Грядущая реформа местного самоуправления в России предполагает серьезные изменения на уровне муниципальных образований. По заявлениям ее инициаторов, реформа задумана с целью оптимизации политических и экономических процессов, происходящих в муниципалитетах. Тысячи больших и малых городов, собственно, и составляют Россию, и от того, как они будут жить дальше, зависит будущее страны.

О том, как живет в настоящее время один из небольших российских городов - Великие Луки (Псковская область) - корреспондент ИА REGNUM беседует с одним из региональных экспертов в области местного самоуправления, экс-депутатом областного собрания, известным общественным деятелем Александром Шулаевым.

- Александр Анатольевич, поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями и оценками событий, происходящих в Великих Луках за последние 5-10 лет?

- События, конечно, происходят, но в целом я не вижу, что город развивается. Есть какие-то внешние вещи, которые иногда бросаются в глаза, такие как появление красивых магазинов, кафе, ресторанов. Но тут надо принципиально увидеть одну вещь. Это все появляется в результате личного почина определенных лиц, и не более того, а не как следствие общей политики. И это касается всего, не только кафе и магазинов. Например, системы муниципальной или государственной поддержки строительства не существует вообще.

Если же мы возьмем сферы, которые непосредственно входят в компетенцию местных органов власти, то фактически везде возникают большие проблемы. По здравоохранению. В свое время оно начало развиваться в Великих Луках, когда каждое учреждение здравоохранения получило относительную юридическую самостоятельность. Тогда, на мой взгляд, пошли подвижки, у медиков появилось больше ответственности за свои учреждения. А потом это было благополучно уничтожено, и с того самого момента, за малым исключением, никакой активности в субъектах здравоохранения не стало.

Я, конечно, знаю, что следующий год хотят объявить годом здравоохранения города Великие Луки. Знаю, что в городе хотят создать филиал или вторую областную больницу. Но пока, никаких точных расчетов будет ли это выгодно, я, по крайней мере, не видел. Если все изменение сведется к повышению зарплат руководителей ряда учреждений здравоохранения, попавших под эгиду федерации и при этом сокращение количества специалистов и направлений деятельности здравоохранения, ничего хорошего не будет. Поэтому, я не вижу сегодня развития здравоохранения в городе Великие Луки. Если мы сюда добавим ситуацию с обеспечением медикаментами инвалидов и пенсионеров. Она самая худшая в области, на мой взгляд. У нас в Великих Луках есть два огромных прорыва количество маршрутных такси и количество аптечных магазинов. В тот же время муниципальные списки лекарств либо страшно сокращены, либо не востребованы.

- Александр Анатольевич, Вам, как директору школы, наверное, еще более знакома ситуация в образовании?

- Да, мы так же можем говорить об образовании. Это кому сказать, что каждой великолукской школе на летний ремонт было выделено всего по 10 тысяч рублей. Между прочим, эти средства идут не на какие-то учительские прихоти, а вкладываются в безопасность наших детей. Нужно все привести в порядок. У нас же летом вообще рассматривался вопрос об отключении школ от электроэнергии и от воды.

Вообще-то, Великим Лукам повезло. Здесь был учительский институт, который сделал мощный задел специалистов. Традиции и качество работы педагогов сохраняются. Но система образования жива, пока она существует в режиме развития. Я вижу, что руководители общеобразовательных учреждений устали от постоянной ситуации нищеты. Это и зарплата, и, собственно, финансирование учреждений. Можно сколько угодно искать спонсоров и просить деньги на образование, объясняя проблемы детства. Но здесь есть такая страшная штука, что это может войти в систему. И сфера образования, как государственная задача становится подмятая под себя местечковыми олигархами. И тогда все вопросы ответственности государства за стандарт обучения отходят на второй план.

- А насколько претензии по финансированию таких отраслей как здравоохранение и образование объективны по отношению к местным властям. Ведь у них есть стандартная отговорка об отсутствии средств из центра...

- Моя сфера конструктивной критики заключается не в том, что муниципальная власть виновата. Ответственность за ситуацию в конкретном городе Великие Луки - это общая ответственность власти областной и местной. Суть этой проблемы, на мой взгляд, кроется только в одном - в неправильном формировании консолидированного бюджета. Я помню, когда в середине 90-х стали отрабатывать стандарты финансирования районов и городов, то брался усредненный показатель по Псковской области. Понятно, что это были политические проблемы, и некие дивиденды в адрес Пскова, особенно при Прокофьеве, и города Велики Луки, несмотря на то, что здесь Мигров, они не очень-то учитывались. Нужно было завязать систему, при которой районы и города финансово будут зависеть от областного центра. Тогда была изменена система бюджета. И эта система была активно поддержана главами и депутатами, представляющими районы. Потому что в этой системе выигрыш оказывался у районных властей.

Город Псков, будучи и так относительно самодостаточен, пробил себе дополнительные законы, например, "об областном центре". В Великих Луках всегда существовала система, при которой требовательность местных органов власти в отношении консолидированного бюджета была скорее афишной. Суть заключается в том, что город Великие Луки - нищий. Схема заставляет отдавать финансы из города в областной центр. Поэтому еще раз хочу отметить. Можно конечно видеть некоторые аспекты чего-то красивого, появляющегося в Великих Луках. Но вымощенная новыми булыжниками центральная площадь не компенсирует трудности людей, которые вынуждены ползать до колонок за водой, и жить без тепла и горячей воды.

- Александр Анатольевич, надвигаются выборы мэра. Как Вы оцениваете деятельность нынешней городской администрации, и можно ли от выборов ожидать каких-либо изменений?

- Слухов, мнений событий накануне этих выборов происходит очень много. И эти выборы для Великих Лук будут совершенно другие по сравнению со всеми предыдущими. Во всех отношениях - технологических, информационных, личностных. Может быть, это противоречит тому, что я говорил ранее, но я убежден, что когда многие вещи списывают на одного человека это абсолютная ерунда. Алексей Андреевич Мигров, как глава в свое время исполнительной власти, советский руководитель и мэр сегодняшнего города, он должен быть как минимум почетным гражданином Великих Лук. Потому что в период жесточайшего кризиса, который был в стране, когда было правовое пустое поле, когда не было никаких средств, когда было два мощнейших удара, связанных с продуктовым обеспечением городов, Мигров все это выдержал на своих плечах. И гордиться этим ему совершенно объективно нужно.

Поэтому, любой человек, если соберется идти на мэра города, если он умный и честный, то он должен совершенно искренне сказать команда мэра сделала для города значительно больше, чем это можно было сделать в свое время. И не забывать, что они сделали. Другое дело, что вот этот режим выживания, в то время когда изменилась ситуация в стране, и стали принимаемы, прежде всего, те люди, которые идут на риск и на инновации, вот здесь оказалось, что стереотип выживания, который был, мешает развитию города. Второй аспект. Видимо Мигров и его команда завязаны более жестко в режим субординации и подчинения. В ситуации, когда идет разговор о личных прорывах, оказалось это тоже не востребованным и неэффективным для муниципальной политики. То есть, все сбои, на мой взгляд, произошли где-то в последние пять лет, особенно после дефолта 1998 года, когда надо было предпринимать что-то кардинальное.

- Каким, по Вашему мнению, должен быть руководитель города?

- На мой взгляд, любой, кто придет на пост мэра окажется в очень тяжелой ситуации. Сегодня в Великих Луках существуют две самых серьезных проблемы. Одна проблема - кадровая. Даже если представить количество муниципальных служб и учреждений всех видов, то в какой мере сегодня в каждой из этих служб подготовлены специалисты? Их ведь не готовили. И режим выживания заставлял чиновника делать все возможное, чтоб он был там единственным.

Вторая проблема это идеология города. Все же говорят, что Великие Луки необычный город. Здесь всегда жили люди высокого интеллекта в силу многих событий: когда сюда выселялись жители Санкт-Петербурга, когда он был областным центром. Мы же знаем примеры из истории, когда сильно развитая цивилизация или сообщество рушится, комплекс бывшего лидера, а ныне вдруг оказавшегося никем, он очень мощно развивается. И в Великих Луках идеология находится на какой-то пограничной зоне между упаднической и ура-патриотической.

Новому мэру будет необходима мощная идея. Я уверен, необходима консолидация великолучан. Консолидация с учетом того, что сегодня в Великих Луках живут люди очень разные. Здесь есть очень эффективные группы людей, которые были беженцами, особенно те, которые пришли из армии из разных уголков бывшего Союза. Есть сообщество людей, которые пришли из сельской местности. У них своя идеология, но они тоже очень сильны своими идеями. Есть интеллигенция с мощным потенциалом. Есть сообщество рабочих. В Великих Луках рабочий класс был очень востребован, так как здесь были очень сильные предприятия.

- Можно ли сегодня назвать имена основных претендентов на пост мэра?

- Пока никто официально не заявил о своем участии в выборах, мы можем говорить об этом на уровне домыслов. Да есть люди, которые сейчас пиарятся, есть люди, которые на слуху, есть какие-то социологические данные. На этот пост из старой команды может проявиться Мигров или его заместители Иванюк и Денисов. Никто сегодня не может запретить Мигрову, выставить свою кандидатуру. Нет правовых основ, тем более с появлением нового закона о местном самоуправлении. Может проявиться любое лицо, которое связано сегодня с промышленностью и с крупным бизнесом. Это может быть и Каракаев, это может быть и Митропольский, это может быть и Козловский, это может быть и Сергеенков. Сюда можно отнести и нынешнего председателя городской Думы Голубеву, которая завязана с макроэкономикой. А ее политическая карьера идет ей на пользу.

Могут проявиться люди, которые выстраивают сегодня свою политическую карьеру, которые уже заявили себя как экономисты нового бизнеса. Это и Спиридонов, и Матвеев, и Савельев. На мой взгляд, здесь может неожиданно проявиться фигуры, связанные с таким анклавом, как бывшие офицеры российской армии. Неожиданным ходом может оказаться посторонний человек, который будет привнесен в Великие Луки из администрации Псковской области. Неожиданной фигурой может стать проявление человека, связанного с коммунистической партией.

- Как Вы думаете, избиратели заинтересованы в смене руководства города?

- Надо посмотреть, какова сегодня ситуация с электоратом, на что он откликается, на что идет. Великие Луки сегодня достаточно необычный город по части расслоения населения. Очень значительная часть населения находится на грани нищеты. Много тех, кто элементарно не может купить себе кусок мяса. С другой стороны есть группа людей, которая обладает очень большими ресурсами. Это связано с той промышленностью и теми традициями, которые есть в Великих Луках. К сожалению, достаточно большая часть этой группы получила средства не путем труда. Соответственно, у нее отношение к своему материальному благополучию неадекватное. Она просто не понимает, что средства зарабатываются трудом, она не ценит труд. Есть еще мощный сегмент представителей армии, ветеранов, которые имеют тоже достаточно высокий уровень жизни. В то же самое время они испытывают очень серьезную потребность проявить себя. Вокруг этих сегментов и будет двигаться вся борьба.

Принципиально я считаю, что следующий мэр будет человеком, не завязанным на социальную политику, это будет человек, связанный с экономикой. Востребованность нынче такая. Последние выборы в областное Собрание при всех своих издержках все равно продемонстрировали то, что люди стали голосовать за тех, кто связан с реальным бизнесом. Второй принципиальный момент это будет раздел, между теми, кто представляет старую команду и теми, кто пойдет в мэры из новых сил. На мой взгляд, тут будет очень серьезный конфликт.

Второй конфликт между теми, кто завязан на некую структуру чиновничества в хорошем смысле этого слова, и теми, кто связан с реальной экономикой. Очевидно, что тем, кто занимается экономикой существующий бардак мешает развиваться. Это будет вторая составляющая конфликта. Третья составляющая будет ситуация с криминалом, который будет пытаться провести свою линию формирования местной власти и правоохранительных органов, которые тоже будут занимать определенную позицию По моему мнению, по этим трем основным аспектам и будет строиться избирательная кампания 2004 года в городе Великие Луки.