Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 26 ноября 2003 (часть 2) "Политическая личность года".

("Комок", 25.11.03)

Впервые ею стал красноярец.

Главной всероссийской премией "Российский национальный Олимп" отмечен наш земляк, депутат Государственной думы Валерий Михайлович Зубов.

Он победил в номинации "Политическая личность года". Этим стоит гордиться. Потому что политиков у нас - море разливанное, в одной Госдуме - 450 человек, и, естественно, претендентов было хоть отбавляй. Тем более что накануне выборов о таком высоком признании заслуг мечтал, наверное, каждый.

Но... всякому воздается по делам его. Валерий Михайлович действительно занимался полезными для страны вещами, а не публичными разборками и дебатами. За время своего депутатства Зубов внес более 400 поправок в различные законопроекты, 50 законопроектов подготовил сам или в соавторстве. Такой плодотворностью отличаются очень немногие. И кто бы что ни говорил о Зубове, профессионализма и трудолюбия у него не отнимешь. О большинстве его законопроектов мы хорошо наслышаны - тарифах на электроэнергию, страховании банковских вкладов, ипотечном кредитовании, правовой базе пенсионного реформирования... Но определяющими для выдвижения на "Олимп", видимо, стали те, благодаря которым вырос рейтинг России за рубежом. Закон "О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем", принятый с подачи комитета, которым руководил Зубов, позволил вывести из теневого оборота часть "черных" денег и завоевать-таки доверие Запада. В октябре прошлого года Международная рабочая группа по борьбе с финансовыми правонарушениями исключила Россию из "черного списка". Проще говоря, к нам перестали относиться как к скопищу финансовых кидал. Это дорогого стоит.

Валерия Михайловича часто называют излишне умным и интеллигентным. Представляете, "излишне". Некоторые так и говорят, да что с него взять - профессор. Потрясающая страна! Слово "бандит" произносим с большим почтением. Дураки, хамы и циники от власти стали естественным явлением. Они плещут в лицо оппонента соком, таскают друг друга за волосы, дешево лгут, откровенно насмехаются над нашими надеждами, а мы упорно продолжаем за них голосовать. Стоит ли удивляться, что половина депутатов Госдумы только и занимается, что устраивает шум вокруг своего имени да выгодно пристраивает свою "жесткую" позицию. А над законами-поправками корпят "профессора". Беда только в том, что подобных умников среди депутатов катастрофически мало.

По большому счету, мы все должны радоваться победе Зубова. И даже не за него самого, за Красноярский край. Ведь это еще один солидный шаг к восстановлению репутации региона, совсем недавно слывшего центром грязных политических скандалов, криминальной власти и прочей неприличной громкости. Так что мы должны быть благодарны Зубову не только за подросший рейтинг России, но и края.

Звание лауреата премии "Российский национальный Олимп" считается одним из самых существенных достижений, отмоченных российским обществом. В разные годы ею были награждены Алексей Маресьев и Михаил Горбачев, Валентина Терешкова и Сергей Шойгу, Майя Плисецкая, Мстислав Рострапович, Владислав Третьяк... Самое главное, в прошлом году в номинации "Мэр года" победы удостоился Петр Пимашков, сегодня - Валерий Зубов. Растем потихонечку.

"А трубы ремонтировать желающих нет?".

("Комок", 25.11.03, Юрий Чигишев)

Реформа денег

Реформа - дело такое, тонкое. Сегодня ее вроде нет, и все начинают ее поторапливать. Завтра просыпаешься - нет уже ничего, одна сплошная реформа. А вот чтобы назад вернуть - это практически никогда еще не удавалось. Самая крупная была реформа социализма. Горбачев пытался делать из него "человеческое лицо". В результате одной страны на карте недосчитались. Самой крупной страны, и что еще хуже - это была наша страна. Потом Анатолий Чубайс стал приучать население к тому, что электроэнергия - это товар. Дальше пошло легче. По сути, недореформированными остались жилье, воздух и вода. Хотя реформа жилищно-коммунального хозяйства идет.

Год назад депутаты краевого Законодательного собрания приняли Закон о социальной защите населения в период проведения коммунальной реформы. Это и следует считать началом реформы, Середина - это когда в одном тресте в Красноярске купили моющие пылесосы, чтобы убирать подъезды. Окончания пока не видно. Оно и к лучшему. Потому что реформа у нас всегда побеждает, а вот объект реформирования, как правило, гибнет в пути. Слабая экономика. Работать еще может, а вот реформироваться - ни в какую.

Надо сказать, предпосылки для реформы жилищно-коммунального хозяйства были. Практически каждый житель нашего края может таких предпосылок насчитать сотни две, а то и больше. Вот если, например, зимой рыбки в аквариуме дохнут от холода, если кипятильник в аквариум не засунуть, это нормально? А дольше подержишь - они свариваются. Человек, конечно, не рыба, но все равно обидно. Еще много говорят о том, что 80 процентов коммуникаций изношено. Тезис, вообще говоря, сомнительный. Если из каждых ста метров труб имеется только 20 метров, как вода преодолевает оставшиеся 80 метров, особенно если в гору? Но в любом случае чего-то делать было нужно. Тем более что федеральное правительство достаточно жестко поставило такое условие.

Впрочем, если говорить о реальном реформировании, у нас нынешний год ушел только на то, чтобы добиться понимания: есть две сферы применения закона. Для краевых властей и в целом органов государственной власти реформирование ЖКХ прежде всего означает оптимизацию бюджета. В принципе, так оно и должно быть.

Для уровня районов и муниципалитетов сфера деятельности осталась прежней - трубы, краны, подъезды, ветхое жилье. Но в других экономических условиях. На этом уровне реформа, может быть, и продвинулась. По крайней мере, ревизия прошла. Она жителей практически не коснулась, если говорить о качестве услуг. Точнее, коснулась. Сейчас мы платим 100 процентов тарифа непосредственно за жилищную услугу.

Официальная информация:

"Депутаты Законодательного собрания Красноярского края заслушали доклад первого заместителя губернатора Василия Кузубова о ходе реформы ЖКХ в крае и о ее первых результатах. Кузубов обратил внимание на три основных момента.

Краевая администрация добилась стопроцентного финансирования всех объектов жилищно-коммунальной сферы, что позволит начать их модернизацию. Бюджетные средства теперь адресно тратятся на тех, кто по разным причинам не может оплачивать полную стоимость услуг ЖКХ.

Центр реформы переместился из Красноярска на места.

В настоящий момент из краевого бюджета на всевозможные субсидии уже выделен 1 млрд рублей. А вся сфера краевого ЖКХ в целом получила на 1 млрд рублей больше, чем в прошлом году. Тем не менее проблем еще много. Так, например, 22 млн рублей требуется на снос и ремонт ветхого жилья, 57 млн требуется на капитальный ремонт жилого фонда.

В жилищно-коммунальном хозяйстве Красноярского края действует 207 предприятий с общей численностью работающих 47,4 тыс. человек. Балансовая стоимость основных фондов (на 1 июля 2002 года) составила 33,5 млрд рублей.

Недостаточное финансирование отрасли в последние годы привело к высокой степени износа основных фондов, которая в среднем по отрасли превышает 60%. Как следствие, наблюдается снижение качества предоставляемых услуг, перерасход энергоресурсов, рост количества коммунальных аварий. Ситуацию усугубляет передача в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного обеспечения в ветхом и критическом состояниях. В настоящее время в замене нуждается свыше 4 тыс. км (30%) инженерных сетей жилищно-коммунального хозяйства".

Официальная статистика:

"По сравнению с прошлым годом произошло увеличение объемов подготовки к зимнему отопительному 2003-2004 гг.:

- подготовка жилфонда на 35,6 тыс. кв. м,

- подготовка котельных на 14 ед.,

- заменено ветхих тепловых сетей на 58,5 км,

- заменено ветхих водопроводных сетей на 54,5 км.

Темпы подготовительных работ к отопительному периоду 2003-2004 гг. по основным направлениям, несмотря на увеличение объема работ, связанного с передачей объектов ЖКХ в муниципальную собственность, превышали аналогичные показатели прошлого года в среднем на 10 процентов".

Неофициальная точка зрения официального лица. Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края:

"Реформу ЖКХ я доведу до самого конца, кто бы что ни говорил. Повышение оплаты услуг никакого отношения к реформе не имеет. Просто от уравниловки перешли к более справедливой системе. Пусть богатый, живущий на 250 квадратных метрах, платит полностью. А бабушка-пенсионерка пусть платит минимум. Вступил в действие закон о социальных гарантиях населению, закон о социальных субсидиях. Например, если в квартире живет ветеран Великой Отечественной войны, то какая бы ни была квартира, больше 50 рублей он платить не будет ни при каких обстоятельствах. Эту разницу между тем, что платит он, и реальной 100-пооиентной стоимостью я закладываю всю до копейки в бюджет и выплачиваю полностью ЖКХ, отрасль получает живые деньги. Потому что без живых денег дома разрушатся, и завтра нашим первым министром станет Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям.

Мы защитили пенсионеров. Мы сделали так, что эта льгота полностью распространяется и на пенсионеров. И что выясняется? В центре Красноярска стоит современный красный дом, со стеклопакетами. Так вот, оказывается, там живут сплошные пенсионеры! И во многих домах так. Люди просто прописывают у себя старушек. Поэтому получают субсидии и покупают "Мерседесы", у нас пока так. Что касается социальных норм, они у нас в крае увеличены до 30 метров на человека. Кто действительно пострадал от этого - работники бюджетной сферы. Для них, во-первых, существуют компенсационные выплаты - в размере двух окладов, плюс, конечно, рост заработной платы. Я вам заявляю, что нам ни копейки из федерального бюджета на это не выделено. Но 1 миллиард рублей в этом году и 3,5 миллиарда в следующем мы в бюджет края заложили. Но у нас должен быть серьезный разговор с бюджетниками, в том, что касается приписок, не совсем верного составления документации.

Сейчас многие недовольны реформой ЖКХ. Платить человек стал больше, а в подъезде ничего не меняется. В доме отключают свет. Неделями воды нет. Это означает только то, что на местах реформа не пошла вообще. Потому что отрасль ЖКХ получила денег вдвое больше, чем должна была получить. Из бюджета только нынешнего года через субсидии она получила 4,5 миллиарда рублей. Эти деньги должны были пойти на зарплату работникам ЖКХ, на замену труб, на капитальные ремонты. Это не пошло. Сейчас между человеком и непосредственно производителями услуг по 5-6 посредников, с теми же энергетиками. А нужно вести разговор непосредственно с жильцом. И разговоры между ними должны вестись по тарифу, по счетчику, и все. И споры между ними должны вести только суды. У нас сейчас в некоторых районах между энергетиком и человеком стоит МУЛ. МУЛ не рассчитался - его отключают. То есть целый дом. Или несколько домов. Я привожу этот пример, потому что 5 лет в отдельном районе Минусинска не было горячей воды. И это при Минусинской ТЭЦ, у которой огромные мощности, у которой есть потенциал сегодня греть весь Минусинск. В Минусинске 11 частных котельных, которые загадили город до такой степени, что белье нельзя на улицу вывесить - чернеет. Пять лет обсуждается строительство теплотрассы в Минусинске. Никто не может сдвинуть с мертвой точки. Ради интереса - пошли и сдвинули. Построили эту теплотрассу, люди впервые увидели в домах горячую воду. Для Минусинска расходы на коммуналку сократились на 38 миллионов рублей, жители города стали платить на 25 млн рублей меньше, а тариф упал на 18 процентов".

Теперь о грустном. Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России разрабатывалась восемь лет назад. Законодательные акты, которыми обязаны руководствоваться власти края и городов, изданы не менее шести лет назад. За это время кое-что в стране изменилось. И эти изменения дают основания считать нынешнее законодательство в сфере ЖКХ устаревшим и безусловно вредным.

Основная мысль, которая закладывалась тогда, - "рынок все сам сделает". То есть та же самая правоэкстремистская модель, когда государство минимизирует свое влияние, что-то объявляется товаром и становится для человека либо группы лиц источником доходов. В данном случае речь шла об услугах жилищно-коммунального хозяйства. То, что в этой сфере крутится громадное количество денег, делало ее потенциально привлекательной для частного бизнеса. На самом деле, в бюджетах любого уровня на ЖКХ закладывалось от 30 процентов всех расходов. Абсолютные суммы - очень впечатляющие. То есть для всякого мало-мальски наблюдательного коммерсанта было очевидно: каждый год миллиарды рублей куда-то деваются, не оставляя никаких следов. Одна из самых незначительных статей, которое, кстати, мы все эти годы регулярно оплачивали, - расходы на капитальный ремонт. Сейчас это 85 копеек за квадратный метр. Так вот, даже этой мелочи должно было накопиться за десять лет реформ если не на тотальный евроремонт, то уж на капитальный - точно. Повсеместно. Сейчас вот выясняется, что деньги утрачены безвозвратно. И так практически везде. Приобщиться к такой кормушке - очень даже неплохо.

Но при этом есть еще кое-какие обстоятельства. Экономические, например. Они состоят в том, что более 70 процентов денег, которые мы платим за жилье, получает Анатолий Борисович Чубайс. Так что непосредственно сфера услуг ЖКХ становится в три раза менее привлекательной, вот с такой поправкой. Ну, и политические изменения имеются.

На сегодняшний день лидером в коммунальной реформе среди городов края считается Красноярск. Утверждение несколько спорное, хотя бы потому, что в том же Железногорске давным-давно проведена паспортизация всего жилого фонда, учтены все источники тепла, рассчитаны нормативы. Ничего подобного в краевом центре нет. Такая работа, вообще-то необходимая, может занять до двух лет. Зато в Красноярске создается управляющая компания. То есть то самое продекларированное "рынок сам все решит". Сегодня на сессии городского Совета как раз рассматривается проект решения "О конкурсе на право заключения контракта на оказание услуг по управлению муниципальным жилищным фондом". Правда, речь идет опять не о ремонте труб, а об управлении деньгами.

Точка зрения независимого эксперта. Георгий Змановский, директор центра энергосбережения, аудитор при Минэнерго РФ:

"Год назад жилищно-коммунальное хозяйство можно было рассматривать как очень перспективный бизнес. С точки зрения оборота средств, наличия гарантированного спроса и так далее. Сейчас я бы осторожнее к этому отнесся. Основные законодательные акты в сфере реформирования ЖКХ созданы в 1991-1992 годах. По сути, это были политические декларации, в основе которых лежал радикальный либеральный подход. Та самая панацея от всего, которую видели в рынке и приватизации. Как идеология она еще работает. На выборах можно использовать. Вот с практикой сопрягается слабо.

За это время кое-что изменилось. Во-первых, у нас были примеры, когда рыночные отношения проблемы не решали. Скорее, наоборот. Даже в самых удачных экспериментах, там, где речь шла о сфере жизнеобеспечения. Тот же общественный транспорт, который превратился в частный. Если мы говорим о качестве услуг, оно не улучшилось. Скорее, наоборот. Приватизация не решает никаких проблем, особенно когда это касается населения. По крайней мере, не ведет к повышению качества и снижению цены. Другое дело, что она позволяет государству часть своих обязательств сбросить на частника.

Нынешнее изменение ситуации состоит в том, что политика государства изменилась. Пришло понимание того, что вместе со сброшенными обязательствами упали и авторитет, и влияние, и значение. Жилищно-коммунальная отрасль может стать показательной в плане отработки новых подходов. Не вполне "рыночных". В силу специфики и отрасли, и нашей страны.

Речь идет о том, что ЖКХ в условиях России безусловно следует относить к отрасли жизнеобеспечения. Это не сфера услуг. Если в какой-нибудь Калифорнии отключить отопление, изменится уровень комфортности. В Красноярске это означает вымирание. Минимальные обязательства, которые может взять на себя государство, - обеспечить гражданам хотя бы условия для физического выживания. Грубо говоря, 20 градусов тепла в квартире, свет и вода - это государственная повинность. Она должна обеспечиваться всем на том основании, что мы граждане и налогоплательщики. В качестве товара или услуги государственные обязательства выступать не должны. Все, что сверху, то есть уже попадает в разряд не жизнеобеспечения, а повышения комфортности, можно считать товаром. Но тут получается такая картина - вряд ли когда-нибудь мытье подъездов станет слишком привлекательным видом бизнеса.

Очевидно, что при нынешнем порядке вещей единственным способом сделать сферу ЖКХ привлекательной для бизнеса может быть только повышение тарифов. Благо оснований для этого много - аварийное состояние систем отчего-то рассматривается как повод для взимания новых денег, а не как обвинение - куда же вы деньги-то тратили?"

Вообще-то еще одна точка зрения имеется. Неправильная. Когда нам говорят о сложностях управления, о гигантских затратах и прочем, это впечатляет. Сколько на нас тратится денег, подчеркнем. Одно не понятно - а почему нельзя проблему еще более рыночно и либерально решить? Наши деньги, которые в бюджетах всех уровней столь героически тратят, просто отдать гражданам. Да и пусть они с ними делают что хотят. А вдруг, при наличии живых денег, найдется кто-то, готовый кран починить, в подъезде прибрать. Опять же снимется главная проблема - как управлять деньгами. Сами управимся.

"Специалист по прорывам".

("Сегодняшняя газета", 26.11.03, Анна Борисова)

В минувшую субботу в Красноярске побывал генеральный директор и председатель правления ГМК "Норильский никель" Михаил Прохоров. В отличие от предыдущего визита Прохорова в Красноярск, нынешняя поездка гендиректора "Норникеля" не имела широкого общественного резонанса. Причина тому - данный визит не был официальным. По этой же причине обошлось без сложный протокольных мероприятий. Одним из главных пунктов программы пребывания Михаила Прохорова в Красноярске стала запись передачи на "7 канале". "Чай вдвоем с Ириной Долгушиной" с участием Михаила Прохорова красноярцы смогут скоро увидеть на экранах своих телевизоров. Корреспондент "Сегодняшней Газеты" побывал на записи передачи и узнал несколько интересных фактов из жизни руководителя главного налогоплательщика краевого бюджета.

О себе

В частности удалось узнать, что день рождения Михаил Прохоров отмечает в мае, а не в декабре. В декабре день рождения у Владимира Потанина, главы "Интерроса", поэтому все букеты и поздравительные речи Прохоров предложил или переадресовать, или отложить до лучшего месяца весны.

Высшее образование Прохоров получал в Московском государственном финансовом институте, который закончил с отличием. Сразу после окончания вуза стал начальником управления Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС). Затем было руководство банком "Международная финансовая компания", с 1993 года - "ОНЭКСИМ Банк". С 2000 по 2001 год - президент АКБ "Росбанк", с июля 2001 года, после того, как Александр Хлопонин покинул пост руководителя "Норникеля" и ушел в большую политику, Прохоров стал руководителем горно-металлургического комбината.

Карьера Прохорова до определенного момента развивалась в четком банковском ключе. "Норильский никель" в ровном ряду банков не то чтобы белая ворона, но неожиданный поворот - однозначно. Появляется резонный вопрос: почему специалиста по руководству банками пригласили возглавить предприятие по добыче и переработке цветных металлов?

Оказывается, на самом деле ситуация обстояла с точностью до наоборот - сам Прохоров предложил себя в качестве руководителя "Норильского никеля" Владимиру Потанину. Отдав более 10 лет банковскому бизнесу, он понял - тема исчерпана:

- Банки были очень интересны в период их становления и бурного развития. Сейчас система установилась, банки стабилизировались. Темпы их развития заметно снизились. Между тем я ощущаю себя специалист по прорывам. И с этой точки зрения меня заинтересовал Норильский комбинат. Я сформировал стратегию будущего развития комбината и пришел со своим предложением к Потанину. Он согласился со мной и предложил руководство комбинатом.

О крае и "Норильском никеле"

Для среднего жителя Красноярского края ГМК - больше чем предприятие на Крайнем Севере. "НН", как уже было сказано, - главный налогоплательщик края. Комбинату также принадлежат контрольные пакеты акций Енисейского речного пароходства и золотодобывающей компании "Полюс". Поэтому планы стратегические планы "Норникеля" напрямую отразятся на ситуации во всем крае. Прохоров с этим согласен. Более того - он за то, чтобы край развивался вместе с комбинатом. Современное российское законодательство позволяет организовать массу лазеек для предприятий с целью увода денег с прилегающих территорий. Тот же толлинг, например. Однако если говорить о долгосрочных перспективах, то экономия на налогах обернется против самого предприятия. В депрессивном окружении разговор о развитии идти не может - только о выживании. Соответственно, перспективы и лазейки в законодательстве - вещи несовместные. Налоги нужно платить в полном объеме.

Соответственно, по Прохорову, развитие "Норильского никеля" - это развитие края. В таком случае возникает очередной вопрос - что предлагает Прохоров для развития комбината?

Кое-что уже сделано, сообщил глава КМГ. За прошедшие два года акции комбината выросли в 3 раза. В перспективе - интеграция "Норникеля на международный рынок высоких технологий. Что кажется, на данный момент фантастикой.

Об экспорте сырья и высоких технологиях

Россия - вообще страна фантастическая. На данный момент она считается чисто сырьевым экспортером. До недавнего времени имел место еще и экспорт мозгов. Последнее близко к понятию "высокие технологии", но, тем не менее, не одно и тоже. Теперь вот "Норникель" обещает предложить миру две крайние экспортные позиции: сырья и высоких технологий. Каким образом? И, где, наконец, золотая середина?

Все просто, отвечает Прохоров. В стране не перевелись потомки Кулибина. Науке есть что предложить промышленности. Причем проекты, которые, казалось бы, нацелены на десятки лет вперед, вполне реально осуществить еще в этом десятилетии. Конкретно инновационный проект "Норильского никеля" связан с исследованиями в области водородной энергетики и использовании в них металла палладия. Уже заключен соответствующий договор между Российской Академией наук и комбинатом.

Как известно, на Россию приходится около 50 процентов мировых запасов палладия. Правда, сегодня это далеко не самый востребованный элемент таблицы Менделеева на мировом рынке, в отличие от той же платины. По предположениям российских ученых, еще не пришло время этого металла, металла будущего. Спрос на него невелик, цена - не высока, запасы на севере края - огромны.

Цель "Норникеля" - приблизить те времена, когда необходимость в палладии будет сверхвысока. Для этого комбинат и взялся за внедрение в жизнь тех вещей, которые до сих пор только описывались в книгах фантастов:

- Развивая водородные технологии, мы создаем условия для использования палладия в самых разнообразных отраслях и сферах. Кроме того, реализация соглашения, заключенного между РАН и "Норильским никелем", позволит превратить Россию из великой добывающей державы в великую высокотехнологичную державу. У России есть два существенных конкурентных преимущества - это огромный научно-технический потенциал, накопленный еще в советское время и самые крупные в мире запасы палладия, главного спутника водородной энергетики. Я вам ручаюсь, через десять лет двигатель внутреннего сгорания будет вытеснен водородным двигателем, работающим на палладиевых технологиях, а спустя еще некоторое время водород станет альтернативным источником энергии, в том числе и электрической.

50 процентов от мирового валового продукта составляют инновационные технологии. До сих пор Россия двигалась на окраине этого процесса. Между тем развитие водородной энергетики - это шанс нашей страны на прорыв в мир больших денег, заработанных головами, а не лопатой. Ну а за счет сырьевого источника - палладия, "Норильский никель" а вслед за ним - и Россия станут своеобразными мировыми монополистами в этом научном начинании. В свое время так поступала Япония - она скупала научные проекты, которые могли быть актуальны только через несколько лет. В России необходимости покупать научные разработки за рубежом пока нет. Но есть другие проблемы. В частности, наша фундаментальная наука не готова осознать ценность открытия, если оно (открытие) не полежит в столе несколько лет. Сказывается недавнее прошлое и привычка работать на два фронта - "в стол" и на победу коммунизма.

В любом случае, если данный проект будет реализован, Россия "застолбит" себе уверенную позицию на рынке топливных элементов будущего.

Вернемся, однако, к вопросу о золотой середине. Бросание из одной крайности в другую - не есть хорошо. Инновационный прорыв должен стать не целью, а средством для улучшения экономики России. Деньги, исходящие как от реализации сырья, так и высоких технологий, должны идти на собственно развитие экономики страны:

- Внедрение высоких технологий для каждого рядового жителя России будет обозначать новые высокооплачиваемые рабочие места, стимулирование развития системы образования и, что самое важное, - сверхдоходы, которые будут генерироваться в российской экономике, - отметил Прохоров. Но национальное богатство дает только производство добавленного продукта. Из нефти нужно производить бензин и различные варианты пластмассы, из них, в свою очередь, создавать другие, более сложные изделия. И чем длиннее производственная цепочка, тем больше рабочих мест, тем обильнее налоговые поступления в бюджет, тем выше цена конечного продукта...

Не так давно была рассекречена информация о российских запасах драгметаллов. Прохоров полностью поддерживает этот закон:

- Представьте себя на месте инженера какой-либо крупной западной фирмы. Вы разрабатываете проект или технологическую цепочку, требующую для своей работы или платину, или палладий, или один из сложных заменителей. Для того, чтобы определиться с металлом, вам необходимо знать, каковы запасы данного элемента на Земле, не превратится ли выбранный вами драгоценный металл через 10 лет в предмет острого дефицита. "Норильский никель" обладает самыми хорошими в мире запасами драгоценных металлов. Но товар нужно знать лицом, поэтому ничего, кроме одобрения новый закон у меня не вызывает.

О Норильске

В связи с недавней победой на выборах мэра Норильска Валерия Мельникова, человека, оппозиционного "Норильскому никелю" особенно интересно было услышать комментарий о данном событии из уст главного "никельщика":

- Говорить, что какая-то сила победила, а какая-то - проиграла - сложно. И Джонсон Хагажеев, и Валерий Мельников являются продуктами "Норникеля". Первый - топ-менеджер и этим все сказано, второй - менеджер чуть выше среднего уровня. Я со своей стороны желаю ему успеха, сейчас от его работы зависит судьба норильчан и всего Норильского промышленного комплекса. Но ему будет крайне тяжело с руководства профсоюзной организации, где уровень ответственности не очень высок, перейти на серьезный пост главы города. Мы, безусловно, будем оказывать Валерию Мельникову всяческую поддержку, но не надо забывать, что функции бизнеса и власти разделены.

Сейчас "Норильский никель" ожидает от новых городских властей бюджет-2004 и программу дальнейших действий. В любом случае "наказывать" город за выбор Валерия Мельникова КМГ сокращением социальных программ не будет:

- У меня есть ряд предложений по развитию Норильска, если они заинтересуют новую власть, то мы сможем реализовывать эти проекты вместе. Что же касается нескольких резких замечаний нового мэра в отношении комбината и его руководства, я объясняю их тем. Что Мельников еще находится под воздействием предвыборного синдрома, который пройдет через несколько месяцев и все встанет на свои места.

Часть проектов по развитию Норильска Прохоров согласился озвучить. Норильск в его понимании - не стандартный город. Он живет не за, а вопреки обстоятельствам. А потому разговоры о сворачивании города бессмысленны - вахты из Норильска не получится. Притягательность заполярного города - в его исключительности. Между тем в мире растет популярность экстремального туризма. Довольно богатые люди готовы пополнять бюджет города в американской валюте при условии, что отдых будет организован на соответствующем уровне. Базовая инфраструктура - сам город - для этого создана. Необходима надстройка - отели соответствующего класса, развлекательные учреждения. Чтобы турист после прогулок по тундре, сна на снегу и общения с северными оленями мог обрести привычные удобства непосредственно на месте отдыха, а не по приезде на родину.

Собственно, примерно так видит ситуацию с России, в крае, городе Норильске и на горно-металлургическом комбинате "Норильский никель" Михаил Прохоров, специалист по прорывам.