Татьяна Полоскова: Куба - время перемен?
В апреле на Кубе прошел шестой по счету и первый за 14 лет съезд Коммунистической партии Кубы. Основной итог съезда - это принятие Программы социально-экономического развития Острова Свободы. План корректировки экономики предполагает не только отмену карточной системы, существующей на Кубе с 1960-х годов, отказ от избыточных субсидий, увеличение роли частного предпринимательства, но и подготовку законов, разрешающих частные сделки с недвижимостью, включая земельные участки, и автомобилями, а также, выдачу кредитов частным предпринимателям и населению в целом. Для омоложения руководства страны срок службы высших функционеров будет ограничен десятью годами.
Данные меры, по словам лидера страны Рауля Кастро не является возвратом к капитализму, а призваны спасти социалистический строй, который находится под угрозой. Анализируя происходящее на Кубе, многие эксперты задают вопрос: "Каковы возможные сценарии развития кубинских реформ? Как будут развиваться в данном ключе взаимоотношения с Россией"? И самый важный вопрос: "А готовы ли сами кубинцы к подобным переменам?"
У каждого человека есть вера в некую землю обетованную. Такой из нашего российского далека кажется Куба с ее вечным карнавалом. Попадая в Международный аэропорт Гаваны имени Хосе Марти, едва сойдя с трапа, сразу слышишь звуки неутомимой сальсы, а на улице тебя окутывает неповторимый карибский воздух. Когда я в первый раз прилетела в Гавану, всю ночь просидела на огромной веранде своего номера в отеле "Панорама" и смотрела на море. А уже утром увидела его неповторимую лазурь, в которую влюбилась навсегда. Уже при свете дня ты видишь обшарпанные здания, пустые магазины. Все это компенсируется чудесным климатом, доброжелательностью кубинцев, петушиным задором мужчин и необыкновенной красотой кубинских женщин.
Те, кто помнят Кубу периода Батисты говорят, что вся Гавана тогда была в огнях, в кафе и ресторанчиках с изумительной кухней и обслуживанием, что, конечно, привлекало многочисленных туристов. И в магазинах было все... Это правда. Но наравне с этим были жуткая нищета, дикий расизм и жестокое подавление инакомыслия, вплоть до изуверских пыток в тюрьмах. О гордости сегодняшней Кубы - бесплатной, одной из лучших в мире систем здравоохранения, никто и помыслить не мог, как и о бесплатном образовании для детей. Что подвигло выходцев из состоятельной семьи, братьев Кастро, на вооруженное восстание с целью свержения Батисты? Боль за народ, желание перемен? Но не социалистические идеалы, это точно. Об этом в начале славных дел никто и не вспоминал. Кубинская национальная элита того времени хотела управлять страной и владеть ее ресурсами сама, без североамериканских "крутых парней".
Поначалу революция тоже напоминала карнавал. Все ее участники были молоды, отчаянны и романтичны. Это уже потом стало ясно, что власть можно и не удержать. Блестящая игра советских дипломатов мягко подвела новые власти к мысли, что без поддержки СССР им американцев не одолеть, а для этого надо объявить революцию социалистической. Что и произошло. Если бы это случилось сейчас, то вряд ли нашлись бы достойные игроки на российской площадке, которые бы сумели использовать ситуацию для укрепления нашего присутствия в регионе. И за примерами далеко ходить не надо. Стоит посмотреть на наше вялотекущее копошение в Венесуэле, неоднократно вызывавшее раздражение даже у верного друга России Уго Чавеса, на неукомплектованность российских посольств в Латинской Америке профессиональными, знающими регион и владеющими его языками кадрами.
Да и вообще мало понятно, что хочет сейчас Россия в этом регионе, да и хочет ли вообще. Констатация "расширения присутствия" и рост обмена делегациями, это, конечно, дело хорошее, но ведь это средства, а цель-то какова? Пока не очень ясно, какую стратегию выберет Россия во взаимоотношениях с Кубой в свете начавшихся там реформ: консультанта, участника, наблюдателя? И встретит ли эта стратегия позитивный отклик на Острове Свободы.
Да, отношение к России и русским здесь традиционно благожелательное, несмотря на то, что Российская Федерация продемонстрировала кубинцам урок предательства в 1992 году, когда распавшийся СССР (основной экономический партнер в условиях блокады Острова Свободы) прекратил торговлю с Кубой. Фидель Кастро тогда назвал высотку российского посольства "кинжал в спину революции". К 1993 году на Кубе иссякли все припасы продовольствия, и в стране наступил т.н. спецпериод, о котором до сих пор с содроганием вспоминают те, кто пережили это время. Причем, брошены на произвол судьбы были не только поверившие в миссию социалистического СССР кубинцы, но и советские женщины - гражданки СССР, переехавшие на Кубу вследствие браков с кубинцами. В тот период начались массовые разводы с советскими женами, женщин выгоняли с работы, некоторым грозило уголовное преследование за "контрреволюционную агитацию", в случае, если они публично поддерживали проходившие в СССР реформы или отказывались их критиковать. Некоторые лишались рассудка, кто-то отчаянно боролся за жизнь, кто-то сумел уехать из страны - и не всегда забрать с собой детей. У кубинских мужей был серьезный аргумент - не хочу, чтобы дети жили при капитализме. Никакого интереса к их судьбе российские власти тогда не проявляли. Не проявляют и сейчас.
Куба сумела сохранить независимость в этой ситуации. Без нашей помощи. И без нашего участия. Нас не упрекают, но забыть такое невозможно. Кроме этого, на Кубе прекрасно осведомлены о наших реальных экономических проблемах, и повторять чужой горький опыт у них желания нет. Варианта "шоковой терапии" здесь не будет. Острого политического противостояния между сторонниками и противниками социализма тоже. Во-первых, задуманные реформы будут осуществляться, скорее всего, по китайскому варианту и с учетом опыта Боливарианской модели социализма. Отмечу, что представители Поднебесной уже давно и прочно обосновались на Кубе. Практически в каждом кубинском крупном городе есть т.н. "китайские центры"(отметим, что Россотрудничеству при МИД России так и не удалось пока открыть здесь Российский центр науки и культуры). Китайская община очень влиятельна на Кубе, а контакты между странами более чем активны. В том числе, и в сфере обмена опытом по оптимизации экономики. Консультации между Кубой и Китаем по сценариям реформирования экономики начались уже достаточно давно, и их практический результат мы скоро увидим.
Во-вторых, реальной, тем более организованной, ориентирующейся на переход к капиталистической системе, оппозиции в стране, на самом деле, нет. Во всяком случае, в тех масштабах, о каких пишет западная либеральная пресса. На Кубе есть популярный анекдот: "Органы безопасности раскрыли подпольную контрреволюционную организацию из 10 человек. Из них 9 были внедрены туда органами безопасности". Несмотря на то, что кубинские власти заявляют, что в стране больше нет т.н. "узников совести", "дамы в белом", участницы правозащитного движения, состоящего из родственниц кубинских политзаключенных, с этим не согласны.
По оценке лидера этого движения Лауры Поллан в тюрьмах Кубы до сих пор находится не менее полусотни осужденных по политическим мотивам. На Кубе действует до сих пор жесткая система законодательства в отношении тех, кто занимается "контрреволюционной деятельностью", есть Комитеты по защите революции, практически в каждом жилом квартале.
В российских СМИ высказывались оценки, что начало реформ может привести к массовым уволнениям из бюджетной сферы и появлению социальной базы для формирования серьезной оппозиции. Речь идет о поэтапном сокращении миллиона рабочих мест в госсекторе, из них удалось устроить в частный сектор около 100 тысяч человек. Но даже в этом случае речь идет об оппозиции к действующему режиму, а не о поддержке идеи демонтажа социалистической модели. Подобная расстановка сил в обществе очень похожа на ситуацию в СССР в начале перестроечного периода, когда большинство населения хотело изменений, но при сохранении всех тех социальных гарантий, которые им давал социализм. Немаловажно и то, что у кубинского населения по-прежнему серьезно ограничен доступ к информации, что существенно сужает возможности оппозиции влиять на настроения населения, в том числе, делать это из-за рубежа. Пользование интернетом, как и мобильной связью, на Острове было разрешено совсем недавно, и учитывая очень высокие тарифы на стоимость услуг, доступны пока очень малому числу кубинцев.
Эмигранты с Кубы и их потомки, в том числе из Майами не так давно получили возможность посещать Кубу, но вряд ли они способны кардинально повлиять на ситуацию в сфере информации и на настроения кубинского общества. По крайней мере, сейчас.
Основная проблема, с которой столкнется Куба, если она захочет идти по пути реальных изменений - это сопротивление населения, привыкшего к социальным гарантиям, пусть и минимальным. За годы социализма на Кубе была создана одна из лучших в мире систем здравоохранения, естественно, бесплатного. Кубинские врачи ценятся во всем мире и предоставление их услуг иностранным государствам является одной из доходных статей бюджета Кубы. Не менее важно и наличие качественного бесплатного образования. Пока о их возможной приватизации нет даже речи. Но неизвестно, как будут развиваться события. Отмена карточной системы тоже может стать серьезной проблемой. Да, карточная система - это не сахар. Тем более не кубинский. Но она гарантирует некий прожиточный минимум, независимо от того, как и где ты работаешь. А после того, как была разрешена система денежных переводов Western Union (правда, в ограниченном варианте - только для осуществления переводов от родственников, проживающих США) появилась целая группа праздной публики, не работающей и живущей на эти средства.
Очевидно, что расширение частного сектора станет не только серьезным стимулом для повышения эффективности труда в условиях конкуренции, но и породит другие проблемы. И к ним население, похоже, не готово совсем. Подавляющее большинство жителей острова работает в бюджетной сфере и слабо представляет себе колебания рынка и его последствия. Реальным особенностям рыночной экономии здесь не учат даже в профильных высших учебных заведениях (pабавный пример - студентка выпускного курса экономического факультета Гаванского университета, отличница, спросила меня, что такое оффшорные зоны). Очевидно, что если резко "открыть шлюзы", то страна может моментально превратиться в клондайк для аферистов всех мастей, учитывая поголовную неграмотность населения в сфере всего того, что выходит за рамки социалистической экономики и того образа жизни, который оно ведет уже не в первом поколении, где государство является гарантом, пусть и небогатой, но стабильной жизни. Жизни, где все равны. Именно этого сценария, на мой взгляд, и следует попытаться избежать Кубе на пути начавшихся преобразований.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Над Красным морем истребитель США был ошибочно сбит американским крейсером
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Спасённые на Камчатке экипаж и пассажир Ан-2 рассказали об авиаинциденте