосылок для ужесточения режима пересечения границы с российской стороны. «Я понимаю, когда проверяют людей оттуда. Возможны оружие, боеприпасы. Скорее всего, целевая доставка гуманитарных грузов россиянами заставила людей, получающих эту помощь, обратить пристальное внимание на распределение российской государственной помощи уполномоченными органами республик. На торговлю этой гуманитаркой на рынках и в магазинах. На непрозрачность этого распределения», — предположил он.
Дмитрий Хаблюк рассказал, что общался с прокурорами из прокуратуры Донецка, проводившими проверку по этим фактам, и ими было установлено, что в продаже оказывается не менее 40% гуманитарных грузов, поступающих из РФ. «Вместо того чтоб отправить туда инспекцию и контролеров, лучше общественных, под охраной спецназа, Россия прикрывает возможность доставки помощи без взаимодействия со структурами республик, которые как раз и причастны к торговле вышеуказанной помощью», — возмущается он.
Коммерческих товаров, по его словам, тоже крайне мало, и они идут нелегальными коридорами, фактически в виде контрабанды. Хаблюк объяснил это тем, что Москвой республики юридически воспринимаются как Украина, и документы требуются как от Украины. И то, что их физически невозможно создать в ДНР или ЛНР, как-то упускается из вида.
О своём видении ситуации рассказал и Александр Жучковский, занимающийся поставками грузов военного назначения. Он сообщил, что последние недели пограничный режим ужесточился. «Это связано с тем, что РФ пытается взять под контроль границу и процессы, происходящие в республиках, в том числе для противодействия контрабанде оружия, идущего через границу», — объяснил он. Ужесточение, по словам Жучковского, связано и с тем, что на границе идет большое сосредоточение сил и средств. «Накануне масштабных боевых действий РФ готовится обезопасить границы и оказать помощь ВСН. В общем, чтобы полностью контролировать ситуацию, спецслужбы отсекают негосударственную помощь, препятствуют частной инициативе, закрутили гайки, чтобы „никто под ногами не мешался“. В Москве, наверное, думают, что государственной помощи Донбассу (гумконвоев) достаточно, но это не так», — сообщил Александр Жучковский.
Он констатировал, что важные для ополчения грузы, насколько это возможно, приходится перевозить «окольным путем», хотя возможностей для этого становится все меньше. «В принципе, люди провозят гуманитарные грузы, но через очень долгие и жесткие согласования с пограничниками и МЧС. Получается только у тех, кто давно на этом направлении работает, правильно оформляет документы на грузы и знает, с кем решать вопросы», — заметил он.
Жучковский подтвердил, что российских гумконвоев недостаточно, и они могут поддержать очень небольшое количество людей в сравнении со всем страдающим населением Донбасса. Как и Дмитрий Хаблюк, Жучковский обратил внимание на ситуацию с распределением этой помощи: «Есть сомнения в правильном и добросовестном распределении грузов. В основном помощь остается в Луганске-Донецке, дальше она редко идет, нормального сбора информации о наиболее нуждающихся в других городах и селах не ведется. Я постоянно встречаю людей, которые жалуются, что они ничего от этой гумпомощи не получали».
Однако не все из гуманитарщиков настроены негативно к происходящему на границе. Так, руководитель РОО «Русская община» Алексей Зотьев рассказал, что для тех, кто соблюдает российское законодательство, нет никаких препон при переправке грузов. «Нет никаких препон и трудностей, если гуманитарная помощь оформлена в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гуманитарная помощь разрешена к вывозу по каналам МЧС. У нас граница Российской Федерации. Это же не проходной двор. Есть определенная процедура», — заметил он.
По его словам, все те, кто оформляют документы надлежащим образом, никаких препятствий не встречают: «Те, кто пытается просто проехать, конечно, сталкиваются с определенными проблемами. Сейчас нет такого, как раньше, когда люди просто ехали, пытались договориться. Есть закон, есть пограничная служба, есть МЧС», — резюмировал Зотьев.
Он допустил, что с вопросами коммерческих грузов также есть трудности, связанные с отсутствием статуса у народных республик: «ДНР и ЛНР официально не признаны, у них нет права субъектности. Поэтому я не знаю, как обстоят дела с договорами внешней торговли. Скорее всего, там проблемы намного сложнее решаемы, чем с гуманитарными грузами».
Руководитель центра координации «Новая Русь» Алексей Анпилогов, в свою очередь, рассказал, что происходит с коммерческими грузами. Украина, по его словам, ввела так называемую систему пропусков и коридоров, через которые возможна автомобильная транспортировка коммерческих грузов. До последнего времени таких коридоров было всего лишь семь.
Анпилогов объяснил, что каждая партия поставок через такие коридоры должна сопровождаться специальным пропуском, в котором руководство «АТО» выдает разрешение тому или иному экономическому субъекту на провоз партии товара. «Это не контракт, не общее разрешение, а именно каждая партия согласовывается украинскими властями. В силу этого товарооборот между Украиной и ЛНР и ДНР криминализуется и коррупционизируется. Да и просто падает объем, потому что не все хотят заниматься вопросами, связанными с получением пропусков и движением по этим коридорам, где к тому же досматривают на блокпостах и изымают натуральный налог: если вы везете сигареты, то оставляете сигареты, если везете еду — оставляете еду и так далее», — заметил он. Все это приводит к дефициту и росту цены на товары, что усугубляется политикой выплат в рублях, тогда как курс гривны к рублю сейчас несколько ниже, чем фактический обменный курс".
Что касается границы с РФ, то здесь, как сообщил Анпилогов, сейчас негласно тормозят коммерческие поставки. «В силу специфики ценообразования основная коммерческая поставка — это топливо, так как все остальное (лекарства, продукты питания) дешевле на Украине. Ситуация с коммерческими поставками, я думаю, связана с некими договоренностями, которые сопровождают Минские соглашения. Все коммерческие поставки российская таможня призывает вести через пункты пропуска, неподконтрольные ополчению». А при провозе гуманитарных грузов, по его словам, наиболее сложным оказывается вопрос с лекарственными препаратами. «Лекарства мы сейчас уже порядка месяца не можем завезти в ЛНР и ДНР. Лучше всего обстоят дела с продуктами», — добавил он. Обычная процедура пропуска грузов, как объяснил Анпилогов, состоит в том, что представитель российского МЧС выезжает на границу и проверяет данный гуманитарный груз на соответствие его гуманитарным целям.
«Сейчас и со стороны ЛНР и ДНР, и со стороны России существует негласная политика по замыканию гуманитарных потоков на так называемые Центры восстановления — Центр восстановления Донецкой республики и Центр восстановления Луганской республики, которые занимаются централизованным распределением гуманитарной помощи», — сообщил Анпилогов.
С адресной помощью, по его словам, дела также обстоят не столь гладко. «У нас есть своя программа адресной помощи. Мы написали письмо в эти центры. В итоге они берут части продукции на централизованное распределение, а часть мы развозим сами в рамках нашей адресной программы. Однако не у всех эти вопросы решаются», — подытожил общественник.
Напомним, что гуманитарная катастрофа пришла в Донбасс вместе с войной и последовавшей затем экономической блокадой Донбасса со стороны Украины. Многие люди в результате боевых действий лишились не только своего жилища, но и возможности заработать. Люди нуждаются не только в лекарствах, продовольствии, но и в строительных материалах для того, чтобы восстанавливать свои жилища. Регулярная помощь Российской Федерации не способна решить всех проблем. Значительную поддержку населению республик Новороссии оказывают гражданские и общественные инициативы.
- Рогов: армия РФ зачистила котёл ВСУ южнее Курахово — 1028-й день СВО
- Врач предупредила об опасных паразитах в красной икре
- Х5 приостановила продажу шпрот «За Родину» после сообщений о ботулизме
- При столкновении двух поездов под Мурманском с рельсов сошли 19 вагонов
- В Мурманской области в аварии с поездом пострадали 17 человек