Ничто не предвещало…

piter-news.com
Исаакиевский собор. Санкт-Петербург

23 июля — в самый разгар отпусков, когда один деловой сезон закончился, а следующий еще не начался, и чиновники, крупные бизнесмены, депутаты, архитекторы, эксперты уехали из Петербурга на отдых, — на сайте председателя комиссии по образованию, науке и культуре Заксобрания Петербурга Максима Резника 23 июля появилось сообщение об обращении петербургской епархии к губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой передать Исаакиевский собор в ведение РПЦ.

Исаакий — «открыточный вид» Петербурга, легендарная архитектурная доминанта, возведенная в 1858 году, с уникальным скульптурным комплексом внутри (более 350 композиций)… Журналисты бросились звонить в епархию, и там эту информацию подтвердили, отметив, что письмо в Смольный ушло еще в середине июля.

В настоящее время собор входит в одноименный государственный музей-памятник. Богослужения там происходят регулярно по большим церковным праздникам. В обычные дни входной билет в собор стоит 250 рублей, но для студентов, песионеров, молодежи до 18 лет — 50 рублей.

Епархия объясняет свои притязания невозможностью проведения постоянных богослужений в Исаакиевском соборе и напоминает о федеральном законе № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который разрешает «возвращение» церкви ранее принадлежавших церкви зданий.

К вечеру 23 июля появилась неподтвержденная информация о готовящейся просьбе епархии передать ей и петербургский храм Спаса-на-крови. Сейчас он также находится в собственности Петербурга и входит в состав музея-памятника «Исаакиевский собор». Обычный входной билет в храм-музей тоже стоит 250 рублей.

24 июля официальные представители епархии с прессой уже практически не общались, на телефонные звонки не отвечали.

«За» — не все в РПЦ + глава профильного комитета Госдумы РФ

Между тем, протодиакон Андрей Кураев отметил в интервью Коммерсанту FM, что «эти храмы никогда не были собственностью церкви. До революции они числились по дворцовому ведомству, а не синодальному, поэтому автоматического возврата здесь не предполагается. Это не возврат, это именно передача владельцу, которого там никогда не было. И вторая вещь: дело в том, что с приходом в Петербург митрополита Варсонофия (управляющий делами Московской патриархии, в марте 2014 года назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с временным сохранением предыдущей должности — прим. ред.) ключевые петербургские храмы заполняются людьми, мягко говоря, посторонними для петербургской культуры, и отсюда опять же серьезнейший вопрос — насколько можно им доверять эти святыни, святыни именно в историческом смысле».

А вот глава профильного комитета Госдумы РФ — по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) просьбу РПЦ поддержал. «На РПЦ будет наложено дополнительное бремя по содержанию и ремонту собора, и церковь будет нести это бремя», — заявил депутат, подчеркнув, что в петербургской епархии много богатых жертвователей.

По случайному (или нет?) совпадению на следующий день — 24 июля — РПЦ и Счетная палата России подписали соглашение о борьбе с коррупцией, которое позволит им обмениваться информацией о реализации законодательства о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества.

«Против» — градозащитники и директор

Директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», в который кроме Исаакиевского и Спаса-на-крови входят также Смольный и Сампсониевский соборы, Николай Буров (возглавляет Общественную палату Петербурга) — в отпуске и узнал новость от журналистов. Но комментировать ситуацию не отказался, и сразу сказал, что Исаакий — один из самых посещаемых туристических объектов в городе, причем его посещают люди разных конфессий и неверующие. К тому же уже почти четверть века здесь проводятся богослужения, и не только по таким большим праздникам, как Пасха или Рождество.

А петербургские градозащитники опасаются, что средств на содержание и своевременную реставрацию двух центральных соборов города у епархии все-таки не хватит. Председатель Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС (Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест, действующий в рамках ЮНЕСКО — прим. ред.) Сергей Горбатенко заявил, что «нельзя оставлять такой ответственный процесс, как реставрация столь значительных, важных объектов культурного наследия на усмотрение РПЦ, это ни в коем случае не должно оставаться вне ведения профессионалов — ведомств, специалистов, экспертов».

Режиссер Александр Сокуров, входящий в Совет по культурному наследию при правительстве Петербурга, отметил В беседе с корреспондентом ИА REGNUM, что со всем уважением относится к православной церкви, но «не случайно ее на Западе называют ортодоксальной. Наша церковь стала тяжеленная, как шагающий экскаватор, и важно, насколько она расширит свои культурные представления, получив такие памятники мирового значения как Исаакиевский собор и собор Спаса-на-крови».

Вопросы о методиках реставрации и экспертах возникли и у заместителя председателя Совета по культурному наследию при правительстве Петербурга искусствоведа Михаила Мильчика: «Исаакиевский собор является одним из самых значительных культурных памятников Петербурга, его содержание и сохранение — государственная задача. Сможет ли ее выполнять церковь?.. Этот собор требует реставрационных работ и строгого соблюдения технологий и методологий — позволят ли церковные каноны эту полномасштабную деятельность? Не уверен», — заявил эксперт.

По его словам, в случае обострения конфликта можно будет вынести этот вопрос на заседание экспертов-членов Совета по культурному наследию, но это произойдет не раньше осени.

А что скажут люди?

Максим Резник также намерен спросить мнение широкой общественности. Он обещает направить 27 июля спикеру петербургского парламента предложение провести публичные слушания по передаче Спаса-на-Крови и Исаакиевского собора Санкт-Петербургской епархии.

«В Смольном накануне заявили, что вопрос передачи Исаакиевского собора РПЦ требует широкого обсуждения. Хотелось бы, чтобы это обсуждение проходило не за «закрытыми дверями», а публично, с участием всех заинтересованных сторон, в том числе парламента, представителей музейного сообщества и церкви», — написал депутат на своем сайте.

Вот только вряд ли эти слушания пройдут прямо сейчас, по горячим следам. Скорее всего, все будет отложено на осень.

Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Пётр Искендеров также считает, что нужно спросить горожан. «Я бы не стал преувеличивать значимость данного события (предложения РПЦ передать ей Исаакий — прим. ред.) и говорить о каком-то противостоянии власти и общества или Церкви и общественных институтов. Данные конфликты способны длиться месяцами и годами. Понятно, что речь идёт о вопросе, который вряд ли будет решён немедленно. Безусловно, в обществе по обе стороны баррикад есть силы, заинтересованные в эскалации напряжённости, чтобы заработать на этом определённый политический капитал — особенно с учётом приближающихся выборов… Но тут уже в силу вступает обязанность властей — следить, чтобы данные дискуссии не выходили за рамки закона. В качестве возможного решения вопроса напрашивается проведение общегородского референдума, который может пройти одновременно с местными выборами», — заявил он корреспонденту ИА REGNUM.

Однако другой петербургский депутат — Борис Вишневский — сомневается в эффективности как публичных слушаний, так и вынесения вопроса на Совет по культурному наследию. «Процедура передачи имущества религиозного назначения требует только охранного обязательства, если речь идет о памятнике, как в случае с Исаакиевским собором», — заявил он ИА REGNUM, ссылаясь на тот же федеральный закон № 327 «О передаче религиозным организациям имущества…»

«Законы надо менять!»

Борис Вишневский предлагает не публично обсуждать уже сложившуюся ситуацию, а менять федеральное законодательство. Он считает, что РПЦ нужно лишить права требовать имущество, бывшее когда-то в распоряжении церкви.

«Денег на содержание памятника в должном состоянии у церкви нет, значит, они будут просить из бюджета», — сказал депутат корреспонденту ИА REGNUM. Он не исключил, что вслед за Спасом-на-Крови и Исаакиевским собором РПЦ может начать претендовать и на другие храмы Петербурга. А решение о полной передаче Смольного собора — еще одного всемирно известного «открыточного вида» Петербурга — уже было принято администрацией города в апреле 2015 года.

Чего ещё хочет петербургская епархия?

По словам Николая Бурова, в настоящее время ведутся переговоры о передаче церкви и Сампсониевского собора — четвертого большого храма из музея — памятника «Исаакиевский собор». Конкретных сроков передачи пока не называют.

В середине июля этого года стало известно, что петербургская епархия смогла предоставить охранное обязательство на Благовещенскую усыпальницу — первый каменный храм Петербурга 1717−1724 гг. постройки. Храм был задуман как усыпальница членов царской фамилии и выдающихся сановников — именно вокруг него сформировался ансамбль Александро-Невской лавры. В настоящее время Благовещенская усыпальница является частью городского музея скульптуры — там сохраняются множество досок-эпитафий и надгробий, среди которых и самые древние в Петербурге белокаменные резные надгробия, и скромная надгробная плита из белого мрамора, под которой был похоронен в 1800 г. А.В.Суворов. В комитет по культуре Петербурга в настоящее время рассматривается проект распоряжения о передаче усыпальницы в лоно церкви.

Несколько лет подряд епархия претендовала на здание Музея Арктики и Антарктики в центре Петербурга. До 1933 года в этом здании располагался Никольский храм. В начале июля этого года Росимущество в очередной раз отклонило заявку РПЦ на возвращение здания из-за отсутствия охранных обязательств на храм.

Помимо притязаний на крупнейшие и древнейшие храмы в историческом центре Петербурга епархия настаивает на восстановлении храмов, причем порой вопреки мнению горожан. С 2004 года петербуржцы выступают против возрождения церкви Рождества Христова на Песках в Центральном районе, поскольку уже много лет на ее месте расположен Рождественский сквер. Однако действующий Генплан Петербурга предусматривает возможность строительства, и время от времени становится известно о подтверждении желания РПЦ возродить храм.

Несколько лет синий строительный забор огораживал территорию на Сенной площади (также исторический центр Петербурга — прим. ред.) — там планировалось и никак не начиналось строительство храма Спаса-на-Сенной, на которое всенародно собирали деньги. 22 июля 2015 года настоятель возведенной пока часовни предложил городским чиновникам построить храм и рядом 70 — метровую колокольню. Вице-губернатор Игорь Албин в ответ сказал, что надо обсудить с горожанами, не сказав ни как он это будет делать, ни когда…

Претендует РПЦ и на большие участки земли в «спальных» районах города. Около пяти лет петербуржцы проводят митинги за сохранение парка Малиновка, в котором планировалось построить храм Святых Жен-мироносиц: губернатор Георгий Полтавченко пообещал перенести строительство, но предыдущее распоряжение городского правительства еще не отменено. Только в начале 2015 года администрация города утвердила границы сразу четырех участков земли площадью 2,3 га в разных районах Петербурга для последующей безвозмездной передачи церкви.

Обо всем вышеперечисленном пишут СМИ и обсуждают на митингах. Готовятся ли новые письма-предложения — неизвестно.

По данным санкт-петербургской епархии, в 2014 году на ее территории был открыт 21 приход; в настоящее время насчитывается 220 приходов, 269 приходских храмов.