"Отстаивая необходимость реформы бюджетных учреждений, авторы закона "о коммерциализации бюджетных учреждений" неоднократно заявляли, что у этих учреждений больше не будет гарантий государственной поддержки, но зато они станут более самостоятельными в своей работе, смогут привлекать дополнительные средства, а значит - повысят качество оказываемых услуг. Однако детальное изучение упомянутого документа приводит к выводу, что закон не только не расширяет самостоятельность бюджетных учреждений, а, напротив, усиливает их зависимость от государственной бюрократии", - утверждает директор Фонда государственного права и гуманитарных проектов, кандидат политических наук Игорь Иваненко.

Как сообщил он корреспонденту ИА REGNUM Новости, самый важный момент закона о совершенствовании правового положения государственных учреждений состоит в том, что основная масса таких учреждений - школ, детских садов, институтов, а также учреждений культуры, больниц, организаций соцобеспечения граждан - с первого января 2012 года будет являться "самостоятельными" бюджетными или автономными учреждениями. Это предполагает два нововведения. Первое - государственные органы больше не несут субсидиарную (солидарную) ответственность по экономическим обязательствам этих учреждений. То есть, если какая-то из этих, созданных государством, организаций попадет в неприятную финансовую ситуацию, пусть даже угрожающую существованию организации, то это будет проблемой лишь самой организации, а не ее учредителя. Второй момент состоит в том, что какое-либо финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений теперь будет являться не обязанностью, а всего лишь правом органов государственной власти и местного самоуправления. Собственно говоря, на этом "самостоятельность" государственных и муниципальных учреждений заканчивается, гораздо больше в законе всевозможных ограничений, считает Игорь Иваненко.

"Закон от 8 мая исключает из перечня учредительных документов организации образования договор между учредителем и образовательным учреждением, определяющий взаимоотношения сторон, - поясняет он. - Конечно, значение этого документа в современных условиях не следует преувеличивать. Тем не менее, если мы говорим о повышении самостоятельности государственных и муниципальных учреждений по отношению к учредителям, зачем ликвидировать такой перспективный инструмент развития взаимоотношений? Вывод один: государство как учредитель бюджетных и автономных организаций стремится минимизировать свои обязательства перед ними".

По словам политолога, теперь государственные и муниципальные учреждения будут получать средства от учредителя только в рамках финансового обеспечения государственного (муниципального) задания по выполнению определенных функций. Причем, порядок формирования таких заданий, а также порядок их финансового обеспечения будет определяться административными органами (т.е. чиновниками). Даже, если само задание и порядок его финансирования не будет устраивать учреждение, последнее не сможет отказаться от его выполнения.

Бюджетные учреждения получают право "свободно" распоряжаться закрепленным за ними имуществом. Однако распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом может происходить лишь с согласия с учредителя. При этом закон очень широко трактует понятие "особо ценное движимое имущество", а кроме того дает право учредителю утверждать перечень такого имущества по каждому учреждению. По сути, все материальные ресурсы учреждения могут быть внесены в этот перечень.

Более того, сохраняется такое ограничение финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений как обязательство осуществлять операции с поступающими средствами только через лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Бюджетные организации не могут размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами.

Еще одна очень важная норма состоит в том, если учреждение сдает в аренду недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем, то финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Тот, кто знает реалии экономической жизни современной школы, понимает, что такие важные объекты инфраструктуры как спортзалы, столовые, конференц-залы образовательные учреждения вынуждены сдавать в аренду. Арендные деньги идут, как правило, на ремонты не только этих объектов, но и всей школы. Указанная норма закона ставит образовательное учреждение перед дилеммой, в каком из направлений (образовательном или коммерческом) преимущественно задействовать эти объекты. Боюсь, что недофинансирование со стороны учредителя обусловит приоритетность коммерческого направления.

"Федеральный закон от 8 мая трактует государственные и муниципальные учреждения как один из видов некоммерческих организаций. Безусловно, это прогрессивная норма. Однако этот же закон накладывает на деятельность этого вида НКО такие ограничения, что от преимуществ статуса некоммерческих организаций ничего не остается, - отметил Игорь Иваненко. - К вышеперечисленным ограничениям в хозяйственной сфере добавляются особые требования в сфере управления бюджетными учреждениями. Так, в отличие от других видов НКО государственные и муниципальные органы вправе определять структуру, компетенцию, порядок формирования органов управления некоммерческой организацией. Поправками в закон "О некоммерческих организациях" устанавливается, что руководитель государственного (муниципального) учреждения может быть назначен лишь учредителем. Учредитель бюджетной организации устанавливает в ее уставе исчерпывающий перечень видов деятельности. Это контрастирует с правами других видов НКО, которым позволено осуществлять все разрешенные виды деятельности в рамках реализации своих уставных целей. Безусловно, все перечисленные ограничения имеют смысл, если учитывать, что рынок социальных услуг в России не развит и бюджетные организации в период своего становления действительно нуждаются в существенном государственном контроле. Но почему же тогда государственные органы, сохраняя широкие административно-контрольные функции, снимают с себя ответственность за состояние бюджетных организаций? Ответ прост. Новая система координат в бюджетной сфере делает организации образования, а также иные государственные и муниципальные учреждения заложниками бюрократических структур. Теперь именно административный орган - учредитель бюджетной организации будет решать, получит ли учреждение государственное задание, каким будет это задание, как оно будет финансироваться. Этот же орган будет контролировать расчетные счета организации, определять исчерпывающий перечень видов их деятельности, согласовывать договоры по использованию особо ценного имущества (сам же решая, что является этим имуществом). Этот же орган будет решать, как распорядиться недвижимостью и особо ценным имуществом государственного (муниципального) учреждения, если бюджетная организация по каким-либо причинам перестала существовать. Ни у, вероятно, самое главное состоит в том, что этот орган не будет нести законодательной ответственности за состояние подведомственных учреждений".

По мнению вологодского политолога, закон от 8 мая 2010 года повышает самостоятельность отнюдь не государственных и муниципальных учреждений, а бюрократических структур, обладающих правами учредителей этих организаций. "Не трудно предположить, что такая "свобода" в условиях высокого уровня коррупционности может привести к попыткам воспользоваться ею в корыстных целях. Учитывая, что бюджетная сфера является последним куском неперераспределенной государственной собственности, следует ожидать попытки приватизировать здания школ, детских садов, учреждений культуры и других гуманитарных учреждений, - говорит он. - Схема реализации этой задачи очень проста: учредитель блокирует финансовое обеспечение учреждения со стороны государства и препятствует его экономической деятельности. Учреждение накапливает задолженность, теряет трудовой коллектив и лишенное гарантий государственной защиты упраздняется. Недвижимость и особо ценное движимое имущество возвращается в распоряжение тех же чиновников, которые довели до несостоятельности ликвидированное учреждение. Применяя эту схему, можно будет закрыть даже самое успешное образовательное учреждение".

"Используя известную классификацию социально-политических систем, напрашивается вывод, что для государственных и муниципальных учреждений рассматриваемая реформа заключается в формуле "несвобода без гарантий", а для бюрократических структур - "свобода без ответственности", - заключает Игорь Иваненко, директор Фонда развития государственного права и гуманитарных проектов.