Управляющий директор ИА REGNUM Модест Колеров дал интервью азербайджанскому изданию 1news.az.

1news.az: В Москве, Вашингтоне, Анкаре, Киеве, Тбилиси и Карачи говорят о стратегическом характере отношений с Баку. О дружбе с Азербайджаном доносятся речи из Кишинева, Минска, Варшавы, Риги, Таллина и Вильнюса и даже из Тегерана. При этом ряд упомянутых столиц связывают далеко не идиллические отношения. Обеспечивает ли, по-вашему, комплементарная политика Азербайджану политическую самостоятельность и военную безопасность в средне- и долгосрочной перспективе?

Строить иллюзий не надо. И, например, речи из Кишинёва, когда президент Молдавии Воронин публично отказывает Азербайджану в "европейскости", надо оценивать во всём комплексе риторики и практики. Поэтому коллекционировать такие примеры фальшивой комплементарности я бы не стал. Для Азербайджана, как и для любой страны, важнее отношения с непосредственными соседями. Не менее важно и не превратиться в фигуру для чужой шахматной игры - для внерегиональных игроков, и уж тем более даже не для игроков, а для исполнителей, вроде Варшавы, Риги, Вильнюса, Таллина. Меня бы, в Москве, поцелуи какого-нибудь Габона не радовали. И уж тем более я не относил бы его заказные контакты с Россией в актив "комплементарности".

1news.az: В какой степени сегодня на фоне бушующего мирового кризиса обеспечена экономическая безопасность России, Азербайджана, Грузии и Армении?

Мировой кризис - это кризис глобальной инвестиционной экономики, экономики капитализации и финансовых инструментов, политически произвольных проектов. Его первые результаты - мощные тенденции протекционизма, опирающие национальные экономики на собственные ресурсы и возможности потребительского рынка и внутреннего спроса. Да, это в некоторой степени деградация, но это и рациональная коррекция, привязывание мыльных пузырей капитализации хоть к какой-то невиртуальной реальности. Поэтому - чем большими ресурсами, услугами, собственными продуктами, потребительским рынком располагает страна, тем больше у неё шансов на суверенное экономическое выживание. Из названных вами стран - Грузия не имеет никаких шансов на суверенное экономическое выживание и ускоренно превращается в экономический протекторат Турции и Азербайджана.

Армения стоит перед задачей приведения своего потребительского рынка в соответствие с его, так сказать, "диаспоральным", то есть по определению межрегиональным, прозрачным и диверсифицированным характером. То же касается и структуры экономики, которой надо с большей скоростью развивать технологичные продукты и услуги с большой добавленной стоимостью.

Перед Азербайджаном, в последние годы остро осознавшим необходимость превращения своих нефтяных доходов в технологичные и инфраструктурные активы - и потому весьма уязвимым в условиях одновременного падения цен на нефть, достижения пика нефтедобычи и резкого снижения капитализации промактивов, похоже, главный выбор - не в конкретной экономической стратегии, а в целом - в определении экономического потенциала своей внешней политики.

У России - в силу величины её экономики - шансов на преодоление кризиса намного больше.

1news.az: Как оценивают в Москве деиделогизированный прагматичный подход Баку к реализации проекта газопровода "Набукко"?

В отношении этого проекта вообще нет ни идеологичного, ни прагматичного подхода. Он реален исключительно с опорой на газовый потенциал Ирана и поэтому газопровод имеет смысл только из Ирана в Турцию. Поэтому ни Азербайджану, ни Грузии, ни кому бы то ни было ещё другому в этом проекте нет места.

1news.az: МИД и МО Азербайджана продолжают расследовать информацию о передаче в прошлом году Армении российского вооружения на $800 млн., несмотря на неоднократные уверения военных и дипломатов РФ в обратном. Если информация подтвердится, насколько уместно это действие России, являющейся стратегическим партнером Азербайджана, посредником в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и членом СБ ООН, голосовавшим за 4 резолюции по выводу армянских войск с оккупированной территории?

Я предпочитаю не обсуждать действия Баку по "сдерживанию" своих партнёров и повышению своих переговорных позиций. Вся история с 800 млн долларов, начиная с контролируемой "утечки" в азербайджанских СМИ 8 января и заканчивая комментарием моего коллеги Али Гасанова "Независимой газете" - пример классической тактики внешнеполитического "сдерживания". Пример успешный, успешный тем более, чем пассивнее была реакция на него России. Поздравить с хорошим техническим исполнением этой задумки азербайджанских коллег я могу, но подыгрывать им считаю излишним. И без меня в Москве достаточно тех, кто вольно или невольно "крутит педали" в пользу Азербайджана.

1news.az: Насколько обоснованны участившиеся сообщения в СМИ о трениях между старой и новой гвардией, то есть членами команды Путина и Медведева?

Вопрос некорректен. Никто же в России не обсуждает вопрос о "трениях" между президентом Ильхамом Алиевым и старой гвардией его отца.

1news.az: В последнее время на высоком уровне вновь упоминается о возможности совместной эксплуатации Россией и США Габалинской РЛС. Насколько это, по-вашему, реально, учитывая наряду с другими факторами, что в 2012 году она "отправляется на пенсию"?

США уже неоднократно отвергли эту идею. Да и новая Армавирская РЛС в России уже делает избыточной Габалинскую РЛС.

1news.az: Несколько азербайджанских аэродромов, ранее модернизированных США и Турцией для принятия больших грузовых самолетов, используются для перевозки военных грузов этого альянса в Афганистан. После вывода азербайджанских миротворцев из Косово и Ирака, вдвое усилена их численность в Афганистане. Не вызывает ли у Кремля раздражение столь тесное сотрудничество Баку с НАТО?

Москве следовало быть готовой к тому, что военный транзит США через Закавказье и Азербайджан, в частности, в Афганистан будет резко интенсифицирован после решения Киргизии о выводе из аэропорта Манас базы ВВС США "Ганси". Поэтому раздражения по этому поводу вы не найдёте. Жаль только будет, если Баку воспримет военный транзит США через Грузию и Азербайджан как один из факторов "свободы рук" для действий в Нагорном Карабахе.

1news.az: В продолжение темы. Насколько, по-вашему, реальны опасения части российских политиков и военных в том, что Альянс продолжит расширение на Южный Кавказ, и Азербайджан через пару-тройку лет после Грузии может вступить НАТО?

Грузия и Азербайджан никогда не вступят в НАТО. Это не нужно самому НАТО, ибо давать этим странам доступ к консенсуальному принятию политических решений в НАТО никто не намерен. А растущая интеграция в НАТО военной инфраструктуры Грузии (напрямую) и Азербайджана (посредством Турции, в первую очередь) - уже факт. Так что названные вами российские политики могут испытывать "опасения" уже по другому поводу. И с тем же результатом.