"Пробег в Заполярье".

(Российская газета, 02.08.03г.).

Несколько дней назад больше 300 человек примерно за 9 часов пробежали 104 километра - расстояние от столицы Таймыра Дудинки до стадиона "Заполярник" в Норильске - в рамках рекордного легкоатлетического пробега, посвященного Дню металлурга и 50-летию Норильска. Непривычное для 70-х широт спортивное мероприятие вошло в местную Книгу рекордов и вполне достойно всемирной Книги рекордов Гиннесса: Норильск входит в пятерку самых северных городов мира, где о таких спортивных мероприятиях раньше никогда не слышали.

"Алексей Клешко: "Край должен быть ориентирован на успех...".

("Экономика и жизнь Сибирь", 04.08.03, Иван Ситников)

Экономическая ситуация в Красноярском крае, как, впрочем, и во многих других регионах страны, далека от идеальной. Не случайно краевая администрация готовит программу социально-экономического развития, призванную, по мнению властей, обеспечить стабильный экономический рост в крае. О проблемах экономики Красноярья мы беседуем с депутатом Законодательного собрания, председателем комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексеем Клешко.

- Алексей Михайлович, какова, на ваш взгляд, экономическая ситуация, сложившаяся в Красноярском крае?

- Край сейчас находится на перепутье. Экономику края по-прежнему "вытягивают", в первую очередь, те отрасли, которые мы называем экспортно-ориентированными. В ситуации, когда глобализированный мир вступил в постиндустриальную эпоху, многих это уже не устраивает, и не случайно, в том числе и на минувших предвыборных баталиях, поднимался вопрос: должен ли край оставаться на никелево-алюминиевой "игле" или нет? Это справедливая постановка вопроса, но для объективной оценки нужно понять, что еще, как минимум, в ближайшие десять лет край по-прежнему будет в значительной степени зависеть именно от этих отраслей.

Вопрос в другом: а что будет дальше? Для меня очевидно, что уже сейчас краевая власть и краевой бизнес должны совместно предпринимать усилия по значительной диверсификации экономики нашего региона, по изменению бизнес-климата в регионе. Сейчас мы имеем недостаточно развитый рынок vcnvr и торговли по сравнению с другими регионами, слабо развитый наукоемкий сектор, связанный с быстрым внедрением технологических новинок, с модернизацией технологий. Наличие в крае таких крупных игроков на экономическом поле, как Норильский никель, "Русский алюминий", "ЮКОС" и некоторых других, сказывается на малом и среднем бизнесе, который тоже начинает ориентироваться на другие ценности. И в этом смысле главный вопрос - это модернизация сознания всех, кто работает в экономическом секторе. Пройдет еще немного времени, и, если никто не предпримет никаких усилий, то экономика края будет обречена.

- Какой комплекс мер необходим для изменения ситуации?

- Краевые власти должны приложить все усилия, чтобы привести в край крупные торговые сети: российские, а еще лучше транснациональные. Если, например, краевым и городским властям удалось бы "притащить" в Красноярск сеть IKEA, в магазинах которой мебель в четыре раза дешевле, чем на рынке края, то мы бы получили пусть в одном сегменте, но серьезные преимущества перед другими регионами. IKEA, как и другие крупные сети, начинает приспосабливать местную промышленность под свои задачи. По моим сведениям, уже три красноярских предприятия лесной отрасли с ней сотрудничают. А теперь представьте, что здесь появляется ее собственный торговый центр. Для наших предприятий это означало бы инвестиции в лесную отрасль, стабильные заказы и попытку начать работать по международным стандартам. Если предприятие начинает работать для транснациональной сети, то высока вероятность, что при качественной эффективной работе можно со своей продукцией выйти с регионального на национальный рынок, значительно расширить сбыт.

- А какие еще шаги должна сделать власть?

- Нужна поддержка инвестиционной деятельности. Мы с Виктором Зубаревым и Александром Уссом почти год назад подготовили новую редакцию закона об инвестиционной деятельности в Красноярском крае. И все еще боремся за нее с администрацией края, осталось два вопроса, по которым есть разногласия. Суть закона достаточно простая: максимально стимулировать инвестиционную деятельность на территории края. Для этого мы предложили одним из пунктов - предоставление налоговых льгот. Так как мы не можем сами предоставить льготы, то собираем налоги полностью, но зато субсидируем саму инвестиционную деятельность.

- При подготовке этого законопроекта изучали ли вы опыт других регионов?

- Когда мы писали этот законопроект (нам помогал, кстати, Валерий Кирилец, один из идеологов Красноярского "Яблока"), то работали со многими предприятиями, которые реализуют инвестиционные программы не только на территории нашего края, учитывали опыт других регионов. И там увидели, на наш взгляд, очень важную модель административного сопровождения инвестиционной деятельности. О чем идет речь? Все мы, конечно, не прочь порассуждать, что нам нужны инвестиции, но как только организатор инвестиционного проекта спускается на грешную землю и начинает поход по нашим чиновникам, то рядовые чиновники не задумываются о высоком смысле инвестиций. Месяцами, а то и годами оформляют документы на землю, разрешения на строительство, архитектурные проекты и прочее.

Это ненормальная ситуация, и поэтому мы считаем, что для средних и крупных инвестиционных проектов в крае нужно административное сопровождение. Необходимо, чтобы чиновник приличного краевого уровня (допустим, специалист главного управления экономики или внешнеэкономической деятельности, это должен решить губернатор) отвечал за сопровождение этого проекта перед властью и, соответственно, перед населением края. Максимально защитить инвесторов от административных барьеров - вот задача этих мер.

- Насколько Красноярский край на сегодняшний день инвестиционно привлекателен?

- Знаете, странные вещи происходят, все говорят: "У вас такой замечательный край, у вас так все хорошо", - а реально мы не видим притока денежных средств. Я считаю, что Красноярский край долгое время был непривлекателен в силу нестабильного политического климата. По моему мнению, предыдущая администрация нанесла значительный урон репутации края на российском и мировом инвестиционных рынках. Я очень много работаю с другими территориями страны и вижу, что у нас более серьезная законодательная база.

Сегодня краевая власть, как исполнительная, так и законодательная, способна быстро реагировать на запросы рынка. Мы готовы совершенствовать и улучшать наше законодательство для того, чтобы край был инвестиционно привлекателен. Но пока еще тянется старый шлейф недоверия. Сейчас край обогнал большинство регионов по уровню политического и общественного развития. Эти успехи теперь нужно конвертировать в экономические преимущества. Что, кстати, не так уж и сложно.

- То есть перспективы у нас есть?

- Самое главное - нам необходимо работать по изменению сознания всего населения. Общество готово снова все отобрать и поделить. Я могу понять бедных людей (сам небогат), но при этом я также понимаю, что если еще раз отнять и поделить - то уже точно никаких хозяев не появится и не будет никакого бизнеса. Это путь в никуда. Власть должна приучать бизнес быть социально ответственным, а людей - уважать предпринимателей. Любой человек должен понимать, что, чем больше вокруг нас богатых, тем лучше живется каждому из нас. Это простая, казалось бы, мысль, но она должна стать основной в обществе. От того, насколько комфортно будут себя чувствовать в крае успешные люди, будет зависеть: останутся они здесь или нет. Вот говорят, что у нас не любят олигархов. А кого вообще у нас любят? Нам нужно, чтобы край был ориентирован на успех. А успех региона зависит от успеха каждого конкретного человека.

"Когда ты наступишь, хорошая жизнь?".

("Красноярский рабочий", 02.08.03)

В администрации Березовского района состоялось выездное заседание губернаторского совета. На нем присутствовали главы городов и районов, заместители губернатора и депутаты ЗС. Вел заседание губернатор Александр Хлопонин.

На совете обсуждалась программа социально-экономического развития края до 2010 года. В разработке этого документа принимали участие как теоретики, так и практики. С докладами от разработчиков выступили глава Красноярска Петр Пимашков и начальник главного управления развития экономики и планирования администрации края Эдхам Акбулатов. Присутствующим предлагалось рассмотреть два сценария дальнейшего развития края - инерционный и программный. Если пойти по первому пути - пути оптимизации расходов, реальный рост доходов населения начнется не раньше 2009 года, а доходы края по-прежнему будут зависеть от мировой конъюнктуры цен на цветные металлы.

Члены губернаторского совета поддержали второй вариант, при котором, выражаясь словами Александра Хлопонина, край перестанет "наращивать бюджетные обязательства, не подкрепленные ростом реального сектора экономики, доходы будут инвестироваться в развитие производства". При таком подходе к формированию и расходованию бюджетных средств, по прогнозам разработчиков, к 2010 году валовой региональный продукт должен увеличиться в 2 раза, а рост реальных доходов населения начнется не с 2009 года, а уже с конца 2006 года.

По второму вопросу в повестке дня выступил начальник главного финансового управления администрации края Александр Новак. Он рассказал о прошедшем первое чтение в ЗС проекте краевого закона "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае". Как известно, межбюджетные отношения являются важнейшей составляющей бюджетной политики. Суть нововведений в том, что новый закон установит твердые нормативы распределения налогов на несколько лет, что позволит регионам стремиться зарабатывать как можно больше, и чем больше заработает территория, тем больше средств останется в ее распоряжении.

"Губсовет призвал к мобилизации"..

("Сегодняшняя газета", 02.08.03)

Главы территорий края поддержали "инновационный" путь развития Красноярского края. Такое решение было принято на прошедшем в Березовке заседании губернаторского Совета.

Выступая перед собравшимися, Александр Хлопонин заявил, что к середине сентября программа социально-экономического развития края на период до 2010 года должна получить конкретные цифровые контуры. На сегодняшний день в структуре экономики края преобладает цветная металлургия. Ее доля - 68%. Ориентация на сырьевой экспорт жестко привязывает экономику региона к мировой конъюнктуре. В этой ситуации есть два пути развития; в зависимости от выбранного пути необходимо будет выстраивать социально-экономические отношения на территории края.

Первый путь - инерционный, продолжать развитие существующими темпами. В таком случае нужно понимать, что лишь к 2009 году край получит профицитный бюджет. Второй путь - инновационный. Он потребует мобилизации всех сил и резервов. Придется отказаться от новых инвестиций в социальную сферу, максимально ужаться.

Сэкономленные таким образом средства направить на развитие наиболее перспективных отраслей. Это позволит обеспечить быстрый рост экономики, что в свою очередь приведет к созданию новых рабочих мест, повышению жизненного уровня населения и, как следствие, улучшению социальной обстановки в крае. Этот вариант на порядок сложнее, требует решительных и кардинальных решений, но эффективен и в относительно короткие сроки должен принести ощутимый результат. Предполагается, что уже бюджет 2006-го года будет профицитным.

Поставленные перед выбором главы территорий поддержали губернатора и высказались за второй вариант развития края. "Мы должны разделить ответственность. В этой ситуации, когда губернатор берет на себя ответственность, давайте и мы разделим ее с ним", - заявил глава Березовского района Сергей Хруль. Главы посчитали нецелесообразным распылять и без того небольшие средства края на множество направлений, решили сосредоточиться на приоритетных. "Или мы разделим средства на всех и ничего не получим, или ужмемся, но будем иметь результат", - заметил глава Курагинского района Леонид Марченко.

"Губернаторский совет в Березовке".

("Экономика и жизнь Сибирь",04.08.03, Валерий Лихачев)

В администрации Березовского района состоялось выездное заседание Губернаторского совета. Проводил заседание губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Также присутствовали заместители губернатора Василий Кузубов, Александр Новак, Эдхам Акбулатов, Анатолий Матюшенко, глава Красноярска Петр Пимашков, и.о. главы Норильска Лев Кузнецов.

На заседании обсуждались вопросы: "О программе социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года" и "О проекте закона Красноярского края "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае".

Во вступительном слове Александр Хлопонин отметил, что есть два сценария развития региона - инерционный и программный. Первый предполагает развитие по сложившейся традиции за счет оптимизации расходов, но в этом случае рост доходов населения начнется не раньше 2009 года, а доходы края будут по-прежнему зависеть от мировой конъюнктуры цен на цветные металлы, к тому же отсутствие бюджета развития не позволит развивать другие сегменты экономики.

Согласно программному сценарию бюджетную сферу нужно оставить в том положении, в котором она находится сейчас, не сокращая, но и не увеличивая на нее расходы. По словам Эдхама Акбулатова, это позволит направить все бюджетные доходы на развитие реальных секторов экономики, быстроокупаемых проектов, что приведет к росту реальных доходов населения уже к концу 2006 года. Следуя этой программе, к 2010 году внутренний региональный продукт должен увеличиться в два раза.

В ходе обсуждения программы большинство глав территорий поддержали именно второй вариант развития. Как ожидается, после переработки программа будет представлена на суд жителей края и принята в сентябре этого года.

Второму вопросу повестки дня было уделено внимания не меньше - ведь межбюджетные отношения являются важной частью бюджетной политики.

Новый краевой закон о межбюджетных отношениях, по оценкам специалистов, установит твердые нормативы распределения налогов на несколько лет. Это позволит территориям больше средств оставлять на их собственные нужды. При этом будут разработаны единые методики выравнивания бюджетной обеспеченности территорий и распределения фонда финансовой поддержки.

На итоговой пресс-конференции губернатор заверил, что ни одна социальная программа не пострадает, расходы на бюджетную сферу не сократятся, а просто временно не будут наращиваться.

"Экономическая теория".

("Известия-Красноярск", 02.08.03, Никита Медведев)

Александр Хлопонин впервые публично презентовал "Программу социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года" главам районов и городов. По мнению губернатора, именно они "...лучше всего знают ситуацию на местах и способны определить реалистичность заложенных в документе целей и задач". Однако вместо помощников Хлопонин нашел в лице мэров и руководителей районов если и не жестких оппонентов, то всего лишь молчаливых соглашателей. В ближайшее время главы должны обсудить программу со своими подчиненными на территориях, но вряд ли это что-то изменит. Чиновники пока не готовы принять оптимизацию бюджета и новые экономические приоритеты.

По словам открывавшего заседание Губернаторского совета Александра Хлопонина, разработанная "Программа социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года" - это документ, который затрагивает жизнь абсолют-,. но всех слоев общества и, соответственно, должен подвергнуться максимально широкой оценке и экспертизе. И в первую очередь - главами муниципалитетов, которые как никто другой знают потребности рядовых граждан и главное - несут ответственность за улучшение или ухудшение их жизни. Именно этим высказыванием Хлопонин достаточно четко расставил приоритеты - краевая власть отныне готова выполнять в первую очередь координирующие функции и заниматься стратегическим планированием, а не оперативной "текучкой", как было в последние годы Этому же предстоит учиться и руководителям территорий. Однако, судя по всему, подобная перспектива мало кого радует. Тем более что экономические приоритеты у глав районов и чиновников краевой администрации несколько отличаются.

Общий тон высказываний глав можно было бы обозначить так: "Мы готовы согласиться с какой угодно программой, при условии, что нам дадут денег". Причем из двух вариантов развития региона - инерционного и программного - районщики готовы поддержать именно второй. Несмотря на то, что именно он может сильнее всего ударить по ним лично. Жителям поселков, деревень и малых городов будет достаточно сложно объяснить, почему власть не дает денег на новые школы и больницы, а финансирует строительство новых мебельных фабрик и заводов по переработке пищевых продуктов. Термины "временной лаг", "реальный сектор экономики" и многие другие не знакомы даже некоторым главам территорий, не говоря уже о рядовых жителях. Им намного проще и привычнее жить в ситуации, когда, по словам Хлопонина, "первый парень на деревне - баянист, который получает твердую зарплату от управления культуры".

То, что перемены будут происходить "со скрипом", наглядно демонстрировали выступления мэров крупных городов и развитых в экономическом отношении районов. Даже они, понимая очевидную бесперспективность фрондирования инициативе губернатора, говорили в основном о собственных потребностях. На стратегические планы это походило слабо. Типичный пример - выступление главы Лесосибирска Николая Коллакова, доказывавшего губернатору крайнюю необходимость строительства нового целлюлозно-бумажного комбината. Особенно - в связи с тем, что "нужно развивать новые производства". Кроме того, по словам Колпакова, необходимо скорейшее привлечение в край крупных финансово-промышленных групп, которые могут поднять лесодобычу и лесопереработку. Все это прозвучало ровно через полтора месяца после того, как Хлопонин достаточно жестко заявил, что "объем перерабатываемой на сегодня древесины не позволяет строить в крае еще один ЦБК. Это просто неэффективно". Что касается "лесных" ФПГ, то, по словам губернатора, "...то, что они придут или готовы прийти, - это иллюзия. Давно ждем, а их все нет. Нужно создавать собственную вертикально-интегрированную компанию с участием края. Кто не пойдет - заставлять не будем".

Последний тезис, впрочем, не относится к главам территорий. Им настойчиво рекомендовано не ждать следующего года, а уже сегодня "садиться и готовить собственные программы развития". Край готов помогать самыми различными способами, вплоть до оплаты работы экспертов. Однако энтузиазма у глав муниципальных образований это вызвало достаточно мало. Так, по словам главы Железногорска Андрея Катаргина, для них уже разработали сразу несколько стратегий развития, одной из которых предусматривалось полное переселение жителей Атомграда в другие районы края. Катаргин считает такой вариант развития событий кощунственным. В отличие от того же губернатора. По словам Хлопонина, "...сейчас на территории Диксона живут полторы тысячи человек. Содержать их там с экономической точки зрения - безумие. Подсчитано: если вывезти их оттуда в южные районы края, дать жилье и всю оставшуюся жизнь платить по полторы тысячи рублей зарплату "просто так" - государству это обойдется дешевле. Если так - надо рассматривать такие варианты".

Общее мнение глав территорий выразил мэр Ачинска Михаил Ачкасов: "Сколько эту программу ни крути, с какой стороны ни смотри, путь у нас один. И все с ним согласны. Только средств на его реализацию нет". Еще более откровенными соображениями поделился с корреспондентом "Известий-Красноярск" глава одного из южных районов: "...На моей памяти - это не первая такая программа развития края. И на бумаге там всегда все хорошо. Но как только встает вопрос о ее реализации, оказывается, что все удобнее делать по старинке. Как мы просили денег у края - так и будем просить. Потому что и новые школы нам нужны, и новые больницы".

Пока обе стороны взяли паузу до сентября. Главам территорий за это время рекомендовано обсудить нововведения с местными депутатами и - по возможности - населением. Губернатор же со своей стороны тоже обещал поправить в документе ряд спорных моментов. Осенью программа будет рассмотрена на сессии Законодательного собрания края. Хлопонин не сомневается в том, что она будет принята. Главы тоже. Однако никакого энтузиазма по ее воплощению в жизнь они, похоже, не испытывают. Даже несмотря на то, что следующий, 2004-й год должен стать только лишь "переходным". Если "переход" будет не слишком гладким, "экономический рывок" будет снова отложен.

"Запрограммированный край".

("Известия-Красноярск", 02.08.03, Андрей Хохлов)

"Полигон для отработки комплексных целевых программ" - так называли Красноярский край ведущие журналисты восьмидесятых, когда центральные деловые издания СССР организовывали специальные семинары для нового поколения советских пропагандистов. Слова Коммунистической партии, к сожалению, не расходились с делом. В конце 70-х на совместном заседании ЦК и Совета Министров была принята базовая экономическая программа развития Красноярского края, куда еще входили Хакасская автономная область, Эвенкия и Таймыр, - "Красноярский миллиард". Речь шла о рублевом доходе территории на ближайшие десять лет, для чего параллельно с центральной промышленной программой населению предложили так называемую "Красноярскую десятилетку" - политический вариант гигантского проекта. А для того, чтобы жители края, добывающие для СССР миллиарды долларов валютных поступлений, не чувствовали себя совсем уж рабами московской метрополии, в кулуарах крайкома и идеологического отдела ЦК родилась сопутствующая компенсационная программа "Превратим Сибирь в край высокой культуры!". Крестной матерью духовного окормления красноярцев была Нина Прокопьевна Силкова.

В рамках триады программ сделали многое. Построили площадку Красноярского экскаваторного завода, Дворец спорта и театр оперы, здание музыкальной комедии и начали возводить институт искусств.

"Выхухоль свинье не товарищ".

("Сегодняшняя газета", 02.08.03, Людмила Винская)

Большинство российских партий смахивают на объединения массовиков-затейников, экологов или юных натуралистов, спортсменов, кого угодно, но уж никак не тянут на "ум, честь и совесть эпохи". Борис Немцов хватил еще круче, еженедельник "Аргументы и факты" (№31) приводит его слова: "Очень многие российские партии - партии ленивых и пьяных". А теперь еще появилась партия любителей выхухоли, она же Партия жизни, которую возглавляет сам спикер Совета Федерации Миронов. Кто бы мог подумать... Чепуховина какая-то, а не многопартийная жизнь. Ну и газеты освещают ее соответствующе - хихикая, ерничая, но не скупясь, однако, на место для подобных публикаций.

С ними могут соперничать разве что всякие истории про напасти, обрушившиеся на наших богатеев. Впрочем, неизвестно, что лучше: сидеть при зеленых миллиардах и страдать, или страдать, находясь при скудной зарплате? И чем активнее газеты развивают тему гонимых олигархов, которые, судя по выступлению Аркадия Вольского, готовы выкинуть белый флаг и начать договариваться, тем меньше, на мой взгляд, в сердцах россиян сострадания к этим состоятельным господам, если оно вообще к ним есть. Да и откуда ему взяться, допустим, после прочтения в "АиФ" интервью председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина "Воровать стали меньше, но хитрее". Речь о воровстве не жалкой сотни рублей, счет - на сотни тысяч долларов. Откуда явиться состраданию к таким соотечественникам, разбогатевшим за счет того, что - по большому счету - они в свое время облапошили своих сограждан. На днях тот же Аркадий Вольский, обсуждая с представителями СМИ положение Платона Лебедева, обронил, что можно было бы его и под залог выпустить: дескать "228 миллионов долларов для него не такие уж и большие деньги". Вот такая, извините за выражение, выхухоль!

А тут как назло "АиФ" в среду вышел прямо-таки с олигархическим уклоном. Ох, не к добру... Вячеслав Костиков взялся за Романа Абрамовича - "Роман с бабками и с англичанами". Ссылаясь на "мнение людей", автор уверяет, что Чукотка Роману поднадоела и "он изменил чукчам с "Челси". Тоже своего рода массовик... футболист. Но это не самое главное. Портрет олигарха-губернатора, "нарисованный" журналистом, до того неприятен, что становится действительно "за державу обидно". Темная личность, темные пятна в биографии, темные дела. А вот нате - на самом верху плавает. Плывет и не тонет: "Если "Челси" начнет побеждать, британский истэблишмент простит не только небритое лицо Ромы, но и не станет спрашивать "откуда деньги". А далее следует намек, что Роман вполне возможно смотается из России навсегда. Мол, Россия и виновата: здесь "сначала позволяют сказочно обогатиться, а потом пытаются отнять". Однако не Россия как таковая позволяла дикое обогащение, а предприимчивые люди, создававшие сами для себя условия, фирмы, законы, и в ускоренном темпе набившие "кошельки" размером с картофельные мешки. Им и тогда было наплевать на народ, и сейчас он им нужен только для определенных целей. Главным образом, в качестве электората.

"Московский комсомолец" - в Красноярске" (№31, "Судьба губернатора") тоже заметил эту особенность, но не на Чукотке, а у нас: "В Совет сторонников "Единой России" Александр Хлопонин принят, как единодушно утверждают аналитики, с одной-единственной целью - обеспечить голоса "партии власти".

Заметил "МК" и другую деталь: "Александр Геннадиевич повторяет одну из основных ошибок Лебедя: он не стремится стать "своим". Газета утверждает, что в декабре у нас снова могут начаться войны между ветвями власти. И вместо "мощного рывка" мы получим развал экономики. А для Хлопонина все обернется "прерванным карьерным взлетом". Может, и впрямь: сыт голодного не разумеет, а выхухоль свинье не товарищ? Кстати, губернаторам не везет последнее время: им вечно кто-нибудь норовит подложить свинью... "Бывшего сотрудника ЮКОСа обвиняют в клевете". Об этом сообщил 30 июля Борис Ельшин в "Коммерсанте": "Емельяновский районный суд принял к рассмотрению иск к губернатору Эвенкийского автономного округа Борису Золотареву. Его обвинили в клевете и нанесении ущерба чести и достоинству. Заявление от истцов было направлено в суд через девять месяцев после высказывания господина Золотарева".

Жалобщики - бывший глава одной из упраздненных районных администраций округа Николай Супряга и бывший майор милиции Евгений Лакеев. Повод для разбирательства - высказывание Бориса Золотарева на пресс-конференции 12 ноября прошлого года, посвященной ряду поджогов в Type (тогда пожары уничтожили 24 жилых дома). Борис Золотарев заметил, что поджоги могли организовать люди, "недовольные позитивными изменениями на территории округа". Когда журналисты попросили назвать недовольных, губернатор перечислил ряд фамилий. Среди них были упомянуты Николай Супряга и Евгений Лакеев. Слово - не выхухоль, вылетело - иди в суд. "Любопытно, что подача жалобы на губернатора Золотарева, - подмечает газета, - совпала по времени с широким наступлением правоохранительных органов на компанию ЮКОС, а Борис Золотарев до избрания главой региона весной 2001 года работал вице-президентом компании ЮКОС-РМ". А что - одним ударом семерых. И готово!

Этому же посвящена и публикация А. Хохлова "Дело эвенков" ("Время-МН", 30 июля), и начинается она с утверждения, что "губернатора Золотарева могут осудить за клевету". Посмотрим, что из этого получится. Как сказала Майя Соколова, начальник управления по связям с общественностью администрации ТАО: "Ничего из этого не получится". Зато "У него все получится", это статья Михаила Мишкина в свежем "Комке" так называется. Про визит в Красноярск лидера партии выхухолевой защитницы, т.е. Миронова. Ну, точно, затейник... "Встречусь с президентом и расскажу о том хорошем, что увидел в Красноярске". "Надо полагать, - рассуждает корреспондент "Комка", - рассказ будет о том, как замечательно край готовится к выборам в Госдуму. Тем более что тут у Миронова свои собственные интересы". Выборы же! "Правда, соцопросы лишь иногда дают полпроцента политической структуре, которая основной целью заявляет "спасение жизни на территории Российской Федерации". Впрочем, Миронов смотрит на ситуацию оптимистично. "Все у нас получится", - заявил спикер. Не уточнив: у "нас" - это у кого? И получится - что?"

Экий, однако, журналисты дотошный народ. Все норовят подковырнуть. Нет чтоб всем под выхухольи знамена сбежаться да начать спасать жизнь - человечью и выхухолью - на территории РФ путем непрерывного размножения, да зажить дружно - без склок и скандалов. Известно же: выхухоль выхухоли глаз не выклюет, точнее - не выцарапает. Разве этого мало? Мало? А много ли вам надо, позвольте тогда спросить. Ведь, сколько нам ни дай, все равно мало будет, хотя мы и не Абрамовичи никакие.

"Балтийцы помогут восстановить вокзал".

("Известия-Красноярск", 02.08.03, Евгений Азин)

Подарок к своему надвигающемуся профессиональному празднику получили железнодорожники. Головная боль последних нескольких лет руководства дороги - вокзал города - похоже, обрел, наконец, созидателя. Учитывая, что "ворота Красноярска" не видели капитального ремонта с момента открытия, можно уверенно заявить: реконструкция является не столько улучшением условий для пассажиров, сколько единственно возможным способом продлить существование вокзала. На днях состоялся тендер, результаты которого подвела конкурсная комиссия в составе представителей администрации края, мэрии Красноярска и Красноярской железной дороги. Напомним, что в первый раз конкурс, к сожалению, не состоялся, поскольку второй участник, дорожно-строительный трест, предоставил не все документы.

Участников тендера, как и в прошлый раз, было два - "Балтийская строительная компания" и строительный трест КЖД. Как сообщил журналистам главный инженер дороги Евгений Савченко, победителем признана петербургская БСК. По словам Савченко, комиссия учла опыт "Балтийской строительной компании", полученный при реконструкции вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге, а также цену - 418 миллионов рублей. К числу позитивных факторов комиссия также отнесла то, что БСК ведет строительство большинства объектов, находящихся в ведении МПС. К слову сказать, устроила и цена "балтийцев" - на 1,5 миллиона дешевле, нежели стоимость услуг их единственного конкурента - дорожного строительного треста. Согласно условиям тендера, уже к декабрю будет сдана первая очередь вокзала - западное и восточное крылья. До этого построят временный и пригородный павильоны для пассажиров. Сроки их сдачи - август-сентябрь. Савченко также заявил, что БСК намерена привлекать местных рабочих, инженеры же будут из Санкт-Петербурга. Эту информацию подтвердил на недавнем заседании губсовета и Александр Хлопонин, назвав даже процентное соотношение - 60 и сорок процентов. Налоги останутся в крае, поскольку БСК, следуя традициям, зарегистрирует в нашем регионе одну из дочерних компаний, и все финансовые операции будут проводиться через ее счета. Финансирование будет паритетным - 50 % МПС, 50% - бюджет края. Сейчас, по словам Савченко, из суммы в 418 миллионов рублей на подготовительных к реконструкции работах освоено 40-45. Согласно условиям конкурса, начальная цена торгов 11226,97 тыс. рублей в базовых ценах 1991 года, при условии освоения 500 млн. рублей в текущем году. Ввод в эксплуатацию здания вокзала должен произойти не позднее 31 августа 2004 года, с учетом ввода в эксплуатацию пускового комплекса не позднее 31 декабря 2003 года. После проведения реконструкции железнодорожного вокзала его облик изменится коренным образом. Площади вокзала увеличатся до 12 тысяч 300 квадратных метров. Это почти в два раза больше, чем сейчас. Вместимость залов возрастет с 900 до 2 тысяч 300 человек. Будут разделены пассажиропотоки дальнего и пригородного сообщения. Количество билетных касс увеличится до 16 (сейчас их 10). Центральная часть вокзала будет украшена шпилем. Восточное и западное крылья вокзала увеличатся на три этажа. После этого в них будут работать лифты. В здании появятся комната матери и ребенка, гостиница (в ней даже предусмотрены номера для VIP-персон), мини-маркет и Интернет-кафе. Специально для инвалидов на лестницах предусмотрены пандусы. Появится в новом здании вокзала и своя картинная галерея, где красноярские художники смогут устраивать выставки. После ввода в строй вокзала планируется построить четыре дополнительных пути для посадки на пригородные поезда.

Справка "Известий"

Пропускная способность нового вокзала в планах составляла 900 человек в сутки. К моменту постройки пассажирский поток увеличился уже вдвое. За прошедшие годы он значительно умножился, и сейчас составляет 8-9 тысяч в сутки и порядка 8 миллионов пассажиров в год. Находящееся в эксплуатации с сентября 1961 года старое здание вокзала имеет износ стен и фундаментов до 60%. Проект нового вокзала разработан в Новосибирске.

"ФПГ и краевая власть".

("Экономика и жизнь - Сибирь", 04.08.03)

В Красноярске состоялось заседание представителей крупнейших финансово-промышленных групп, работающих на территории края, с губернатором Александром Хлопониным.

На нем губернатор очень четко обозначил позицию власти по взаимодействию с ФПГ. Он подчеркнул, что налоги должны оставаться на той территории, где работает предприятие, трудятся люди. Александр Хлопонин определил: в срок до 15 сентября завершить работу над подписанием соглашений краевой власти с ФПГ. Кроме налогов, в этих документах должны быть отражены вопросы занятости населения, поддержки социальных программ и развития спорта.

Все это, как считают эксперты, позволит урегулировать и сбалансировать перспективы социально-экономического развития края, поможет конкретнее спланировать бюджет и увеличить в него налоговые поступления.

Предполагается, что с каждой ФПГ будет подписан свой договор.

Конечно, кик отметил заместитель губернатора Сергей Сокол, с этим документом нельзя идти в суд, поскольку он не имеет юридической силы. Именно поэтому "мы этот документ делаем публичным, чтобы гарантировать его исполнение. Мы договариваемся ни с какими-нибудь людьми с улицы, а с финансово-промышленными группами. Это структуры, которые работают на всей территории РФ. Это структуры, которые имеют определенные политические позиции в Москве. Это структуры, в которых работают люди, имеющие определенные политические амбиции, возможно, и для них невыполнение договоренностей с краевой администрацией, подписанных и утвержденных, может быть серьезным ударом по репутации. Поэтому, с учетом того, что сейчас Красноярский край находится в фаворе по визитам гостей, в фаворе федеральных ведомств, федерального центра, можно сказать, что там 300 раз подумают, прежде чем нарушать договоренности с Красноярским краем. Поэтому сейфовых соглашений мы не подписываем. Нам нечего скрывать".

"Сокращение навигации на Енисее".

("Экономика и жизнь - Сибирь", 04.08.03)

Администрация Красноярского края надеется на "правительственное" разрешение ситуации по значительному сокращению сроков навигации на реках Сибири. Напомним, что Минприроды из-за сложной экологической обстановки на Байкале распорядилось уменьшить сброс воды в Ангару с Усть-Илимской ГЭС. Соответственно, упал уровень воды в Ангаре и в Енисее.

По словам заместителя губернатора Красноярского края Сергея Сокола, сокращение сроков навигации на реках может принести ущерб бюджету края в 6,5 млрд. рублей. Kроме того, это может повлечь за собой - сокращение порядка 6 тыс. работников предприятий лесохимической отрасли. Сейчас администрация края ищет пути разрешения этой сложной ситуации.

Как сказал Сергей Сокол, сбрасывать воду с Красноярской ГЭС нельзя, так как в случае холодной зимы в крае это вызовет нехватку энергии. Поэтому администрация края предлагает Минприроды решить проблему за счет Байкала. Тем более что, по информации Сокола, уровень рек, впадающих в озеро, превышает нормальный. Тем не менее, для разрешения ситуации необходимо решение Правительства РФ. И причем скорейшее.

"Наши позиции совпадают".

("Красноярский рабочий", 02.08.03)

Как уже сообщал "Красноярский рабочий", заместитель министра имущественных отношений РФ Святослав Лычагин побывал в Красноярске и провел выездное заседание комиссии по анализу эффективности деятельности ряда федеральных государственных предприятий, в том числе и на территории нашего края.

В совещании приняли участие представители КУГИ и руководители предприятий Красноярского края, Читинской, Томской, Кемеровской областей, Республики Тыва. Святослав Лычагин подчеркнул, что на рассмотрение комиссии вынесены предприятия, "отколовшиеся" от ранее приватизированных государственных предприятий: "Фактически это малый бизнес под крышей госпредприятий. Ранее законодательство не позволяло в полной мере с ними работать, и эти предприятия жили практически по собственным правилам, не обращая внимания на утвержденный правительством устав, без отраслевого прикрепления. Сегодня ситуация изменилась, пора наводить порядок".

Среди федеральных государственных предприятий, находящихся на территории Красноярского края, была проанализирована деятельность ФГУП "Оргтехстром", "Красноярское производственно-техническое управление связи лесной промышленности", "Германий" и "Степановский леспромхоз". Ситуацию на каждом предприятии обсуждали отдельно, речь шла о том, что необходимо для каждого из них подобрать ту организационно-правовую форму, которая позволит предприятиям работать эффективно, увеличить прибыль, сохранить рабочие места, стать инвестиционно привлекательными. Особое внимание члены комиссии уделяли оформлению документов: наличию утвержденного устава, контракта с руководителем, программы развития предприятия. Подводя итоги заседания, Святослав Лычагин отметил высокий профессиональный уровень подготовки совещания и работы КУГИ с федеральными предприятиями, находящимися на территории края. Заместитель губернатора края Вадим Медведев сказал: "Диалог с руководителями получился, они понимают задачи, стоящие перед ними, нашу общую ответственность за судьбу предприятий". На комиссии также решен ряд важнейших вопросов о взаимодействии территорий с Министерством имущественных отношений. "Наша позиция в целом совпадает: все, что остается в государственном секторе, должно оптимально соответствовать задачам, которые стоят перед государственной властью", - подчеркнул Медведев.