Россия и Белоруссия не могут договориться об условиях поставок российской нефти. Москва готова беспошлинно поставлять Минску около 6 млн тонн нефти в год для внутреннего потребления, обкладывая остальные объёмы стопроцентной пошлиной. Белоруссия, стремясь добиться более выгодных для себя условий, неоднократно апеллировала к нормам недавно созданного Таможенного союза, настаивая на том, что движение товаров в его рамках не должно облагаться пошлинами. Сегодня, 19 января, посол Казахстана в Белоруссии Анатолий Смирнов заявил, что Казахстан готов поставлять не белорусские НПЗ нефть в любых количествах, так как Таможенный союз устраняет былые препятствия в виде высоких тарифов. Ситуацию прокомментировал для ИА REGNUM Новости российский политолог Юрий Солозобов.

Вопросы регулирования нефтяных тарифов надо решать не в рамках двусторонних переговоров, а в формате Межгоссовета или между первыми лицами наших государств, поскольку эта проблема имеет стратегическое значение. Топливно-энергетический комплекс - локомотив наших экономик. ТЭК содержит 2/3 экономики России, и, помимо этого, он выполняет две очень важные функции. Во-первых, он соединяет инфраструктуру наших государств. Белоруссия не является нефтедобывающей страной, однако она играет роль крупного транзитёра. Во-вторых, ТЭК делает жизнеспособными все народнохозяйственные отрасли трёх стран. Поэтому данный вопрос является принципиально важным, и он должен быть вынесен на отдельное заседание. Это не уровень войны хозяйствующих субъектов и не предмет для экономических и политических спекуляций.

Наш Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство будут работоспособными лишь в том случае, если в их основе будет находиться конструктивный пакт вроде Евразийской энергетической хартии. Нам нужны чёткие правила игры, поскольку всё три государства одновременно выступают в разных ипостасях: мы и добытчики, и транзитёры, и потребители энергоресурсов. Если единых правил не будет, то наша интеграция постоянно будет зависеть от воли, желания и настроения первых лиц того или иного государства. Это очень опасная ситуация. Вспомним, что Евросоюз состоялся лишь тогда, когда два европейских "локомотива", Франция и Германия, заключили "Пакт угля и стали". В свою очередь, Евразийский энергетический пакт должен чётко сформулировать основу Таможенного союза и ЕЭП.

Что касается конфликта с Белоруссией, то здесь мы видим, что Александр Лукашенко проводит свою излюбленную тактику удушения. Он шантажирует Россию в самый неудобный для неё момент. Переговорная стратегия Минска видна предельно чётко. Белорусская сторона говорит, что в течение двух месяцев мы должны что-то согласовать, но через два месяца в Белоруссии начнётся большая выборная эпопея - сначала местные выборы, а потом и президентские. Расчёт делается на то, что эти переговоры плавно "войдут" в белорусскую предвыборную кампанию, и Москве не останется ничего, кроме как пойти на все возможные уступки.

Позиция Казахстана при всей её внешней "обидности" для Москвы и для отдельных российских чиновников, выглядит рационально. Если было объявлено, что у нас есть свобода таможенного тарифа внутри страны, то почему казахстанская нефть не может поступать другому члену Таможенного союза? Вопрос в другом - в том, куда эта нефть девается на следующем этапе. А она, будучи переработанной и отправленной на экспорт, становится источником валютной "заначки" Лукашенко. Проблема не в том, можем ли мы осуществлять в нашем общем доме свободное перемещение товаров и услуг - конечно, можем. Но что будет происходить на границе этого дома? Будем ли мы, приходя друг к другу в гости, потихоньку таскать из буфетов столовое серебро? Согласитесь, это не будет нормальной практикой для партнёрства.

Поэтому пока нефтяной конфликт не перерос в достаточно агрессивную фазу и не "зацепился" с будущей предвыборной кампанией в Белоруссии, настало время здраво и спокойно обсудить вопрос о тарифах, об условиях передвижения энергоносителей и их переработки в рамках Таможенного союза. Откладывать это на потом после нынешнего заявления Астаны уже невозможно. Лидеры трёх государств должны в спокойной переговорной обстановке решить этот вопрос раз и навсегда. Если эта проблема не будет решена, это станет системной угрозой для Таможенного союза, и рано или поздно приведёт к разрушению этой интеграционной конструкции.