"Норникель" не сдается".

(Время новостей. 31.10.03. А.Климович)

Валерий Мельников может стать "мэром на час" Норильский горизбирком поздно вечером в понедельник признал прошедшие 26 октября выборы мэра Норильска состоявшимися и тут же принял решение обратиться в городской суд с требованием объявить результаты выборов недействительными. При проверке жалоб двух претендентов (безнадежно отставших от лидеров) избирком выяснил, что убедительно победивший в первом же туре Валерий Мельников, председатель федерации профсоюзов горно-металлургической компании "Норильский никель", использовал помимо избирательного фонда 144 тыс. 664 руб. 47 коп. То, что вышеназванная сумма превышает 10% от максимального размера избирательного фонда (1 млн руб.), может служить основанием для отмены регистрации кандидата Мельникова.

По словам председателя крайизбиркома Константина Бочарова, теперь ситуация должна развиваться следующим образом. В течение трех дней горизбирком должен уведомить Валерия Мельникова о том, что он победил на выборах мэра Норильска. Новоиспеченный же глава администрации обязан в течение семи дней "сложить с себя все несовместимые с государственной службой должности". Это значит, что Валерий Мельников должен отказаться от поста председателя федерации профсоюзов ГМК "Норникель" и мандата депутата законодательного собрания Красноярского края. Если Валерий Мельников не представит в течение семи дней документов, подтверждающих его отказ от всех занимаемых на данный момент постов, то избирательная комиссия Норильска, по словам г-на Бочарова, в соответствии с установленным законом порядком должна будет отменить свое решение об избрании главы администрации города. Суд же должен принять решение по исковому заявлению горизбиркома в течение двух месяцев, так что г-н Мельников в результате этой многоходовой комбинации может оказаться у разбитого корыта.

Константин Бочаров считает, что его подчиненные в Норильске приняли абсолютно правильное и взвешенное решение - признали выборы состоявшимися, определили победителя, установили нарушения и обратились в суд. Судя по всему, он учел горький опыт своих предшественников. Прежний крайизбирком во главе с прославившимся тогда Георгием Кострыкиным был распущен, потому что год тому назад признал результаты выборов губернатора Красноярского края недействительными. Владимиру Путину пришлось тогда назначить набравшего во втором туре наибольшее количество голосов Александра Хлопонина и.о. губернатора края своим указом.

Впрочем, случившееся в Норильске не стало полной неожиданностью для местных политологов - все были уверены, что руководство "Норникеля", для которого этот город является территорией стратегических интересов, не допустит прихода к власти г-на Мельникова, построившего всю свою избирательную кампанию на критике социальной политики компании.

"Послание губернатора".

("Городские новости", 30.10.03, Елена Михайловская)

Краевые законодатели хотят слышать представление бюджета по-президентски.

Вторничное заседание VIII сессии Законодательного собрания края многие журналисты оценили как скучное. Ни тебе скандалов, ни тебе громких заявлений. Даже отчеты начальника крайГУВД Юрия Астахова и прокурора края Виктора Гриня прошли без особого накала страстей, хотя в скандале вокруг краевого фонда "Правопорядок" до сих пор не поставлена точка.

Пожалуй, единственное, на чем "споткнулись" депутаты, - краевой закон "О бюджетном процессе". Это, по сути, документ, который устанавливает четкие правила подготовки и представления депутатам основного финансового документа края на очередной год. И с этим вроде бы никто не спорит. Тем более что большую часть обязательств берет на себя все же исполнительная власть.

Так, администрация края внесла в новый вариант закона обязательство до 15 октября представлять в краевой парламент прогноз социально-экономического развития края на ближайший год. В нем будут названы ожидаемые итоги исполнения основного финансового документа текущего года и проект бюджета на будущий год. Кроме того, депутатам будут представляться отчеты о доходах и расходах казны по итогам каждого месяца и квартала - до конкретного времени, которое определено этим законом. Иначе говоря, депутаты получают возможность постоянно контролировать, куда и как расходуются средства. Уже не случится такого, как происходило в прошлые годы. Парламентарии дружно голосовали за целевые социальные программы. Больше того, эти программы начинали выполняться (принят же документ). Только вот бюджетных денег исполнители не видели. Задерживалась зарплата, начинались проблемы с поставками оборудования. В лучшем случае средства поступали в конце года. В худшем, когда выяснялось, что реальные доходы, увы, меньше плановых, часть программы секвестрировали. С принятием нового закона о бюджетном процессе такое развитие событий должно быть исключено.

Хотя и от депутатов документ требует рассмотрения бюджета в четко отведенные сроки, реальность которых у народных избранников вызвала сомнение. Но больше всего депутатов смущало то, что указанные в документе даты применить к будущему году уже невозможно: названные сроки прошли. А поэтому парламентарии предложили принять закон с тем расчетом, чтобы он вступил в силу уже после утверждения бюджета на 2004 год - с 1 марта будущего года. Заместитель губернатора Александр Новак, который и представлял законопроект на сессии, с таким его вариантом согласился.

Впрочем, это вряд ли существенно повлияет на то, как в реальности будет завершаться формирование и идти представление основного финансового документа края на будущий год. Совершенно очевидно, что исполнительная власть верстала бюджет уже с учетом этого закона, пусть даже и существовавшего еще в проекте. Да и депутаты, видимо, осознавая сей факт, отсрочив вступление закона в действие, дали исполнительной власти карт-бланш, приняв постановление, которое разрешает и даже рекомендует применять принципы этого документа к бюджету-2004.

Взамен народные избранники попросили администрацию края изменить сам ход представления бюджета. Депутаты хотят слышать от губернатора бюджетное послание по типу президентского. Причем не за три месяца до начала нового года, а за полугодие, и не в виде плановых цифр затрат на ту или другую отрасль, а в виде прогнозных целей и параметров развития и конкретных данных, как их достижение скажется на доходах и социальной обеспеченности жителей края. Но пока это предложение - лишь идея, которую депутаты планируют реализовать в виде поправки к только что принятому закону.

Вряд ли это предложение депутатов вызовет какое-то сопротивление у исполнительной власти. Администрация края сейчас активно разрабатывает программу социально-экономического развития региона до 2010 года. В ее концепции, по сути, уже определены и цели, и задачи власти, причем именно в расчете на реальный рост доходов населения. Все, что нужно, - разбить эту программу по годам. Так что, вероятнее всего, первое бюджетное послание губернатора Законодательному собранию будет зачитано уже летом следующего года.

А представление основного финансового документа будущего года пройдет по правилам прошлого варианта закона. До 1 ноября, как и требуется, в Законодательное собрание будет внесен бюджет 2004 года. Депутаты на сессии усомнились в том, что исполнительная власть выдержит эти сроки. Но после состоявшегося вчера заседания Совета администрации края эти сомнения рассеялись.

Основные параметры доходов и расходов краевой казны уже определены. Поступления в консолидированный бюджет составят почти 46 миллиардов рублей. Расходы - чуть более 48 миллиардов. При этом казна "пополнеет" по сравнению с 2003 годом на 7 миллиардов. Главным новшеством основного финансового документа, как и обещала администрация края, станет бюджет развития. Он определен в 3-4 миллиарда рублей и будет зависеть от того, сколько частных инвестиций удастся привлечь под конкретные проекты на территории края.

Так что на следующем заседании сессии Законодательного собрания, по всей видимости, главными снова станут вопросы, связанные с бюджетом.

"Программы будут "разморожены".

("Красноярский рабочий", 31.10.03)

Состоялось очередное заседание Совета администрации края, которое провел и. о. губернатора Василий Кузубов.

Были рассмотрены вопросы об итогах социально-экономического развития края за 9 месяцев 2003 года и о прогнозах на будущий год. Главной темой заседания стали основные принципы бюджетной политики края, формирование и параметры краевого бюджета на 2004 год.

Отмечено, что экономика края развивается устойчиво. Об этом говорят, к примеру, такие цифры. С января по сентябрь нынешнего года в крае произведено промышленной продукции на 2,7 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем сельскохозяйственной продукции к концу года должен вырасти на 2,9 процента. На 11,7 процента увеличился объем перевозок грузов. Среднедушевой доход населения возрос на 892 рубля и составил 5061 рубль. Не снижается число занятых в экономике края, растет число вакансий.

Что касается формирования бюджета на будущий год, то его доходная и расходная части увеличатся на 7 миллиардов рублей. Предполагается, что доходная часть консолидированного бюджета края составит 45 миллиардов 929 миллионов рублей, расходная - 48 миллиардов 239 миллионов. Дефицит бюджета запланирован в размере 2 миллиардов 310 миллионов рублей. Доходная часть краевого бюджета должна достичь 28 миллиардов 218 миллионов рублей, расходная - 30 миллиардов 528 миллионов, то есть дефицит будет таким же.

Запланирован бюджет развития, размер которого 3-4 миллиарда рублей, в том числе 1 миллиард приходится на инвестиции. Существенно увеличены расходы на социальную сферу, которые с учетом краевых целевых программ составят половину консолидированного бюджета края. При этом в три раза увеличиваются расходы на краевые целевые программы за счет того, что начнется финансирование 14 "замороженных" программ.

Совет администрации одобрил основные параметры бюджета, поручил главному финансовому управлению доработать документ и до 1 ноября внести его на рассмотрение в Законодательное Собрание.

Добавим, что исполнительная власть края продекларировала на 2004 год две основные цели - улучшить положение дел в социальной сфере и исполнить доходную часть бюджета, для чего планируется повысить собираемость налогов, увеличить налогооблагаемую базу, повернуть в краевой бюджет финансовые потоки ФПГ, изыскать источники покрытия дефицита и исполнить в полном объеме расходную часть бюджета.

"У нас огромная страна, с большим запасом инерции".

("Красноярская газета", 31.10.03)

Пресс-конференция А. Усса на заседании VIII сессии ЗС края.

Характеризуя вопросы, вынесенные на заседание сессии, спикер Законодательного Собрания края отметил те из них, которые связаны с совершенствованием структуры Совета администрации.

- Прошёл год, - отметил А.Усс, - срок вполне достаточный, чтобы определиться, какая структура является наиболее подходящей для губернатора и для администрации. Почему этот вопрос вызывает интерес в депутатской среде? Это объясняется тем, что мы стоим на пороге внесения бюджета на следующий год. Кроме этого, у депутатов вызывает беспокойство ряд позиций, которые нуждаются в корректировке. В частности, тот факт, что в нашем сырьевом крае нет заместителя губернатора, который бы занимался природными ресурсами. Это неправильно. Большая часть нашего бюджета сформируется за счёт поступлений от эксплуатации природных ресурсов. И в этой сфере мы имеем достаточно серьёзные возможности, чтобы влиять на хозяйствующие субъекты и финансово-промышленные группы. Отсутствие такого заместителя явно ослабляют наши позиции.

- Ещё два важных вопроса, прохождение которых на сессии было своеобразным, - продолжил А.В. Усс, - это законопроекты о бюджетном процессе и краевых стандартах. Законопроект о бюджетном процессе обладает явно выраженным дисциплинирующим эффектом и для исполнительной, и для законодательной власти, поскольку он ставит депутатов в достаточно жёсткие рамки. Когда бюджет вносится? Сколько времени отводится на его принятие? И другие вопросы. Мы набрали 22 голоса при принятии этого законопроекта, что говорит о том, что он действительно ещё далёк от совершенства. Однако, процесс совершенствования такого рода процедурных вопросов практически бесконечен. Поэтому лучше его принять в таком виде, а до введения его в действие (1 марта 2004 г.) у нас есть достаточно времени, чтобы изложить все поправки и ввести новый текст закона.

В том, что перед обедом не был принят закон о краевых стандартах по оплате жилья и коммунальных услуг нет никакой политики. Понятно, что принятие этого закона даёт определённые преимущества как раз нашим территориям. Они получают определённые гарантии в отношении того, на что могут претендовать для финансирования своих жилищно-коммунальных объектов. Если мы не примем этот закон, то администрация получит большую свободу. А главы районов будут стаптывать свои ботинки в приёмной Александра Валентиновича Новака. Спрашивается, кому от этого лучше? Поэтому, позиция некоторых депутатов, направленная на срыв принятия этого закона, по меньшей мере спорна".

По просьбе журналистов А.В. Усс коротко прокомментировал арест главы "Юкоса" Михаила Ходорковского:

- Я не считаю себя специалистом такого масштаба, - ответил он, - чтобы в полной мере оценить последствия этого ареста. Арест любого человека может означать либо взлёт, либо падение. У нас огромная страна, с большим запасом инерции. Поэтому роль личности в истории не стоит преувеличивать... Далеко идущих выводов о том, что это некая тенденция, на основании одного факта делать рано.

На вопрос, не возникало ли спорных моментов у законодательной власти с администрацией по отношению к "Юкосу", А.В. Усс ответил:

- Применительно к тому, чем мы занимались в отношении "Юкоса", могу назвать только неоднократное заслушивание администрации по поводу повышения цен на бензин и более неблагоприятной по отношению к краю ценовой политики в сравнении с другими регионами. Это, пожалуй, главный предмет интересов депутатов".

28 октября 2003 г.

"Пиррова победа?".

("Городские новости", 31.10.03)

Решением муниципальной избирательной комиссии Норильска повторные выборы главы заполярного города признаны действительными и состоявшимися. Таким образом, победу председателя Федерации профсоюзов ОАО "ГМК "Норильский никель" Валерия Мельникова, набравшего более 50 процентов голосов, на данный момент можно считать фактически узаконенной.

Однако, кроме признания победы Мельникова, избирательная комиссия приняла еще два решения. Они касаются жалоб соперников победившего кандидата по фактам допущенных им финансовых нарушений. Рабочая группа, занимавшаяся их проверкой, установила факт использования средств помимо избирательного фонда в размере 144 тысяч 64 рублей 47 копеек. Как показала проверка, на эти деньги были выпущены листовки, совершен перелет в Снежногорск, а также арендован зал. Комиссия посчитала, что данные финансовые нарушения позволяют признать выборы недействительными, и направила документы в суд. Если суд не признает обоснованными доводы комиссии, то регистрация победившего кандидата состоится 15 ноября.

Правда, по словам председателя крайизбиркома Константина Бочарова, судебное разбирательство по данному вопросу может затянуться на два месяца. Поэтому инаугурация, скорее всего, состоится до принятия окончательного решения по фактам нарушения. Если норильский суд отменит результаты выборов, то у Мельникова останется возможность отстаивать свою правоту в краевом и Верховном суде или покинуть свой пост.

Есть в этом деле еще один штрих: перед вступлением в должность главы Норильска Валерий Мельников должен будет снять с себя все полномочия, не совместимые со статусом мэра (должность профсоюзного лидера и статус депутата ЗС). И если суд признает выборы недействительными, вернуть утраченные полномочия уже будет нельзя.

"Второй судный день для Валерия Мельникова".

("Красноярский рабочий", 31.10.03, Эрих Пырх)

Политический небосклон над Норильском вновь заволакивают черные тучи - над заполярным городом нависла угроза признания несостоявшимися повторных выборов главы единого муниципального образования.

Было бы наивно полагать, что победивший в первом туре профлидер Валерий Мельников въедет в свою вотчину на белом коне под всеобщие рукоплескания да еще по ковровой дорожке, заботливо расстеленной "Норильским никелем". Поэтому не удивительно, что его путь к креслу мэра оказался долгим и тернистым. Вечером 29 октября избирательная комиссия Большого Норильска признала выборы главы города состоявшимися, а результаты голосования действительными. Установлено, что 26 октября Мельников и вправду набрал свыше 51 процента голосов избирателей. Но это еще полдела. Чтобы почувствовать себя полноправным победителем, он должен услышать приятное своему уху решение суда, который, как и в апреле, будет рассматривать вопрос об отмене регистрации Мельникова как кандидата на пост главы Норильска.

Разумеется, причины такого развития событий самые что ни на есть серьезные. Как сообщил информационному агентству "Норильские новости" председатель избиркома Виктор Садчиков, специально созданная рабочая группа установила факты финансовых нарушений при проведении агитационной кампании Мельникова. Потому комиссия и решила в ближайшее время передать дело в суд. Заседание избиркома, на котором будет обсуждаться регистрация Мельникова в качестве главы Норильска, намечено на 15 ноября. Видимо, ожидается, что к тому времени суд вынесет свой вердикт.

Заметим, что рабочая группа, как честно пишут авторы информационных сообщений, рождена именно "для расследования жалоб бывших кандидатов на пост главы Норильска на Валерия Мельникова". Такая вот адресная направленность получается. "Бывшие" же проявили завидную активность. Одну жалобу касательно финансовых нарушений подал Валерий Глазков, две "челобитные" на ту же тему составил Арсен Борисовец. Также были рассмотрены результаты работы по расследованию жалобы Юрия Маланина, обвинившего Мельникова в том, что тот не оплатил из избирательного фонда наем вертолета для агитационного полета в Снежногорск. Помнится, в прошлом году у одного из кандидатов в губернаторы края тоже были проблемы с оплатой своего полета, но все как-то обошлось.

А вот в случае с Мельниковым почему-то закрадываются сомнения по поводу того, что он отделается лишь легким испугом. Впрочем, пусть свое слово скажет суд, который у нас, как известно, самый гуманный и самый беспристрастный в мире. Давить на него не надо и злить тоже. А то вон Мельников со товарищи осерчали и ничтоже сумняшеся утверждают, что "Норильским никелем" ведется активная кампания с целью поставить под сомнение результаты голосования, причем чужими руками". Зачем же рубить сплеча, уважаемые? Мягче надо быть, толерантнее, глядишь, и получится конструктивный диалог.