"Наша газета" сообщает об уходе из Кемеровской области международной гуманитарной организации "Врачи без границ", специалисты которой более 6 лет помогали местным медикам справиться с распространением туберкулеза. Минздрав России не согласился с предложенной "Врачами без границ" методикой применения "препаратов резерва" для лечения особо тяжелых больных, тех, у кого туберкулез приобрел форму, устойчивую к множеству лекарств. У Министерства нет экспериментальной базы подобной методики, поскольку в советскую эпоху с таким туберкулезом не сталкивались. Минздрав предложил лечить "препаратами резерва" всего 3 месяца вместо предлагаемых "Врачами без границ" двух лет. Иностранные медики, применявшие свою методику, кстати, одобренную Всемирной организацией здравоохранения, в других странах, и в ответ на отказ российского ведомства решили отказаться от работы в Кузбассе. Между тем, за 6 лет их работы, отмечает "Наша газета", удалось многое сделать. Например, в Мариинске (в этом городе сконцентрировано много колоний и тюрем) "Врачами без границ" было устроена специальная лаборатория, благодаря содействию этой международной гуманитарной организации смертность от туберкулеза в кузбасских колониях с 60-90 случаев в месяц сократилась до 1-2 случаев. Правда, на воле и заболеваемость туберкулезом, и смертность от него продолжают расти. Именно в эту сферу планировали перенести центр тяжести своей работы "Врачи без границ", но из-за разногласий с российским Минздравом вынуждены уйти из Кузбасса.

"Край" продолжает рассказывать об особенностях законотворчества в Кемеровской области. По данным газеты, областной совет народных депутатов недавно одобрил заключенные еще 5 лет назад соглашений администрации Кемеровской области с Монголией и Беларусью. И сделал это не законами, как это положено по региональному законодательству, а постановлениями. "Край" недоумевает, зачем недавно понадобилось ратифицировать соглашения с Монголией и Беларусью с помощью постановлений, если три года назад по этому поводу были приняты законы Кемеровской области. Получается, что соглашения одобрены дважды юридически разными документами. Другой казус кузбасского законотворчества, описываемый газетой, - многочисленные ошибки в издаваемых решениях совета народных депутатов. Например, в постановлениях о награждениях (они случаются в Кузбассе довольно часто) были отмечены случаи, когда одного и того же человека "награждали" дважды в одном и том же постановлении. В другом случае областной совет произвел "реформу" календаря - нумерация законов, принятых в 2002 году, но подписанных в 2003 году, была продолжена. Вместо того чтобы начать с января нумерацию с №1, законодатели продолжили выпуск законов с нумерацией 2002 года, начиная с №114 по №124. И только 29 января 2003 года на свет появился закон за №1 за 2003 год. Между тем, по регламенту облсовета нумерацию законов положено начинать заново с 1 января нового года.

Экономический еженедельник "Авант-ПАРТНЕР" сообщает о начале производственной деятельности с 1 октября ОАО Новокузнецкий металлургический комбинат (НкМК). Это вторая попытка одного из самых старых предприятий региона, Кузнецкого меткомбината, вписаться в рыночную экономику. Первая в 90-е годы прошлого столетия закончилась неудачей - предприятие не сумело войти в рынок, стало банкротом, пережило реструктуризацию и продажу. Предпосылки успеха у новой попытки, конечно, есть, тем не менее, нового собственнику НкМК, компании "ЕвразХолдинг", предстоит еще многое сделать, чтобы ветеран советской индустрии заработал стабильно, с прибылью и перестал быть "социальным проектом". В ОАО "Новокузнецкий металлургический комбинат", уставный капитал которого составляет 1 млн. рублей, переведены активы "дочки" КМК, ООО "Рельсы КМК". Сама "дочка" была создана еще в конце 2001 года, а 28 января этого года была продана в рамках конкурсного производства за 793,5 млн. руб. ООО "Спецмаш-ТМ", одной из структур "ЕвразХолдинга". От бывшего КМК Новокузнецкому меткомбинату достались коксохимическое производство, доменный, электросталеплавильный, рельсобалочный и листопрокатный цеха, цех сортового проката, копровый цех, управление железнодорожного транспорта, цех ремонта металлургического оборудования и некоторые другие подразделения. В них занято около 12,5 тыс. человек (на старом КМК трудилось более 30 тыс. человек). Чтобы соответствовать требованиям современного металлургического рынка НкМК уже начал реконструкцию своих основных производств, в первую очередь, рельсобалочного цеха. В то же время в Новокузнецкий меткомбинат не вошла значительная часть старого КМК. Семь металлургических цехов остались в составе ООО "Сталь КМК", их объединения с НКМК пока не планируется. Не исключено, что "ЕвразХолдинг" сохраняет эту часть старого КМК в работе, пока исключительно благоприятна конъюнктура на металлургических рынках России и мира. В дальнейшем с ухудшением ситуации на рынках металлопродукции, делает прогноз "Авант-ПАРТНЕР" основные производства "Стали" придется закрыть.

"Край" публикует интервью с одним из самых богатых людей Кузбасса, банкиром и углепромышленником Тимуром Цориевым, владельцем трех угольных предприятий и банка "Тайдон". Одновременно он последовательный сторонник и активист компартии России. По его словам, всего своего капитала он добился сам, заработал, ни в какой приватизации не участвовал. Сегодня его предприятия добывают 2,5-3 млн. тонн угля в год, ему поступают предложения о продаже угольного бизнеса. Возможно, если "договоримся на определенных условиях", он будет продан, но при этом "уходить" из Кузбасса Цориев не собирается. Бизнесмен не скрывает, что не является сторонником нынешнего президента России, он критически оценивает сегодняшнюю партию власти, "Единую Россию", сравнивая ее с движением "Наш Дом - Россия", которое развалилось сразу же после того, как ушел с поста председателя правительства России Виктор Черномырдин. "Единую Россию" Цориев называет "сектой чиновников". Деятельность Путина бизнесмен оценивает также критически: "крупных дел не видно, больших достижений в области внешнеполитической деятельности тоже не ощущается". При этом к Зюганову у Цориева вопросов нет, он, по его мнению, - "государственный, политический деятель, хороший аналитик, хотя у него и нет харизмы". У Цориева, по его оценке, "ровные деловые отношения" с губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым. Что касается политики власти в отношении капитала, то мнению кемеровского бизнесмена, "сегодняшняя власть (вопрос был о региональной власти в Кемеровской области) защищает, и будет защищать интересы крупного капитала". Тем не менее, деятельность региональной администрации в отношении крупного капитала Цориев оценивает положительно: "посмотрите, сейчас по утрам остановки переполнены, люди работают, получают зарплату, требуют, чтобы платили больше.... Вот это работа капитала, работа (областной) администрации". Сам себя Цориев относит к предпринимателям, ему нравится это русское слово, деньги, по собственному признанию, он зарабатывает, а "делают деньги проститутки и воры". Живет собственной жизнью, не имеет дачи, охраны, курит "обычные" сигареты - Марлборо, проживает в обычном панельном доме, "как все".

"Кузбасс" берет интервью у Виктора Булгакова, главы крестьянско-фермерского хозяйства, который уже 15 лет назад отделился от общественной системы хозяйствования. По его мнению, "чем быстрее уйдут в прошлое колхозы и совхозы, тем выгоднее будет для России". Потому, что в "умирающих" колхозах и совхозах крестьяне практически ничего не получают, одна надежда - добыть корма для своей скотины, да работа на приусадебном участке. В родной деревне Булгакова на Алтае - "сплошное воровство", но на предложение Булгакова "брать свои паи и выходить из колхозно-социалистической резервации", мужики ответили: "Где наши наделы и как их получить?" Получается, отмечает фермер Виктор Булгаков, что земельный вопрос в России до сих пор не решен. Вот и сейчас законодатели Кузбасса предлагают начинать оборот сельскохозяйственных земель с минимального участка в 300 га. Но для семьи, по оценке Булгакова, такой надел неподъемен, хватит и 50 га паевого надела. Фермер не согласен, что минимальное ограничение направлено против излишнего дробления земельных участков, по его мнению, опыт землепользования за рубежом, например, в Америке показывает, что такие минимальные ограничения совсем необязательны, главное, чтобы мужик был работящий и с головой. Виктор Булгаков считает, что развитие фермерского хозяйства в России сдерживает неразрешенность вопроса о земле. Вообще-то перераспределение земли уже произошло, но та, что осталась в колхозных резервациях не может попасть в руки крестьян, приходится ждать, пока колхоз не развалится. По данным Булгакова, много земель в Кузбассе, хороших сельскохозяйственных угодий брошено потому, что их неудобно обрабатывать, нет хороших дорог к ним. До коллективизации для таких участков существовали заимки или хутора, надо поддерживать государством энтузиастов, которые будут браться за освоение таких земель.

Ко Дню машиностроения экономический еженедельник "Авант-ПАРТНЕР" анализирует состояние машиностроительной отрасли в Кемеровской области. В отличие от предыдущих лет хронического кризиса, в этом году машиностроительная промышленность Кузбасса демонстрирует очень высокие темпы роста, самые высокие за последние годы. В первом полугодии прирост производства в отрасли составил 21%. Это в полтора раза быстрее, чем темпы роста в угольной промышленности и в 3 раза выше средних темпов роста промышленности региона в целом. Причины роста машиностроительной отрасли некоторые специалисты объясняют ее небольшими ее размерами. Действительно, на долю машиностроения приходится всего 5% объемов промышленного производства Кузбасса, и успешная работа всего 2-3 предприятий дает заметную прибавку по всей отрасли. Причем по масштабам металлургии или угледобычи эти заводы и к крупным предприятиям отнести нельзя, всего несколько сот миллионов рублей товарной продукции в год (столько дает одна шахта средних размеров). В Кемерове, например, почти весь рекордный прирост обеспечил завод "Кемеровохиммаш", объемы производства которого еще недавно составляли несколько миллионов рублей в месяц, а сейчас несколько миллионов рублей в неделю. "Юргинский машиностроительный завод" увеличил выпуск продукции больше, чем в полтора раза, а его долю приходится около пятой части всего кузбасского машиностроения. В то же время, по оценке издания, для расширения производства машиностроительным заводам Кузбасса понадобилось увеличение спроса со стороны потребителей, а затем успешное на него реагирование. И главной предпосылкой для этого стало, конечно же, решение проблемы собственности. Приход новых хозяев на "Кемеровохиммаш", включение его в многоотраслевой холдинг (другие его участники разрез "Черниговец", "Северо-Кузбасская энергетическая компания", "Алтай-вагон", компания "Новотранс") дало толчок развитию предприятия. Смена собственника на "Юрмаше" обеспечила определенный приток инвестиций, кроме того, заводу не нужно рассчитываться с кредиторами, пока действует, введенное год назад внешнее управление - в итоге, завод быстро растет. Интеграция с сырьевыми отраслями, в первую очередь, с угольщиками, основным заказчикам кузбасских машиностроителей способствовала стабилизации некоторых других предприятий отрасли.