Станислав Тарасов: Поможет ли Казахстан "тюркскому наступлению" в Закавказье?
Новый действующий председатель ОБСЕ, государственный секретарь - министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев посетил Азербайджан, где провел переговоры с руководством этой страны. В повестку дня переговоров были включены региональные проблемы, связанные с деятельностью ОБСЕ в целом, и возможности карабахского урегулирования, в частности. Канат Саудабаев заявил, что в период председательства Казахстана он будет непосредственно заниматься региональными проблемами.
Накануне новый председатель ОБСЕ обозначил приоритеты своей политики Совету Безопасности ООН и провел встречу с генеральным секретарем Пан Ги Муном. На первое место поставлены проблемы укрепления взаимного доверия среди государств-участников ОБСЕ для того, "чтобы устранить реликты разделительных линий времен "холодной войны". В то же время глава МИД Казахстана подчеркнул, что казахстанское председательство приложит все усилия к разрешению затянувшихся конфликтов, особенно на территории бывшего Советского Союза. "Принимая во внимание нашу общую историю и ментальную близость, мы надеемся придать импульс усилиям наших партнеров, вовлеченных в этот сложный процесс", - подчеркнул он.
Теоретически предложенная формула - идти от решения общих проблем к частным - выглядит убедительно. Но практически для ее решения одного срока даже очень успешнего и "исторического" для всех постсоветских стран председательства Казахстана в ОБСЕ вряд ли хватит, поскольку придется переформатировать складывавшуюся десятилетиями политико-дипломатическую панораму Европы. Вряд ли у ОБСЕ хватит для этого ресурсов. Это - во-первых. Во-вторых, ставка Каната Саудабаева на "общую историю и ментальную близость" бывших советских республик, которые находятся в зонах регионального противостояния - Приднестровье, Карабах - может явиться как раз тем самым грузом, который необходимо будет "сбросить с корабля" в момент возможной бури. Достаточно хотя бы вспомнить итоги визита в сентября 1991 года в Карабах президента Казахстана Нурсултан Назарбаева с его российским коллегой Борисом Ельциным. Тогда в Железноводске была подписано вместе с руководителями Армении и Азербайджана так называемое "коммюнике стабилизации", которое предусматривало и возвращение депортированного населения к местам своего проживания, освобождение заложников, размещение в зоне конфликта информационных групп. Ничего из этой затеи не вышло.
Поэтому Астане необходимо искать другие возможности для политического самоутверждения на политической сцене Европы. Неслучайно с моментом вступления в председательство в ОБСЕ Казахстана совпал визит президента Нурсултана Назарбаева в Москву и его переговоры Дмитрием Медведевым. Астана выдвинула инициативу о проведении в Казахстане саммита ОБСЕ в 2010 году.
Любопытно, что в некотором смысле такая инициатива совпадает с заявлением министра иностранных дел Турции Ахмет Давудоглу, побывавшим на днях в Казахстане. Он заявил, что Анкара ждет от Астаны "принятия важных шагов, в том числе и в направлении решения карабахской проблемы". При этом Турция имеет в виду и возможности широкого "тюркского наступления" и по другим направлениям, учитывая то, что также недавно президентом ПАСЕ стал турецкий дипломат Мевлют Чавушоглу. В этой связи Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд в своем выступлении в университете Билькента в Анкаре "тонко" намекнул, в каким направлениях нужно будет действовать: "В Европе ценят роль Турции на Ближнем Востоке и Кавказе".
Чего же конкретно могут добиться на кавказском направлении дипломаты Канат Саудабаев и Мевлют Чавушоглу? Многолетняя деятельность Минской группы ОБСЕ сохраняла баланс сил в регионе. В конечном счете, США, Россия и Европа вышли на обновленные Мадридские принципы урегулирования карабахской проблемы. После саммита в Сочи Медведев-Алиев-Саргсян было принято решение подготовить новую редакцию этих принципов и представить их на рассмотрение Минской группы ОБСЕ "в течение двух недель". Однако, как заявил сопредседатель Минской Группы ОБСЕ от России Юрий Мерзляков, конфликтующие стороны не спешат вложиться в отведенный график. Так что по факту Минская группа выведена из "игры". Канату Саудабаеву придется либо принимать к руководству позицию Минской группы ОБСЕ, либо начинать все с "чистого листа". В аналогичной ситуации находится и ПАСЕ, где вообще нет собственного сценария карабахского урегулирования.
Тем не менее, тест на большую политику ОБСЕ и ПАСЕ придется пройти в ближайшее время. 5 февраля 2010 года президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян подписал указ о назначении парламентских выборов на 23 мая нынешнего года. "Выборы в Нагорном Карабахе международное сообщество не признает, и этот процесс не будет воспринят всерьез", - заявил в этой связи официальный представитель МИД Азербайджана Эльхан Полухов. Возможно, так оно и будет. Но это будет означать дальнейшую парализацию деятельности авторитетных европейских институтов в направлении карабахского урегулирования. Поэтому нельзя исключать, что на выборах в Карабахе могут появиться наблюдатели от ОБСЕ и ПАСЕ.
В остальном инициатива прорыва - если только она будет предпринята - решается "индивидуально". Не исключено, что в ходе своего визита в Москву Нурсултан Назарбаев, помимо идеи о созыве саммита ОБСЕ, "обкатывал" с Дмитрием Медведевым какую-либо новую кавказскую инициативу. Например, провести такой же саммит всех лидеров закавказских государств, с участием Турции, Ирана и некоторых государств Европы, и начать таким образом процесс российско-грузинского сближения. При наличии доброй воли всех сторон такое возможно. Но пока реально обозначен только один коридор: ратификация армяно-турецких цюрихских протоколов.
Выступая в Центре стратегических исследований при президенте Азербайджана в Баку, руководитель Международного центра стратегических исследований Турции Джем Огуз открыто заявил, что на Турцию оказывает мощнейшее давление Запад. По его мнению, речь идет о таких факторах, как обсуждения в Конгрессе вопроса "геноцида" армян, а также действиях со стороны высокопоставленных европейских чиновников, которые "постоянно намекают турецкой стороне, что вступление Анкары в Европейский Союз будет затруднено из-за закрытых границ с Арменией". Поэтому сражаться в одиночку Турции становится с каждым днем все труднее и выход из сложной ситуации она начинает связывать с возможными инициативами ОБСЕ и ПАСЕ на Кавказе. Кстати, полагаем, что неслучайно в турецких СМИ со ссылкой на "дипломатические источники" уже был осуществлен "вброс" информации о том, что "Анкара не исключает возможности признания независимости Абхазии". Точно также и то, что ближайшие планы зарубежных визитов эмиссаров ОБСЕ и ПАСЕ связаны именно с Закавказьем. На 6-7 марта запланированы поездки председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Жоао Соареша и специального представителя организации по армяно-азербайджанскому, нагорно-карабахскому конфликту Горана Ленмаркера. Так что новая "игра" только начинается.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Очевидцы сообщили о звуках стрельбы в ТЦ «Форт» на северо-востоке Москвы
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Польша тайно готовится к войне с Россией, пишут СМИ