Станислав Тарасов: Визит Владимира Путина в Турцию может стать сенсационным
На 15 октября намечен визит в Турцию президента России Владимира Путина. Он примет участие в заседании Стратегического сотрудничества на высшем уровне, а также проведет ряд двусторонних переговоров с руководителями Турции. При этом, как сообщил посол России в Турции Владимир Ивановский, "планируется подписание ряда важных соглашений, затрагивающих не только политическую сферу двустороннего сотрудничества".
Вообще, встреча руководителей России и Турции всегда воспринимается во всем мире как важное политическое событие. В то же время, каждая такая встреча имеет свои определенные нюансы. Прежде всего, отметим, что визит главы России в Турцию состоится в момент, когда на 4-ом съезде правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган переизбран ее лидером. А в 2014 году он, видимо, будет баллотироваться на пост президента страны. Это означает, что Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, стоявшие у истоков прорыва в развитии взаимоотношений между двумя странами, имеют возможность заглянуть в будущее, вместе запланировать дальнейший ход событий на этом направлении. Объективно, они - политики разного калибра. Поэтому проблема в том, кто из них в дальнейшем окажется в выстраивании отношений между двумя странами более искусным и дальновидным. Но в Турции широко распространено мнение, что Путин и Эрдоган сохраняют друг к другу политическое доверие, поддерживают тесные личные связи, что создает возможности широкого политико-дипломатического маневра на международной арене для Эрдогана.
В то же время ход событий "арабской весны" не принес с собой какого-либо определенного отхода турецкой внешней политики от ориентации на Запад в направлении альянса с Россией. Но Турция нуждается в некоторой "передышке", чтобы не быть поглощенной новой ближневосточной коррозией. Ее главная проблема - поиск новой национальной идеологии, в умении связать экономический подъем страны с ее возрастающим геополитическим статусом на Ближнем Востоке. Причем на данном этапе Турция изучает сценарии, позволяющее ей обозначить для себя ценность России в качестве такого "козыря", который можно будет более эффективно разыгрывать в отношениях с Западом. К тому же две страны заняты осуществлением проектов модернизации, что также открывает новые горизонты для общего геополитического гамбита на евразийском пространстве. Но состоится ли новое геополитическое созвездие Россия -Турция, или верх возьмет конфликт целей и интересов, сказать пока сложно.
Отметим еще один момент: серьезный экзамен своих отношений Россия и Турция выдерживают в Сирии. Эрдоган высказывается за скорейшее урегулирование сирийского кризиса, призывает членов СБ ООН - РФ и КНР - пересмотреть свою позицию в отношении режима Башара Асада. Но ранее Анкара более склонялась к силовому решению сирийского кризиса в обход СБ ООН. Кстати, недавний инцидент с обстрелом территории Турции со стороны Сирии, чуть ли не поставил две соседние страны на грань вооруженного конфликта. В этой связи НАТО, как это было с недавним инцидентом со сбитым в сирийском воздушном пространстве над Средиземном морем турецким самолетом-разведчиком, провело экстренное заседание. Однако Брюссель не проявил намерений ввязываться в сирийский конфликт, который, по словам генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, стал "угрожать безопасности региона".
Выход только в одном: принять за основу сирийского урегулирования Женевское соглашение, подписанное членами Совета Безопасности ООН и Турцией. Отказ или затягивание осуществления разработанного сценария ведет к развалу систему хрупкой региональной безопасности.
Несмотря на разные подходы сторон к вариантам сирийского урегулирования, они проводят консультации по этой проблеме, бережно относясь к накопленному за последние годы общему политическому капиталу. В основе этого лежит, конечно, наращивание торгово-экономических связей и инвестиционного сотрудничества, реализация стратегических проектов в области энергетики. Заметим, что когда мы говорим об энергетике, то проекты в этой сфере могут осуществляться только на долгосрочной основе, когда стороны хорошо представляют, куда и как может развернуться политика в регионе, который перегружен этнополитической и геополитической проблематикой. Неслучайно, как в Турции, так и в России некоторые эксперты призывают более осторожно относиться к российско-турецким проектам долгосрочного характера. Но именно Путину и Эрдогану удалось договориться по осуществлению таких проектов, как строительство на территории Турции атомной электростанции "Аккую" и газопровода "Южный поток".
Если же говорить конкретно о цифрах, то, по прогнозам, озвученным послом России в Турции Владимиром Ивановским, объем торговли между странами может до конца нынешнего года достигнуть $35 млрд. По его словам, за период с января по июль 2012 года, то есть, в момент самого разгара сирийского кризиса - этот показатель увеличился на 13%. В перспективе речь идет о стремлении двух стран довести к 2015 году объем товарооборота до $100 млрд - $150 млрд. Неслучайно и то, что многие российские компании стали проявлять активность в стремлении попасть на турецкий рынок, а турецкие компании расширяют свое сотрудничество практически со всеми регионами России.
Вот почему необходимы согласованные усилия России и Турции для воздействия на сложные региональные процессы, которые в той или иной степени затрагивают интересы двух стран, наращивание и укрепление координации и солидарная позиция по всем острым проблемам. В свою очередь, это предполагает расширение повестки российско-турецкого диалога. Хотя бы потому, что если Европа по-прежнему не может решить: нужна ли ей Турция, то для России такого вопроса нет: Турция ей нужна и в качестве важного торгово-экономического партнера, и в роли предсказуемого сильного государства на Ближнем Востоке.