21 октября 2014 г. поверенный в делах США в Венгрии Андре Гудфренд подтвердил, что США запретили въезд в страну шестерым венгерским чиновникам и лицам, имеющим связи с правительством. По утверждениям СМИ, запрет распространяется на главу венгерской налоговой службы Илдико Вида, неофициального советника премьер-министра Арпада Хабони, главу проправительственного экспертного центра Szazadveg Петера Хейма и других лиц.

Официально США объясняют свои действия борьбой с коррупцией. Но, как заявляет министр юстиции Венгрии Ласло Тросани, США никогда не направляли жалоб на действия венгерских властей. Понятно, что бездоказательные обвинения в коррупции используются как предлог, а реальные причины являются политическими. В противном случае Вашингтон не делал бы официальных заявлений, а сообщил о возникшей проблеме по дипломатическим каналам.

Месяц назад США начали открытую борьбу против венгерского премьера Виктора Орбана. 19 сентября экс-президент Билл Клинтон обвинил Орбана в том, что он хочет «вечно оставаться» у власти и «обогащаться». Спустя несколько дней Барак Обама упомянул Венгрию в числе стран, где происходит «открытое запугивание» гражданского общества. 2 октября с более развёрнутыми обвинениями выступила помощник госсекретаря Виктория Нуланд: в косвенной форме она обвинила Венгрию в «разжигании национализма», «ограничении свободы прессы», «демонизации гражданского общества» и заключении «грязных сделок» в энергетической сфере (имелось в виду январское соглашение России и Венгрии о строительстве двух энергоблоков АЭС «Пакш» и предоставлении российского кредита на сумму 10 млрд евро). Сейчас от слов США переходят к действиям. Конечной целью является, по-видимому, смещение Орбана.

По-другому и быть не могло. Конечно, венгерский премьер не стремится к конфронтации с США, но его действия входят в неразрешимое противоречие с американскими интересами. В основе этих действий лежат представления о том, что государство должно самостоятельно определять основные параметры экономической, внутренней, внешней и идеологической политики. А чтобы утвердить реальный суверенитет страны, необходимы системные действия во всех этих сферах. В свою очередь, в США считают, что для «рядовых» членов НАТО эти параметры давно определены, а правительства должны действовать в строго заданных рамках («общие ценности», «трансатлантическая солидарность» и пр.). Отклонения в частных вопросах допускаются, но системное противодействие этой линии должно быть исключено. Поэтому конфликт американского и венгерского подходов был неминуем.

В экономической сфере правительство Орбана последовательно стремится увеличить роль государства — за счёт интересов международных финансовых организаций, ТНК и ТНБ. В 2013 г. Венгрия досрочно погасила кредит МВФ размером 20 млрд евро и настояла на закрытии представительства МВФ в стране. Был усилен фактический контроль правительства над Центробанком, введены специальные налоги в отношении крупнейших (преимущественно иностранных) предприятий, национализирована пенсионная система, введён первый в Европе налог на финансовые транзакции, уменьшена доля иностранных собственников в банковской сфере и энергетике.

Естественно, эти меры вызвали серьёзное сопротивление транснационального бизнеса и влиятельных кругов из США и Западной Европы. Это проявлялось как в открытой форме (путём усиления давления Еврокомиссии на Венгрию), так и неявно. По утверждению Хельги Видерманн, бывшей помощницы министра экономики Венгрии, в 2011 г. сложился союз заинтересованных государственных деятелей и частных лиц из США и Западной Европы, который попытался спровоцировать валютный кризис в Венгрии и отставку Орбана.

Во внутриполитической сфере правительство Орбана, во-первых, значительно усилило свои позиции после принятия новой конституции и ряда новых законов, а, во-вторых, попыталось ограничить влияние иностранных НКО. В частности, власти инициировали проверки сети норвежских фондов, поддерживавших оппозицию и получавших значительную финансовую поддержку. Орбан публично обвинил НКО в обслуживании иностранных интересов и политической предвзятости, а через СМИ транслировалась мысль о том, что средства, формально перечисляемые Норвегией, в реальности могут иметь иное происхождение. Действия Венгрии вызвали резкое недовольство США, для которых НКО являются одним из ключевых инструментов влияния на иностранные правительства.

Во внешней политике курс Орбана получил название «открытости на Восток». Особое внимание уделяется развитию отношений с ключевыми незападными странами — в особенности с Россией и Китаем. Это вызвано как экономическими интересами (в т.ч. энергетическими и финансовыми), так и представлениями о том, что после финансового кризиса 2008 г. Запад утрачивает лидирующие политические позиции в мире. В июле 2014 г. Орбан заявил, что после 2008 г. баланс сил в мире изменился не менее значительно, чем после двух мировых войн и событий начала 1990-х гг. Что не менее важно, венгерский премьер сказал, что события рубежа 1980-1990-х гг. должны стать частью истории (т.е. сохранить положительные оценки, но не оказывать влияния на современный внешнеполитический курс). Это коренным образом противоречит линии США: с их точки зрения, события 1989-1990 гг. и сложившиеся вокруг них «национальные мифы» должны постоянно использоваться для поддержания сложных отношений между Россией и странами Восточной Европы.

Наконец, существенные различия между политикой США и Венгрии возникли и в идеологической сфере. В США особое внимание уделили выступлению Орбана на тему «нелиберальной демократии». По Орбану, западный (либеральный) путь развития не гарантирует успеха в конкуренции стран и их объединений. Поэтому необходимо изучать и, возможно, перенимать опыт других стран — в т.ч. Сингапура, Китая, Индии, Турции и России. Вместо либеральной демократии Орбан предложил создать в Венгрии «государство, основанное на труде». В этой государственной модели права и свободы сохраняются, но утрачивают центральную роль, а составными элементами идеологии являются защита национальных интересов, укрепление солидарности венгерского народа (в т.ч. венгров за рубежом), защита общественного благосостояния, общественной собственности и обеспечение конкурентных преимуществ страны в мире. Попытка Орбана выдвинуть собственные идеологические постулаты вызвала крайне нервную реакцию в западных СМИ. В некоторых из них даже появились призывы лишить Венгрию права голоса в ЕС по причине отклонения от «общих ценностей».

Таким образом, Венгрия проводит системную политику по укреплению суверенитета и приобретению реальной самостоятельности. Поэтому начало открытого давления США на Будапешт необходимо увязывать, прежде всего, не с отдельными действиями Венгрии (призывами создать венгерскую автономию на Украине, критикой антироссийских санкций и др.), а с её политическим курсом в целом. Отношение США к Венгрии показывает очень высокую степень нетерпимости к любому проявлению самостоятельности в НАТО — в особенности со стороны небольших стран. Никаких попыток договориться нет, есть лишь метод принуждения. Вполне возможно, что в Венгрии к выборам 2018 г. будет запущен сценарий «цветной» революции. Во всяком случае, США уже послали Орбану однозначный сигнал: если он не отступит от своего курса, то давление будет усиливаться.

Игорь Путинцев — научный сотрудник Центра научной политической мысли и идеологии (Москва), специально для ИА REGNUM