В высших эшелонах власти давно заговорили об укрупнении регионов. Но сегодня этот вопрос все чаще поднимается в связи с тем, что Госдума приняла Конституционный закон "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". В Правительстве РФ поговаривают даже об увеличении количества округов с семи до восьми. Ситуацию с укрупнением регионов ИА REGNUM комментирует депутат самого отдаленного парламента Сахалинской областной Думы Тамара Потапенко.

Структурным преобразованием в экономике и социальной сфере однозначно мешает неурегулированность в разграничении управленческих и контрольных функций (переизбыток) как в самом государственном аппарате, так и в сфере ответственности и полномочий власти на уровне федеральном, региональном и муниципальном. Административная реформа, по замыслу ее авторов и проводников, призвана сократить армию чиновников (которых в России в 2-4 раза, по разным данным, больше, чем в бывшем СССР) и снизить число бюрократических барьеров, привести к цивилизованному порядку межбюджетные и межнациональные отношения. У предприятий и организаций, у отраслей экономики и у административно-территориальных единиц должен быть стимул к саморазвитию, к самоуправлению. А все права и обязанности государственных, муниципальных структур и территорий должны подкрепляться необходимыми финансовыми ресурсами. Исходя из этих положений, естественно и реформирование сложившегося в советское время разделения страны на девять десятков разнокалиберных субъектов. Для того чтобы избежать трудностей в принятии и реализации законов и правительственных решений были созданы федеральные округа и предпринимаются попытки укрупнения регионов. Цель у этого новшества благая: прибавить динамичности социально-экономическим процессам, сократить разрыв между богатыми территориями-донорами и дотационными областями и республиками и улучшить качество жизни населения. Так, почти 90 процентов жителей Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области на референдуме 7 декабря 2003 года проголосовали за создание единого Пермского края. Президент и правительство активно поддерживают такую тенденцию. 24 марта Совет Федерации единогласно вслед за Государственной Думой (423 голоса "за" из 450) одобрил Федеральный Конституционный закон "Об образовании в составе РФ нового субъекта федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". Им предусматривается переходный период до конца 2005 года, а действие единого бюджета - с 2007 года. Дополнительных бюджетных расходов процесс слияния не потребует.

На этом примере переустройства страны, кстати, первом за последние 50 лет после добровольной передачи Крыма Украине, рано делать выводы. Однако в ближайшие годы подобных шагов можно ожидать в Уральском, Сибирском, Дальневосточном федеральных округах (Тюменская область, Красноярский край, Камчатка, Алтай и т.д.).

Думаю, что о Сахалине в этом контексте говорить преждевременно. У нашей самобытной островной области есть шанс приблизиться по уровню развития к регионам-донорам и остаться самостоятельной при условии урегулирования финансово-бюджетных отношений с федеральным центром. Впрочем, покушаться на нашу "независимость" вполне могут соседи - Хабаровский и Приморский края.

Будет ли это способствовать оптимизации государственного устройства страны, преодолению кризиса в организационно-административной деятельности? Вполне возможно. Но без детальных экономических расчетов и учета мнения специалистов и населения подпадающих под реформирование территорий окончательного ответа пока дать нельзя.

Тем более, что последовала новая волна предложений о преобразованиях в политико-административном устройстве страны: превращения России в конфедерацию, состоящую из семи субъектов. Говорят, в администрации президента серьезно работают над этой концепцией. А как все это воспримет общество?

На уровне появления и обсуждения идей это нормально. Однако любая попытка провести реформы без учета интересов людей обречена на провал. Здесь как нельзя лучше уместна русская поговорка: семь раз примерь и один раз отрежь.

Также есть информация, что вместе с референдумом по укрупнению регионов пройдет референдум о третьем сроке президентского правления?

По поводу увеличения срока избрания президента до семи лет или продления полномочий В.В. Путина на третий срок под предлогом обеспечения стабильности. Сам он на предвыборной встрече со своими доверенными лицами назвал такие инициативы средством подрыва Конституции и фактором, усугубляющим нестабильность. Не думаю, что у нас существует кризис и дефицит кадров лидеров. Уж этот потенциал у России неисчерпаем, и дай бог, чтобы нам всем повезло на смелых, порядочных, умных и энергичных руководителей.