Интервью ИА REGNUM Новости с главой общественного форума "Во имя Азербайджана", политологом Эльдаром Намазовым.

ИА REGNUM: Господин Намазов, что вы ждете от встречи в Нью-Йорке 24 сентября президентов США и Азербайджана?

Учитывая нынешнее состояние азербайджано-американских отношений, которые явно охладились и находятся на уровне значительно более низком, чем во времена Гейдара Алиева, наверное, стоит ожидать "разбора полетов" в узком кругу президентов и их советников, по результатам которого либо начнется "перезагрузка" отношений либо будет продолжаться нынешняя напряженная неопределенность. Конечно, будут обсуждаться и конкретные вопросы - карабахского урегулирования, энергетического сотрудничества, ситуация вокруг назначения нового посла США, афганский "транзит" и т.д. Наверняка, американская сторона затронет вопросы демократии, прав человека, предстоящие выборы и арестованных журналистов. Но, видимо, - одной строчкой, как говорится, через запятую. Потому, что в целом, концептуально, азербайджано-американские отношения сейчас не имеют такого стержня и перспективы, устраивающей обе стороны, как это было при Гейдаре Алиеве и в этот вопрос, надо будет рано или поздно внести ясность.

ИА REGNUM: В Баку и Ереване определенный интерес вызывает также ожидаемая в Нью-Йорке встреча глав азербайджанского и армянского МИД, но не окажется ли она, на ваш взгляд, проходной?

Скорее это "техническая" встреча, своего рода подготовка к более серьезному разговору, который может состояться во время предстоящего саммита ОБСЕ. Вот там будет очень подходящая площадка для обсуждения карабахского урегулирования в формате президентов стран - сопредседателей Минской Группы и сторон конфликта. Вряд ли стороны и сопредседатели упустят такую возможность, поэтому все серъезные вопросы и решения следует ожидать в рамках саммита ОБСЕ, а не встречи двух министров на генассамблеи ООН.

ИА REGNUM: Недавно Баку отозвал из Генассамблеи проект резолюции "О положении на оккупированных территориях Азербайджана", получив взамен согласие на включение в состав группы ОБСЕ по мониторингу на оккупированных армянскими военными территориях двух представителей ООН. Как, по-вашему, можно оценивать этот "размен"? Усилит ли он переговорную позицию Азербайджана?

Несомненно, да, но все зависит и от самого отчета международной миссии. Этот отчет может отличаться принципиальностью постановки вопросов или же "политкорректностью" выводов. В зависимости от этого, Азербайджан может либо снять окончательно проект резолюции с повестки дня Генассамблеи, либо добиваться принятия на следующей сессии своего варианта. Следует также учесть, что безрезультативность работы Минской Группы ОБСЕ вызывает обеспокоенность не только в Азербайджане. В кулуарах ООН обсуждается идея назначения спецпредставителя Генсека ООН по карабахскому урегулированию, многие в Евросоюзе также считают, что этой организации следует усилить свое влияние на переговорный процесс и участие в нем. В прошлом году министры иностранных дел ЕС уже представили в этом вопросе более широкий мандат для своего спецпредставителя по Южному Кавказу. Поэтому и Армении и сопредседателям Минской Группы ОБСЕ надо учитывать, что 15-летие бесплодных переговоров, которое "отмечалось" в прошлом году (если считать от соглашения о прекращении огня, подписанного в мае 1994 года), имеет только одну привлекательную черту - это не круглая дата. Но до круглой даты - 20-летия можно и не дотянуть, ситуация на линии фронта постоянно накаляется, военные инцинденты и потери сторон увеличиваются, стороны продолжают гонку вооружений, и другие международные организации тоже не в восторге от подобных итогов многолетних мирных переговоров.

ИА REGNUM: Учитывая, что в Азербайджане идет предвыборная кампания, есть ли у вас надежда, что парламентские выборы 7 ноября, в отличие от прежних, не будут сопровождаться массовыми нарушениями? Согласны ли вы с утверждениями, что у всех претендентов равные стартовые условия?

Для того, что бы такая надежда появилась, нужно либо внести серьезные изменения в Избирательный кодекс и вывести избирательные комиссии из-под контроля одной, правящей партии, либо поменять избирательную администрацию, которая последовательно фальсифицировала все предыдущие выборы. Ни того, ни другого власти не сделали. Поэтому, как в известной песне "Бурьян породил бурьян", ничего позитивного ожидать не стоит. Скорее всего, многие потенциальные кандидаты, да и большинство избирателей и на этот раз "проголосуют" не руками, а ногами. По крайней мере, за полтора месяца до выборов ничего в Баку, да и по всей стране не напоминает предвыборную ситуацию.

ИА REGNUM: По некоторым сведениям, руководство страны решило выправить на этих выборах и при помощи ряда перестановок в исполнительной власти, вроде бы, образовавшийся в последние годы "нахичеванский" крен и больше выдвигать выходцев из Армении. Ваши комментарии...

В ситуации когда вся исполнительная власть (президент, премьер, глава администрации президента и основные отделы), службы безопасности, финансовая сфера и другие определяющие ветви и институты государственной власти находятся под контролем одной региональной группы, несколько депутатских мандатов вряд ли внесут какие-то кардинальные изменения в региональный управленческий баланс. Выходцев и потомков выходцев из Армении, которые в результате четырех "волн" насильственных депортаций в 1904-1905, 1918-1920, 1946-1947, 1988-1990 годов, оказались демографически самой крупной региональной группой в современном Азербайджане, можно характеризовать по-разному, но в наивности они заподозрены еще не были. Не давали повода.

Беседовал Рафаэль Мустафаев