Столица Кузбасса - Кемерово - испытывает острую нехватку бюджетных доходов. Как пишет "Кузнецкий край" по расчетам, которые объявил глава Кемерова Владимир Михайлов, в 2004 году доходы городского бюджета составят 3 млрд. рублей, в то время как расходов потребуется произвести на 4,5 млрд. рублей, в том числе, на заработную плату - 1,6 млрд. рублей, на поддержку жилищно-коммунального хозяйства - 1,1 млрд. рублей. В связи с дефицитом городского бюджета 2004 года глава Кемерова обратился к предпринимателям с обращением делать добровольные взносы в казну города. Что касается такого возможного резерва снижения расходов как сокращение аппарата городской администрации, то, по оценке Михайлова, он весьма незначительный - на содержание 620 чиновников идет не более 1% городского бюджета. В 2003 году городской бюджет Кемерова также был сформирован с дефицитом, но значительно меньше, чем в 2004 году - 1 млрд. рублей против 1,5 млрд. рублей.

"Кузбасс" в статье "Как предают... преданья старины" рассказывает о скандальном нарушении федерального законодательства в Новокузнецке. Этому городу более 380 лет, и часть его территории, Кузнецкий район, с 1986 года официально значится "землей историко-культурного значения". Поэтому при строительстве или проведении иных земляных работ нужно считаться с археологами, но на деле, пишет "Кузбасс", этого не происходит. Более того, сравнивает издание положение с соседними регионами, только на территории Кемеровской области не считаются с юридическими правами исторических памятников. При прокладке магистрального кабеля связи в Красноярском крае и в Новосибирской области считались, а в Кузбассе тут же забыли. В Кузнецком районе в непосредственной близости к Кузнецкой крепости, с которой в 1618 году начиналась история города, провели и продолжают вести множество строительных работ, разрушая руины зданий XVII - начала XVIII вв. Более того, в регионе практикуется купля-продажа земель с исторической "начинкой", запрещенная Земельным кодексом России. В результате этого в одном из дачных поселков были снесены два известных науке древних городища. Археологи Новокузнецка пытаются сопротивляться такому варварству, но без особого успеха. Ничего не пишет газета и о реакции прокуратуры на эти нарушения.

"Кузнецкий край" под заголовком "Коршуновская нужна Кузбассу" публикует отклик губернатора Кемеровской области на переход Коршуновского горно-обогатительного комбината (Иркутская область) под контроль "Стальной группы "Мечел". Группа была сформирована акционерами угольной компании "Южный Кузбасс". В этом году "Мечел" выкупил Коршуновский ГОК у компании "СУАЛ-Руда", восстановил производство на ГОКе (в прошлом году комбинат простаивал) и начал закупать рудный концентрат для своих нужд. Затем после некоторой борьбы с Западно-Сибирским меткомбинатом (Кемеровская область) и Федеральной службой по финансовом оздоровлению добился заключения мирового соглашения (на ГОКе шла процедура внешнего управления). Тулеев в передаче "Кузнецкого края" считает, что "Западно-Сибирский меткомбинат" и "ЕвразХолдинг", который стоит во главе этого комбината, борьбу за Коршуновский ГОК пока проиграли". Затем Тулеев делает прогноз: "на "Коршунихе" народ просто восстанет потому, что платят по три тысячи рублей, и то, не знаю, своевременно или не своевременно, технология там нарушена, руды столько на Урал не нужно, она все равно нужна Запсибу". По мнению Тулеева, пишет газета, "Коршуновский ГОК в конечном итоге станет одним из цехов Запсиба, но на это нужно время". Чтобы его выиграть, администрация Кемеровской области "рассмотрела вопрос развития рудной базы юга Горной Шории" (Кемеровская область).

Экономический еженедельник "Авант-ПАРТНЕР" рассказывает о состоянии дел в пищевой промышленности Кузбасса. По оценке издания, отрасль растет небыстро, зато стабильно. Кроме того, она обеспечивают значительную долю налоговых поступлений в региональный бюджет. Правда, кузбасских предприятий пищевой промышленности нет в списке крупнейших в России, и даже в Сибири, и нет даже ни одного предприятия, которое бы имело оборот больше 1 миллиарда рублей. Подавляющее большинство пищевых предприятий региона имеют средние и небольшие размеры. И только в последние два года отрасль стала интересна для крупных инвесторов из других сегментов промышленности, например, из угледобычи и металлургии, а также для инвесторов из других регионов. В то же время на рынке Кузбасса широко представлена продукция предприятий из соседних регионов, причем не только из таких признанных агропромышленных регионов как Алтайский край или Новосибирская область. Это означает, что кузбасский пищепром, хоть и растет, по-прежнему не покрывает всего внутреннего спроса областного рынка. С одной стороны, всё это - показатель определенного отставания в развитии пищевой промышленности Кузбасса, которое осталось еще со времен великих строек коммунизма. Тогда основное внимание уделяли углю и металлу, а также большой химии. С другой стороны, это еще и свидетельство того, что частный капитал до недавнего времени предпочитал добиваться контроля над крайне выгодными для него экспортноориентированными активами, за контроль над углем и металлом, и оставлял без внимания пищевую промышленность. Ситуация стала меняться, пишет "Авант-ПАРТНЕР", только в последнее время, причем, без особой промышленной политики со стороны государства, без какого-то вмешательства со стороны региональных властей. В первую очередь потому, что становится очень привлекательным внутренний потребительский рынок. Доходы населения, пусть и пока весьма невысокие, растут быстро, капитал стремится на этом заработать. Благодаря этому в пищевой промышленности Кузбасса формируются несколько крупных (относительно, конечно) холдингов, в частности, в молочной промышленности, в производстве кондитерских изделий, в хлебопечении и в переработке зерна.

"Наша газета" провела опрос руководителей предприятий, компаний и банков Кузбасса на тему, "как удвоить заработную плату в стране". Руководитель городской телефонной станции Кемерова Александр Сапунар видит резервы роста зарплаты в том, что существует перекос в доходах работников и руководителей предприятий, руководителей и собственников. Доходы перераспределяются в пользу последних. Кроме того, слишком много льгот, например, в системе связи в Кемерове таковых 45 тысяч. По мнению Сапунара, логичнее было бы не давать льготы, а повышать пенсии и зарплаты. В таких обстоятельствах зарплату можно удвоить и не за 7 лет, а за 4 года. По мнению Александра Альтерготта, гендиректора ООО "Агро" (производство сельхозтехники), удвоение зарплаты невозможно без удвоения валового внутреннего продукта, что, в свою очередь, невозможно без подъема сельского хозяйства. Михаил Гребенников, завотделом кемеровского отделения Сбербанка, считает, что для удвоения ВВП нужно "вкалывать, чтобы за ушами трещало". Кроме того, по его мнению, еще с социалистических времен на предприятиях осталось слишком много работников, то, что должен делать один, делают пятеро, получая в 10 раз меньше.

"Авант-ПАРТНЕР" сообщает о том, что правительство Москвы оказалось в сложном положении, вложив в развитие золотодобывающей промышленности Кузбасса немалые деньги. Москва может потерять их полностью, поскольку золота на разрабатываемом месторождении оказалось немного. В конце сентября правительство Москвы попыталось продать 60-процентный пакет акций ОАО "Горнорудная компания "Кемерово-Москва" ("КЕМО"), но на аукцион не было подано ни одной заявки, не помогло и продление сроков подачи заявок и перенос торгов на две недели. Между тем, под гарантии правительства Москвы компания "КЕМО" получила от Банка Москвы крупный кредит (более 30 млн. рублей) и более 20 млн. рублей бюджетных ассигнований на развитие добычи золота на Федоровском месторождении. В июле 2000 года во время визита в Кузбасса мэра Москвы Юрия Лужкова было заключено специальное соглашение между Москвой и Кемеровской областью, которое предусматривало инвестиции Москвы в разработку Федоровского месторождения золота в Междуреченском районе. В тот момент москвичам обещали, что в месторождении находится до 20 тонн золота. Промышленную добычу золота планировалось развернуть как раз к 2003 году, но проведенная "КЕМО" разведка показала, что столь значительных запасов золота на месторождении нет.

"Наша газета" рассказывает о том, что одно из районных отделений Пенсионного фонда на территории Кемерова регулярно лишает многих кемеровчан права на льготную пенсию (по вредности производства). Комиссия из специалистов фонда исследует обстоятельства работы таких пенсионеров, решает, что вредных условий, например, наличия такого вредного газа как хлор, на этом рабочем месте нет, и прекращает платить пенсию. Причем, делается это без предупреждения. Приходится работникам защищать свои права в судах, что не всегда эффективно - разбирательства идут месяцами, а жить на что-то надо. Между тем, специалисты фонда не разбираются в химической промышленности и условиях труда на предприятиях данной отрасли, чтобы делать какие-то выводы. Кроме того, задача установления пенсии, ее льготности и других условий получения - это задача взаимоотношений между страхователем (предприятием) и страховщиком (пенсионным фондом). Застрахованный здесь не причем, но именно его пенсионный фонд делает крайним.