Сербский эксперт: Сотрудничество Сербии с Россией и Белоруссией - хаотично и бессистемно
После визита в Минск 12-13 марта президента Сербии Томислава Николича и его переговоров с Александром Лукашенко несколько белорусских высокопоставленных чиновников посетили Сербию. В официальных СМИ Белоруссии появились сообщения о реализации двусторонних договоренностей, достигнутых на уровне президентов и правительств, о "прорыве" в двусторонних отношениях, несколько омрачённых присоединением Сербии к режиму санкций Евросоюза, применяемых к официальному Минску. Об итогах белорусско-сербских отношений в уходящем году в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказала 11 декабря магистр политологии, научный сотрудник Института политических исследований (г.Белград) Александра Мирович.
ИА REGNUM: Можно ли назвать причиной слабого развития сербско-белорусских отношений отсутствие или слабую проработку нормативно-правовой базы?
Белоруссия и Сербия подписали ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве в различных сферах - научно-технической, торгово-экономической, спорта, образования, культуры, туризма, сельского хозяйства, строительства и архитектуры, юстиции, транспорта, о взаимном поощрении и защите инвестиций и др. Действует сербско-белорусская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (на основе соглашения, подписанного еще в 1996 году). Было много ярких страниц дипломатической деятельности, особенно в этом году, взаимных визитов правительственных делегаций на высшем уровне. Т.е., с формальной точки зрения, можно сказать, что отношения между нашими странами в общих чертах складываются благополучно, но если говорить, в частности, об экономических связях, то их можно охарактеризовать как слабые. Практика показывает, что экономическое сотрудничество неразвито.
ИА REGNUM: Что препятствует развитию экономических отношений между Сербией и Белоруссией?
Мы недостаточно используем потенциал кооперации, те выгоды и преимущества, которые вытекают из нормативно-правовой базы. Среди таковых можно назвать структуры национальных экономик, которые в значительной степени взаимодополняемы. Не используются уникальные особенности наших стран. Очевиден разрыв между потенциалом достигнутых соглашений и практикой.
Несмотря на значительное улучшение двустороннего экономического сотрудничества, в частности - торгового, особенно в последние годы, двусторонние отношения на практике остаются слабыми, развитыми лишь на бумаге. С 2007 г. по 2011 г. отмечено трехкратное увеличение торговли Белоруссии с Сербией - с $50 млн до более чем $145 млн. За последний год значительно вырос белорусский экспорт на рынок Сербии - на 47 %, а сербский экспорт в Белоруссию вырос на 27,4%. В 2012 году взаимная торговля составила 129 млн евро, из которых 54 млн евро пришлось на сербский экспорт и 75 млн. евро - на импорт из Белоруссии. Товарооборот по-прежнему далеко не достиг пределов экономических возможностей и потребностей двух стран и их народов. Достигнутые результаты ниже ожидаемых, они не заслуживают позитивной оценки.
В январе 2012 председатель сербской Торгово-промышленной палаты Милош Бугарин заявил, что взаимная торговля в ближайшие годы может достичь $500 млн. Белоруссия не входит в двадцатку внешнеэкономических партнёров Сербии, что указывает на необходимость более интенсивного развития экономического сотрудничества. Для сербской стороны особенно важно приложить усилия в наращивании продаж своих товаров на белорусском рынке. Наверное, и перед белоруской стороной стоит такая же задача. Поэтому обе стороны должны работать над решением этой проблемы, потому что кажется, что в обеих странах отсутствует информированность о рынках партнёра, о национальных продуктах и брендах.
ИА REGNUM: Сербия и Белоруссия не имеют общих границ, достаточно удалены друг от друга географически. Насколько это обстоятельство осложняет двусторонние связи в XXI веке и есть ли на самом деле перспективы наращивания двустороннего и многостороннего сотрудничества?
Для Сербии рынок Белоруссии может быть частью маршрута на рынок России и Казахстана, выходом на рынок Евразийского союза с огромным потенциалом - такие перспективы особенно ценятся в современной практике мировой торговли, для которой, благодаря научно-техническому прогрессу, фактор географической отдалённости утратил былое значение. Соглашение о свободной торговле между Сербией и Белоруссией позволяет с минимальными затратами размещать общие продукты на рынках России и Казахстана. Таким образом, потребностями сегодняшнего дня востребованы совместные предприятия. Необходимо, чтобы обе страны поощряли больше совместных проектов, реализуемых совместными предприятиями - в строительстве, машиностроении, АПК и других областях, где есть общие интересы. Время развивать более высокие формы экономического сотрудничества, которые сейчас сведены к торговле.
Сербия имеет большой потенциал в экспорте квалифицированной рабочей силы. Сербские компании и группы сербских специалистов могут участвовать в реализации крупных инфраструктурных проектов - как в Белоруссии, так и в России. Перспективно двустороннее сотрудничество в аграрной сфере, IТ-секторе. Сектор информационных технологий является самым быстрорастущим сектором сербской экономики, он обеспечен молодыми специалистами и высоким потенциалом экспорта услуг.
Важно отметить: необходимо развивать и укреплять не только сотрудничество между центральными властями Сербии и Белоруссии, но и сотрудничество регионов и даже между отдельными городами наших стран. Недавно в Белграде открылось третье по счёту Почетное консульство Белоруссии в Сербии, что демонстрирует рост взаимного интереса, а также перспективы расширения и совершенствования сотрудничества на практике. Мы не должны забывать о сербских и белорусских городах-побратимах. Следует использовать все возможности.
ИА REGNUM: Справедливо ли суждение о том, что правительства стран, чьи народы так симпатизируют друг другу, не прилагают должных усилий для развития сербско-белорусских отношений?
Мы видим, что одна из главных причин ненормально слабой динамики в развитии экономического сотрудничества между Сербией и Белоруссией, отсутствия его перехода на более высокий уровень, который желаем и возможен, заключается в отсутствии системных решений и системного подхода. Как и в случае отношений Сербии с Россией, изредка наблюдается усиление сотрудничества, которое на самом деле происходит хаотично, бессистемно, без продуманной стратегии. Это подтверждается фактом того, что в государственной администрации Сербии существует целый ряд различных органов и учреждений, занимающихся вопросами европейской интеграции и различными аспектами отношений между Сербией и Евросоюзом, но отсутствует хотя бы один аналогичный госорган, специализирующийся на укреплении связей со странами Таможенного союза, будущего Евразийского союза. Такое положение дел отражает отсутствие политической воли у руководства Сербии, несбалансированность политики сербских властей на протяжении длительного периода времени как во внешнеполитической, так и внешнеэкономической сферах деятельности.
ИА REGNUM: Есть осознание данной проблемы у сербской оппозиции?
Чтобы изменить нынешнюю ситуацию требуется сбалансированный подход, диверсификация внешней политики и внешней торговли - об этом недавно во время парламентской дискуссии по вопросу государственных финансов заявил депутат, зампред оппозиционной Демократической партии Сербии (ДСС) Ненад Попович.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Flightradar24 восстановил полную траекторию полёта упавшего в Актау лайнера
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Украинские мужчины бегут из страны и считают её «тюрьмой», пишут СМИ
- В Курске шесть человек пострадали при наезде автомобиля на остановку