Генеральный директор новгородского предприятия ОПК: Мы ещё до санкций научились работать с тем, что есть
Новгородская компания ЗАО «ЭЛСИ» занимается проектированием и изготовлением оптико-электронных систем видеорегистрации и электронных модулей различного назначения. В компании работают 240 человек, 80% разработчиков — выпускники Новгородского государственного университета. Генеральный директор предприятия Сергей Вяткин в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал, как воспринял слова президента России Владимира Путина в послании Федеральному Собранию РФ о необходимости ужесточения ответственности за выполнение гособоронзаказа, о развитии индустриальных парков, о подготовке инженерных кадров.
ИА REGNUM: Сергей Николаевич, как Вы восприняли слова президента страны о необходимости жёсткого, действенного контроля за выполнением гособоронзаказа?
Этот вопрос давно назрел, и его решение будет зависеть от исполнителей слов президента — вернее, от того, насколько рьяно они за это возьмутся. И если возьмутся рьяно, и вне зависимости от того, что и как мы производим, а только в привязке к срокам исполнения, то это будет очень плачевно. Многие станут отказываться от проектов, либо уйдут из этой отрасли на гражданское направление. Важно, что считать результатом — изделие или срок, потому что при выполнении опытно-конструкторских работ сроки завязаны, во-первых, на заказчика, который очень долго подписывает договора и очень долго выплачивает авансы. А во-вторых, от закупки комплектующих, так как поставщики тоже сроки не исполняют. И здесь встаёт вопрос, где искать крайнего. Если нам будут оказывать помощь в работе с заказчиками и поставщиками — хорошо, а если просто наказывать и угрожать — заинтересованности не будет.
ИА REGNUM: Насколько ваше предприятие зависит от гособоронзаказа?
Сейчас на 96%. Но я уже ищу параллельные направления. Мы небольшая, частная, новгородская компания, и, хотя мы исполняем все сроки, понимаем, «бразды правления» сейчас отданы госкорпорациям. А в отношении к таким компаниям, как наша, требования к срокам и стоимости ужесточаются, становятся бескомпромиссными. Договора заключаются очень долго. Почему? Я этого не понимаю. Договора заключаются «задними числами», а значит, все дальнейшие процессы затягиваются. С поставщиками мы можем решить вопрос, но при нормальном авансировании. Есть программа кредитования гособоронзаказа, но она касается только участников процесса с госкапиталом. Частному бизнесу приходится изыскивать собственные средства, которых у нас практически нет, мы работаем на грани себестоимости.
ИА REGNUM: А какие-то пересмотры этих программ планируются?
Пока движения в этом направлении нет. Говорится много, но пока это не работает. Сейчас в выступлении президента опять прозвучала необходимость финансирования инновационных предприятий. Но механизмы ещё пока не определены и непонятны. Было бы неплохо, чтобы они, наконец, заработали. Мне бы хотелось, чтобы предприятия ОПК, независимо от формы собственности, могли получать целевое кредитование по ставке рефинансирования, это значительно стимулировало бы данную отрасль.
ИА REGNUM: Как санкции ЕС и США сказались на вашей работе?
Мы как частная компания в этих санкциях работаем давно. Иностранные поставщики с нами работать не хотят из-за малых объёмов, накладывают коммерческие ограничения, так что мы ещё до санкций научились работать с тем, что есть. Поэтому мы и мобильны, и не испытываем затруднений в разработке того, что от нас хотят. Мы всегда можем предложить варианты.
ИА REGNUM: Президент сказал о том, что нынешние школьники лучше справляются с некоторыми задачами, чем выпускники вузов…
Согласен абсолютно! Я кадровым вопросом занимаюсь очень давно и, конечно, первое, на что мы обратили внимание, это наш Новгородский университет. Не важно, на какой специальности учится студент, важно, что он в себе несёт. Если он несёт творческую инженерную составляющую, из него получится хороший специалист. Институт должен давать фундаментальные знания, базовые производственные знания всё равно дадут на предприятии. Но в последние годы из студентов, к сожалению, на работу брать некого. Уровень подготовки и мировоззрения далёк от инженерной деятельности. В период летних каникул мы провели эксперимент и взяли на работу 14 школьников — учащихся старших классов. Сотрудники сначала не хотели с ними работать, но к концу лета сказали, что среди них есть хорошие, талантливые ребята. А от выпускников вуза, наоборот, отмахивались. То есть те фундаментальные знания, которые получают в школе, и те, которые получают в институте, — разные. При выходе из института они теряются, зато появляются амбиции. У школьника же амбиций ещё нет, а есть жажда познания, и это самое ценное, это надо развивать. Поэтому мы и дальше будем продолжать эту практику.
ИА REGNUM: Как же быть с инженерными кадрами?
Надо менять систему образования. Первое: надо, чтоб появились технические кружки в школах, причём разных направлений — и авиамодельные, и робототехники, и программирования, чтобы каждый ребёнок мог выбрать направление по своему вкусу. Второе: в техникумах и институтах надо полностью обновить лабораторную базу, потому что та, что сейчас есть, не отвечает современным требованиям и в неё надо вкладывать деньги. Затем нужна профориентация. Студентам можно практиковаться и на базе предприятий, но это хорошо для больших компаний. Для частных, небольших предприятий, у которых нет возможности отвлекать на обучение специалистов свои финансовые и трудовые ресурсы, нужны технопарки (как посредник между институтом и работодателем). При этом, на мой взгляд, их лучше разбивать на составные части: чтобы была и производственная база, и просто инфраструктура. Чтобы человек, который окунётся в эту среду, мог бы не только потом пойти на предприятие, а мог бы организовать и свою компанию, если у него есть идея. То есть нужны и инжиниринговые, и производственно-технологические, и информационные центры. Надо у ребят формировать способности творчески мыслить и решать неординарные задачи.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Над Красным морем истребитель США был ошибочно сбит американским крейсером
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Спасённые на Камчатке экипаж и пассажир Ан-2 рассказали об авиаинциденте