«Среди англичан господствует невежество»: о чем писал предатель Гордиевский
4 марта в Англии ушел из жизни самый известный советский перебежчик и британский шпион Олег Гордиевский.
Полковник Первого Главного управления КГБ СССР, бежавший в Англию в багажнике посольского автомобиля в 1985 году, умер в возрасте 86 лет. Как сообщили британские СМИ, причины смерти подозрений не вызывают — он мирно скончался в своем доме в Суррее.
Советский суд заочно приговорил его к смертной казни за измену Родине. После распада СССР приговор оставался в силе, однако так и не был приведен в исполнение. В пресс-службе СВР России новость прокомментировали коротко: «Это был предатель и преступник».
ИА Регнум почитал его личные письма и узнал у бывших сослуживцев, вызывал ли предатель подозрения и почему умер своей смертью, без возмездия.
Один из работавших с Гордиевским за рубежом бывших коллег говорит, что даже не знает человека, который был бы настолько окружен родственниками-чекистами, как этот. Его отец работал в органах, родной брат Василий был нелегалом, первая жена Елена — кадровый сотрудник КГБ, работала на прослушке.
Далее — прямая речь:
— Мы использовали ее в резидентуре. Она говорила нам уже после развода: «Он не такой, как вы думаете». Но мы считали это внутренними разборками между бывшими супругами. Вторая жена Лейла Алиева — из рода Алиевых, работала в ВОЗ, ее родители — тоже чекисты. Так что тут можно только развести руками.
— Какие у него могли быть мотивы?
— Ловушка с женщиной? Возможно. Никто толком ничего не знает. Деньги? Сомневаюсь. Идейный? Я склоняюсь к версии, что ему очень нравился Запад. И мне близки слова Максима Горького: «Психология предателя — это психология тифозной вши».
— Само бегство в багажнике через советско-финскую границу тоже было неприглядным. Известно, что жена английского резидента взяла с собой младенца и в решающий момент бросила в ноги пограничникам с собаками грязный подгузник. Тем самым сумев отвлечь от запахов в багажнике…
— Как они пошли на такую авантюру, представить не могу. Это полная беспомощность. У нас было соглашение с финской контрразведкой по задержанию всех беглецов, поэтому туда прибыла целая английская команда, чтобы предотвратить его захват. Незадолго до побега он заезжал ко мне с бутылкой водки, пил чуть ли не из горла, был жутко напряженный.
Формально говорилось о том, что его должны представить руководству для назначения резидентом в Англии, но он твердил: «Меня отзывают. У меня нашли Солженицына…» У многих были книги Солженицына, и что? А через несколько дней он сбежал.
— Уже на Западе Гордиевский пытался называть себя Кимом Филби (один из руководителей британской разведки, коммунист, агент советской разведки с 1933 года. — Прим. ред.) наоборот. Такое большое самомнение?
— Как он может быть Кимом?! Филби передавал секретные документы кабинета министров Англии, сообщал об отношениях англичан с США, военных планах, создании НАТО и многом другом. А этот сдал ряд нелегалов и нанес ущерб как пропагандист. Никакого доступа к правительственным секретам у него не было.
На Западе он много выступал, разъезжал… Здесь он бросил жену Лейлу и двух малолетних дочерей. В 1991 году они ненадолго встретились в Лондоне, и Лейла ушла от него из-за такого предательства. Как дальше сложилась ее жизнь с девочками, я не знаю.
ИЗ ПИСЕМ ОЛЕГА ГОРДИЕВСКОГО КОЛЛЕГАМ В МОСКВУ В 1983–1984 гг. (публикуется впервые):
«Политическая жизнь полна событиями и скучать не дает. Главную проблему для меня составляет пока язык, в котором у меня нет еще достаточной уверенности и желаемой беглости, а также определенная степень прохлады на всех уровнях отношений среди соотечественников, что так непохоже на наш в прошлом уютный скандинавский коллектив.
Город, музеи, рестораны и т.д. знаю пока слишком мало, так как все усилия трачу на язык, изучение проблем и ежедневную возню. Кстати, что касается знакомств в разных сферах, в том числе высших, тут я испытываю то, что называется confidence («уверенность». — Прим. ред.), это, оказывается, много проще, чем internal relations («внутренние отношения». — Прим. ред.)».
«Среди англичан, даже считающихся неплохо образованными, часто господствует изрядное невежество. Они ничего, например, не слышали об упомянутой Вами «Жидкие мозги» и даже почти не знают Сомерсета Моэма (когда я называл любимую мной новеллу «Белье мистера Харрингтона» или даже серию о жизни в колониях в западном Тихом океане, они быстро меняли тему, чтобы перейти в более знакомую им область). Правда, к чести некоторых из них, были и такие, которые по-русски декламировали Лермонтова и Фета.
Я не вижу тех прелестей, о которых говорите Вы (а также нормальные дипломаты других посольств) — театра, концертов, выставок, музеев и пр. Моим утешением является лишь 3-я программа радио, которая передает только серьезную музыку, и я ее слушаю постоянно. Иногда смотрю телевидение».
***
«Срочность объясняется тем, что я на сегодня планирую выехать в отпуск 3 мая с. г. Это — если не произойдет никаких экстраординарных событий, что именно здесь всегда возможно».
***
«Буду рад услышать новости о жизни в Москве, разные сплетни и т.д. Позвонил ли Миша Б. (он был там в командировке)? С дружеским приветом, О. Г.».
ИА Регнум поговорил с «Мишей Б.» — полковником СВР в отставке, любимым учеником Кима Филби Михаилом Богдановым, выдворенным из Англии после предательства Гордиевского в 1985 году.
Ненужный предатель
— Михаил Юрьевич, Гордиевский упоминал вас в письмах, лестно отзывался в своей книге после побега. Пытался ли он вас завербовать?
— Скорее всего, да. У нас были хорошие личные отношения, мы сидели за соседними столами. Когда я как-то сказал, что устал и хочу вернуться домой, он резко отреагировал: перестань, я стану резидентом, ты — моим замом, еще поработаем. Когда я замечал, что вокруг меня начинает виться какая-то подстава, я докладывал ему, а тот называл это чушью. Потом я понял, что меня таким образом пытались очень мягко разрабатывать.
— Все это время никто ничего не подозревал?
— Руководство его недолюбливало с самого начала, он был для нас чужаком из скандинавского отдела. Даже плохо говорил на английском. Были еще внутренние «терки» за пост резидента между политическим и контрразведывательным подразделениями резидентуры. Помню, что у него была внутренняя паранойя, он боялся ехать домой в отпуск, жаловался, что у него плохие результаты по информационной работе. Так и было, и англичане стали его подкармливать такой информацией.
Не нравился он и женам наших сотрудников, которые даже бойкотировали мытье его чашки. Это была какая-то кошачья интуиция.
Бросалось в глаза, что он никогда не позволял себе никаких критических и диссидентствующих высказываний. Мы-то были диссидентами по мелочи, хотя бы анекдоты про Брежнева рассказывали. А он не такой. Это похоже на известную шутку про инструкцию от КГБ: как вычислить шпиона на внутреннем собрании? Враг не дремлет!
— К слову, о шутках. Вы после побега жестко разыграли своего известного коллегу Юрия Кобаладзе, отправив ему по почте старую визитку Гордиевского с новогодним приветом. Скандал был страшный. Несчастный вам потом никак не отомстил?
— Юрий, сам виртуозный шутник, был поражен и польщен, что кто-то его переиграл. Тот розыгрыш вошел в золотой фонд наших историй. В нашей «ветеранской» компании до сих пор случаются какие-то розыгрыши, но развести Юрия так по-крупному больше уже никогда не удалось.
— И кровожадный вопрос: почему Гордиевский умер своей смертью? Военкор Александр Коц даже провел в своем канале опрос на эту тему, и 70% проголосовало за вариант «Возмездие должно быть неотвратимым».
— Один наш коллега, например, просил отправить его в Афганистан к талибам*, чтобы оттуда попасть в Лондон и ликвидировать предателя. Но это были эмоции, которые обуревали нас на первых порах. Он не нанес гигантского ущерба, ничего великого для Англии, не говоря уже о всемирной истории, не совершил.
Конечно, для англичан это был звездный час, и они раздували, что тот предотвратил третью мировую, но это просто пропаганда. Да, резидентуре в Англии был нанесен серьезный ущерб, но это было поправимо и случилось не в первый раз. Да, болезненным было то, что мы потеряли ряд нелегалов, включая однокурсника Гордиевского по МГИМО, будущего Героя России Алексея Козлова, которого арестовали в ЮАР и подвергли пыткам.
Сам Гордиевский, несмотря на ордена от королевы Елизаветы, встречу с президентом США Рональдом Рейганом, быстро израсходовал свой ресурс, превратился в комментатора-пропагандиста, стал привирать. Кому он нужен?
— А кому был нужен Сергей Скрипаль (обвиняемый в госизмене экс-сотрудник ГРУ был обменян на группу российских нелегалов в 2010 году и восемь лет спустя отравлен в Солсбери «Новичком». — Прим. ред.)?
— Не владею точной информацией относительно него. Но если Скрипаль и после обмена продолжал наносить вред России, то определенный повод там был. Одобряем мы такое или нет — это уже другой вопрос.
Мы обсуждали с бывшими коллегами известие о кончине Гордиевского. Всё, что он сделал, вызывает просто брезгливость.
*в настоящее время организация «Талибан» признана террористической и запрещена в РФ