Эксперт: Выгоду от "польского скандала" получили и Брюссель, и Варшава, и Минск
Вице-президент Европейского инвестиционного банка Марта Гаецка 25 февраля заявила, что банк прекратил кредитование Белоруссии по причине того, что в стране "угнетается польское меньшинство". По словам представителя ЕИБ, Минск лишился почти миллиарда евро. Ситуацию для ИА REGNUM Новости прокомментировал 27 февраля главный редактор журнала "Новая экономика" (Белоруссия) Сергей Шиптенко.
Отказ ЕИБ предоставить Минску кредитные ресурсы белорусские медиа пока не комментируют. Собственно, и активного обсуждения инвестиционных проектов ЕИБ белорусскими экспертами тоже не велось, в отличие от условий кредитов МВФ, кредитных линий Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, прихода в Белоруссию российских банков (Сбербанка, в частности).
С прошлого года госСМИ разными способами вбрасывали в информационное пространство тезис о РБ как "тихой гавани" для мировых финансово-промышленных групп, лихорадочно ищущих спасения от потрясений типа тех, которые постиг североамериканский рынок. По понятным причинам рефлексии на такие заявления и оговорки почти не было, а опубликованные комментарии отличались сарказмом. Почему - ясно в контексте таких скандальных историй, как "Лондонский форум", арест руководителя Национального инвестиционного агентства и т.д.
Приход Европейского инвестиционного банка, Европейского инвестиционного фонда, Северного инвестиционного банка и других серьезных международных финансовых структур в РБ ожидали давно. Надежды связаны были с доступом к многомиллиардным долгосрочным кредитным ресурсам с небольшими ставками. Кроме того, такие серьезные структуры вместе с кредитами приносили бы новые сервисы, серьезно стимулировали бы рынок банковских услуг.
Помимо чисто экономических вопросов попутно решались бы и политические. Кто захочет ссориться с соседом, который должен вам денег?
В Москве знают, что ЕИБ финансировал программы реформирования экономик стран-кандидатов на вступление в ЕС. Приход такого банка - однозначный сигнал российскому руководству.
Важно учитывать: Европейский инвестиционный банк - государственное финансово-кредитное учреждение Евросоюза, уставный капитал которого (как и руководящие органы) сформирован странами-членами ЕС. Отношения официального Минска как с рядом этих стран по отдельности, так и с евробюрократией, сложно назвать позитивными. Поэтому можно назвать эффективными действия польской стороны, прекрасно осведомленной о потребностях Белоруссии в "длинных" кредитах после ликвидации явных и скрытых дотаций со стороны России. Польша, Латвия и Литва не заинтересованы во взращивании регионального конкурента в лице Белоруссии.
Кредиты ЕИБ предполагалось направить на развитие инфраструктуры и энергетики, то есть, в те проекты, которые, с одной стороны, являются профильной деятельностью данного банка, с другой - включены в стратегические планы белорусского правительства по модернизации и повышении прибыли от транзитного статуса. Польша делает все для того, чтобы укрепить статус регионального лидера. И делает это успешно, используя любой повод, любую ошибку стран-соседей. Заявление руководителей ЕИБ, еврочиновников и польских политиков следует воспринимать как серьезность намерений официальной Варшавы наказать официальный Минск. "Польский скандал" - лишь повод.
Есть мнение, что ЕИБ и не собирался выделять деньги, а заявление Марты Гаецкой - элемент пропагандистской кампании против Белоруссии. Скептики задаются вопросом: был ли мальчик? Совершенно понятно, что ассигнования на "Восточное партнерство" предназначались отнюдь не Белоруссии. Откуда такая уверенность в том, что обсуждаемые с ЕИБ проекты должны были на самом деле реализоваться?
Так или иначе, озвучен предлог отказа, и причин для начала реального взаимовыгодного сотрудничества ЕИБ-РБ в ближайшее будущее не предвидится. Хотя и были оговорки относительно возобновления переговоров (не практической работы по проектам) в случае отказа белорусских властей от "преследования польского меньшинства".
На самом деле выгоды от "польского скандала" получают все.
Во-первых, официальная Варшава, нашедшая таки альтернативу замусоленному жупелу "русского империализма". Более приземленная и близкая тема угнетения "последним диктатором Европы" единокровных братьев - свежо и во всех отношениях перспективно, особенно в затерроризированной меньшинствами "старой Европе".
Во-вторых, ЕС получает повод ограничить сотрудничество с РБ разговорами. Если в отношении РФ работала схема "нефть в обмен на поцелуи", то с Брюсселем такие шутки были невозможны изначально, что не совсем понимали представители местной интеллигенции, очарованные сладкими и обнадеживающими речами "младолибералов". Европейские политики знают условия хозяйствования в РБ, инвестиционный климат, состояние фондовых рынков (скажем прямо: их просто нет в современном понимании этого термина), состояние судебной системы и т.д. Вкладывать деньги в РБ никто из крупных западноевропейских или североамериканских банков не спешил и не спешит. И вот представился повод отказать в финансировании под веским, с точки зрения "европейских ценностей", предлогом. Польская сторона сделала все, чтобы подвести под этот предлог веские доводы.
В-третьих, выгоды может извлечь и официальный Минск, если грамотно расставит пропагандистские акценты. Шило в мешке не утаишь, комментировать событие придется. Вопрос лишь в том, как упущенные выгоды подать - как упущенные издержки в момент аккумулирования средств на более актуальных проектах, как изначально тупиковую ветвь сотрудничества, как не столько белорусские потери, сколько большие потери ослепленных польской пропагандой люксембуржцев и т.д.
Сегодня, например, госСМИ сообщали об инвестиционной привлекательности РБ в контексте визита в Минск делегации "Сосьете Женераль" (представленное в РБ БелРосБанком). А после показали "спецрепортаж" Агенства теленовостей Первого телеканала гостелерадиокомпании на тему "ивенецкого скандала". Т.е. почва для пропагандистской контратаки готовится.
Впрочем, пропагандистские войны не добавят денег в белорусскую казну, не оживят амбициозные проекты, которые так и остались на бумаге. По всей видимости, к их обсуждению (равно как и другим региональным проектам) вернутся не ранее, чем во втором полугодии следующего года.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Над Красным морем истребитель США был ошибочно сбит американским крейсером
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Спасённые на Камчатке экипаж и пассажир Ан-2 рассказали об авиаинциденте