Станислав Тарасов: Выйдут ли Анкара и Дамаск на прямые контакты
Турция не собирается развязывать войну против Сирии. Так премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган прокомментировал решение национального парламента о выдаче годового мандата правительству на ведение военных операций в Сирии. При этом он сослался на опыт Афганистана и Ирака, где ситуация, по-прежнему, остается нестабильной.
Решение турецкого парламента стало ответом на обстрел турецкого города Акчакале. Напомним, 3 октября, снаряды, выпущенные с территории Сирии унесли жизни пяти человек. Одиннадцать человек получили ранения. Турция нанесла ответный удар в зону, откуда был нанесен удар. Ранее, когда в июне в воздушном пространстве Сирии в Средиземном море был сбит турецкий самолет-разведчик, турецкое политическое и военное руководство проявляло сдержанность и хладнокровие. Но на сей раз парламент страны сделал первый шаг в сторону войны, что не может не настораживать. Размахивая перед Дамаском жупелом вооруженной интервенции, Анкара пытается действовать с позиции силы, что сужает возможности политико-дипломатического урегулирования сирийского кризиса. Поэтому вооруженный конфликт между двумя соседними странами, как считает даже официальный представитель Пентагона, "только ухудшит общую ситуацию". Именно это обстоятельство не может не настораживать, поскольку по словам главы МИД России Сергея Лаврова, сирийский кризис стал приобретать трансграничное значение и может развалить хрупкую систему региональной безопасности.
Более того, пограничный инцидент хронологически совпал с серией жестоких терактов в Алеппо. Причем, как заявил глава МИД России Сергей Лавров, "Совет Безопасности всегда реагировал на крупные теракты и всегда их осуждал". Но на сей раз, по его словам, "то, что наши западные коллеги уходят от этого, в данном случае нас очень заботит". Это - первое.
Второе: различные инциденты на турецко-сирийской границе с трагическими последствиями, происходили и раньше. Достаточно вспомнить, как недавно вооруженные отряды сирийской оппозиции захватили крупный пограничный пост на границе с Турцией, а к 877-километровой границе с Сирией стягивались сухопутные силы, а также боевая авиация. Одновременно Анкара обвиняет сирийцев в поддержке курдских боевых группировок. Заметим также, что ранее позиции Сирии поддерживал президент Египта Хосни Мубарак, но после его отстранения от власти, в Анкаре определенные силы, видимо, решили: "Пора!". Да и причин достаточно: в 1938 году французы передали Турции провинцию Хатай. Кроме того, не утихают споры из-за водных ресурсов реки Евфрат. Плюс к этому - транзитные возможности Сирии по поставке энергоресурсов из Персидского залива на мировой рынок. Поэтому складывается устойчивое ощущение, что Турция, используя феномен "арабской весны", предпринимает попытку решить сирийскую проблему, но с опорой на Запад. Самостоятельно решиться на вооруженный конфликт с Сирией она пока не в состоянии.
Что же в итоге? Евросоюз в связи с пограничным инцидентом выразил солидарность с турецкой стороной и призвал соседей к сдержанности. В Брюсселе прошло заседание союзников по НАТО, но вопрос о применении силы в отношении Сирии не обсуждался. Совет Безопасности ООН выпустил официальное заявление, осуждающее Сирию за обстрел приграничного турецкого города Акчакале. В то же время, как отмечается в документе, произошедшее показывает, насколько сильно кризис в Сирии "оказывает влияние на безопасность соседних государств и на стабильность региона в целом". Все это свидетельствует о том, что мировая дипломатия утратила возможности урегулировать сирийский кризис, который, по словам главы МИД России Сергей Лаврова, "загнан в угол". Это и открывает возможности для осуществления на Ближнем Востоке самых невероятных политических и геополитических сценариев, включая и вовлечение Турции в вооруженный конфликт.
Москва выход из ситуации усматривает в необходимости совершения следующих промежуточных шагов. По-первых, как заявил Лавров, Дамаск должен публично квалифицировать инцидент с обстрелом турецкой приграничной территории как "трагическую случайность". "Важно, чтобы Дамаск публично об этом заявил", - подчеркнул российский министр. Это уже состоялось. Как сообщил заместитель премьер-министра Турции Бешир Аталай, "сирийская сторона признает свою вину и приносит извинения. Она заверила, что такого впредь не повторится". Второе: как считает Лавров, "сирийские и турецкие власти должны установить прямую связь, чтобы обсуждать вопросы беженцев и ситуацию на границе". Анкара опрометчиво отозвала из Дамаска своих дипломатических представителей, и теперь ей приходится решать возникающие проблемы через другие столицы, что очень осложняет положение. Если, конечно, не считать генерального консульства Сирии в Стамбуле, поскольку посол Сирии в Анкаре ранее был объявлен персона нон грата из-за обострения двусторонних отношений.
Примут ли предложение Москвы Анкара и Дамаск, и кто первым проявит инициативу на этом направлении? Ответа на этот вопрос пока нет. Решение же турецкого парламента о выдаче годового мандата правительству на ведение военных операций в Сирии напоминает пьесу: если в первом акте повесили ружье, то в последнем акте оно должно обязательно выстрелить.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Россия ответит на возможную просьбу Абхазии о поставке электроэнергии
- Украинки массово поверили в фейк о принудительном переименовании Татьян