Зардушт Ализаде о Транскаспийском газопроводе: "Многие захотят проучить Иран"
Интервью ИА REGNUM с азербайджанским политологом Зардуштом Ализаде.
ИА REGNUM: Как, по-вашему, в случае реализации проекта транскаспийского газопровода этот вопрос будет согласовываться с Ираном?
Я думаю, что пока еще нескоро все это будет. Я не вижу это делом ближайшего будущего. Но если дело дойдет до прокладки газопровода, то никто особо мнением Ирана интересоваться не будет. Между Азербайджаном и Туркменией определят линию морской границы, и по дну Каспия проложат этот трубопровод. Вот и все.
Ну, естественно, спрашивать будут, но даже если Иран ответит "нет", все равно будут прокладывать, невзирая на его позицию. А если Тегеран начнет выпендриваться, то в этом, думаю, Азербайджан не оставят без поддержки. Появится очень много грозных дядь, которые захотят проучить Иран, и Тегеран в этом случае, на мой взгляд, не станет лезть в бутылку и спокойно отнесется к происходящему. Так что вопрос реализации проекта транскаспийского газопровода заключается в решимости сторон, наличии финансовых средств, согласии сторон на выделение части туркменского газа через Турцию в Европу и так далее, и так далее. Но я не считаю, что это дело ближайшего будущего.
Однако в этом вопросе главное заключается не в том, что Иран будет выступать против, а в том, какова позиция России. Москва может помешать, серьезно может помешать. И в этом случае Россия может так рассчитаться за все, что вопрос реализации NABUCCO вообще отпадет. Элементарно. Вся эта карабахская шушера действует по инструкциям российских разведслужб. Стоит им только приказать, и они развяжут такую войну, что весь Южный Кавказ, особенно вот этот коридор, где пролегает газопровод, превратится в зону постоянной нестабильности. Ну а те, кто решится вкладывать туда большие деньги, круто попадет. NABUCCO оценивается во многие миллиарды, в огромные деньги. Так что никто туда не начнет вкладываться. Вот так через Карабах они контролируют регион. Если Россия пожелает остаться единственным как бы монопольным поставщиком газа в Европу, чтобы и в будущем значение Москвы возрастало, то может задействовать карабахскую проблему.
ИА REGNUM: Возвращаясь, все-таки, к Ирану, хотелось бы акцентировать внимание на том, что Тегеран в течение последних нескольких месяцев информировал о том, что подписал энергетические соглашения с Индией, Китаем, Туркменией...
Это право любого государства подписывать договоры с любой другой страной. Если это не противоречит международному закону, то ради Бога. Иран очень богатая ресурсами страна, у нее гигантские запасы газа, нефти. Но у них просто очень слаба сама промышленная база. Они не способны производить то оборудование, которое способно обрабатывать добываемые нефть и газ. Они не знают западных технологий, а запад им технологий не дает, потому что сам желает стать фактическим хозяином иранской нефти. Вот поэтому они поддерживают необходимый посыл об иранской военной программе. Это предлог для нападения на Иран. А Израиль вообще используется в качестве застрельщика, провокатора по Ирану.
Иран имеет вполне законное право заниматься поиском рынка для сбыта своих излишних минеральных запасов с целью получения валютных средств. Во всяком случае, соглашения об энергетическом сотрудничестве Ирана и с Индией, с Китаем и Турцией - это абсолютно законная деятельность, и ради Бога. Но какое это имеет отношение к Транскаспийскому трубопроводу?
ИА REGNUM: Вопрос заключался в том, что правда ли, что Иран заключает договоры о сотрудничестве в энергетической сфере, которые на самом деле реализуются, или это всего лишь пустые, "показные" заявления о заключении соглашений?
Как правило, когда какое-то соглашение заключается, то проводится серьезная искательская работа. Составляются необходимые маршруты, заключаются договоры, группы геологов и транспортников начинают ходить по маршруту, изучают возможности, потом составляются финансовые расчеты. Потом ищут подрядчиков. То есть это долгий процесс.
ИА REGNUM: В эти дни в Баку проходит 38-е заседание рабочей группы по согласованию Конвенции о правовом статусе Каспия. Но дело в том, что Азербайджан предлагал провести это заседание еще в январе текущего года. Затем сроки были перенесены на февраль, в итоге же рабочая группа собралась только сейчас. Задержка была связана с тем, что Туркменистан и Иран не давали согласия на участие в заседании. В связи с этим возникает вопрос, стоит ли ожидать вообще положительного решения от Ашхабада и Тегерана по определению правового статуса Каспийского моря?
Ну, опять-таки, если Туркменистан договорится с Европой о том, чтобы поставлять излишки своего газа европейским странам, то собственно уже без Ирана это будет реализовываться. Азербайджан, Туркменистан и российская сторона договорятся, Турция договорится, и будут реализовывать. Ссылка на то, что не определен статус, несерьезна. Потому что не было статуса, не было договоренности между Азербайджаном и Туркменистаном, однако транснациональные компании пришли и по согласованию с Азербайджаном поставили свои платформы и начали добывать нефть. Ну и что? Туркменистан возражает, но там, где участвуют транснациональные компании, всем ясно, что за ними стоят правительства западных стран. А западные страны поступают в отношении восточных государств как всегда. Это видно на примере Ирака, Афганистана, Ливии. Все делают необходимые выводы.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Над Красным морем истребитель США был ошибочно сбит американским крейсером
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Спасённые на Камчатке экипаж и пассажир Ан-2 рассказали об авиаинциденте