Еврокомиссия в начале июня с.г. рассмотрела обращение Латвии с просьбой о присоединении к зоне евро и приняла по нему положительное решение. Евро будет введено в обращение в латвийском пространстве с 01.01.2014 г. Отношение к переходу на евро в латвийском обществе воспринимается неоднозначно. В частности, в Риге противники евро начали компанию по сбору подписей для инициирования референдума о целесообразности изменения национальной валюты. В интервью ИА REGNUM 10 июня это событие прокомментировал старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Каковы общие мотивы, побуждающие страны - члены Евросоюза стремиться к присоединению к зоне евро?

Страны, использующие евро в качестве национальной валюты, известны под названием зона евро. Официально это объединение именуется как Экономический и Валютный Союз (ЭВС), который представляет собой защитный коллективный механизм бизнеса Евросоюза. Его ключевыми элементами выступают предохранители от валютных рисков, то есть, рисков, возникающих при изменении курса валют при выполнении сделок (представление об их объемах может дать размер ВВП), и экономия на операциях по обмену валют, которую эксперты оценивают в 40-50 млрд.евро. В более широком плане ЭВС нацелен на продолжение формирования единого рынка ЕС и, в частности, предусматривает создание однородного экономического и финансового пространства. Предполагается, что претворение в жизнь задач ЭВС как в узком смысле (использование евро), так и в широком - финансовая интеграция в рамках ЕС, должно обеспечивать предпринимателям стран-членов максимально благоприятные условия бизнеса.

Почему Латвия, несмотря на кризис суверенного долга в зоне евро, тем не менее, обратилась с заявкой о присоединении?

Можно назвать ряд факторов, стимулировавших обращение Латвии с просьбой о присоединении к зоне евро. Нельзя не отметить, что преимущественным значением среди них обладают не внутренние потребности латвийской экономики, а внешние факторы. Главным видится положение дел в латвийском финансовом секторе, где в период 2004- 2008 гг. прибалтийские страны и Латвия, в частности, выделялись в Европе высокими темпами роста ВВП. Приращение ВВП происходило в основном за счет активности североевропейских банков, которые "агрессивно" выдавали долгосрочные (на 30-40 лет) кредиты частным лицам и домохозяйствам. По экспертным оценкам, общий для Прибалтики долг достигает 60 млрд долларов, и серьезной опасностью для него считается возможная девальвация национальных валют. Введение же евро снимает тревоги североевропейцев.

Следует учитывать и то, что в 2015 г. предстоит председательство Латвии в ЕС. С этой точки зрения решение Еврокомиссии можно расценить как шаг по повышению европейского авторитета Латвии. В какой-то мере это также поощрение латвийских властей за то, что тяготы выхода Латвии из кризиса они возложили не на бизнес, который представлен в основном иностранным капиталом, а на население страны, сделав основной упор на секвестировании социальных статей государственного и муниципальных бюджетов.

Что последует после введения евро?

Присоединение к зоне евро не увеличивает размер дотаций ЕС в латвийскую экономику. Напротив, Латвии как члену ЭВС придется принимать участие в действии стабилизирующих механизмов и выплачивать в фонды, образующие механизмы, постоянные ежегодные взносы. Если прибегнуть к эстонскому опыту введения евро в 2011 г., то, по заключению шведских банковских экспертов, сумма эстонских взносов в механизмы стабилизации почти равна сумме дотаций, поступающих в Эстонию из ЕС, то есть финансовый баланс от расходов на членство в ЕС и доходов от членства в ЕС стремится к нулевому значению.

Одновременно возникают и другие обязательства финансово-правового содержания. Так, в случае нарушения Маастрихтстских нормативов членам зоны евро теперь необходимо платить штрафы. Раньше это требование носило факультативный характер, а теперь приобрело императивный. Поскольку прогнозы на 2014-2015 гг. для ЕС и Латвии, в частности, нельзя отнести к оптимистичным, то латвийским властям надо настраиваться на то, что штрафы придется платить.

Для рядовых латвийских потребителей введение евро выразится в скачке цен и, соответственно, общем росте инфляции. Для уточнения подробностей латвийские власти могут проанализировать недавний эстонский опыт, который полезен не только свои соседством, но и однотипностью эстонской и латвийской экономик.

В концептуальном плане присоединение к зоне евро означает утверждение принципа наднациональности в финансовом секторе, то есть внешнее управление получает предпочтительный характер перед внутренним. Однако, Латвия не встретит затруднений в принятии и усвоении этого принципа, так как последние 10 лет он уже применяется в латвийском финансовом секторе и выражается в том, что там доминируют и управляют североевропейские финансовые группы. Теперь правомернее вопрос ставить в плоскости того, останется ли латвийский финансовой сектор в зоне ответственности североевропейцев, как это произошло с Эстонией после введения евро, или для Латвии будет введено особое управление.

Возможные перспективы инициирования референдума по вопросу евро?

Латвийское общественное сознание быстро прогрессирует и становится все более самостоятельным и свободным от идеологических стереотипов. Начавшаяся в Латвии кампания по возможной организации референдума по вопросу евро вряд ли способна радикально изменить ситуацию. Она интересна тем, что в Латвии действительно формируется межэтническое гражданское общество, способное действовать активно и умеющее выражать свое мнение. Июньские муниципальные выборы с.г. продемонстрировали, что латвийское население не аполитично и обладает солидным потенциалом гражданской активности. В этом плане организация референдума покажет, какой процент евроскептиков сформировался в Латвии на настоящее время. Складывается впечатление, что в положительном решении Еврокомиссии о присоединении Латвии к зоне евро не последнюю роль играет обеспокоенность европейской элиты нарастающим разочарованием латвийского общества одновекторной консолидацией с Европой.

Как может отразиться введение евро на российско-латвийских торгово-экономических связях?

Решение о присоединении Латвии к зоне не стало новостью для российских исследователей и тем более не может рассматриваться как неожиданность в России. К примеру, ИА REGNUM еще полтора года тому назад размещало материал о том, что сценарий введения евро в латвийском пространстве будет развиваться именно так, как это и произошло. Неизбежный рост цен после введения евро приведет к удорожанию латвийского экспорта в Россию, а, значит, понижению его конкурентноспособности по сравнению, прежде всего, с однотипными литовскими и белорусскими экспортными товарами, что создаст трудности для латвийских экспортеров.

В преддверии присоединения Латвии к зоне евро отмечался некоторый инвестиционный прилив в латвийскую экономику капитала российского происхождения. Речь шла о недвижимости и реальном секторе. Отдельные эксперты объясняют это кипрским фактором, то есть ужесточением финансово-правового режима на Кипре для нерезидентов. Другие эксперты видят в действиях российского капитала спекулятивные мотивы, направленные на то, чтобы приобрести активы в Латвии до введения евро и продать их после введения евро, получив прибыль на разнице цен. Примерно по такой схеме получил неплохие доходы американский капитал в Прибалтике в начале 90-х годов после распада СССР. Какая из названных версий станет предпочтительной, покажет вторая половина 2014 г., когда мы увидим, что ожидал иностранный капитал от введения евро в Латвии.