Парламент Киргизии ратифицировал вступление республики в ЕАЭС. Такое намерение присоединиться к Таможенному союзу (преемником которого является ЕАЭС) Киргизия выражала на протяжении последних пяти лет. Спешка объясняется, наверное, не столько опытом Киргизии в переговорных процессах, сколько стремлением поскорее получить выгоды от участия в ЕАЭС. А они, по признанию премьер-министра Киргизии Темира Сариева, довольно значительные: это и обеспечение свободного перемещения товаров, и рабочие места для трудовых мигрантов, и прогнозируемый рост экономики на 25%, и 500 млн долларов на «дорожную карту», которые Россия обещала выделить Киргизии, и улучшение инвестклимата и многое другое. Но если выгоды от участия в ЕАЭС для самой Киргизии очевидны, то для остальных участников объединения присоединение этой центральноазиатской республики таит в себе определенные риски. О них корреспондент ИА REGNUM попросил рассказать казахстанского политолога Марата Шибутова.

time.kz
Казахстанский представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов.

ИА REGNUM: Киргизия — страна, без которой ЕАЭС не смог бы обойтись?

Начнем с предыстории. У России есть два аспекта, которые подталкивают ее к увеличению количества участников ЕАЭС. И оба эти аспекта не являются экономическими. Первый аспект — военный. Ведь в Киргизии находится не только авиационная база коллективных сил оперативного реагирования в Канте, но еще и сейсмические лаборатории, которые позволяют наблюдать за проведением ядерных испытаний в Азии. Плюс ко всему в Киргизии находится Центр связи с российским флотом в Тихом океане. И вся эта инфраструктура жизненно важна для российских войск.

Второй аспект — внутриполитический. Увеличение количества стран — участниц ЕАЭС очень импонирует россиянам, получившим эмоциональную травму от распада СССР.

Есть еще третий аспект, который не столь значителен, но определенно важен: у Киргизии очень много лоббистов в России, которые предпринимают все, чтобы официальный Бишкек максимально сблизился с Москвой.

ИА REGNUM: А что насчет экономических аспектов, таких как совместный проект — золоторудное месторождение Кумтор и владение 100%-м пакетом акций «Кыргызгаза» российским «Газпромом». Имеют ли они какое-нибудь значение?

Нет. Эти аспекты никакого значения фактически не имеют.

ИА REGNUM: В одном из своих интервью вы заявили, что основной политический риск для ЕАЭС — это недовольство части элит, которые сидели на импорте товаров и которые новую интеграционную экономику считают угрозой своим интересам. Но если раньше недовольными по большей части были только элиты Казахстана и Белоруссии, то теперь к ним присоединились и элиты Киргизии и Армении

Я бы хотел отметить, что не вся элита, а только часть ее. Есть большая часть элиты Киргизии в государственном аппарате, которая нацелена на распил казахстанско-российской денежной помощи. Кроме того, после ратификации договора как минимум 30% населения Киргизии уедет в Россию, что приведет к резкому улучшению экономических условий для тех, кто останется в стране. То есть они смогут с увеличением миграционных потоков решить свои экономические проблемы. И эта элита, она гораздо мощнее и влиятельнее, чем та, которая недовольна вступлением Киргизии в ЕАЭС.

ИА REGNUM: Не захотят ли недовольные элиты стран-участниц объединить свои силы и не станут ли они тормозом поступательного развития ЕАЭС?

Думаю, что нет.

ИА REGNUM: Вы также как-то сказали, что у каждой из стран-участниц свой интерес в ЕАЭС. Для Казахстана — это беспроблемный транзит по внутрироссийским тарифам своего экспорта через территорию России и новый рынок сбыта. Для России — рынок сбыта для российских несырьевых товаров. Для Белоруссии — поставки углеводородов и сырья без таможенных пошлин. А какая выгода у Армении и Киргизии?

У Киргизии интерес в том, чтобы отправить свое население в Россию. У Армении — то же самое, плюс военная помощь России, российско-армянский газопровод, продление срока эксплуатации Армянской АЭС за счет кредита, полученного от России, и, наконец, выход из экономической блокады.

ИА REGNUM: Министр труда, миграции и молодежи Киргизии Алмазбек Асанбаев подсчитал, что после ратификации договора о вступлении Киргизии в ЕАЭС число киргизских трудовых мигрантов в России возрастет на 80 тысяч и составит порядка 600 тысяч человек.

Я думаю, что эта цифра будет гораздо большей. Если после запуска ЕАЭС только порядка 100-150 тысяч казахстанцев приехало в Россию, то киргизский поток увеличится как минимум на 200 тысяч человек.

ИА REGNUM: А что насчет Казахстана?

В Казахстане число киргизских трудовых мигрантов составляло порядка 100 тысяч человек. Следует ожидать, что приедет еще порядка 25-50 тысяч человек, что создаст большую конкуренцию на рынке труда.

ИА REGNUM: А почему такая разница в цифрах? Ведь Казахстан, во-первых, ближе к Киргизии, а во-вторых, уровень средней заработной платы у нас выше, чем в России.

В Казахстане к трудовым мигрантам отношение гораздо хуже. Кроме того, у нас на трудовом рынке для киргизов нет свободной ниши.

ИА REGNUM: В апреле в Бишкеке состоялся круглый стол «За полшага до вступления Киргизии в ЕАЭС», на котором обсуждались минусы и плюсы вступления Киргизии в ЕАЭС. Тогда киргизский эксперт Марс Сариев заявил, что «России поначалу придется взять на себя заботу об экономике Киргизии, так как местные предприниматели не смогут конкурировать с российским бизнесом» и что «Россия должна создать специальный центр мониторинга, чтобы регулировать и купировать такие моменты». Означает ли это, что Киргизия, вступив в ЕАЭС, будет снова равняться на Москву, как во времена СССР?

Так они и хотят повесить все свои проблемы на Москву. Но им не удастся это сделать, поскольку у российской экономики своих проблем достаточно. Ей бы с Крымом и Донбассом управиться.

ИА REGNUM: Там же эксперт Института корпоративного управления и развития Андрей Залепо предрек, что Киргизия может стать дотационным партнером стран-участниц ЕАЭС, так решение о ее вступлении на 80% политическое, но не экономическое. Если сравнивать ЕЭАС с Евросоюзом, то Киргизия представляется неким аналогом Греции, которая тоже является дотационным участником. И именно из-за Греции в 2010 году в Евросоюзе начался долговой кризис. Нет ли рисков того, что состояние экономики Киргизии сможет в будущем спровоцировать долговой кризис в ЕАЭС?

Киргизии уже выделили 1,5 млрд долларов, и я думаю, что больше ей не дадут. По той простой причине, что денег нет. И если у киргизской экономики начнутся трудности — это будут их проблемы, так как у нас не настолько близкая интеграция.

ИА REGNUM: За 5 месяцев существования ЕАЭС пополнился двумя новыми участниками. Стоит ли ожидать увеличения их числа к концу года? И какие страны, на ваш взгляд, хотят и могут присоединиться?

Скорее всего, нет. Сейчас главное для ЕАЭС — отрегулировать работу зоны свободной торговли. А добавление новых участников весьма затруднит этот процесс.