Более 70% жителей Киргизии недовольны государством: Интервью
Киргизский политолог Марс Сариев поделился с корреспондентом ИА REGNUM Новости своим видением политической ситуации в Киргизии.
ИА REGNUM: Ваш прогноз на предстоящий политический сезон?
Основные тенденции вычислить можно. Я думаю, на этот раз Белому дому будет сложнее урегулировать ситуацию. Конечно, там работают очень сильные политтехнологи, которые ежедневно анализируют ситуацию, и поставленный курс они корректируют, учитывая происходящее. Но есть неблагоприятные обстоятельства, которые усложнят им купирование того, что должно произойти весной - народные выступления, рост социальной напряженности.
Во-первых, я считаю, окажет свое влияние Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана. Стало сложно провозить товары на рынок Дордой - там уже в три раза упали цены и ассортимент товаров. Вся киргизская элита держится за счет Карасууйского рынка и Дордоя, да и основная масса граждан, - промышленность и все остальное - чепуха. Практически у всей элиты по несколько десятков контейнеров на рынках. А сейчас, по информации некоторых СМИ, 50 фур стоят на казахской границе и не могут пройти. Узбекско-казахская граница, но киргизские фуры.
Эти сложности - очень мощный дестабилизирующий фактор. В одном из последних интервью о киргизско-российских отношениях Модест Колеров открыто сказал, что Киргизия со своим восточным лукавством не выдерживает проверку на верность партнерству. Киргизскую элиту взяли за горло - бизнес не идет. Клан Бакиевых с Россией в напряженных отношениях. Большие деньги теряют наши олигархи, богатые люди и так называемый средний класс, который хоть как-то держался на плаву, - у всех депрессивное состояние. Это первый фактор.
Второй фактор - рост коммунальных услуг. Все это накладывается на продажу крупнейшей распредкомпании "Северэлектор" за 3 млн долларов. Этот контраст создает у народа ощущение того, что деньги уводятся. Тот имиджевый PR, который делали Бакиеву политтехнологи, уже не срабатывает.
Третий фактор - консолидация элит по родоплеменным кланам, они проводят съезды. Происходит элитное противостояние правящей группировки и других элит, которые отодвинуты от политического и экономического рычагов влияния. Что также создает у населения очень сильное недоверие нынешнему президенту, которое озвучивается Москвой по такому алгоритму: киргизские власти не держат слова, они пытаются использовать ресурс России и других стран, у государства нет нравственного стержня, генеральной линии, которой бы власти придерживались. Налицо коммерческая конъюнктура, тем более акцент делается на то, что эти деньги, как говорят российские эксперты, используются некой финансовой группой, которая тратит их не по обязательствам, данным России. Люди начинают думать, что политика Бакиева антинародная. Он ведет политику семьи, а не интересов государства. Этим, конечно, воспользуется оппозиция. Создаются два концептуальных поля. На официальном курултае - дежурные аксакалы (главы родов, старейшины, почтенные люди. -ИА REGNUM Новости) и те, кто что-то имеют от власти, а народный курултай, который проводит оппозиция, истинно народный, он будет отстаивать тарифную политику и так далее. Это свидетельствует о том, что политтехнологи Белого дома в данной ситуации начинают проигрывать. У оппозиции тоже появились политтехнологические навыки, которые позволяют работать на этом политическом поле. Несомненно, судебное разбирательство и повторное осуждение для экс-министра обороны Киргизии Исмаила Исакова - громадный пиар. Теперь он национальный герой. А нужно знать, что ментальность киргизов - это военная демократия, у нас еще сохранилось родоплеменное сознание, в принципе, у всех кочевых племен была военная демократия. А так как он генерал, хоть и бывший, это очень хорошо ложится на почву мышления киргизов: он как защитник отечества, как принципиальный человек.
И здесь оппозиция очень хорошо играет на контрасте. Осмысляется следующее: генералу Исакову за незаконное переоформление служебной квартиры на сына дали несоразмерное наказание - 8 лет колонии строгого режима - и тут же Курманбек Бакиев с сыном Максимом, который фактически скинул на себя все финансовые рычаги влияния. Идет работа на противопоставление. Соответственно, по жанру драматургии, обиженный, гонимый всегда приобретает ореол мученика. Это очень выгодно для оппозиции, для тех, кто хочет расшатать эту ситуацию. Мне кажется, поездка Максима Бакиева в Китай с теми же проектами, что были предложены России, - очень неудачный шаг. Это создает весьма негативное впечатление о власти. Потом его запоздалые шаги по кредитам, они уже не оказывают того эффекта, на который рассчитывали поллитехнологи. Создается фон определенной нравственности. Для киргизского менталитета характерна справедливость, мы же еще живем в родоплеменном, клановом обществе, поэтому для гармонии общества нужна справедливость.
Сейчас сложилась такая же ситуация, какая была перед свержением Аскара Акаева. Но нынешняя власть все же пытается что-то сделать, например, на свой курултай они хотят пригласить глав родов. Фактически они хотят таким образом заручиться поддержкой родов, но мне кажется, что алгоритм действия власти уже просчитывается оппозицией, и они быстро принимают контрмеры. И в имиджевом плане оппозиция начинает набирать очки, а глава государства, наоборот, их очень сильно теряет. Надо учесть еще то, что в лагере Белого дома, в смысле лагере Бакиева, тоже сложности - это противостояние двух сил внутри, которое ослабляет позицию и роняет их в глазах населения. Ну и убийство киргизского журналиста Геннадия Павлюка плюс другие негативные моменты быстро выстраиваются в ряд в виде целенаправленной технологии запугивания действующей власти. В целом можно сказать, к чему это приведет. Оппозиции сейчас необходимо умело воспользоваться ситуацией.
Фактически президент дает знать, что он уже машет белым флажком, он говорит об аудите тарифов к началу апреля, и если выяснится, что цены сильно завышены, то власти готовы их снизить. В общем, ситуация анализируется. Если волна протеста, гнева и спонтанных и организованных выходов будет нарастать, и власти не смогут с этим справиться, тогда им можно прийти к варианту "козел отпущения - премьер Данияр Усенов": был аудит, тарифы завышены, царь об этом не знал и так далее. Почему к началу апреля? Потому что март рассчитывается на то, чтобы все успокоились, ситуация стабилизировалась. К Бакиеву предъявят претензии, он скажет, что мы же проводим аудит, видите, мы следим за ситуацией. На самом деле, власти смотрят, насколько накаляется обстановка, и это зависит от оппозиции. Если оппозиция грамотно раскачает ситуацию, то, конечно, Бакиев пойдет на попятную, сдаст Усенова. Так как аудит будет проводиться под контролем Центрального агенства по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИИ), возможно, Максим Бакиев и его команда скажут, что расчеты неверные - таким образом появляется шанс для контакта оппозиции с властью, тем более власть уже готова к тому, чтобы оппозиция участвовала в курултае, хотя раньше об этом и речи не шло. Практически 50% малых курултаев на местах провели дежурные аксакалы, властные структуры. Бакиев отчаянно пытается поднять свой моральный авторитет, опять завоевать сердца людей, проводятся пиар-акции, критикуются оппозиционеры. Очень большую роль в этом процессе играют независимые эксперты, политологи и остатки гражданского общества, которые могут опустить чашу весов так или иначе.
ИА REGNUM: А это может закончиться повторением событий 2005 года?
Я сомневаюсь, потому что определенная динамика существует. Мы проходили уже процесс, когда верхи не могут, низы не хотят. До такой степени накал, я думаю, не дошел, еще рановато для этих процессов, потому что часть населения все равно верит Бакиеву. Сюда накладывается страх части южной элиты, которая боится, что будет оттеснена от власти, если Бакиев будет смещен. Силы в целом равновесны. Существует народный гнев. Я думаю, что практически больше 70% населения недовольны проводимой государством, социальной политикой, но они не могут вывернуться в какие-нибудь акции, потому что до этого власть очень грамотно дискредитировала всю оппозицию. Все последние решения - приватизация "Северэлектро", шоковое повышение цен и другое - принимались спокойно, без оглядки. Власти были уверены, что лидеров нет, практически все, кто могут поднять массы, дискредитированы, сами массы настроены нигилистически. Но, я думаю, что политтехнологи не учли всех факторов.
ИА REGNUM: На ваш взгляд, какие основные проблемы существуют в обществе Киргизии?
Во времена раннего Акаева мы начали строить демократическое государство, у нас нет выхода - главенство закона. Если будет закон - искоренится коррупция, это как в книге про бизнес, в которой написано, что если продавец апельсинового сока увидит по телевизору, что глава государства лукавит или делает что-то неположенное, то тут же начнет подливать в сок воду. Все взаимосвязано. Поэтому если мы не поставим во главу государство, то будут возрождаться родоплеменные объединения как форма защиты кланов, потому что не работают институты, не работают суды. И последнее судилище над Исмаилом Исаковым подтверждает это. У меня создается впечатление, что политтехнологи Белого дома не видят, что это судилище транслируется по "Азаттыку" ("Свободе"), практически все население видит, что происходит полная дискредитация судов. Народ уже вообще не верит в суды.
Необходим человек, который был бы кристально чистым, принципиальным, которому бы верили. А сейчас пока что служат бывшие комсомольские работники второго-третьего разлива, у них в лучшем случае местечковое, фрагментарное мышление. Необходим нормальный лидер или лидер, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который не пожалел своего зятя. Он показал себя настоящим главой государства. А у нас только один путь, который начал Акаев, мы должны становиться точкой некоего роста в Центральной Азии, витриной, если хотите. Это подход, который позволяет получать ресурсы извне. А мы сейчас полностью дискредитировались - это тяжелая ситуация, а не политика, но, я думаю, что никто не заинтересован в том, чтобы пролилась кровь. И это не свойственно киргизской нации в целом, в силу ее ментальности, в силу исторических травм - геноцид 1916 года, потом Великая Отечественная война - все это в исторической памяти, люди боятся этого. И возможно, что сейчас идет очень мощное давление на президента Бакиева для того, чтобы он пошел на уступки элит, чтобы состоялся их консенсус. В пример можно поставить Грузию, 90% богатств этой республики были сосредоточены в руках клана Шеварднадзе и его приближенных, а остальные кланы были почти ни с чем. А когда пришел Саакашвили, концентрация между ними была распределена более-менее равномерно, поэтому произошла стабилизация. Вот чего хотят наши кланы.
- Путин назвал Шольцу причину начала конфликта на Украине — 996-й день СВО
- СК возбудил дело после сообщений о митинге с русофобскими лозунгами в МФЮА
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- В Крыму скончался пострадавший при обрушении моста в Джанкойском районе
- Умер основатель и владелец сети магазинов одежды New Yorker Фридрих Кнапп